Поведение в экстремальных ситуациях. Профилактика зацепинга

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Занятость родителей и неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг в дальнейшем приводит к большим проблемам в семье и за ее пределами.


В эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей, особенно трудно приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью и противоречивостью. Для подросткового возраста характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все». Отклоняющееся поведение подростков извечная проблема педагогики.


В силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления экстремального поведения у подростков: поездок снаружи поездов, неформальных передвижений по высотным точкам зданий, исследований искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и т.д.


Что объединяет эти проявления, кроме опасности? Это, конечно, погоня за адреналином. Запрещать данные действия бесполезно, запреты вызывают только больший интерес. Вывод один - надо искать альтернативу.


Виды современного экстремального досуга несовершеннолетних:


Зацепинг (трейнсерфинг) - относительно новое экстремальное увлечение несовершеннолетних, пришедшее с Запада, которое сегодня превратилось в серьезную проблему для железной дороги.


«Зацеперы» цепляются снаружи за выступающие части поездов (различные поручни, лестницы, подножки и другие конструктивные элементы вагона или локомотива), устраиваются на сцепках между вагонами или даже забираются на крышу, и, таким образом, проезжают несколько станций. В год на железных дорогах страны гибнет несколько сотен подростков.


В результате мониторинга социальных сетей в интернете, можно отметить, что зацепинг обычно рассматривается практикующими его пассажирами либо как экстремальное развлечение, либо как свободный способ езды при поездке на поезде куда-либо, обладающий, по их мнению, рядом преимуществ по сравнению с ездой в вагоне:


- получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, одиночном локомотиве, пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т.д.).

По мнению ряда трейнсерферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Полицейские регулярно проводят рейды на станциях, но зацепинг становится только популярнее. Нарушителю грозит лишь небольшой штраф - всего сто рублей. Многие воспринимают это как плату за экстремальный способ проезда.

Так, только за 2012 год на территории Московского транспортного узла травмировано 12 несовершеннолетних москвичей и 29 подростков - жителей Московской области, со смертельным исходом: 7 жителей Москвы и 22 - Московской области.

Руфинг (от англ. roof - крыша, крышелаз) - передвижение по высотным точкам зданий. Несовершеннолетние становятся руферами по разным причинам: интерес к панораме верхнего обзора, возможность отдохнуть от суеты, чувство свободы и прочее, этот вид экстрима руферы считают самым романтичным.

Бейскламберы (от англ. clamber - карабкаться, цепляться, взбираться, трудный подъем) поднимаются на вышки без страховки, при том чем выше они забираются, тем больше получают адреналина. Заброшенная вышка в Электростали высотой215 метров считается самой культовой. Одни ищут вверху адреналин, другие - избавление от страха высоты, третьи - романтичную панораму сверху.

Не меньшая опасность угрожает бейсджамперам (от англ. jump - прыгать). Они прыгают с высоты со специальным парашютом.

Среди столичных подростков популярен паркур. Его фанаты используют такие основные факторы, как сила и ее правильное приложение. Используя свое тело, по их мнению, надо уметь как можно быстрей оказаться в определенном месте. При этом они руководствуются принципом «нет границ, есть лишь препятствия, которые можно преодолеть». Один парень написал на форуме: «Если я умру за паркур, то буду знать - прожил жизнь не зря, не умер за креслом компа, а погиб в полете».

Диггерство (от англ. digger - копатель) - исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому оно считается увлечением в основном мужской части несовершеннолетних, однако девушки тоже нередкие гости подземелий. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения - бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро и метрострой. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству, хотя проникновение на такие закрытые объекты преследуется по закону.

Среди столичной молодежи насчитывается множество поклонников индустриального туризма, так называемых сталкеров (от англ. stalker - упорный исследователь, охотник, ловчий) . Это любители подвергать себя огромному риску в различных подземельях, заброшенных бомбоубежищах и других опасных местах.

Проблема «экстремалов» пришла к нам с Запада. И это не только проблема подростковой психики, которая рвется к выплеску эмоций. Это проблема социальная.

С подростками работают различные организации. Ими занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационные, центры, культурно-досуговые учреждения, но эта работа не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в которую входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей - а это, в первую очередь, задача родителей.

