Бельгийские лошади тяжеловозы. Брабансон (бельгийская тяжеловозная порода лошадей): фото, описание, история происхождения

Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Характер

Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.

Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Бельгийский тяжеловоз (брабансон) — древняя тяжелоупряжная порода лошадей, которая стала основой для выведения клейдесдалей, шайров и суффольк-панчей. Она получила свое название от местечка Брабансон в Центральной Бельгии, в котором их разводят.

Древняя порода лошади Тяжелоупряжный конь Конь брабансон Белый тяжеловоз Мускулистый конь
Конь породы брабансон Лошади тяжеловозы Серый брабансон Лошадь на берегу Серый брабансон бежит

История породы

Точная история происхождения данной породы неизвестна. Первые упоминания о тяжеловозах (брабансонах) встречаются в греческой и римской литературе.

Тяжелоупряжные лошади пользовались большим спросом в Средневековье: воины из Бельгии применяли их во время Крестовых походов. Это было обусловлено тем, что рыцари были закованы в тяжелые доспехи весом в несколько десятков килограммов, такую массу на себе могли нести не все кони.

После изобретения более совершенного оружия кони стали применяться в легкой кавалерии, но брабансон — лошадь, которая осталась нужна на войне. В 1885 г. было основано «Общество по улучшению бельгийской лошади», главной задачей которого являлось очищение данной породы от генетических примесей. С тех пор регулярно стали проводиться выставки брабансонов, люди начали вести их родословные.

Во время двух мировых войн работы по селекции брабансона были приостановлены, но порода сохранилась. В дальнейшем лошадей-тяжеловозов стали использовать в сельском хозяйстве. Сильные кони были востребованы и во время развития городов, при прокладке дорог, постройке заводов.

В 21 веке эта порода охраняется правительством Бельгии, т. к. является достопримечательностью страны.

Описание

В животных из Бельгии сочетаются красота, сила и подвижность. Раньше эти качества делали тяжелоупряжную породу лошадей полезной в военное и мирное время.

Внешний вид

Описание лошадей породы брабансон:
  1. Рост взрослой особи небольшой — 156-168 см в холке. Высокий рост кони других пород имеют благодаря длинным ногам, но для тяжеловозов они не важны — это крепкие, приземистые лошади.
  2. Телосложение у них могучее: глубокое туловище с широкой грудной клеткой и округлым, массивным, раздвоенным крупом опирается на толстые, но короткие ноги. Спина небольшой длины, поясница не провисает, как у других тяжеловесных коней. Много мышц находится в передней части тела.
  3. Ноги брабансонов сухие, короткие, но объемные и выносливые: предплечья мускулистые, пясти выносливые, скакательные суставы обладают широким углом сгиба. Все это помогает лошадям перемещать тяжелые грузы. На коротких бабках и путовых суставах есть пышные челки. Большие круглые копыта плоские, на них находится хрупкий светлый рог.
  4. Шея у бельгийских коней дугообразная, широкая и короткая, она высоко поставлена. В сравнении с туловищем и шеей голова выглядит маленькой.
  5. Небольшая выразительная голова продолговатой, слегка приплюснутой формы с крупным лбом сидит на толстой шее. Ганаши сильные, выступающие, ноздри широкие, глаза выразительные, но маленькие, уши небольшие, прямые.
  6. Окрас этих тяжеловозов может быть разным. Преобладают рыжая, гнедая, чалая масти. Реже встречаются серые, соловые и буланые кони. У светлых представителей породы (буланых, чалых и соловых) на ногах есть длинный темный волос.

Характер

Брабансоны отличаются покорным, робким нравом, причина этого — суровые условия содержания и разведения. Бельгийские заводчики отправляли кобыл на случку через 9 недель после родов, а жеребят отлучали от матери уже через 2-3 недели после рождения. С детства они трудились и питались простыми кормами без излишеств. Для размножения отбирают только спокойных особей, поэтому каждое новое поколение обладает еще более невозмутимым характером.

