Кувырок из положения стоя. Метод программированного обучения

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

  1. Встаньте на гимнастический мат и убедитесь, что вам хватает места. Можно так же потренироваться на траве на открытом воздухе. Найдите ровное место без объектов, которые могут вам помешать. Вы так же можете поэкспериментировать на наклонно поверхности, чтобы сила тяжести помогала вам двигаться во время кувырка.
  2. Займите начальную позицию. Сведите ноги вместе, согните их в коленях и немного присядьте. Поставьте руки на землю перед собой и немного согните локти. Ваши руки должны быть, по крайней мере, на ширине плеч. Это начальная позиция для кувырка. В альтернативном варианте вы можете стоять прямо, вытянув руки над головой. «Нырните» вперед и согните коленки, чтобы оказаться в позиции перед началом самого переворота.
  3. Наклоните голову между рук. Убедитесь, что ваш подбородок прижат к груди. Во время кувырка, не опирайтесь на шею - ваш вес должен прийтись на лопатки. Прижатие подбородка к груди снизит риск повредить шею.
  4. Сделайте кувырок. Прокатитесь лопатками по полу так, чтобы ваше тело подалось вперед, и бедра прошли над головой. Продолжайте прокатываться на спине, держа ее согнутой, и держа руки в указанной позиции.
  5. Не заваливайтесь на сторону- прокатитесь ровно по линии позвоночника. Иначе, вы упадете на бок. Убедитесь, что ваш подбородок прижат, а спина изогнута. Если вы ее выпрямите, то не закончите кувырок.
  6. Выпрямите ноги и оттяните ступни во время кувырка. Согните их только под конец, когда нужно вставать на ноги. Это стандартные позиции кувырка для новичков.
  7. Однако, некоторые гимнасты предпочитают прижимать ноги к животу. Если это поможет вам, попробуйте сделать и так.
  8. Чтобы встать без помощи рук, в конце кувырка полностью поставьте ступни на пол и разогните ноги, не касаясь руками пола. Выпрямите руки над головой, когда встанете на ноги
Советы по выполнению:
  • Прижимайте голову к груди. Это придаст телу шарообразную форму.
  • Научитесь делать кувырок правильно с первых раз. Впоследствии будет тяжелее исправить ошибки, так как они войдут в привычку.
  • Когда вы научитесь делать кувырок, многие остальные трюки будут даваться вам намного легче.
  • Подтягивайте колени к груди, когда начинаете прокатываться на спине. Это даст вам ускорение для легкого выхода на ноги.
  • После освоения кувырка вперед можете переходить к кувырку назад.
Ошибки:
  • Отталкивание из положения упора присев выполнено одной ногой. Голова «гвоздит», т.е. обучаемый втыкаться головой в ковёр. Кувырок осуществлялся не в группировке, а с опорой на руки.
  • разведение ног во время переката на спине.
Помощь при разучивании:

Стоя сбоку на одном колене, одной рукой помочь обучаемому наклонить голову к груди, накладывая эту руку на его затылок, а другой рукой помочь выполнить толчок ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При слабом отталкивании подтолкнуть обучаемого под бедро снизу.

Это движение, Кувырок назад с выходом в стойку на руках, не относится к самым лёгким.
Но несомненно является очень эффектным.

Поскольку мы занимаемся дома, обычно, для разучивания, мы используем вариант с выходом через голову. Хотя в спортивной гимнастике выходят непосредственно на руки.

Прежде, чем приступить к разучиванию Кувырка назад с выходом в стойку на руках, мы должны уметь делать:

  1. кувырок назад,
  2. стойку на голове,
  3. кувырок назад с выходом в стойку на голове,
  4. стойку на руках,
  5. своеобразный выжим со стойки на голове в стойку на руках.

После того, как хорошо освоим каждый из этих элементов, мы спокойно можем перейти к его разучиванию. В этом случае, разучивание движения «Кувырок назад с выходом в стойку на руках» не представит никаких сложностей.

Стойка на голове — это проходящее движение. Мы не стоим на голове и не задерживаемся в стойке на голове. Тяжесть тела ни в один из моментов не должна задерживаться на голове. Хотя в первое время это неизбежно.

Начнём с кувырка.

Кувырок назад.

Кувырок назад — это был второй элемент для разучивания в нашей школе.

Дети его делают всегда с удовольствием, если для его обучения соорудить что-то вроде горки, с которой можно скатываться.