По материалам Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Головинского района (с использованием материалов ГЦ "Дети улиц")

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.

В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными

правилами этики, языком общения. В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года.

В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов),

приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек.

А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли

16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени,m самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

Направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

Низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми,организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

По мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

Осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового

досуга);

Использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

Осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

Организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

В образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

Способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

Способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных

объединений;

Организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

Обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и тд.;

Обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении

необходимо:

Повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические

мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов

зацепинга.

Основные приемы работы:

Выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

При выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Одним из главных условий повышения эффективности профилактической работы

является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей.

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений) и родителей

Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

Подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица .

На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь,

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального ) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

  • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
  • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
  • неэффективность досуговой системы;
  • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  • расширенный обзор окружающей местности;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
  • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
  • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
  • по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.
«Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
  • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
  • падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

Родителям необходимо:

  • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

Тезаурус

Бекрайдинг - зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самая распространённая и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

Битвинвагонрайдинг - езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга. Также на сленге трейнсёрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка».

Бортвагонрайдинг - проезд снаружи электрички (с боку).

Зацеперы - любители езды на крыше поезда.

Руфрайдинг - проезд на крыше поезда.

Трейнсёрфинг (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

Фронтрайдинг - проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Фрустрация (от лат. frnstratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка.

Зачастую причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

  • 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности - определяет экономические затраты
  • 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость - дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
  • 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
  • 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
  • 1. Кабинет доврачебного приема.
  • 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
  • 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
  • 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
  • 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
  • 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
  • 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
  • 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
  • 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
  • 4. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
  • 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
  • 2. Отметить количество сантиметров.
  • 3. Записать данные измерения в температурный лист.
  • 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
  • 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
  • 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
  • 1. Экстренной медпомощи:
  • 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
  • 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
  • 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
  • 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
  • 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
  • 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
  • 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
  • I. Медико-демографические показатели.
  • II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
  • III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
  • IV. Показатели физического развития населения.
  • 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
  • 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
  • 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
  • 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
  • 3. Определение типа наследования заболевания.
  • 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
  • 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
  • 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
  • 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
  • 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
  • 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
  • 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
  • 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
  • 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
  • 2) Нетрудоспособностьделится на:
  • 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
  • 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
  • 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
  • 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
  • 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
  • 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
  • 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
  • 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
  • 1) Непосредственно в процессе труда;
  • 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудо­вой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
  • 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
  • 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
  • 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
  • 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
  • 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
  • 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
  • 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
  • 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
  • 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
  • 1. Социально – бытовая реабилитация;
  • 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
  • 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
  • 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
  • 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
  • 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
  • 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
  • 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
  • 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
  • III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
  • 3. Фото-терапия в тренинговой работе
  • 1) Формирование зож у населения.
  • 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
  • 1. Санитарная профилактика.
  • 2. Специфическая профилактика.
  • 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
  • 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
  • 2. Пути передачи
  • 2.1 Половой путь передачи зппп
  • 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
  • 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
  • 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).

    Конспект.

    Этика (греч. ethika, от ethos -- обычай) -- философская на-ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы-вает практическую деятельность человека.

    Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-тельности, обладает специфической, только ей присущей со-вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

    Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо-ты является профессиональная мораль специалистов, а пред-метом -- возникающие в процессе работы этические отноше-ния, этическое сознание и этические действия социальных ра-ботников.

    Целью этики социальной работы является обеспечение и под-держание социально одобряемых содержания и сущности про-фессиональной деятельности, а задачей -- нормативная регла-ментация отношений, поведения и действий отдельных пред-ставителей профессиональной группы и их объединений, фор-мирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.

    Социальная работа, как и любая де-ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

    Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци-альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

    Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга -- человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа-том является достижение блага клиента, решение его проблем.

    Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, рег-ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-ной защиты и их работников.

    Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства -- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых -- «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели -- «использование деструктивных средств приводит к трансфор-мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо-ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

    Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-ной цели.

