Название киберспортивных команд на русском. Роли и термины в CS:GO, которые нужно знать


Dota 2

Напоминаем, что игровой портал сайт в партнерстве с Omen by HP, а также при поддержке телеканалов "Е" и "Т24", проводит масштабный конкурс , в котором свое ораторское мастерство проверят фанаты таких дисциплин как Dota 2, CS:GO, LoL и FIFA. Участники смогут выиграть тематические призы - гарнитуру Omen HP и игровой монитор Omen HP. Главный же приз – пятьдесят тысяч рублей – получат победители конкурса в каждой игровой дисциплине.

Dota 2

Dota 2 – сверхпопулярная игра в жанре MOBA (multiplayer online battle arena). Компания Valve взяла за основу мод для Warcraft 3 - Defence of the Ancients и отполировала до блеска этот "народный киберспорт", после чего, как с точки зрения популярности, так и по призовым фондам он обогнал многие традиционные виды спорта. Один только The International 2018 собрал для лучших киберспортсменов $25,5 млн.

Ежемесячно в игру заходит более 10 млн человек, а их кумиры обретают статус настоящих звезд. Стоит отметить, что команды из СНГ в Dota 2 добились внушительных результатов. Они выбиваются в лидеры международного рейтинга и доказали, что способны победить на чемпионате любого калибра.

League of Legends

League of Legends - ещё одна невероятно известная MOBA-игра, которая пользуется огромной популярностью во всём мире. League of Legends уже много лет подряд ежегодно возглавляет список самых прибыльных ПК-игр, а её разработчик Riot Games старательно выстраивает и развивает киберспортивную сцену игры, ориентируясь на турнирную систему традиционных видов спорта с лигами и сезонными сплитами.

"Лига Легенд" уже давно является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин в мире - официальный турнирный канал League of Legends не так давно стал первым каналом в истории Twitch, набравшим 1 млрд просмотров, а турнир Mid-Season Invitational 2018 по LoL удерживает впечатляющий киберспортивный рекорд - за участниками финального матча в какой-то момент одновременно следили более 127 млн человек.

В Южной Корее "Лига Легенд" стала чем-то вроде национального вида спорта, наравне со StacCraft 2 - профессиональные игроки по League of Legends обладают статусом настоящих звёзд, а у сильнейших спортсменов есть миллионы фанатов по всему миру. А в последнее время игра набирает всё большую популярность в СНГ-регионе - во многом благодаря появившимся в регионе сильным киберспортивным командам.

Counter-Strike: Global Offensive

Counter-Strike: Global Offensive – культовый сетевой шутер от компании Valve, одна из самых популярных киберспортивных дисциплин. История Counter-Strike начинается в далеком 2000г., а CS:GO - уже четвертая итерация, которая была выпущена на рынок в 2012г. В июле текущего года по информации Statista в Counter-Strike: Global Offensive играли 11,5 млн человек. Общее количество турниров за шесть лет достигло 3511 при совокупном призовом фонде $62 млн.

Игра создана по принципу «легко освоить, тяжело стать профессионалом». Баллистика, элементы стратегии и внутриматчевая экономика – все это и многое другое обеспечивает CS:GO уникальное место на киберспортивной сцене. А в СНГ Counter-Strike еще с начала нулевых привлекает многомиллионную аудиторию.

FIFA 18

FIFA 18 – последняя часть самый популярного футбольного симулятора в мире, который к тому же часто оказывается в списке самых популярных консольных игр во всем мире. Реальные игроки, реальные команды, реальные стадионы. Франшиза FIFA завоевала армию фанатов ещё с самых первых частей, но благодаря постоянным ежегодным улучшениям и доработкам она стала настоящим феноменом: миллионы проданных копий, сотни тысяч игроков онлайн, тысячи клубов.

В последние годы FIFA перестала быть только развлечением миллионов - теперь это еще и популярнейшая дисциплина в киберспорте. В 2017 году более шести миллионов человек приняло участие в турнирах Ultimate Team Championship и FIFA Interactive World Cup, финалисты которых боролись за солидный призовой фонд, составлявший более 1 миллиона долларов призовых.

Вполне возможно, что скоро именно FIFA 18 станет настоящим локомотивом киберспорта и окажется одной из первых киберспортивных дисциплин, представленных на Олимпиаде. Вероятно, именно с виртуального футбола киберспорт будет пробиваться в мейнстрим.

В общем-то, этот процесс уже начался, и Россия в этом движении популяризации виртуального футбола занимает одну из ведущих позиций: с 2017 года серия FIFA стала официальной киберспортивной дисциплиной на территории России, и уже совсем скоро мы увидим официальные чемпионаты и кубки России.


Мир киберспорта во всех дисциплинах начал быстро развиваться в связи огромного хайпа вокруг ставок на киберспортивные матчи. Это правда, ставки сейчас на пике актуальности, ведь совершенно любой человек может залить скин на команду, которая ему больше импонирует на множестве сайтов. Я занимаюсь аналитикой и прогнозами с 2015 года в сфере CS:GO и хочу поведать вам, как же правильно проводить самостоятельный анализ матчей CS:GO, все карты я раскрывать не буду, но подробно расскажу все основы.

Как правильно анализировать матчи.


Здесь самое интересное. Есть много факторов, которые надо учитывать при анализе. Я перечислю самые основные и базовые из них:
1. Анализ предыдущих результатов команд.
Здесь все легко. Переходим на любой сайт, где хранятся результаты матчей команд, к примеру, hltv.org или game-tournaments.com, находим нужный нам матч и смотрим, как команды играли ранее. Смотрим примерно 4-5 матчей, так как те, что были давно нас не интересуют.


2. Анализ личных встреч команд.
Опять же, переходим на те сайты, которые я привел выше, заходим на страницу матча и смотрим как команды играли между собой ранее. Эта информация показывает, как команды понимают друг друга, какой стиль игры имеет преимущество в данном матчапе и прочие полезные данные.