Взрослые же, которые начали заниматься недавно, вздыхают с облегчением, видя это сооружение. Это несомненно легче, чем если бы на поверхности матраса, расстеленного на полу.

Итак, сооружаем горку, садимся на неё и …катимся вниз, как мячики.

Стойка на голове.

Стойку на голове начинаем изучать с опорой ног об стенку. Но прежде чем добраться до этого положения, нам придётся немало попрыгать в прямом смысле этого слова.

1. Сядьте на корточки лицом к стене недалеко от неё,

2. опустите голову на подушку, которую Вы, конечно не забыли положить между Вами и стеной.

3. При этом движении, конечно, некоторые части тела поднимутся вверх. Например, нижняя часть спины со всем, что к ней прилагается. нам именно это и надо!

4. начинаем «прыгать», то есть отталкиваться ногами, стараясь облокотить нижнюю часть спину против стены, оставаясь в положении вниз головой.

Кувырок назад с выходом в стойку на голове.

Этот урок немного сложнее предыдущих.

У детей достигается многократным повторением «играючи»

Не стоит говорить ребёнку, что это сложное движение.
Играйте!!! Игра заключается в следующем:
-встать с боковой стороны матраса и вытянуть руку ладонью вниз
— предложить ребёнку достать ногами до вашей, расположенной над матрасом, ладони во время кувырка назад
Эта, своеобразная, «планка» должна казаться ребёнку достижимой.

Повышать протянутую руку постепенно, по мере достигнутых ребёнком результатов, пока не увидите, что после кувырка он выходит в стойку на голове. Пример этой игры будет показан в последнем видео.

При недостаточной физической подготовленности тела, у взрослых это движение может занять намного больше времени. Просто многократным повторением его «не возьмёшь». Могут появиться неприятные ощущения в области шейного позвонка. Делайте небольшое количество попыток ежедневно, продолжая при этом работать над укрепление тела в целом.

Не надо думать, что можно укрепить мышцы шеи, не укрепив всего остального. Наберитесь терпение и укрепляйте всё тело! В жизни Вам всё пригодится, а в акробатике — это залог успеха.

Стойка на руках.

Стойка на руках разучивается также, как и стойка на голове. Начинаем разучивать движение с опорой ног об стенку.Здесь нам тоже придётся немало попрыгать.

Поставить руки недалеко от стены и начать подпрыгивать, опираясь на них. Цель — подпрыгнуть достаточно высоко, чтобы суметь прислонить тело (спину) против стенки, вытянув ноги.

Как только вы научитесь вставать на руки в этом положении, можно начинать отводить стопы от опорной стены, оставаясь в этом положении на некоторое время.

В этом же положение надо начинать «отжиматься». Не обязательно опускаться доставая головой до пола уже с самого начала. Начинать можно с пяти сантиметров вниз и вверх, как ленивые отжимания от пола.

Кувырок назад с выходом в стойку на руках.

Ну, вот, наконец-то мы и добрались до сути, то есть до кувырка назад с выходом в стойку на руках.

Если Вы хорошо усвоили все предыдущие элементы, то скорее всего, уже попробовали и собрать всё вместе, выполнив и это движение.

Бывает, что получается уже с первого раза. А иногда приходится ещё поработать.

Но помните, чем дольше Вы останавливаетесь на каком-либо элементе, тем крепче становится Ваше тело!

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

В комплексной программе физического воспитания учащих­ся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражне­ний. Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмо­циональности они широко используются на занятиях гимнасти­кой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается сме­лость, умение управлять своим телом во времени и пространст­ве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Боль­шое значение эти упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, лов­кость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов, поэтому организа­ция занятий гимнастикой возможна в любой школе. Фронталь­ный, фронтально-посменный, поточный и игровой способы ор­ганизации учащихся при выполнении этих упражнений способ­ствуют значительному повышению плотности урока. Неслож­ные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий.

Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие базовый компонент комплексной программы. Их ос­воение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре. При описании каждого упражнения даются техника выполнения, сопровождаемая рисунком или кинограммой, последова­тельность обучения, типичные ошибки, страховка и помощь.

Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуют­ся обучающие программы.

Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с боль­шим интересом, удовольствием и старанием осваивают акроба­тические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начина­ет снижаться, а к VIII-XI классам - исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упраж­нения без больших изменений переходят вместе с школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть - зародив интерес к этим упражнениям, учи­тель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.



АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В I-XI КЛАССАХ

I КЛАСС

Группировка

Техника выполнения. Группировка - это согнутое положе­ние тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти при­жаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 1, а), сидя (рис. 1, б), лежа на спине (рис. 1, в).

Рисунок 1.

Последовательность обучения.

1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округ­лять спину.

2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппи­роваться.

4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, при­нять группировку сидя.

Типичные ошибки.

Ø Откинутая назад голова.

Ø Ноги вместе, не разведены.

Ø Ноги разведены слишком широко.

Ø Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).

Ø Неплотная группировка.

Требования к выполнению . Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя поло­жение группировки.

Перекаты

Техника выполнения . Перекаты - это движение с последова­тельным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без пе­реворачивания через голову. Перекаты используют как подводя­щие упражнения во время обучения кувыркам. Программой пре­дусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 2), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.

Рисунок 2

Последовательность обучения .



1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.

2. Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.

3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.

4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.

5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову на­зад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выпол­нить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.

6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группиров­ке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.

7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными поло­жениям рук (вверху, за спиной, к плечам).

Требования к выполнению . Наиболее сложным из приведен­ных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно да­вать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.

II КЛАСС

В этом классе программой предусмотрено обучение следую­щим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторо­ну, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках со­гнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.

Кувырок вперед

Техника выполнения . Из упора присев (с опорой руками впере­ди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на ру­ки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопат­ки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группи­ровку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 3).

Рисунок 3.

Типичные ошибки.

Ø Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

Ø Отсутствие отталкивания ногами.

Ø Недостаточная группировка.

Ø Неправильное положение рук.

Ø Опора руками сзади при переходе в упор присев.

Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

Кувырок в сторону

Техника выполнения . Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Типичные ошибки.

Ø В начале кувырка рука не ставится на предплечье.

Ø Неплотная группировка.

Страховка и помощь . Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

Типичные ошибки.

Ø Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.

Ø Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.

Ø Туловище не принимает вертикального положения.

Ø Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

И контрольного урока

Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.

III КЛАСС

Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.

Два-три кувырка вперед

Техника выполнения. После первого кувырка, который вы­полняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.

Последовательность обучения .

2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.

3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.

Типичные ошибки.

Ø Остановка между кувырками.

Ø Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.

Стойка на лопатках

Техника выполнения . Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище долж­но быть прямым, локти широко не разводить (рис. 5).

Рисунок 5

Последовательность обучения .

1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.

2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать.

3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.

Типичные ошибки.

Ø Сгибание в тазобедренных суставах.

Ø Тело отклонено от вертикальной плоскости.

Ø Широко разведены локти.

Страховка и помощь . Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках до­полнительно (по мере необходимости) поддержи­вать сзади за бедро, добиваясь более точного верти­кального положения тела с вытянутыми носками (рис. 6).

Рисунок 6

Типичные ошибки.

Ø Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 8).

Ø Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 9).

Рисунок 8 Рисунок 9

Ø Руки и ноги широко расставлены.

Ø Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь . Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.

Перекат назад в группировке

И контрольного урока

Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках (держать) - пе­рекатом вперед лечь и «мост» - лечь, перекат назад с опорой руками за головой - перекатом вперед упор присев и о. с.

IV КЛАСС

Кувырок назад в группировке

Техника выполнения . Из упора присев, руки несколько впе­реди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 11).

Рисунок 11

Типичные ошибки.

Ø Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

Ø Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.

Ø Неплотная группировка.

Ø Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.

Ø Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

И контрольного урока

Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках – перекатом вперед лечь и «мост» опуститься в положение лежа на спине - сесть, руки в стороны - опираясь слева поворот в упор присев - кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх прогибаясь и о. с.

V КЛАСС

В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и на­зад, стойки на лопатках.

И контрольного урока

1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой

и поворот кругом в упор присев - 2,5 балла

2. Кувырок назад - 3,0 балла

3. Перекатом назад стойка на лопатках - 3,0 балла

4. Перекатом вперед упор присев и о. с. - 1,5 балла

VI КЛАСС

Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать ку­вырки вперед и ранее изученные элементы.

VII КЛАСС

С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать разные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед и стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полу шпагат.

Типичные ошибки.

Ø Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.

Ø Постановка рук с широко разведенными локтями.

Ø Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь . Во избежание сильного вращения и воз­можного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.

Типичные ошибки.

Ø Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.

Ø Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).