    Конечный результат. Результат -- это естественный ожи-даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре-зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель -- это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-ко отличается реальное от идеального -- зависит и от объектив-ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-же должен хорошо знать о возможных объективных препят-ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

    Современная молодежь — это отдельное сообщество людей со своими интересами. Молодость — именно тот период нашей жизни, когда мы обретаем своё собственное Я, формируемся как личности и стремимся к успеху. В этом возрасте мы приобретаем ценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем. Современная молодёжь склонна ко всяким развлечениям. В последнее время становится всё более популярным среди подростков экстремальные виды развлечений. К ним относятся

      Руфинг

      Зацепинг

      Паркур;

      Стритрейсинг;

      Джампинг;

      Скалолазание.

      Сноубординг и горные лыжи.

      Маунтинбайк

      Скейтбординг

      Трюковой мотоспорт и многие другие

      Зацеперы — головная боль железнодорожников

      Такое явление, как зацепинг пришло в Россию с Запада с опозданием примерно на десятилетие. Правда, по количеству жертв среди приверженцев этого опасного и безрассудного увлечения Россия и другие страны СНГ уже успели догнать и перегнать Запад. Сегодня по этой причине погибает не меньше подростков и молодых людей, чем в предыдущие годы.

      Зачем люди занимаются зацепингом? Есть три основные причины, почему пассажиры занимаются зацепингом:

      Во-первых, зацепинг массово распространён в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов. Так, в среднем снаружи одного поезда в час пик там может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров.

      Во-вторых, зацеперы не платят за проезд, поэтому такой способ передвижения помогает им сэкономить.

      В-третьих, во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них — это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.

      Опасности зацепинга

      Зацепинг — крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.

      Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам:

      • падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава;

        столкновение с препятствиями по ходу движения (например платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);

        удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.

      Как в России наказывают за зацепинг?

      В России наказывают за зацепинг. Так, проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). Штрафы и предупреждения зацеперов никоим образом не сдерживают, как и тот факт, что в случае трагедии машинист поезда обязан доложить о случившемся и лично осмотреть место происшествия. Разорванные и окровавленные куски плоти — зрелище тяжелое даже для самой стабильной психики.

      На московских электричках зацеперы — не редкость. В погоне за адреналином молодые люди идут на все более рискованные трюки. К примеру, бежать по крыше движущегося поезда, перепрыгивать с вагона на вагон и зависать в воздухе, когда поезд поворачивает, держась одной рукой за кромку крыши. Сами они считают, что никакой опасности нет.

      Как бороться с этим, как предупредить смертельную опасность?

      Важно!

      Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.

      Зачастую сегодня ребята больше времени проводят дома, за компьютером. Поэтому когда выходят на улицу, то оказываются неподготовленными ко многим рискам, соблазнам. С одной стороны, такие занятия, как паркур, прыжки на верёвке, воспитывают ловкость и другие спортивные качества. С другой - иногда цена за это слишком высока. Если есть тяга к экстриму и острым ощущениям, её можно реализовать. Почему бы и нет? Но нужно объяснить детям, что сначала надо по возможности обезопасить себя, направить в положительную сторону свой порыв. Например, всем тем же трюкам можно научиться под присмотром инструктора.

      Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного, это абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Важно предупредить и не допустить!

      Ещё один прекрасный способ самоутвердиться - участие в школьном самоуправлении, различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, занятие спортом в секциях. Многие кружки и секции стоят денег, но родители должны отдавать себе отчёт в том, что это не только вложения в развитие своего ребёнка, но и защита его жизни и здоровья. Не важно, что он при этом выберет — футбол или восточные единоборства, скалолазание или паркур. Важно, что на таких занятиях, в отличие от рискованной самодеятельности, дети не только приобретают желанный экстремальный опыт, но и делают это под контролем профессионального инструктора, отвечающего за их безопасность. Но, даже если удалось найти для чада точку приложения сил, это не значит, что теперь родители могут отойти в сторону и умыть руки. Ведь в первую очередь ребёнок нуждается в любви, понимании, поддержке и доверии родителей. Разговаривайте с ним о его жизни и чувствах, делитесь своими подростковыми историями, среди которых наверняка были свои опасные приключения. Помогите ему почувст-вовать, что он любим и ценен для вас и что его родным будет больно, если с ним что-то случится. Тогда он скорее прислушается к вашим советам и предостережениям.

      Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди молодежи