3. Анализ возможных карт.
Нам нужно примерно представить, какие карты команды могут выбрать и забанить, а потом просто сравнить винрейт и процент побед на картах, которые остались. На большинстве сайтов, такую статистику можно легко найти и сравнить.


4. Анализ подготовки и настроя команд.
Для этого находим Steam профиля игроков, смотрим количество их часов в CS:GO за последнее время. Далее переходим в социальные профиля игроков (например Twitter) и ищем инфу о готовности к матчу.


5. Самые распространенные ошибки.
Я хотел бы поведать вам о большинстве самых распространенных и основных ошибках в ставках или выборе матча:

Правильный выбор матча.


Бывает такая ситуация, когда вы видите огромное количество матчей и теряетесь, ведь не знаете куда поставить. Это распространенная ошибка любого человека и он гонится за тем, что бы успеть поставить на все матчи. Совершенно не верный подход, среди 10 матчей надо найти тот единственный, который легко поддается анализ и принесет вам больше всего выгоды.

Гонка за выгодой.


Очень много людей при выигрыше одной ставки бегут сразу ставить на следующий матч, который начнется через 5 минут ничего не проанализировав. Это еще одна распространенная ошибка, которая не дает людям выйти на профит на дистанции, за пару дней они проигрывают свой банк из-за спешки и гонки за выгодой. После того, как вы выиграли ставку, вы должны трезво анализировать следующий матч, куда вы будете ставить.

Маленький коэффициент - легкий матч.


Когда человек видит коэффициент 1.1 или 1.05, он думает, что у команды фаворита нет шансов на проигрыш. Это совершенно не так, любая ставка может как выиграть, так и проиграть . Бывает такое, что у команды-фаворита замена на слабого игрока и это приносит победу "андердогу." (команде аутсайдеру) Всегда думайте, когда ставите на такие коэффициенты.

Одна из самых доступных игр для обывателя. При этом баланс в ней меняется не так часто, как в League of Legends или Dota 2. На некоторых картах играют так долго, что участники знают все возможные тактики и стратегические ходы наперед. Но командам всё равно удаётся придумать что-то новое, подстроиться под соперника и навязать свой темп. Лучшие всегда умеют удивлять. Аналитик студии StarLadder Александр Петрик объяснил «Чемпионату», как выстраивается игра и на что зрителям следует обращать внимание при просмотре матчей.

Роли в игре

Ещё со времён Counter-Strike 1.6 ничего в этом плане не меняется. Роли отличаются в зависимости от стороны. У спецназовцев (CT) выделяют следующие:

«Опорники». Обычно на карте их 2. Каждый железно прикреплен к своей точке, где должны устанавливать бомбу (на игровом жаргоне «плент»). Уходит с него в последнюю очередь (только если на противоположном «пленте» спалился игрок с бомбой). Его задача - сдерживать выход соперника, вовремя дать информацию о выходе на «плент», сделать как можно больше фрагов (убить как можно больше противников) либо дождаться подмоги. Ценятся опорники, способные во время выхода противника размениваться в плюс (т.е. либо дать два фрага и умереть, либо дать фраг и выжить). Характерные представители: Эпитасио TACO де Мело (SK), Егор flamie Васильев (NaVi), Бектияр fitch Бахытов (Gambit).

«Хелпующие» (саппорты). Они действуют в связке с опорниками/снайперами/другими игроками, пытаясь с минимальным риском для жизни помочь сделать фраги. Чаще всего на этой роли действуют капитаны. Откидывать флешки (световые гранаты), выходить на размен, аккуратно собирать информацию - это про них. Яркие представители: Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Фатих gob b Дейк, Никола LEGIJA Нинич (BiG), Лукас glaive Россандэр (Astralis).

«Снайперы». Тут всё понятно: действуют со снайперской винтовкой, закрывают ключевые части карты (центр на de_mirage, улицу на de_nuke, «зелень» на de_train). Активные снайперы могут часто менять позиции и всегда действуют агрессивно (Габриэль FalleN Толедо, например), а есть стоячий тип снайперов, редко позволяющий себе отчаянную агрессию (Николай device Ридтц и Тайлер skadoodle Лэтхем).

В комбинировании этих трёх ролей, игровых стилей и заготовок и заключается смысл игры.

За террористов ролей побольше:

«Энтри-фраггер» (открывающий, энтри) - тип игрока, постоянно действующий агрессивно, первый выходящий на перестрелки. Ему важна координация с «хелпующими», потому что без грамотных флешек и другого взаимодействия «энтри-фраггер» чаще будет «энтри-фрагом». Примеры: Дан apEX Мадесклер (G2), Фернандо fer Альваренга (SK).

«Люркер» - полная противоположность «энтри-фраггера». Во время массовых выходов его команды на какой-то из «плентов» он действует бесшумно в другой части карты, охотится на перетягивающихся игроков защиты, ловит момент для того, чтобы зайти в спину не ожидающему его противнику. Это целое искусство, особенно когда твой противник знает, что ты зайдешь в спину, а ты знаешь, что твой противник знает. До 2015-го одним из лучших люркеров в мире считался Кристофер GeT_RiGhT Алесунд, но потом он перестал так играть. Примеры сегодня: Винсен Happy Шопенгауэр (EnVyUs), Финн karrigan Андерсен (FaZe).

«Снайпер» действует со снайперской винтовкой намного реже, чем за CT-сторону, нацелен чаще всего на быстрые агрессивные выпады в первые секунды раунда, а в момент выходов чаще прикрывает «рифлеров» (тот, кто отыгрывает только со штурмовыми винтовками/автоматами) из дальних позиций и обезвреживает снайперов противника. Примеры: Александр s1mple Костылев, Ладислав GuardiaN, Рустем mou Телепов, Николай device Ридтц.

