Результаты ралли дакар шелковый путь грузовики. Жерар де Рой — о ралли-марафоне «Шёлковый путь», «Дакаре» и грузовике

В грузовом зачете на финише 13-го этапа бесспорное доминирование КАМАЗа! Пять первых строчек по итогам дня заняли машины «Синей Армады». И снова первым на финиш примчался «Черный Монстр» - капотный КАМАЗ Эдуарда Николаева, машина показывает на что способна, но на финише этапа Эдуард признался, что экипаж пока не привык к новому грузовику, и пока не нащупал предел его возможностей, поэтому в гонке приходится рисковать и экспериментировать. В генеральной классификации экипаж Николаева занимает четвертое место с 52-минутным отставанием от лидера - Айрата Мардеева.

Айрат привел свой грузовик на вторую строчку по итогам дня, проиграв Эдуарду Николаеву меньше полутора минут (+1’23’’). Третьим финишировал Дмитрий Сотников (+5’27’’), в генеральной классификации он занимает второе место (+11’56’’). Четвертым стал Андрей Каргинов (+10’56’’) – пятым Антон Шибалов (+14"47""). В генеральной классификации Андрей Каргинов, перевернувший свой грузовик на 11-м этапе, занимает 15-ю позицию, а Антон Шибалов на пятой строчке.

Главный конкурент команды КАМАЗ-Мастер, голландец Мартин Ван Ден Бринк (Renault Mammoet), сегодня столкнулся с неполадками в электрике и финишировал шестым, проиграв лидеру 17’14’’, однако, он по-прежнему сохраняет третье место генеральной классификации (+28’24’’). На седьмое и восьмое место по итогам дня приехали грузовики МАЗ, Александра Василесвкого и Сергея Вязовича, в итоговой классификации они занимают 9-е и 7-е места соответственно.


В легковом зачете героем дня снова становится Стефан Петрансель из команды Peugeot Total. «Мистер Дакар» на своем багги Peugeot 2008 DKR финишировал первым! В генеральной классификации он сохраняет 15 место. Достойную конкуренцию «легенде Дакара» на этом этапе составили россияне Владимир Василев и Константин Жильцов, финишировавшие на своем Mini All4 вторыми (+3’27’’). Они сохраняют третье место в генеральной классификации (+51’51’’).


Третьим финишировал Сирилл Депре – главная надежда команды Peugeot Total. После переворота Петранселя и досадной ошибки на прошлом этапе Себастьяна Лоёба, все усилия команды напрвлены на то, чтобы Сирилл Депре финишировал первым и на данный момент он сохраняет первое место в итоговой классификации. Четвертым пересек финишную линию Язид Аль-Раджи (+6’37’’), он занимает вторую позицию в генеральной классификации, проигрывая 31’27’’ лидеру - Сириллу Депре. От экипажа Васильева, гонщика из Саудовской Аравии отделяет 20 минут.


Завтра финиш. Завершающий участок гонки – это 755 км из Уханя в Хохот. На 261 километрах финишного СУ организатора постарались воссоздать всю гону в миниатюре, поэтому будут самые разные препятствия и все типы покрытий. По заверениям организаторов, несмотря на свою сравнительно небольшую протяженность спецучасток обещает быть напряженным и интересным.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Ралли-рейды – один из самых непредсказуемых видов спорта, все еще может измениться. Положение в первой пятерке генеральной классификации грузового зачета показывает, что комфортного финиша не будет ни у кого – в первой четверке после 13 СУ разрыв составляет меньше часа! А это значит, что любая ошибка может стоить очень дорого.

Напомним, что 12 этап ралли-рейда в генеральной классификации. Маршрут протяженностью 666,92 км проходил по самому красивому отрезу пустыни Гоби. Здесь спортсменов встречали и гигантские дюны, и каменистые участки, и красивейшие озера оазисов.

В воскресенье на национальном стадионе «Птичье гнездо» в Пекине официально завершился ралли-рейд «Шёлковый путь-2016», стартовавший в московских «Лужниках» 8 июля. Фактически, впрочем, результаты были подведены ещё в субботу, когда состоялся последний скоростной спецучасток, так как финальный этап представлял из себя один лишь лиазон от городка Хух-Хуто до столицы Китая.