Ø Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая одной рукой под спину, другой за голени.

Кувырок назад в полушпагат

Техника выполнения . Заканчивая кувырок назад, согнуть од­ну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпря­миться, скользя руками по полу, - полушпагат (рис. 15).

Рисунок 15

VIII КЛАСС

Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки - «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.

Типичные ошибки.

Ø Неправильная постановка рук, как при выполнении ку­вырка назад.

Ø Слишком запоздалое разведение ног.

Ø Неполное разгибание ног в момент разведения.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняю­щим в и. п.

Длинный кувырок

Техника выполнения . Длинный кувырок вперед выполняет­ся из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группиров­ке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 17).

Рисунок 17

Последовательность обучения .

1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.

2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличены ем расстояния между ногами и руками в упор присев.

3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.

Типичные ошибки.

Ø Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.

Ø Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.

Ø Появление фазы полета из-за слишком большого расстоя­ния между стопами и местом постановки рук.

Ø Ошибки, типичные при выполнении группировок, перека­тов и кувырка вперед.

Страховка и помощь . Стоя сбоку у места постановки рук, од­ной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.

Стойка на голове

Техника выполнения . Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний тре­угольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 18).

Рисунок 18

Последовательность обучения .

1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).

2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последую­щим выпрямлением тела до прямого положения.

3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.

Типичные ошибки .

Ø Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

Ø Голова поставлена близко или далеко от рук.

Ø Неполное разгибание в тазобедренных суста­вах.

Ø Излишнее прогибание в пояснице.

Ø Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой под­держивать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 19).

Рисунок 19

«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене

Техника выполнения. Описание техники выполнения «мос­та» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо­щью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (ле­вую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (ле­вом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на ле­вую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обыч­ное положение.

Типичные ошибки.

Ø Недостаточная передача тяжести тела на руки.

Ø Слишком широкая постановка рук на пол.

Ø При повороте нет толчка ногой, противоположной поворо­ту от пола.

Ø Опускание и сгибание ноги сзади.

Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной по­вороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.

IX КЛАСС

В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки - равновесие на одной, выпад вперед и ку­вырок вперед.

Типичные ошибки.

Ø Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.

Ø Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.

Ø Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: ли­бо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), ли­бо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).

Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального по­ложения).

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.

X-XI КЛАССЫ

В этих классах юноши должны освоить кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках с помо­щью, кувырок назад через стойку на руках с помощью и пере­ворот в сторону. Девушки совершенствуют комбинации из ра­нее освоенных элементов.

Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см

Техника выполнения. Кувырок выполняется аналогично ку­вырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега (рис. 26).

Рисунок 26

Типичные ошибки.

Ошибки такие же, как и при кувырках прыжком без препятствия. В связи с опасностью получения травм учащиеся, не освоившие кувырок прыжком с места, не должны допускаться к выполнению данного прыжка.

Типичные ошибки.

Ø Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

Ø Слишком прогнутое тело.

Ø Слишком широкая или узкая постановка рук.

Ø Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинно-ключичных суставах.

Страховка и помощь. Помогать со стороны маховой ноги, вы­тянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй за­хватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром. Учащийся должен остановиться в мо­мент касания ее ногами (рис. 28).

Рисунок 28

Переворот в сторону

Техника выполнения. Из стойки лицом по направлению дви­жения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом од­ной и толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Да­лее, оттолкнувшись поочередно руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны (рис. 29).

Рисунок 29

Типичные ошибки.

Ø Руки и ноги не ставятся на одной линии.

Ø Переворот выполняется не через стойку на руках.

Ø Голова не отклонена назад, и ученик не контролирует по­становку рук.

Ø Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. те­ло проходит не в вертикальной плоскости, а сбоку.

Страховка и помощь. В практике применяют три основных варианта помощи проводкой по движению со стороны спины:

1. Одной рукой поддерживать за пояс, другой под плечо.

2. Захватом обеими руками скрестно за поясницу.

3. Захватом обеими руками за поясницу.

Типичные ошибки.

Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах.

Ø Запоздалое разгибание в тазобедренных суставах.

Ø Неправильная постановка рук.

Страховка и помощь. Стоя сбоку ноги врозь около места поста­новки рук, взять за ноги и помочь разогнуться в стойку на руках и, подтолкнув за ноги, оказать помощь при завершении кувырка.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписа­ний. В них учащимся дается серия последовательно выполняе­мых учебных заданий с обязательным проведением контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, по­зволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже при­ведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойки на руках и переворота в сторону.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине сто­пы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (кад­ры 4-5).

Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад?

1. В упоре присев подавать плечи вперед.

2. При перекате назад держать плотную группировку до каса­ния шеей мата и опоры руками за плечами.

3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Что он должен уметь?

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры
I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполне­ния кувырка назад
1. Наклоны и круговые движения Выполнять вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера
2. Вращение кистями Выполнять, сцепив пальцы рук
3. Сгибание и разгиба­ние рук в упоре лежа, ноги на 2-3-й рейке гимнастической стен­ки или на гимнастиче­ской скамейке. Выполнять с прямым те­лом, локти прижаты к ту­ловищу. Выполнять в темпе 2-3 раза.
II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений
1. Упор присев. Ноги поставить парал­лельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки. Из о. с. быстро и пра­вильно принять и. п.
III серия - упражнения, направленные на освое­ние технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение
1. Перекат назад в груп­пировке. Из и. п. повторить пере­кат назад в группировке в и. п. Из упора присев перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев.
IV серия - упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во вре­мени, в проявлении мышечных усилий и управ­лять ими
1. То же, что в III серии То же, что и в III серии в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки Из о.с. упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев
V серия - подводящие упражнения и упражне­ния, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения
1. Опора руками за пле­чами. Стоять спиной к стенке, опираться руками за го­ловой. То же, лежа на спине.
2. Перекат назад в груп­пировке и опора рука­ми. Выполнить из седа, ноги на ширине стопы, груп­пировку, перекат назад и опереться руками за пле­чами; возвратиться в и. п. То же из упора присев.
3. Кувырок назад по на­клонной плоскости. Из седа у высокой части гимнастического мости­ка (сверху на мостик по­ложен мат) выполнить ку­вырок назад.
4. То же в обычных усло­виях с помощью. Из седа выполнить с по­мощью кувырок назад (при оказании помощи стоять сбоку и припод­нять одной рукой плечо) в упор присев, встать. Из о. с. упор присев (и. п.), кувырок назад и встать в о. с.
VI серия - упражнения, направленные на выпол­нение изучаемого упражнения в целом
1. Два кувырка назад с паузой. Из упора присев выпол­нить кувырок назад, встать - пауза 2 с, упор присев и кувырок назад.
2. Два кувырка назад. Из упора присев два ку­вырка назад в упор при­сев, с группировкой, ко­лени врозь; после перво­го кувырка не делать паузу. Два кувырка назад в бы­стром темпе и встать; стоять 2-3 с на месте.

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест)
I серия
1. Поднимание рук Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки
2. Поднимание и опускание плеч. В стойке руки вверх поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги
3. Наклон вперед Выполнять с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из и.п. стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу
4. Выпад вперед. Выполнить из о.с. выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в и.п. Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги
5. Поочередные ногой назад. Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед; прямыми руками взяться за рейку)
II серия
1. Выпад вперед с опо­рой руками Из о. с. выполнить выпад (на толчковой ноге) и по­ставить прямые руки на опору. Маховая нога сза­ди прямая. Выполнить упражнение 2-3 раза подряд
III и IV серии
1. Толчком одной, махом другой сменить поло­жение ног. Из о. с. выпад вперед с опорой на руки, переда­вая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положе­ние ног (при махе ногой поднять таз как можно выше). После первой попыт­ки - и. п. и повторить упражнение 2-3 раза.
V серия
1. Стойка на руках с по­мощью. Выполнять с помощью: в упоре лежа (тело пря­мое) двое партнеров сбоку захватывают ис­полнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках.
2. То же махом одной и толчком другой ногой. С шагом одной опереть­ся на руки (с началом маха прямой ногой под­держивать исполнителя под бедро и голень), выйти в стойку; устра­нить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках.
3. Стойка на руках с опо­рой всем телом о стенку. Стойка на руках с опо­рой всем телом о подве­шенный к стенке мат.
VI серия
1. Стойка на руках Выполнять с соупражняющимися: толчком одной, махом другой стойка на руках (парт­нер поддерживает по­сле выхода в стойку). То же самостоятельно (вы­ход в стойку без фикса­ции). Стойка на руках толчком одной и махом другой 2 раза подряд.

Переворот в сторону

Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (кадры 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (кадры 4-5).

Что должен знать учащийся при освоении переворота в сто­рону?