«Капитан» (IGL, координатор, «коллер») - важнейший человек: направляет команду, поддерживает дух и дисциплину, принимает решения. Без него начинается паника. Примеры: Даниил Zeus Тесленко (NaVi), Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Маттиас MSL Лауридсен (North).

«Саппорт» («хелпующий») - та же роль, что и у аналогичного игрока за CT. Кидает гранаты, выходит на размен, действует чаще всего в связке с другими игроками. Яркие представители: Рикардо boltz Прасс (SK), Андреас xyp9x Хойслет (Astralis), Михаил Dosia Столяров (Gambit).

Важные статистические данные

ADR (средний урон за раунд) - у снайперов всегда маленький, но этот показатель позволяет оценить качество работы «рифлеров». Даже если у игрока мало фрагов, он может часто вносить большой вклад, нанося урон с гранат, прострелов. Просто может быть, что у игрока «воруют» фраги (бывает же, что по цели стреляет сразу несколько игроков, фраг же дают только одному).

Всевозможная статистика по «энтри-фрагам»: общее количество, среднее количество, процент эффективности (чаще делает фраг или умирает первым), процент агрессивности (как часто ввязывается в первые перестрелки) - все это позволяет оценить работу «энтри-фраггеров».

«Клатчи» (количество выигранных, процент выигранных). Психологически устойчивый и умный игрок, способный сохранять холодный рассудок в критические моменты и брать ситуации 1vsX - ценнейший кадр. У кого-то это получается лучше (например, Андреас xyp9x Хойслет и Финн karrigan Андерсен хороши в этом).

«Флеш ассисты» - новый статистический показатель, позволяющий оценивать частоту фрагов, сделанных кем-либо из тиммейтов игрока, бросающего флешки. Хорошую статистику «флеш ассистов» будут иметь качественные саппорты, дающие много своевременных световых гранат, под которые уже работают «фраггеры». Яркие примеры: Фатих gob b Дейк, Никола LEGIJA Нинич и Андрей Blad3 Городенский. Это олдскулы, которые берут не своей стрельбой и реакцией, а хитростями и опытом.

Возможные расстановки на карте

Со стороны атаки и защиты всегда существует понятие «дефолт», то есть стандартная расстановка, которую коллектив показывает каждый раунд, когда капитан не дал других указаний.

«Дефолт» за CT (у большинства команд выглядит так):

Cache, Dust2, Mirage: По одному опорнику на каждый из плентов. По одному «хелпующему» на каждый из плентов. Плюс игрок (чаще всего снайпер) в центре карты.

Train, Inferno: опорник + «хелпующий» на точке B, снайпер + 2 комбинирующих между собой «рифлера» на А.

Overpass: «хелпующий» + снайпер на А, опорник + 2 «хелпующих» на B.

Nuke: снайпер на улице, опорник на рампе, два комбинирующих между собой «рифлера» на А + «хелпующий», который мечется между рампой и точкой А.

Cbble: опорник либо снайпер + «хелпующий» на А, опорник + «хелпующий» на B и опорник в «дропруме»ю

«Дефолт» за террористов заключается в получении контроля над как можно большим участком карты, при этом без агрессивных маневров. Про-командами используется реже, больше применимо для миксов. У команд есть изначальная задача на раунд, которая выполняется с первых секунд. Однако игроки все равно чаще всего распределятся из раунда в раунд по одним и тем же позициям с целью сбора информации и поиска первых фрагов, контроля поджимов со стороны CT.

Стили у профессиональных команд в CS:GO

Я бы выделил несколько стилей. Сильная команда никогда не придерживается одного стиля, иначе к ней быстро привыкнут.

«Свободный стиль»

Команда не играет заранее подготовленными раундами, а опирается на свое мастерство в микромоментах (стрельбе, движениях, таймингах, игре в связках) и поиск «энтри-фраггов». Решения принимаются по ходу раунда в зависимости от ситуации на карте. К такой команде нереально подготовиться, но если найти к ней подход, то такой коллектив, скорее всего, будет загнан в тупик. Большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока, так как без инициативных и эффективных игровых решений такая команда будет нерезультативна. Примеры: Fnatic, FaZe Clan, G2 Esports, Cloud9.

«Строгий стиль»

Очень медленная игра. Предварительно команда собирает информацию, выманивает у соперника гранаты. Команда имеет заранее подготовленный план на каждый раунд, на тренировках отрабатывает раскидки. Каждый игрок в таких раундах заранее знает свою задачу, вплоть до того, какой угол он будет проверять, а какой нет. Если стратегии хороши, то такие команды могут обыграть любого. Но если что-то идет не так, то отсутствие огневой мощи и сильных индивидуалистов приведет к тому, что большинство команд будет праздновать над ними легкие победы (Flipsid3, BiG, VP). Но в CS 1.6 все так и играли.

Остальные команды стараются комбинировать эти два стиля. Есть такие коллективы, которые любят играть пошагово. У них нет четкого плана, где они будут ставить бомбу, но их действия спланированы и направлены на пошаговое занимание карты, выдавливание противника из агрессивных позиций. Этот стиль вроде как и свободный, но при этом медленный, вязкий и неагрессивный. Так играют Astralis, NaVi, North.

Видео можно посмотреть на YouTube-канале YouWrong.

Есть такие команды, которые имеют заготовки как медленных, так и быстрых раундов. Они комбинируют быстрый и медленный стиль, и никогда не знаешь, чего от них ожидать. Самый яркий представитель - SK Gaming, отчасти к этому же стилю можно отнести и Gambit.

Тренеры и их влияние на игру

Со стороны зрителя тяжело оценить работу, которую проводят тренеры, так как их нет на сервере, они не делают фраги, они не могут говорить во время раундов. Однако сами игроки некоторых команд утверждают, что тренеры им действительно очень сильно помогают.