За 15 дней (с учётом дня отдыха 15 июля), участники должны были преодолеть 10 735 км, однако фактически дистанция оказалась чуть меньшей. Два спецучастка организаторам пришлось отменить из-за непогоды – второй этап Казань-Уфа из-за сильнейших дождей, превративших грунтовые дороги в болото, и 11-й Дуньхуан-Цзяюйгуань из-за пыльной бури. Кроме того, некоторые СУ пришлось сократить. Тем не менее, участники в один голос называют этот Шёлковый путь одним из сложнейших в истории.

В зачёте легковых автомобилей, как и ожидалось, первой финишировала машина заводской команды Peugeot. Неожиданностью, однако, стало имя победителя – им стал бывший мотогонщик Сириль Депре, заметно уступивший напарникам на последнем «Дакаре». На этот раз, однако, Сириль действовал очень уверенно, демонстрировал высокую скорость, и в отличие от своих коллег, не допускал ошибок.

Сириль Депре: «Мы приехали, чтобы пройти весь марафон, получить опыт и пережить удивительное путешествие по маршруту от Москвы до Пекина. За эти 17 дней я сделал всё, что хотел – мы добились победы и получили Кубок Чемпионов в образе Белого тигра. Поэтому мы счастливы. Я давно знаю дирекцию гонки, а Владимир Чагин – выдающийся профессионал в организации соревнований. Он сделал всё возможное, чтобы ралли получилось прекрасным, и я могу лишь догадываться, насколько это было трудно».

Что касается 12-кратного победителя «Дакара» Стефана Петранселя, то он попал в серьёзную аварию ещё на территории Казахстана – его Peugeot 2008 DKR на высокой скорости попала в яму, после чего перевернулась шесть раз. Экипаж не пострадал, машину тоже в итоге удалось восстановить, однако времени потеряно было слишком много, так что Петрансель лишился любых шансов на высокий результат. Тем не менее, он добрался до финиша ралли-рейда, уступив Депре девять с половиной часов.

После аварии Петранселя фаворитом гонки считался его напарник, девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, но и ему не суждено было выиграть «Шёлковый путь-2016». На 12-м этапе Лёб финишировал первым, сократил отставание от Депре до двух минут, однако затем был наказан четырёхчасовым штрафом за пропуск двух контрольных точек на дистанции. После этого шансы на победу Лёб потерял – он добрался до Пекина, но лишь на седьмом месте. Интересно, что на финише он уступил Депре четыре часа и две минуты.

В отсутствие двух фаворитов на второе место поднялся Язид Аль-Раджи на MINI – по итогам двухнедельной гонки он уступил Депре всего 26 минут. Третье место занял российский экипаж Владимир Васильев – Константин Жильцов, также выступавший на MINI. Их итоговое отставание составило 50 минут.

В зачёте грузовиков очевидными фаворитами были представители «КАМАЗ-Мастер», но и для них гонка получилась очень непростой. Поначалу лидировал в ней Эдуард Николаев на новой капотной версии КАМАЗа, но на седьмом этапе, Алма-Ата – Бортала, он пробил поддон двигателя и потерял более часа. На первое место вышел Мартен ван дер Бринк на грузовике Renault, демонстрировавший удивительно высокий темп. Его преследовали экипажи «КАМАЗ-Мастер» Антона Шибалова, Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова.

Ещё на первой половине дистанции, на пятом этапе, Мардеев потерял около 40 минут из-за поломки турбины. Однако к концу марафона благодаря стабильному и уверенному пилотажу Айрату удалось отыграть отставание и вплотную приблизиться к ван дер Бринку. А когда тот столкнулся с проблемами, Мардеев вышел в лидеры. Своё преимущество гонщик «КАМАЗ-Мастер» сохранил вплоть до самого финиша, опередив по итогам гонки занявшего второе место Дмитрия Сотникова на таком же «КАМАЗе» на 15 минут. Ван дер Бринк в итоге завершил ралли-рейд на третьем месте, в 33 минутах от победителя.

Айрат Мардеев: На последнем этапе мы немного сбросили темп, ехали спокойно, потому что никого не видели позади себя в зеркалах. Была возможность полюбоваться видами красивых дюн. Поверьте, такая возможность выпадает довольно редко. Спасибо механикам, что подготовили хороший автомобиль. Штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов сработали безупречно. Это наша общая победа. И это огромная радость, что, несмотря на поломку, когда уже было такое отставание, что думали, что всё потеряно, мы справились. Главное – никогда не сдаваться».

