Ом тат сат значение. Важные фундаментальные звуки

Словарь Йоги

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги .

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи - в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" - в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" - как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я , воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Зов, Лондон. Март 24, 1920 г. ... АУМ ТАТ САТ, АУМ.

Я – вы, вы – Я – частицы Божественного Я. ...

ДЖНАНА-ЙОГА

Песнь Санниясина (Свами Вивекананда)

Раздайся песнь! Та песнь, чья родина далеко, куда не может никогда достичь мирской порок, - в пещерах гор, среди лесов глубоких, покой которых никогда не смел нарушить ни один вздох сладострастья, ни жажда славы и богатства; где катится поток истины, знания и следующего за обоими - блаженства... Пой громко эту песнь, отважный Санниясин: "Аум тат cam, Аум"!

Разбей свои оковы, привязывающие тебя к низменному миру, из блестящего ли от золота, или из темного неблагородного металла... Из любви или ненависти, добра или же зла, или чего бы то ни было другого, но двойственного тоже... Знай, раб есть раб, - ласкают ли его, или же бьют, он не свободен, так как цепи, хотя бы и из золота, не менее крепки, чем всякие другие. Так сбрось же их, отважный Санниясин, и говори: "Аум тат caт, Аум"!

Пускай исчезнет тьма и те блуждающие огоньки, которые своим мерцаньем только усиливают мрак! Пускай в тебе угаснет жажда жизни! Она влечет душу от рожденья к смерти и от смерти к новому рожденью. Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить. Знай это и никогда не отступай, отважный Санниясин, и говори: "Аум тат caт, Аум"!

Говорят: "кто сеет - должен жать, и каждая причина принести следствие должна: хорошая - хорошее, дурная - злое. И никто не уклонится от закона, но тот, кто носит форму, какой бы ни была она, тот вынужден носить и цепи. Таков закон... Неизмеримо выше всех форм и всех имен Атман, свободный вечно. Знай, смелый Санниясин, - ты - Тот! и говори: "Аум тат caт, Аум"!

Не знают истины все, кому грезятся бессмысленные сны, - отец, мать, дети, жена и верный друг... О, неимущий пола Сущий! Чей Он Отец и чье дитя? Чей друг, чей враг Тот, кто был всегда Один и навсегда Один пребудет? Он - все во всем, и вне Его ничто не существует. И ты, отважный Санниясин, ты - Тот! И зная это, пой: "Аум тат caт, Аум"!

Есть лишь Один - Свободный, Всеведущий и Сущий! Без имени, без формы и без цвета... В нем - Майя, которой снятся эти сны, а Он свидетель их, проявленный в виде природы и души. Ты - Тот! Знай это, смелый Санниясин, и пой: "Аум тат caт, Аум"!

Там, где ты думаешь найти свободу, ни этот мир, ни тот тебе ее не может дать. Бесплодны твои искания в святилищах и книгах. В твоей руке спасительная нить, влекущая тебя к познанью и свободе... Не жалуйся напрасно! Брось все, что тебя держит, отважный Санниясин! И пой: "Аум тат caт, Аум"!

Говори всему: "Мир вам! Я ничему живущему не угрожаю. Я все во всем, как в том, что пребывает наверху, так и во всем, что ползает в низинах. Я отвергаю жизнь и здесь, и там, - все небеса и земли, и самый ад, все страхи и надежды..." Так рви же, рви свои оковы, отважный Санниясин! И пой: "Аум тат caт, Аум"!

Не обращай внимания на то, живет ли плоть твоя, или же умирает. Ее задача кончена, и Карма пусть ее уносит. Пускай один венцы на эту форму возлагает, другой ударами ее осыпает, но ты молчи и знай, что там не может быть ни похвалы, ни порицанья, где и хвалящий, и хвалимый, и порицаемый, и порицающий его - Одно... Итак, спокоен будь, отважный Санниясин! И пой: "Аум тат caт, Аум"!

Истина не приходит в ту обитель, где алчность, слава и сладострастие живут... Совершенным быть не может, кто смотрит на женщину, как на жену; ни тот, кто обладает хотя бы самым малым, ни тот, кто поддается гневу... Никто из них ворота Майи не пройдет. Брось это все, отважный Санниясин! Брось все и пой: "Аум тат caт, Аум"!