Я лично для себя выделяю три типа тренеров:

Тренер-физрук - человек, который отвечает за дисциплину, формирование расписания тренировок, соблюдение режима питания, решение конфликтов и минимально помогает с исправлением ошибок в игре. Такие тренеры чаще всего у молодых команд, им не нужно сильно разбираться в игре, чтобы выполнять свою функцию, поэтому на эту роль часто берут «старичков» из CS 1.6, которые, возможно, даже не играли в CS:GO. Например, экс-тренер pro100 Иван F1N Кочугов, экс-наставник (а может и нынешний) QB Fire Алексей NooK Козловский (из M19, выигрывавших в 2002). Среди топ-команд, наверное, таким можно назвать и Михаила Kane Благина из Na’Vi (игроки Gambit не самым лестным образом отзывались о знаниях «Кейна» про CS:GO, однако Zeus всегда уважает его мнение, хоть он и не имеет большого опыта в CS:GO).

Тренеры-аналитики. Они акцентируют свое внимание на разработке новых стратегий, поиске фишек, анализу ошибок, разбору будущих соперников и т.д… Яркие примеры: Андрей Andi Прохоров, Дэнни zonic Соренсен, Луиз peacemaker Тадеу, Сергей LMBT Бежанов, Роберт RobbaN Дальстрём.

Тренеры на опыте. Чаще всего это бывшие профессиональные игроки в CS:GO, которые завершили карьеру, однако обладают большим объемом знаний и в ключевой момент могут предложить интересное решение, подсказать раунд, указать на ошибку. Их мнение ценится, так как они смотрят на все со стороны и видят полную картину происходящего. Представители: Эдуард SmithZz Дюбордо, Вилтон zews Прадо, Якуб kuben Гурчиньски, Джимми Jumpy Берндтшон.

Существуют тренеры, которые могут «поставить» игру. Самый яркий из них - Вилтон zews Прадо. Он дважды стал чемпионом мейджора с SK/Luminosity, затем успешно применил свой опыт, чтобы помочь со становлением второй бразильской топ-команды Immortals, а потом еще и Team Liquid.

Думаю, многие тренеры способны если не полностью изменить игру любой команде, то как минимум своим видением и опытом чему-то научить игроков, помочь им исправить ошибки и т.д.

Капитаны

Внутриигровые лидеры, они же капитаны - ключевая роль в команде. Он должен думать за всех, должен представлять себе монитор каждого из тиммейтов и вовремя и правильно координировать их действия, чтобы максимально эффективно и слаженно действовать.

Не думаю, что капитан - проводник тренерских идей. Даже наоборот: во многих командах тренеры и капитаны конфликтуют, особенно если у них разное видение игры. Идеальная модель - это когда тренер дополняет и улучшает стиль игры и манеру координирования, выбранную капитаном, а значит удобную ему. Так это работает в связке Zeus + Kane, где Kane приходит на помощь в случае отсутствия идей у Тесленко.

Тренер на большинстве турниров может разговаривать только во время тайм-аутов, а значит способен лишь подбросить какую-то идею, указать на слабое место противника, на повторяющуюся собственную ошибку или даже сказать, какой нужно сыграть раунд. Все остальное время командой руководит капитан. При этом ему нужно еще и самому не забывать попадать врагу по головам, поэтому эта роль и считается самой сложной в игре.

Три команды, за которыми стоит следить зрителям на ESL

На грядущих финалах EPL есть команды абсолютно разной структуры и стилей.

Если хотите посмотреть за уникальным игровым стилем, который построил один из лучших капитанов в истории CS Габриэль FalleN Толедо, то следите за игрой SK. Характерные особенности: очень агрессивная манера защиты, много атакующих маневров от Толедо и особенно fer сочетаются с «сидячим» и надежным стилем игры TACO. Как вся эта «машина» работает на Марсело coldzera Давида, как хорошо он справляется с ролью главной звезды команды и какие заранее расписанные раунды готов показать FalleN, если что-то пойдет не так - все это можно подсмотреть у SK.

А вот, например, Fnatic и FaZe исповедуют свободную манеру игры, завязанную на индивидуальных маневрах игроков. Fnatic уже давно не выезжают только на этом, поэтому наверняка к финальной части ESL Pro League прокачали свой игровой стиль. У FaZe все не так плохо, но для реализации своих планов им тоже нужно иметь в запасе готовые решения на все непредвиденные ситуации. Если любите зрелищную игру с кучей красивых моментов, но простыми тактиками - следите за этими командами.

А если ваша душа хочет суровых раскидок, предварительного анализа до мелочей и продуманного заранее каждого шага, то единственная команда, исповедующая медленный стиль игры, да еще и часто играющая в анти-CS (т.е. не старающаяся навязать противнику свой темп, а подстраивающаяся и читающая действия оппонента) - то это только Misfits. Легендарный американец Шон seangares Гейрс стал первым капитаном, кто смог привести команду из Северной Америки к большим победам над командами из Европы. И добился он этого как раз-таки благодаря тщательному изучению соперников. Он уже давно не добивался больших побед, да и Misfits вряд ли смогут таким стилем игры добиться успехов в 2017, но посмотреть за очередной попыткой Шона Гейрса будет как минимум занимательно.

Кто те люди, что ищут таланты, создают лучшие команды в стране и поддерживают игроков в тяжёлые моменты.

В закладки

Менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин (в костюме) с киберспортсменами Владимиром Миненко (слева) и Сергеем Ревином. Фото из личного твиттера

В декабре 2017 года в Высшей школе экономики начался курс обучения менеджеров по киберспорту совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс продлится до середины июня 2018 года - по задумке проекта, участники получат основные знания для управления и руководства киберспортивными клубами.