По традиции старт ралли «Шелковый путь» на Красной площади в Москве. 8 июля экипажи отправились по направлению к Казани. Столица Татарстана приняла первый зачётный спецучасток гонки. Далее экипажи проследовали до Уфы – впервые караван ралли «Шелковый путь» прошел по территории Республики Башкортостан. Оттуда спортсмены через пограничный пункт 11 июля попали на территорию Казахстана, где заехали в Костанай, посетили столицу республики великолепную Астану, после чего ночевали у живописного озера Балхаш.
И так все дни — между городами, по проселкам и бездорожью, через величественные хребты Тянь-Шаня, чарующие пустынные ландшафты Гоби, могучие реки, священные горы, мимо древних памятников и мегаполисов Внутренней Монголии Хух-Хото, северного Китая и другим живописным местам Поднебесной.

В ходе спецучастка гонщики прошли 340 километров дистанции. Доп начался со скоростных трасс, нивелировавших проблему охлаждения двигателя, однако позже начались более извилистые и кочковатые дороги, с массой камней и трудных песочных секций. Под финиш у гонщиков вновь появился шанс утопить педаль газа в пол и закончить этап на высоких скоростях.


На финише десятого этапа ралли «Шелковый путь» участники гонки в буквальном смысле вплотную подошли к древней истории. Конечным пунктом маршрута дня стал город Дуньхуан — колыбель и узловую точку Великого Шелкового пути, соединившего много веков назад Восточную и Западную цивилизации. Сегодня эту роль выполняет «Шелковый путь» — многие тысячи километров позади и десятки экипажей благополучно добрались с Красной площади в Москве до одного из древнейших городов мира — оазиса в округе Цзюцюань. Ралли-рейд «Шелковый путь» — это не просто соревнование, а мост дружбы, который соединяет Россию и Китай, считает Чжан Годжин, президент Федерации автомобильного спорта Китая.

Маршрут охарактеризовал руководитель проекта Международного ралли «Шелковый путь» Владимир Чагин: «Команда организаторов хорошо потрудились над маршрутом ралли «Шелковый путь». В результате большой работы написана «легенда» — «дорожная книга» спортивной трассы, а также вспомогательного маршрута для каравана сопровождения, определены места бивуаков, проведены необходимые согласования. Бескомпромиссная спортивная борьба, малоизведанные территории, пустыни, дюны, горы и степи, руины древних городов, пейзажи невероятной красоты – вот, что мы приготовили для Вас в этом году на пути от Москвы до Пекина! «Шелковый путь-2016» будет напряженным с самого начала до конца. Передышки будут недолгими, и трудные участки трассы могут ожидать участников в самых разных местах. Сбалансированный, но жесткий маршрут, станет серьезным испытанием как для техники, так и для людей».


ХУХ-ХОТО (Китай), 23 июл - Р-Спорт, Сергей Смышляев. Ралли-рейд "Шелковый путь"-2016, начавшийся не самым удачным образом для российских гонщиков, в итоге завершился победой Айрата Мардеева из "КАМАЗ-мастер" в зачете грузовиков и подиумом Владимира Васильева в категории внедорожников.

Ралли-рейд "Шелковый путь"-2016 стартовал 8 июля на Красной площади в Москве, а торжественная церемония финиша состоится 24 июля на площади Тяньаньмэнь в Пекине. "Шелковый путь" проводился с 2009 по 2013 годы. В 2014 и 2015 годах гонка не состоялась. В 2009 году гонка прошла по территории России, Казахстана и Туркмении; в другие годы — только по территории России.

Пролог на Казанке

Торжественный старт на Красной площади в Москве полностью соответствовал сути и грандиозности предстоящего ралли-рейда, все экипажи проехали через специальный подиум, взяв курс на Казань, где участников ожидал первый спецучасток длиной около двух километров, расположенный на берегу реки Казанка.

Победителем самого пролога, который гонщики охарактеризовали все-таки как шоу для зрителей, стал рекордсмен по количеству побед на "Дакаре" французский пилот Peugeot Стефан Петрансель, у грузовиков же лидерство захватил голландец Мартин ван ден Бринк из Mammoet Rallye Sport.