2. Переворот начинать стоя лицом вперед.

3. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно.

4. В стойке на руках широко разводить ноги.

5. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии.

Что он должен уметь?

1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на ру­ках.

2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью).

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест)
I серия
1. Наклоны в стороны. Выполнять в широкой стойке, медленно, с пол­ной амплитудой, не на­клоняясь вперед.
2. Выпад в сторону. Выполнять выпад с од­новременным наклоном туловища к правой; встать на правой, левую в сторону, руки в сторо­ны (то же в другую сто­рону).
3. Поочередные взмахи ногами в стороны. Из о. с. выполнять пря­мыми ногами, с посте­пенным увеличением ам­плитуды точно в сторо­ну (с опорой руками о стенку).
II серия
1. Выпад вперед. Из стойки на левой взма­хом правой, руки вперед, вверх, выполнять широ­кий выпад правой Быстрое выполнение выпада
2. Выпад в сторону с опорой руками о пол. Быстрое выпрямле­ние опорной ноги в стойку на одной ноге. Из выпада толчком левой стойка на правой ноге, левую в сторону – 2 с, опустить левую
III серии
1. Стойка на руках Выполнять махом одной и толчком другой с опорой ногами о стенку (или с помощью партнера). В стойке вытягиваться на руках и не пргибаться Стойка на руках у стены (самостоятельно), стоять 2-4 с.
IV серия
То же, что серия III Выполнять стойку на руках с быстрым взмахом и отталкиванием Стояка на руках (самостоятельно) у стенки
V серия
1. Стойка на руках ноги пошире Из стойки на руках с опо­рой о стенку (или с по­мощью) опускание в стойку ноги врозь без прогибания в пояснице.
2. Из стойки на руках ноги врозь опускание в сторону с опорой ногами о стенку или с помощью партнера Выполнять с помощью (поддерживать исполни­теля под правое плечо правой рукой и за пояс левой рукой); из стойки на руках ноги врозь опускаться в стойку ноги врозь, руки в стороны.
3. Стойка на руках ноги врозь с поворотом на­лево. После повторения выпа­да левой поставить руки по разметкам, с помо­щью партнера выйти в стойку на руках ноги врозь с поворотом (по­мощь оказывать в начале маха правой, стоя со стороны спины и захва­тив руками ноги).

4. Выход в стойку на ру­ках с поворотом и с последующим опуска­нием в стойку ноги врозь, руки в стороны. Выполнять с соупраж-няющимся (первый вы­полняет стойку на руках, ноги врозь с поворотом; второй, поддерживая под плечо и за пояс, пе­реворачивает первого в стойку ноги врозь, руки в стороны).
5. Переворот в сторону. Переворот выполняется по разметкам с провод­кой. Переворот в сторону са­мостоятельно.
VI серия
1. Темповый подскок. Выполнять с места не­большой подскок на ле­вой с одновременным по

Кувырок является базовым гимнастическим упражнением, которое делают даже в школе на уроке физкультуры. В большинстве случаев люди не знают правильную технику выполнения, а это может стать причиной получения травм. Предлагаем разобраться, как научиться делать кувырок вперед по всем правилам. Есть несколько вариантов выполнения этого упражнения, например, с руками и без них.

Как правильно делать кувырок вперед?

Начнем с самого простого варианта, так называемой классики. Выполнять упражнения необходимо в большой комнате, чтобы было много свободного места, поскольку существует риск во что-то врезаться, сломать и получить травму. Кувыркаться рекомендуется на мягкой поверхности, поэтому если нет мата, постелите несколько одеял. Если на улице, то можно отдать предпочтение наклонной поверхности, чтобы сила тяжести была некой помощью, но не кувыркайтесь на крутых горках. После этого можно переходить к тренировке. Начать выполнение любого упражнения, рекомендуется с легкой разминки, чтобы привести связки и мышцы в тонус.

Как поэтапно делать кувырок вперед:

Выполнять кувырок нужно ровно, не заваливаясь в сторону. Двигайтесь по линии позвоночника. Если спину не округлить или рано выпрямить, то выполнить упражнение не получится. Чтобы подняться после кувырка без помощи рук, необходимо поставить полную стопу на мат и разогнуть колени.

Многих интересует, как научиться делать кувырок вперед, если боишься. В таком случае рекомендуется иметь рядом человека, который бы смог направить и подстраховать при необходимости.