Проект стал следствием роста популярности индустрии, которая ещё 10 лет назад создавалась в стране редкими энтузиастами. Они искали средства на существование своих небольших организаций, решали психологические проблемы игроков и пробивались на международные турниры. Времена изменились, но система устоялась - как и классические спортивные команды, киберспортивные организации не могут существовать без менеджеров.

TJ поговорил с представителями киберспортивных организаций СНГ и узнал, насколько сложна работа менеджеров, приносит ли она стабильный доход и как научиться этому делу.

Хобби, переросшее в работу

У спортивного директора российской организации Team Empire Александра Соломонова два высших образования - экономическое и техническое, и уже больше 15 лет он занимается киберспортом (у него есть и другой бизнес, но раскрывать его детали он отказался). В 2003 году, когда такое понятие как киберспорт было малоизвестно в России, он увлёкся стратегией в реальном времени Warcraft III: The Frozen Throne. Соломонову нравилось, что он может играть в стратегию не с компьютером, а соревноваться с другими людьми.

Параллельно с учёбой на первом курсе университета он начал следить за первыми киберспортивными турнирами и понял, что организовывать соревнования ему интересно даже больше, чем играть. Всё началось с менеджмента любительских команд, а несколько лет спустя Соломонову предложили должность командного менеджера сборной России по Warcraft.

Александр Соломонов. Фото со страницы во «ВКонтакте»

«В России всегда были сильные игроки в Warcraft (речь про третью часть - прим. TJ ), но они никогда не доезжали до финалов в Европе, потому что не могли оформить визу», - вспоминает Соломонов. Примерно в 2006 или 2007 году (точный год он не помнит) менеджер пообещал себе отправиться на турнир за границу. Несмотря на не лучший состав, команда вышла из группы в СНГ и отправилась в Германию. Соломонов лично стоял с игроками в посольстве в Москве и оформлял визы.

После того, как команда получила шенген, немецкое представительство закрылось на несколько дней - спортсмены едва не упустили шанс столкнуться с зарубежными соперниками на их земле. Тот турнир сборная России проиграла, уступив в финальном матче украинской команде со счётом 2:3. Однако менеджер русской команды воспринял это спокойно - в обеих сборных было много игроков, которыми он некогда руководил.

Командная крепость

«Ребята, вы можете немного потише?», - на английском спрашивает главный менеджер российского клуба ROX Адалят Мамедов (никнейм «Krookie») , когда во время разговора с корреспондентом TJ его голос перекрывают возгласы играющих спортсменов. Мамедову 22 года, он учится на шестом курсе в МГУ, преподаёт олимпиадную математику и биологию в физико-математической школе, а также читает лекции по биоинженерии. Когда-то он хорошо играл в League of Legends, популярнейшую на сегодняшний день киберспортивную дисциплину жанра MOBA (мультиплеерная стратегия в реальном времени с элементами ролевой игры), и до 18 лет планировал стать профессиональным игроком.

Карьеру киберспортсмена родители в итоге начать не позволили, но своей нынешней работой Мамедов доволен. Вместе с командой он готовится к континентальной лиге по League of Legends, где соревнуются 8 лучших команд СНГ. Среди игроков двое русских, белорус, немец и датчанин - недавно они с остальным штатом (тренер и аналитик) перебрались в тренировочный дом, который в профессиональной среде называют буткемп.

Бывший менеджер российской организации M19 Андрей Полещук считает, что при удалённых тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, родителей, друзей, сбивают режим сна и плохо питаются. Тренировочные дома призваны исправить эту проблему - перед важными турнирами игроки приезжают туда и живут под присмотром менеджера и тренера. У спортсменов выстроен график: подъём в 12-13 утра, зарядка, завтрак (за поставки еды отвечает менеджер), утренний брифинг и тренировки. Порой они продолжаются до 10-16 часов, во время которых игроки находятся в одной комнате.

Игроки команды ROX во время игры. На заднем плане - менеджер клуба Адалят Мамедов. Фото из личного архива организации

Буткемп организации ROX находится в Красногорском районе в Московской области. Это большой пятиэтажный дом, где на время двух игровых сплитов (сезон состоит из двух частей) League of Legends (каждый длится примерно три месяца) живут две домработницы, спортсмены, игрок замены, тренер, аналитик, сам «Krookie» и, в редких случаях, психолог и массажист. Порой коттеджи не арендуют, а покупают - так поступил российский клуб Vega Squadron.

Дом - лучший вариант для подготовки, так как в квартирах мало места и можно разбудить соседей во время ночных игр. Однако не так легко найти арендодателя, сдающего коттедж на три месяца. Не все владельцы сходу понимают, что такое киберспорт, и чем группа людей собирается заниматься в их доме. Мамедов считает процесс поиска коттеджа очень сложным занятием, после которого здание ещё надо отремонтировать, чтобы исключить проблемы с электричеством и сантехникой, а затем перевезти оборудование.

2 миллиона рублей

Во столько обходится содержание пятиэтажного тренировочного дома для киберспортивной команды ROX за три месяца.

Самый важный момент подготовки тренировочного дома - проведение оптоволоконного соединения. Если интернет плохо работает и обрывается, команда не сможет соревноваться. В феврале 2017 года российская команда Virtus.pro получила техническое поражение во время матча против клуба Effect, пока играли в буткемпе в Краснодаре. Это значит, что во время сражения у Virtus.pro обрывалось соединение. После этого менеджера уволили.

Для перестраховки тренировочный дом подключают к двум провайдерам на случай, если у одного возникнут проблемы. Как утверждает Мамедов, в августе 2017 года во время матча неизвестные запустили DDoS-атаку против команды, выведя из строя два соединения с разными IP-адресами. «Появляется подозрение, что [это] кому-то выгодно. Особенно когда на кону 10-20 миллионов рублей», - предполагает менеджер ROX.