Тебе не нужен дом... Пусть ни одно жилище тебя не сможет удержать! Небесный свод - твоя незыблемая кровля, трава - постель; а пища то, что случай тебе даст. Хорошо ли она приготовлена, или же дурно, пусть это для тебя будет все равно! Нет такой пищи, ни питья, которые могли бы осквернить стремящееся к самопознанью твое "Я"... Уподобляйся вечно бегущему потоку... Уподобляйся, отважный Санниясин! И пой: "Аум тат caт, Аум"!

Немногим истина известна... Невежды будут ненавидеть и насмехаться над тобой, великий! Но не обращай внимания на них. Иди, свободный, с одного места на другое и помогай им выходить из мрака покрывала Майи, без трепета перед страданьем, без жажды мимолетных радостей земных. Будь выше их, отважный Санниясин! И пой: "Аум тат cam, Аум"! Так непрестанно, изо дня в день, укрепляй душу, покамест силы Кармы истощатся... Нет более рождения, ни "я", ни "ты", ни смертного, ни Бога! Я стану всем; все станет "Я" и неомрачаемым блаженством! Знай, смелый Санниясин, - ты - Тот! И пой: "Аум тат caт, Аум"!

Бхагават Гита

23. "АУМ – ТАТ – САТ" таково было всякое обозначение БРАХМАНА, От него возникли в древности "Брахманы" , Веды и жертвоприношения.

24. Поэтому словом "АУМ" начинаются жертвоприношения, дары и подвиги познавших БРАХМА, как предписывают св. Писания.

25. При произношении слова "ТАТ" и без мысли о награде совершаются различные жертвоприношения и подвиги и предлагаются дары теми, кто жаждет освобождения.

26. Слово "САТ" употребляется по отношению к реальному и к благу, о Партха; а также для восхваления праведных действий.

27. И постоянство в жертве, подвиге и дарах, именуется "САТ", а также действие, совершенное во имя Высочайшего.

28. Все, что жертвуется без веры, что дается без правды, будь это милостыня, подвиг или иное действие, – именуется "АСАТ" , о Партха; Оно – нечто, в здесь, и в будущем мире.

Так гласит семнадцатая беседа, именуемая: ЙОГА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРОЙНОЙ ВЕРЫ

Дословно переводится как “Бог есть всё”. Однако, смысл этой мантры гораздо шире, он выходит за рамки понимания смысла этих слов. Это – имена Бога, то есть, повторяющий эту мантру, обращается к Всевышнему, отдавая ему свое внимание, силы, свои мысли и свою душу. Во время повторения мантры человек сам становится воплощением Бога, его качествами, его сущностью и его разумом. Он учится внутренней чистоте, и после времени, проведенного в уединении и медитации, он обретает четкое понимание того, что значит состояние просветления. Сам Кришна, обучая Арджуну, говорил ему, что повторяя Ом Тат Сат, можно достичь самореализации и пробуждения.
Повторяя мантру Ом Тат Сат можно перейти на бестелесный, нематериальный уровень существования, выйти за границы собственного ума и стереотипов, созданных обществом. Конечно же, одно лишь повторение мантр, как сказано в священных писаниях, не способствует освобождению, однако, в век Кали-Юги даже 15 минут джапы в день сжигают колоссальное количество негативной кармы и способствуют продвижению вверх по духовной лестнице.

> ОМ ТАТ САТ

С начала творения три слова - ом тат сат - использовались для обозначения Высшей Aбсолютной Истины. Эти три слова-символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего. (БГ 17.23)

Комментарий:
Как уже говорилось, аскезу, жертвоприношения, пожертвования и пищу можно разделить на три категории по гунам благости, страсти и невежества. Но, к какой бы категории - первой, второй или третьей - они ни относились, все они обусловлены, осквернены качествами материальной природы.

Однако, когда их целью становится Всевышний - ом тат сат, Верховная Личность Бога, предвечный Господь, - они становятся средством духовного самосовершенствования, как утверждают все священные писания. И три слова: ом тат сат - прямо указывают на Aбсолютную Истину, Верховную Личность Бога. Любые ведические гимны содержат слог ом.

Тот, кто действует вопреки указаниям священных писаний, никогда не постигнет Aбсолютной Истины. Он получит лишь временный результат, но не достигнет высшей цели жизни. Отсюда следует, что наши пожертвования, жертвоприношения и аскеза должны относиться к гуне благости. Влияние страсти и невежества сильно понижает их ценность.

Три слова - ом тат сат - связаны со святым именем Верховного Господа: ом тад вишнох. Когда мы декламируем ведические гимны или произносим святое имя Господа, всегда нужно добавлять ом. Так предписывают Веды.