Забегая вперед, можно отметить, что именно этот спортсмен и составит основную конкуренцию "КАМАЗ-мастер" на последующих этапах "Шелкового пути". "Конкуренты готовы на все сто, — заявил тогда Дмитрий Сотников. — Все прогрессируют, и Renault, и команда МАЗ. Они будут ближайшими конкурентами на этом ралли".

Погодные коррективы

Однако у погоды были свои планы на ближайший этап. К несчастью для российских болельщиков, второй спецучасток, расположившийся между Казанью и Уфой, был отменен - сильный дождь привел трассу в непригодное для гонок состояние, поэтому в Башкортостан гонщики ехали во внесоревновательном режиме. "Мы уже привыкли к такому после "Дакара"-2016, где два первых спецучастка отменили. Это нормальное явление, — заявил Мардеев журналистам. — Погодные условия никто не может угадать, а безопасность превыше всего. Организаторы решили, что это опасно, а мы их только поддерживаем".

Уже по первым этапам было видно, что настрой экипажей просто запредельный, на каждом финише можно было услышать недовольство неспортивным поведением соперников или же прямые выяснения отношений между пилотами. Впереди был непростой путь, поэтому нервы у участников иногда не выдерживали. Однако дожди продолжали остужать пыл спортсменов, и уже на 4-м этапе вновь повлияли на планы организаторов - спецучасток был сокращен на треть из-за разлива реки.

Минус Петерансель

А вот дальше начались проблемы посерьезнее - по ходу пятого этапа стало известно, что лидер гонки Петерансель попал в серьезную аварию, перевернувшись на своем багги. Сам гонщик не пострадал, а вот машина была, мягко говоря, потрепана. К чести команды, за ночь автомобиль был восстановлен, но сам инцидент лишил француза всех шансов на борьбу за подиум.

"Вчера была глупая ошибка, — заявил Петерансель журналистам после шестого этапа, кстати, также сокращенного из-за погодных условий. — Это я допустил ошибку, информация была в роутбуке, я знал это, но не снизил скорость, был слишком быстр, поэтому на скорости воткнулся в трассу и перевернулся два или три раза. Машина была разрушена. Не полностью, конечно, но пришлось два-три часа поработать над ней, после чего двигались очень медленно, чтобы завершить спецучасток. Такова реальность, а ведь когда мы разбились, я шел первым. А сейчас результаты я не смотрел, потому что общий результат для меня уже решен".

В то время, как Депре продолжал уверенно лидировать в общем зачете, у "КАМАЗ-мастер" начались первые проблемы. К этому моменту гонка перешла на территорию Китая, а Эдуард Николаев лишился лидерства в общем зачете откатившись в третий десяток таблицы из-за утечки масла и пробитого днища. На первое же место вышел ван ден Бринк.

"Мы ехали быстро и не допускали ошибок. Теперь мы вышли на первое место общего зачета и по-настоящему счастливы этому. Вторая неделя гонки будет очень трудной и длинной, рано что-либо загадывать. Но мы будем атаковать и посмотрим, что из этого выйдет", — заявил ван ден Бринк журналистам.

Палящая жара Гоби

В категории внедорожников основное внимание российских болельщиков было приковано к пилоту G-Energy Team Владимиру Васильеву, замыкавшему первую тройку в борьбе с Депре и Себастьеном Лёбом. Изнуряющая жара пустыни Гоби стала очередным испытанием на прочность для всех участников "Шелкового пути", и россиянину приходилось непросто.

"Тогда (в Казахстане) был спецучасток 560 километров, но он не такой жесткий, как сегодня, когда проехали 200 с лишним, — заявил Васильев журналистам. — Очень тяжелый, очень жесткий, жарко, машина перегревается и кондиционер не работает. В общем, вот такие дела. Сам по себе в песках непростой спецучасток, а кондиционеры выключились еще в самом начале. И больше не включался он, приходилось и двигатель остужать, сбрасывать газ, ехать в накат. Думаю, что за бортом было +45 точно, а двигатель нагрелся до 120 градусов".