Туда и обратно

Основная причина, почему ROX арендует коттедж в Москве - регламент Riot Games (создателей League of Legends). Если команда заключает с компанией контракт и хочет участвовать в профессиональных турнирах, ей нужно участвовать в матчах на сцене со зрителями. В 2017 году Riot Games стала использовать для записи поединков студию «Главкино» (одна из крупнейших кинотелевизионных компаний России). Происходящее там транслировалось на Twitch и YouTube. Организация ROX намеренно поселилась на Новорижском шоссе, так как студия «Главкино» расположена именно там.

Проведение турниров ложится на Riot Games: московский филиал арендует студию, запускает рекламную кампанию, снабжает менеджеров информацией, судит матчи и частично финансирует топовые команды. Киберспортивные организации получают средства на частичное покрытие расходов за тренировочный дом, перелёты и зарплату. Но если не уходить в «личный минус», на дотации можно жить только при очень жёсткой экономии, поясняет менеджер ROX.

Внутри «Главкино». Фото с официального сайта студии

Полещук из M19 считает, что начинающие и средние киберспортсмены получают от 28 тысяч до 85 тысяч рублей в месяц. Источник TJ в индустрии утверждает, что суммарно с дотациями от Riot Games и премиями за победы на турнирах топовые игроки могут за трёхмесячный сезон получить от 400 до 700 тысяч рублей (зарплату обычно переводят на банковскую карту). В целом, считает источник, эти цифры приближены ко всем топовым клубам.

Чтобы стать профессионалом в хорошей организации, игроки должны пройти «проверку поведения» (behavior check). Как это работает: менеджер команды отправляет ссылки на аккаунты спортсмена в социальных сетях, а Riot Games (или любая другая видеоигровая компания) проверяют его страницы на оскорбительное поведение.

Если игрок часто матерится или отпускает расистские комментарии, администрация это заметит. Дополнительно сотрудники просматривают игровые чат-логи на предмет грубых высказываний - за это, скорее всего, спортсмену откажут в заключении контракта.

Кирилл «Likkrit» Малофеев

Если игрок нарушит этические правила после заключения контракта с компанией-создателем игры, ему могут запретить участвовать в её турнирах. Так произошло в ноябре 2017 года с бывшим капитаном российской организации M19 по League of Legends Кириллом Малофеевым. Во время стрима спортсмен раскритиковал профессиональное положение игры в СНГ, в том числе падение уровня зарплат и уход киберспортивных организаций из дисциплины.

За это Riot Games запретили Малофееву на полгода участвовать во всех турнирах по League of Legends, после чего игрок объявил о завершении карьеры. Как говорит «Krookie» из ROX, спортсмены не столько боятся разрыва контракта с организацией, сколько бана от игровых компаний - это может стоить им репутации.

В поиске спонсоров

На заре киберспорта исключительными спонсорами организаций были производители компьютеров или оборудования. В основном это были гиганты вроде Razer, Acer, Asus, Intel и HP, но теперь к ним добавились крупные спонсоры из других сфер. В этом числе Mercedes-Benz (заключила контракт с европейской лигой ESL), крупная сеть по продаже электроники Media Markt (партнёр Virtus.pro), Lenovo (партнёр ROX), Omen by HP (партнёр Team Empire), Visa, Qiwi, PepsiCo, Twitch и сеть фастфуда KFC .

Одним из самых ценных партнёров в киберспорте считаются букмекерские конторы. Ставки на киберспорт очень популярны, поэтому для организаций это очень выгодное предложение. Лучше всего на этой территории себя чувствуют клубы с дисциплинами по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive, хуже всего - по League of Legends, так как политика Riot Games запрещает рекламировать алкогольную, табачную или азартную сферу.

По прогнозам международной компании в области консалтинга и аудита PwC, объём киберспортивного рынка увеличится с 327 миллионов долларов в 2017 году до 874 миллионов долларов в 2022 году.

Когда организации требуется оборудование, но на него нет денег, она обращается к компьютерным гигантам - рекламодатель поставляет технику, а клуб рекламирует её на состязаниях. Кто-то идёт в большие холдинги со статистикой и предлагает добавить их логотип на футболки игроков, чтобы добавить охвата. В США, например, киберспортивные организации сотрудничают со страховыми компаниями, в том числе GEICO .

В январе 2018 года оператор МТС купил европейский киберспортивный клуб Gambit Esports: сумма контракта не раскрывается, но, судя по всему, компания подошла к развитию основательно. В компании есть киберспортивное подразделение, которым руководит Ирина Семёнова - она одна из основателей Virtus.pro и больше 17 лет работает в игровой индустрии.

Кроме МТС в России известны лишь два случая крупных инвестиций в индустрию. В январе 2017 года в Континентальной лиге по League of Legends появилась команда M19 - её инвестором оказался владелец инвестиционного холдинга Strongbow Investments Евгений Туголуков. По его словам, на содержание состава по League of Legends уходит около 500 тысяч долларов в год.

Киберспортсмены по дисциплине Dota 2 в тренировочном доме M19. Фото из официальной группы организации во «ВКонтакте»

У M19 также был состав по Hearthstone и Dota 2, но последний расформировали в феврале 2018 года, а по Hearthstone оставили только одного игрока. В разговоре с TJ менеджер состава Андрей Полещук заявил, что в планах организации этого не было. «Судя по всему, оптимизация расходов», - ответил менеджер на вопрос о причинах расформирования. Он планирует начать работу в новом киберспортивном проекте, но не раскрывает деталей.

Самый громкий вклад в киберспорт сделал бизнесмен Алишер Усманов. В 2015 году он вложил в команду Virtus.pro около 100 миллионов долларов, на основе которой появился холдинг ESforce. В январе 2018 года стало известно, что Mail.Ru Group компанию за 100 миллионов долларов. Как пишут «Ведомости», холдингу принадлежат 14 сайтов, 209 групп в социальных сетях и студия аналитики RuHub.