Тяжеловозы умны, они реагируют на речь человека и подчиняются устным командам, хорошо поддаются дрессировке. Эти животные не требуют большого внимания, но сильно привязываются к своим хозяевам при достаточном уровне ласки с их стороны.

Применение сегодня

Брабонсоны используются в лесоповальных зонах и в фермерских хозяйствах северной и западной Европы в качестве тягловой силы из-за выносливости и неприхотливости. Этих умных коней часто учат пасти скот. Они также служат в лесных хозяйствах Канады.

Эта порода была основой для выведения многих видов тяжеловозных пород: шайра, суффолька, советского и ирландского тяжеловозов, клейдесдайля и др. Работа ученых Бельгии по усовершенствованию данного вида продолжается.

Брабансонские кони могут участвовать в непрофессиональных скачках, но чаще они используются для перевозки тяжелых предметов или служат украшением на выставках.

Брабансоны - это одна из крупных шаговых пород лошадей. Отдельные лошади этой породы достигают 175-176 сантиметров в холке и 1 000-1 200 килограммов живого веса. Эти лошади наиболее приспособлены к работе по перевозке грузов шагом и к тяжелым сельскохозяйственным работам.

Создание такой массивной лошади вызвано было потребностью преимущественно крупных городов в мощной транспортной лошади, а также сельского хозяйства, нуждавшегося в такой лошади в связи с усложнением агротехники (как введение травопольных севооборотов, применение сложных машин и орудий т. д.) и интенсификации хозяйства вообще. Брабансоны - это прежде всего продукт интенсивного хозяйства.

Выведена эта порода в Бельгии путем массового отбора жеребцов для использования в случке и целой системы поощрительных мероприятий, как выставки, премирование лучших производителей и их широкое использование и т. п. Существенно также и то, что брабансонский молодняк воспитывался на обильных рационах, состоящих из концентратов, корнеплодов, и пользовался тучными пастбищами. Приданию однотипичности этой породе содействовало то, что со второй половины прошлого века здесь получили очень широкое распространение несколько линий, высоко оцененных на выставках. Среди них первое место занимает линия Оранжа I - Юпитера. Таким образом, бельгийские тяжеловозы являются самыми, пожалуй, «чистокровными», т. е. не имеют примеси крови других пород, как это можно наблюдать у большинства остальных пород.

По общему виду брабансоны являются массивными, коротконогими и толстоногими животными с бочкообразным туловищем и пашной мускулатурой. Голова у них тяжелая, большая, широколобая; шея короткая, толстая; холка широкая, невысокая; спина несколько мягковатая, но широкая; поясница недлинная, мускулистая; круп, как правило, широкий, раздвоенный и умеренно свислый, что не считается пороком при длинном и мускулистом заде. Ноги костистые, короткие, копыта большие и часто с, мягким рогом. Нередко можно наблюдать так называемую «косолапость» (зацепы внутрь), что в известной мере связано с широкой грудью и является как бы механическим приспособлением организма к большей устойчивости. Встречаются также запавшее запястье, ()-обзазность, иксообразность и саблистость задних ног. Неудовлетворительность движений брабансонов и часто тяжелое дыхание является одним из существенных их недостатков. Масти чаще встречаются рыжая, гнедая и чалая. Серых и вороных почти не имеется.

Оброслость у брабансонов небольшая. Так, грива и чёлка чаще короткая; хвост хотя и длинный, но не густой; щетки на ногах небольшие. Темперамент чаще спокойный.