Эти три слова взяты из ведических мантр:
ॐ Ом итй этад брахмано недиштхам нама (Риг-веда) указывает на первую цель
ॐ тат твам аси (Чхандогья-упанишад, 6.8.7) обозначают вторую
ॐ сад эва саумйа (Чхандогья-упанишад, 6.2.1) определяют третью цель.

Соединяясь вместе, они образуют ом тат сат .

На заре творения, когда Брахма, первое живое существо, совершал аскезу, он произносил эти три слова, имея в виду Верховную Личность Бога. Соответственно, того же принципа придерживаются все последователи Брахмы в цепи ученической преемственности. Таким образом, эта мантра имеет очень глубокий смысл. Поэтому Бхагавад-гита утверждает, что всякая деятельность должна быть направлена на удовлетворение ом тат сат, Верховной Личности Бога.

Тот, кто, совершая аскезу, занимаясь благотворительной деятельностью или принося жертвы, произносит эти три слова, действует в сознании Кришны. Сознание Кришны - это духовная деятельность, имеющая под собой научную основу и дающая человеку возможность вернуться домой, к Богу. Когда человек действует таким трансцендентным образом, он не теряет напрасно ни капли своей энергии.

Хотя три вида духовной деятельности - жертва, очищение и милосердие (яджна, тапас и дана) - самые возвышенные из всех дел, что совершаются в мире, все они затронуты мирской скверной, в том числе самые саттвичные их формы. Для очищения их произнести «Ом Тат Сат» перед тем, как приступить к ним. Это древняя формула из трех слов восходит к самому началу времен, когда Божество впервые обнаружило себя в звуке. Каждое из слов - Ом, Тат и Сат - представляет Высшее Сознание, из которого происходит все остальное.
Рассмотрим их по отдельности.

Слог Ом (в сущности своей - имя, вызывающее к Всевышнему) - то, что произносят духовно умудренные люди, приступая ко всякому духовному начинанию. Это придает их делам священный и возвышенный характер и кладет начало уничтожению в них примеси нечистоты.

Говоря Тат (буквально: «То», Бог) во время совершения богоугодных дел, они напоминают себе о том, что все действия принадлежат не им, а Богу. Так они избавляются от чувства «я» и «мое», то есть себялюбия в отношении того, чем занимаются.

Звучание слова Сат (буквально: «То, что есть», Само Бытие) вызывает праведное ко всему отношение и напоминает о том, что дело, к которому приступают, есть благое дело, приводящее к осознанию Бога. Произнося Сат, ты очищаешь собственные дела и изменяешь окружающий мир в лучшую сторону.

У слова Сат есть также другие оттенки значений и его употребляют с другими целями. Сат - любое действие, совершенное ради Божества. Также Сат - постоянство во всяком духовном начинании (жертве, очищении и милосердии).
Повторение этой формулы - Ом Тат Сат - создает возвышенное отношение к любой деятельности. Подразумевается, что Сат («То, что есть») - это одновременно и средства, и цель: и Божество, и путь к Его достижению.

ОМ ТАТ САТ

(Om Tat Sat) Эта мантра упоминается в "Бхагавад-Гите" как используемая "учениками Брахмана" в начале различных предприятий и деяний. "Тат" ("То"), указывающее на Брахмана, напоминает ученику о высоких побуждениях, и таким образом помогает ему отбросить все, что их недостойно. "Сат" ("творение", "существо") напоминает ему о Добре, пронизывающем все сущее, и таким образом освящает и облагораживает то, что ученик делает, и придает деянию характер ишвара-пранидхана (см.).