Кто из профессиональных киберспортивных команд заработал больше всех денег на турнирах.

В закладки

Киберспорт как род занятий появился около 19 лет назад. Первый турнир по компьютерным играм прошёл в 1998 году по популярному шутеру Quake, (его призовой фонд составил 15 тысяч долларов). По данным портала e-Sports Earnings за все время проведено около 22 тысяч турниров, в которых было разыграно около 307,9 миллионов долларов.

Разберём, кто из команд стал самым успешным на поприще компьютерного спорта. В качестве критерия выбраны исключительно выигрыши на соревнованиях. В статье дохода не будет включена прибыль организаций от рекламы, контрактов со спонсорами и другие аспекты.

1 - Evil Geniuses

Доход от турниров: 15,7 млн долларов

Победа EG на The International 2015

Evil Geniuses основана в 1999 году. Сегодня она является самой успешной мультигейминговой организацией в мире. Под эгидой EG выступали одни из лучших игроков в StarCraft, WarCraft 3 и Dota 2. Общая сумма выигранных денег составляет 15,72 млн долларов, а количество побед на турнирах - 646. Сегодня наиболее доходным является состав по Dota 2, который уже долгое время является одним из ведущих на планете.

На счету организации победа на The International 2015, который принес Evil Geniuses 6,6 млн долларов, а также два третьих места в 2014 и 2016 году. Суммарный доход команды от Dota 2 составляет около 14 млн долларов.

Также одной из самых успешных дисциплин стала RTS от Blizzard - StarCraft 2. Сегодня EG по непонятным причинам игнорируют одни из самых медийных и доходных дисциплин - Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends. Под крылом Evil Geniuses выступают игроки и по менее популярным проектам, таким как Super Smash Bros., Call of Duty, Street Fighter и Halo.

2 - Wings Gaming

Доход от турниров: 9,7 млн долларов

Неизменный состав Wings по Dota 2 на ESL One Manila

Китайская киберспортивная организация Wings Gaming основана сравнительно недавно, в 2014 году. Однако это не помешало команде прочно занять второе место в списке самых успешных коллективов в компьютерном спорте. Всё это обеспечено единственной крупной победой - The International 2016, где команда заняла первое место и заработала 9,1 млн долларов. Состав завоевал титулы ещё на нескольких небольших соревнованиях, однако повторить успех на крупном турнире пока не удалось. Среди неудач Wings можно назвать 9-16 место на The Boston Major и 9-12 на Dota 2 Asia Championships 2017.

Не так давно игроки покинули организацию из-за финансовых проблем. Владелец Wings пытался создать состав по League of Legends и потратил на это около трёх миллионов долларов, но затея провалилась. У истории есть неприятное продолжение : китайская киберспортивная ассоциация (ACE) пожизненно дисквалифицировала бывших участников команды за нарушение условий контракта. Более того, Wings Gaming могут подать на игроков в суд, потому что те не имели права разрывать контракты в одностороннем порядке. Возможно данный провал станет финальной точкой в истории коллектива. Сейчас владелец бренда ищет покупателей, которым сможет его продать.

В составе Wings также выступала команда по CS:GO, однако коллектив не добился успеха. Доход команды в дисциплине составил всего около шести тысяч долларов.

3 - Newbee

Доход от турниров: 7,5 млн долларов

Победа Newbee на TI4. Причина, по которой капитан команды Чжан «Xiao8» Нин обошелся LGD в 320 тысяч долларов

Newbee является второй китайской киберспортивной организацией, которой удалось взять первое место на The International (в 2014 году). Общая сумма выигранных денег составляет 7,5 млн долларов, из которых большую часть заработали игроки по Dota 2.

Организация постоянно активно развивает Dota-направление. Для этого у команды имеется два состава - юношеский Newbee Young и основной Newbee. В этом году менеджмент подписал также третий состав под названием Newbee Boss, в который были включены легендарные игроки китайской сцены, но это скорее сделано для медийности. В коллектив вошли авторитетные игроки, которых любят зрители - Чжан «Xiao8» Нин, Лю «Ferrari430» Фейчи, популярная девушка-стример Би «Axx» Ся.

Сегодня за китайскую мультигейминговую команду выступают игроки в League of Legends, Overwatch, Dota 2, Hearthstone и Heroes of the Storm.

4 - Fnatic

Доход от турниров: 7,3 млн долларов

Старый состав Fnatic в CS 1.6 с чемпионским титулом на Intel Extreme Masters III в 2009 году

Организация Fnatic является одной из старейших и самых известных в мире киберспорта. Она основана в 2004 году и стала одной из самых сбалансированных касательно успеха в разнообразных дисциплинах. Сегодня общая сумма выигранных призовых составляет 7,3 млн долларов.

Под эгидой Fnatic играют коллективы по десяти дисциплинам, среди которых как самые популярные (CS:GO, Dota 2, League of Legends, Overwatch), так и менее медийные (Call of Duty, Vainglory, Heroes of the Storm). Помимо профессиональных составов, команда открывает академические составы, основной функцией которых является подготовка игроков к киберспортивной карьере.

5 - SK Telecom T1

Доход от турниров: 7,1 млн долларов

Состав SKT T1 по League of Legends на LoL World Championship 2013

SK Telecom T1 является первой южнокорейской организацией вошедшей в десятку самых доходных киберспортивных команд. Основная слава пришла к коллективу ещё во времена первой части StarCraft, которая очень популярна в стране. С выходом StarCraft II менеджмент создал составы и по новой части легендарной RTS. Дисциплина принесла организации около 1,9 млн долларов Южнокорейские игроки и по сей день остаются сильнейшими на планете.