По скороспелости брабансоны стоят на одном из первых мест. Так, по данным Д. М. Лебедева, анергия роста по всем промерам у брабансонов выше, чем у рысаков, а к 2 годам они выглядят уже взрослыми животными. Плодовитость брабансонов сейчас явно недостаточна. Так, по Д. М. Лебедеву, за период с 1927 по 1937 г. брабансонскпе кобылы дали всего 66,2 процента зажеребления, в то время как рысак - 73,4 процента. Следовательно, задачей зоотехников, работающих с этой породой, является повышение их плодовитости. Возможности к этому, конечно, имеются. Так, в породе есть отдельные генеалогические группы, которые за этот же период дали 80 процентов зажереблеипя (Флатер-де-Сен-Жертрюд), 83,3 процента (Сюперб-дю-Жерон) и 100 процентов, как кобылы от Брабансона-де-Шенуа (по Д. М. Лебедеву), Следовательно, низкая плодовитость не является какой-то непреодолимой преградой. Отбор, подбор, высокая техника проведения случки и содержания конского поголовья с успехом эту преграду ликвидируют.

Племенная работа с брабансонской породой в ряде стран, в том числе и у нас, велась в пределах небольшого количества мужских линий. Так, у нас в основном было две старых линии: Энди-жен-дю-Фосто и Жерфо II, из которых, естественно, выделили несколько новых линий, причем некоторые из них были созданы в СССР. Дадим краткую характеристику главнейшим из линий, которые имеют значение в нашем коннозаводстве.

Линия Клерона-Реми . Представители этой линии, как правило, некрупные, удлиненные лошади, чрезвычайно сухие и имеют хорошие движения; у некоторых из них не отмечается особо развитой груди и костистости. Полноценных мужских продолжателей в этой линии нет, кобылы же довольно высокого качества.

Линия Льоца . У нас была представлена жеребцом Эхо. Дочери его крупны, но недостаточно костисты, имеют ряд дефектов сложения, как свислый круп, саблистость. В Мордовской ГЗК имеются два очень ценных жеребца этой линии: это Альсион-де — Пети-Шассар и Жюлио-де-Брэн. Особенно выделяется первый из них высоким качеством своего потомства в Мордовском ГПР.

Линия Аршидюка-Изумруда . Это лошади среднего роста, сухие, отличающиеся хорошим здоровьем. Корпус у них развит хорошо. Представлена линия у нас преимущественно через детей Изумруда, сына Ноэля.

Линия Боже . В старой линии Эндижена-дю-Фосто у нас выделилась самостоятельная линия жеребца Боже. Как правило, это крупные, массивные, но несколько серые лошади с неудовлетворительными движениями и довольно требовательные к условиям воспитания.

Старая линия Эндижена-дю-Фосто у нас имеет значение через Грииьго, Полэн-де-Вер, Сюперб-дю-Жерон, Ляфлер-де-Коикеран, Эндиго-де-Бель-вю, Эндижен-д’ Ультр и Эндижен-де-Лаваль.

Линия Жерфо II . Старая линия Жерфо II представлена у нас главным образом через 2 жеребцов: 1) Брабансон-де-Шенуа и 2) Флатер-де-Ст. Жертрюд. Потомство первого некрупно и недостаточно костисто, потомство же второго занимает одно из первых: мест по крупности и формату, но также недостаточно костисто.

Меньшее значение для нашего коннозаводства имеют такие линии, как Жана I и др.

Работоспособность брабансонов довольно высокая: так, на специальных испытаниях в Москве на ипподроме жеребец Лин-Орук, 1936 г., от Рулона и Львицы, в возрасте 2 1 / 2 лет вывез 7 550 килограммов при тяговом усилии 354 килограмма и показал скорость на шагу 8 минут 36 4 / 8 секунды на 1 километр, а на рыси - 2 минуты 46 секунд на 1 километр.

В метизации брабансоны, при удовлетворительных условиях воспитания молодняка, в первом поколении от простых кобыл в районах средней полосы Союза ССР дают крупных и сильных лошадей. Во втором поколении (т. е. 3 / 4 -кровные метисы), при достаточно обильном кормлении концентратами, сочными кормами и при хорошем уходе, по калибру и общему типу очень близки к чистопородным брабансонам. Если же условия воспитания неблагоприятны (плохое кормление, холодное и грязное помещение и т. п.), то качество метисов и первой и второй генераций получается низкое.