Саудовец Язид Аль-Раджи из XRaid Team, также входящий в число лидеров, в тот день вообще оказался в лазарете бивуака из-за сильнейшего обезвоживания. Но уже на девятом этапе лопнувший моторный ремень у Васильева и победа Аль-Раджи вывели саудовца на третье место, опустив россиянина на четвертое. Тем временем в зачете грузовиков в лидеры постепенно вырывался Мардеев.

"Изнурительная жара, много бездорожья, прямо такой наш доп, много песков, — отметил Мардеев. — На первой гряде уже накатили Renault, на второй гряде уже его объехали, и все. Ехали и уже практически никого не видели. Только джипы стоящие объезжали. Ехали ровно, стабильно. Сложно, конечно, оценивать темп, когда никого не видишь. Физически было очень тяжело, в концовке ехали как в бане. На улице датчик показывал около 55 градусов, внутри кабины — еще больше".

Но тут вновь свои коррективы начала вносить погода. Сильнейшая песчаная буря, разыгравшаяся в районе городов Дуньхуань и Цзяюйгуань привела к отмене 11-го спецучастка - авиация, обеспечивавшая проведение гонки, не могла подняться в воздух. Бивуак был практически разрушен, а журналисты эвакуированы в отель. Но, к счастью, эти катаклизмы стали последними в рамках ралли-рейда.

Лидерство Мардеева

Если у внедорожников Депре семимильными шагами шел к титулу, не оставляя шансов конкурентам, то в категории грузовиков борьба шла не на жизнь, а на смерть. И после 12-го этапа лидировавший ван ден Бринк, столкнувшийся с рядом серьезных технических проблем, откатился аж на третье место. А вот возглавил общий зачет Мардеев, преследуемый Сотниковым.

"Мардеев догнал нас, и до трехсотого километра, до дюн, мы шли вместе, а потом у нас произошел прокол (колеса). Мы потеряли время на замене шины и пока разгонялись, тоже постепенно отставали. Сегодня мы были добычей, но в пятницу будем охотниками и погонимся за "КАМАЗ-мастер". Мы проигрываем более двенадцати минут, но время еще есть. Гонка еще не окончена", — заявил ван ден Бринк.

Экипаж Мардеева из "КАМАЗ-мастер" одержал победу на ралли "Шелковый путь" Вторым по итогам генеральной классификации стал россиянин Дмитрий Сотников ("КАМАЗ-мастер"), уступивший лидеру 15 минут 28 секунд. Торжественная церемония финиша состоится 24 июля на площади Тяньаньмэнь в Пекине.

Но, почувствовавший запах победы Мардеев терять такой шанс не собирался, а вот голландца проблемы преследовали с незавидной периодичностью. Хотя и не такие серьезные, как у Лёба, пропустившего две путевые точки и из-за 4-часового штрафа сразу же откатившегося далеко от лидирующей группы. И это было на руку Васильеву, поднявшемуся на третье место, которое он в итоге и сохранил.

Титулы Депре и Мардеева

В итоге у грузовиков итоговую победу одержал экипаж Мардеева, расположившегося на первой строчке с результатом 39 часов 23 минуты 18 секунд, Сотников занял второе место, а ван ден Бринк стал третьим.

"Действительно, сегодня было непросто, много бездорожья, мелких камней, можно было проколоть колесо. 70 километров шли чисто по песку, это реально впечатляет. Ни на секунду нельзя было расслабиться, понимали, что везем результат. Самое важное было — не ошибиться и доехать до финиша. Спасибо всем, спасибо механикам, всей нашей команде, которая готовила машину. Мы понимали, что (Мартину) ван ден Бринку нужно было отыгрывать 28 минут, а чисто ходом это нереально сделать, поэтому главное было — не ошибиться, что мы и сделали", — заявил Мардеев после итогового спецучастка.

В зачете внедорожников ожидаемая победа осталась за Депре, Аль-Раджи стал вторым, а Васильев - третьим. "Доехали до финиша, до подиума, — заявил Васильев на финише. — Последний спецучасток проехали неплохо, финишировали по счету первыми даже. Вся гонка была скоростная, дороги были для багги, поэтому ничего странного в их победе нет. В целом мне все понравилось. Надеюсь, что организаторы в будущем примут мои пожелания. Ралли надо как-то сокращать, потому что на таких длинных лиазонах мы устаем больше, чем на спецучастках".