В отличие от большинства других команд, сегодня основным источником дохода для SKT T1 является состав по League of Legends. Последние два года именно этот коллектив завоевывает титул победителя на LoL World Championships. На счету SK Telecom T1 26 побед, а сумма выигранных призовых составляет 5,1 млн. долларов

6 - Natus Vincere

Доход от турниров: 6,4 млн долларов

Легендарный состав Na"Vi по CS 1.6. Слева направо: ceh9, Starix, Zeus, Edward и markeloff

Украинская организация Natus Vincere также вписала своё имя в десятку богатейших киберспортивных команд мира. Славу принесли Counter-Strike и Dota 2, в которых Na’Vi являются одними из самых титулованных представителей. В состав по CS 1.6 входили такие легенды, как Даниил «Zeus» Тесленко, Арсений «ceh9» Триноженко, Егор «markeloff» Маркелов и Сергей «Starix» Ищук. Общий доход коллектива от Counter-Strike составил около 1,7 млн долларов.

Игроки Natus Vincere по Dota 2 также прославились в своей дисциплине. Они до сих пор остаются единственной командой, которая трижды доходила до финала The International, в одном из которых одержали победу. Сумма выигранных призовых в Dota 2 - 3,6 млн долларов.

Сегодня организация переживает не лучшие времена. После расформирования известного состава по Dota 2 серьёзных побед в данной дисциплине у команды не было. За последнее время единственной победой на крупном турнире стал титул чемпиона на StarLadder i-League StarSeries Season 2 в 2016 году.

7 - Vici Gaming

Доход от турниров: 6,3 млн долларов

Vici Gaming - еще одна китайская команда, которая приобрела известность и деньги в мире Dota 2. Больше половины дохода, а именно 4,3 млн долларов принесли коллективу игроки во всемирно известную MOBA-игре от Valve. Среди достижений можно отметить второе место на The International 2014 и Dota 2 Asia Championship 2015. Имеется ряд побед на более мелких турнирах с призовыми фондами около 100 тысяч долларов.

Сегодня организация поддерживает работу трёх составов по Dota 2 - Vici Gaming, VG Potential и VG.J, а также деятельность коллектива по CS:GO.

8 - Virtus.pro

Доход от турниров: 5,6 млн долларов

Текущий состав Virtus.pro по Dota 2

Virtus.pro стала вторым представителем СНГ в десятке самых доходных киберспортивных организаций, известность которой также принесли самые доходные дисциплины - Dota 2 и CS:GO. В Counter-Strike: Global Offensive звёздный состав VP лидирует по количеству призовых - 2,2 млн долларов. Также польские CS-еры являются одними из самых возрастных профессиональных игроков - Виктору «TaZ» Войтасу 30 лет, а Филлипу «NEO» Кубски и Ярославу «pashaBiceps» Яжомбковски по 29 лет.

Тем не менее, не столь известные игроки «виртусов» по Dota принесли организации больше денег - примерно 2,6 млн долларов. Из приметных достижений можно отметить второе место на The Kiev Major и 5-6 место на The International 2015.

Ближайший крупный турнир, на котором выступит коллектив - шоу-матч от ELEAGUE по CS:GO между финалистами ELEAGUE Major 2017. VP встретится с датчанами из Astralis в борьбе за 250 тысяч долларов. Матч состоится 16 июня.

9 - Invictus Gaming

Один из бывших коллективов iG по Dota 2. Именно таким составом команда отправилась на The International 2015

iG приобрела известность в основном в Dota 2 и League of Legends, в которых выступает и по сей день. Достижений команды не так много, однако состав по Dota одержал победу на чемпионате мира в 2012 году, где в финале обыграл Natus Vincere (тогда коллектив увёз домой миллион долларов). В этом году мы можем вновь наблюдать необъяснимый успех организации - победа на Dota 2 Asia Championship и 3-4 место на The Kiev Major.

Состав по League of Legends не столь успешен, однако принёс коллективу около 603 тысяч долларов. Последние титулы iG в LoL были завоеваны в 2014 году.

10 - LGD Gaming

Доход от турниров: 5,4 млн долларов

Очень долгое время ключевым игроком LGD являлся Чжан «Xiao8» Нин (в центре).

LGD Gaming - ещё одна команда, существующая благодаря успеху в Dota 2 (состав по ней принёс организации около 90% выигранных денег). Огромную шумиху вокруг LGD создал трансфер легендарного капитана Чжана «Xiao8» Нина после The International 2014, когда LGD заплатили команде Newbee около 320 тысяч долларов. Этот переход по прежнему является одним из самых громких и дорогих в киберспорте.

Один из составов LGD по Dota 2 выглядел именно так. Перед вами LGD Girls

Команда по League of Legends по прежнему выступает в составе организации. Несмотря на то, что доход от игроков по LoL является достаточно скромным (354 тысячи долларов), менеджмент продолжает поддерживать деятельность коллектива. Последняя победа была в кармане LGD в 2015 году.

Valve - залог успеха?

Гейб Ньюэлл на The International 2016

В итоге можно сказать, что успех современной десятки лидеров в основном обеспечила Dota 2. Залогом этого успеха стало решение Valve об отчислении в призовой фонд The International 25% от продаж внутриигровой тематической продукции, приуроченной к соревнованиям. Исключением является команда SK Telecom T1 из Южной Кореи – им основной доход приносит League of Legends.

Аналогичная ситуация и в CS:GO. Компания увеличивает призовые фонды на турнирах с каждым годом. В прошлом году в CS:GO впервые появились соревнования с призовыми более миллиона долларов. В Dota 2 эта планка была преодолена ещё на первом чемпионате мира в 2011, а на последнем The International общие призовые составили примерно 20 миллионов долларов.

Рост призового фонда TI7 в сравнении с предыдущими двумя годами

Таков сегодня рецепт успеха - самые щедрые призовые обеспечивает Valve. В Dota 2 всего было разыграно 99,3 миллионов долларов. Для сравнения, аналогичным «бюджетом» обладают League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive и StarCraft II вместе взятые.

Написать