Основной недостаток в разведении брабансонов в наших заводах и коневодческих фермах - это неудовлетворительное воспитание молодняка. В частности, молодняк мало получает концентратов, набор которых, кроме того, однообразен: ему почти не дается жмых, отруби, различные зерна, богатые белком; молодняк часто не пользуется хорошим пастбищем, зеленой подкормкой и пр. Все это в значительной мере делает оценку линий и приплода отдельных производителей ориентировочной, и если и достоверной, то только для этих малоудовлетворительных условий.

Разводят брабансонов у нас несколько конных заводов и государственных племенных рассадников, причем расположены они преимущественно в северной части черноземной полосы и южной средней полосы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кира Столетова

Брабансон, или Бельгийский Тяжеловоз, - одна из самых старых пород своего вида. С помощью этих коней были выведены другие сильные представители непарнокопытных. При этом характер животного отличается мягкостью и кротостью, что также ценится человеком.

Формирование породы лошади во многом зависит от природных условий обитания. Коневоды при разведении учитывают естественные характеристики вида скакунов и стараются довести их плюсы до максимума. Однако для выведения тех или иных пород заводчикам требует основа. Для современных видов тяжеловоза подобной основной стала Бельгийская лошадь.

Ареал

Природным местом обитания Бельгийских тяжеловозов принято считать Европу. Именно там, в Бельгийских и Германских краях, появились невысокие кони с отличительной мускулатурой. Климат в местах обитания породы достаточно суров, именно поэтому скакуны имеют густую шерсть и гриву. Копыта животного также защищены волосяным покровом. Эта теплокровная порода хорошо справляется с холодным ветром и низкими температурами.

Использование породы

В средние века Брабансонов использовали тяжеловооруженные рыцари.

Брабансон довольно быстро начал использоваться не только для передвижения верхом, но и в сельскохозяйственной промышленности. Благодаря своей выносливости, эти скакуны стали незаменимыми помощниками фермеров и крестьян. Даже в наши дни многие поля обрабатываются с их помощью.

Брабансон - очень умная лошадь, поэтому ее часто используют для выпаса скота. В западной и северной Европе этих скакунов используют на лесопилках в качестве тяговой силы. Для этого жеребцов обучают не менее года слушаться специальным командам, поскольку лошадь может тягать большое количество бревен и без предварительной подготовки есть вероятность несчастного случая. Также услугами мощных коней пользуются лесорубы Канады.

Немаловажную роль сыграл Брабансон из Бельгии и в селекции. Эта порода считает основой для многих других видов тяжеловозов. Так, с помощью Бельгийской лошади на свет появились Суффольк и Шайр.

Другие породы также улучшались при помощи этих крепких лошадей, среди них Советский тяжеловоз, Ирландский тяжеловоз и Клейдесдаль. Работа ученых Бельгии не останавливается до сих пор, и жеребцов стараются улучшать с каждым разом все сильнее.

Экстерьер

Внешний вид тяжеловесов имеет свои четко установленные нормы. В первую очередь Брабансон отличается невысоким ростом: около 170 см в холке.

В прошлом веке встречались особи, которые достигали роста в 2 м. При этом животное весило около тонны.

В конце XIX века породу бельгийского скакуна разделили на 3линии:

  • Gros de la Dendre - первая линия;
  • Greys of Hainault - вторая линия;
  • Collosses de la Mwhaigne - третья линия.

Отличия этих подвидов в первую очередь во внешних признаках. Лошадь Оранж Первый стал предком первой линии тяжеловозов. Эти жеребцы отличаются могучим телосложением и чаще всего имеют гнедой цвет шерсти.

Конь Байярд положил начало второй линии лошадей. Такие скакуны имеют преимущественно чалый окрас. Также встречаются рыжие и серые особи. Самый редкий тип цвета шерсти у этого подвида - буланый.