Словарь йоги. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОМ ТАТ САТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САТ
    существование; бытие; реальность; …
  • ОМ в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
    Пранава или священный слог, символизирующий …
  • САТ в Словаре йоги:
    (Sat) Реальность, Истина, Брахман, или Бог (см. также Чит; Ананда; Сат-Чит-Ананда …
  • ОМ в Словаре йоги:
    (Om) Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, …
  • САТ
    - существование; бытие; реальность; …
  • ОМ в Словаре терминов Йоги и веданты:
    - Пранава или священный слог, символизирующий Брахман …
  • ТАТ
    (Егип.) Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой …
  • САТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Единая вечно-сущая Реальность в бесконечном мире; божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать, что она существует, так …
  • ОМ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    или Аум (Санскр.) Мистический слог, самое священное из всех слов в Индии. Это есть "взывание, благословление, заверение и обещание", и …
  • ТАТ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    См. Мюррея-Морган тематический апперцептивный тест …
  • ОМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ohm) Георг Симон (1787-1854) немецкий физик. Установил основной закон электрической цепи (закон Ома). Труды по акустике, …
  • САТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    молдаванское слово, обозначающее вообще поселение, населенное место; прилагается к географическим названиям в Бессарабской …
  • ОМ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., физ. Единица электрического сопротивления, равная электрическому сопротивлению участка электриче-ской цепи, при котором постоянный ток силой в 1 ампер …
  • ОМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, род. мн. омов и при счете преимущ. ом, м. Единица электрического сопротивления. II прил. омический, -ая, …
  • ОМ
    единица электрич. сопротивления СИ; сопротивление проводника, между концами к-рого при силе тока 1А возникает напряжение 1В. Обозначается: Ом. Назван по …
  • ОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Ohm) Георг Симон (1787-1854), нем. физик. Установил осн. закон электрич. цепи (закон О.). Тр. по акустике (акустич. закон О.), …
  • САТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? молдаванское слово, обозначающее вообще поселение, населенное место; прилагается к географическим названиям в Бессарабской …
  • ТАТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    та"т, та"ты, та"та, та"тов, та"ту, та"там, та"та, та"тов, та"том, та"тами, та"те, …
  • ТАТ
    Абориген …
  • ОМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Единица …
  • ОМ в Новом словаре иностранных слов:
    (по имени нем. физика Ома (Ohm), 1787- 1854) единица электрического сопротивления международной системы единиц (си), равная электрическому сопротивлению участка электрической …
  • ОМ в Словаре иностранных выражений:
    [по имени нем. физика ома (ohm), 1787- 1854] единица электрического сопротивления международной системы единиц (си), равная электрическому сопротивлению участка электрической …
  • ТАТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОМ в словаре Синонимов русского языка:
    единица, …
  • ТАТ
    м. см. таты …
  • ОМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • -ОМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. суффикс (а также -ём) Словообразовательная единица, выделяющаяся в наречиях с обстоятельственным значением времени, места или образа действия - в …
  • ОМ
  • ОМ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ом, -а: зак`он …
  • ОМ
    Ом, -а: закон …
  • ОМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    ом, -а, р. мн. омов, счетн. ф. ом и омов (ед. …
  • ОМ в Орфографическом словаре:
    ом, -а, р. мн. `омов, счётн. ф. ом и `омов (ед. …
  • ОМ в Орфографическом словаре:
    ом, -а: зак`он …
  • ОМ в Словаре русского языка Ожегова:
    единица электрического …
  • САТ в Словаре Даля:
    ? петерб. (не сит ли?) растен., жабик, куга, ситовник, …
  • ОМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    единица электрического сопротивления СИ; сопротивление проводника, между концами которого при силе тока 1А возникает напряжение 1В. Обозначается Ом, назван по …
  • ОМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ома, м. (физ.). Единица измерения электрического сопротивления, оказываемого телами проходящему через них току. Сопротивление ртутного столба с поперечным сечением 1 …
  • ТАТ
    м. см. таты …
  • ОМ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. Единица измерения электрического сопротивления, оказываемого телами проходящему через них …
  • -ОМ в Толковом словаре Ефремовой:
    1. суффикс (а также -ём) Словообразовательная единица, выделяющаяся в наречиях с обстоятельственным значением времени, места или образа действия - …
  • ТАТ
    м. см. таты …
  • ОМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Единица измерения электрического сопротивления, оказываемого телами проходящему через них …
  • -ОМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I суффикс; - -ём Словообразовательная единица, выделяющаяся в наречиях с обстоятельственным значением времени, места или образа действия - в соответствии …
  • ТАТ
    м. см. таты …
  • ОМ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Единица измерения электрического сопротивления, оказываемого телами проходящему через них …
  • ОМ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Немецкий физик Георг Симон Ом (1787 - 1854 гг.) , установивший в 1826 г. закон его …
  • -ОМ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I суффикс; = -ём Словообразовательная единица, выделяющаяся в наречиях с обстоятельственным значением времени, места или образа действия - в …
  • САТ-ЧИТ-АНАНДА в Словаре йоги:
    (Sat-Chit-Ananda) Три характеристики, присущие Реальности, или Брахману - бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, …
  • "ТАТ ТВАМ АСИ" в Словаре йоги:
    (Tat Twam Asi) Известное речение: "То Ты Есмь". Сначала ученик медитирует на "Тат" ("То"), что указывает на Брахмана, …