Жан Первый основал третью линию, отличительной чертой которой является поразительная выносливость. Скакуны третей линии имеют очень крепкие ноги.

Голова Бельгийских жеребцов отличается небольшим размером, однако морда достаточно рельефна. Лоб лошадей покатый и широкий. Глаза преимущественно темных оттенков, не слишком большие.

Уши маленькие и стоят под прямым углом. Ноздри отличаются большим размером. Брабансон имеет длинную шею дугообразного вида. Она компенсирует тяжелый вес корпуса и уравновешивает животное. Мускулатура Бельгийского тяжеловоза очень развита.

Отдельно следует отметить ноги животных. Конечности жеребцов сухие, с широким мускулистым верхом и тяжелыми копытами. Подобная форма ног позволяет Бельгийским лошадям носить тяжести.

Шерсть очень густая и имеет подшерсток. Также отличительной чертой породы считается волосяной покров вокруг копыт. Хвост по бельгийским нормам у породы короткий, обычно его стригут под основание. Среди многообразия окраса редко встречается вороная масть.

Характер

Бельгийская порода отличается покладистым характером.

Причиной этого является суровые условия содержания и разведения. Для случки выбирают только самых покорных и кротких скакунов, из-за чего с каждым новым поколением порода приобретает все более невозмутимый характер.

Также на протяжении всего выведения этого вида заводчики из Бельгии довольно строго относились к лошадям. Кобыл отправляли на случку по пришествии 9 недель после родов, а жеребят начинали понемногу отлучать от матери спустя 2-3 недели. Самих скакунов с детства приучали к труду и неприхотливости, из-за чего Бельгийские тяжеловозы спокойно питаются самыми простыми кормами и не требуют излишеств.

Благодаря всем этим особенностям разведения Брабансоны крайне спокойны и послушны. Они также обладают хорошим умом и поддаются дрессировке. Брабансон способен реагировать на речь человека и слушаться устных команд, поэтому извозчикам редко приходится применять хлыст.

Тяжеловозы сильно привязываются к своим владельцам и узнают их. Эта порода не требует к себе повышенного внимания, но с помощью ласки и хороших слов можно легко завоевать доверие этой крупной лошади.

Многие новички в коневодстве ошибочно считают, что содержание Брабансонов слишком дорогостоящее. Однако большое количество корма компенсирует неприхотливостью скакуна.

Лошадь с удовольствием ест сухие и жесткие травы, от которых отвернулось бы большинство выездных пород.

Сбалансированный суточный рацион тяжеловоза выглядит примерно так:

  • грубый корм - 6 кг в сутки;
  • чистый овёс - 6-8 кг в сутки;
  • ржаная соломенная резка - 0,5 кг в сутки;
  • дробленное льняное семя -0,5 кг в сутки.

Те или иные продукты питания с легкостью можно менять на другие. Важно помнить, что Брабансонам требует калорийный корм, поскольку иначе животное не сможет набрать нужную массу.

Тяжеловозы - лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику - желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы - 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.
Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая - Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая - Greys of Hainault, представителем которой был Байярд - конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья - Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.
Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из города Огден американского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.
Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США на одном из аукционов за рекордную сумму - более 47 тыс. долларов.

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.
Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке - там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360 °, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

Правила ухода и кормления лошадей

Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так.
Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:

  • жеребята с возраста 35–40 дней приучаются к дроблёному овсу и отрубям;
  • кони этой породы неприхотливы в питании;
  • выпас на полях с богатой растительностью исключает необходимость в подкормке концентрированными кормами;
  • могут содержаться в обычной конюшне, размер которой составляет 4х4 м;
  • этим лошадям требуется территория для свободного выпаса рядом с конюшней;
  • помещение, где живёт тяжеловоз этой породы, должно хорошо проветриваться и в нём должна проводиться регулярная уборка;
  • брабансоны могут хорошо переносить различные природные явления, в частности, морозы, благодаря толстой мышечной прослойке, густой гриве и шерсти на ногах.

Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку.
Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.