Спортивная программа молодецкие забавы. Сценарий спортивной игры «Молодецкие забавы

Подготовила учитель начальных классов

Львова Ольга Александровна

СЦЕНАРИЙ спортивной игры «Молодецкие забавы» .

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на спортивной игре «Молодецкие забавы». Внимание! Отряды, представьте, пожалуйста, свои команды идоложите о готовности (представление команд). Ну что же, я вижу все готовы, команды на исходную, и мы начинаем. Оценивать и считать ваши очки сегодня будут наши педагоги. Но они так же могут снижать очки команде за дисциплину. Поэтому ребята, будьте внимательнее, соблюдайте правила. Ну а я желаю вам всем удачи.

Наш первый конкурс определит, чья команда самая внимательная и собранная. Послушайте задание: вам необходимо в своих командах построиться по принципу: узнай первую букву фамилии соседа и встань в положенное тебе место. По алфавиту. При повторяющихся фамилиях в ход идут первые буквы имён. Как только построитесь, кричите громко: «МЫ ГОТОВЫ!» (аниматор засекает время и после выполнения задания проверяет правильность его выполнения).

Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Ну а мы продолжаем. Команды на исходную.

ЭСТАФЕТЫ:
1. Эстафета с поворотами(первые участники добегают до финишной кегли, оббегают ее 2 раза и возвращаются к команде). Бегут следующие участники.

2.Оставь роспись (на финише лежит лист с карандашом, по команде ведущего первые игроки бегут к листу с карандашом, пишут на листе свое имя и возвращаются к команде).

3. Навстречу друг другу(команда делится на 2 части и становится напротив друг друга; по сигналу первый участник бежит ко второму участнику, который находится напротив, передает ему эстафету. Второй участник бежит к третьему из команды. И т.д. Выигрывает команда, половинки которой первее других поменяются местами).

4. Передал – садись (капитан становится напротив команды. У него в руках мяч. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку. Игрок делает то же, что и первый.)

5. Эстафета с мячом (участники делятся на пары и зажимают животом мяч) Таким образом, добегают до финишной черты и возвращаются к команде.

Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте послушаем наше жюри и итоги эстафет (слово жюри). Ну а мы продолжаем, у нас впереди еще много всего интересного. Команды на исходную.

Сейчас мы определим, чья из команд у нас в лагере самая сильная. Конкурс – перетягивание каната. Молодцы ребята. Следующий конкурс покажет и определит, чья из команд у нас самая гибкая. Конкурс – лимбо (прохождение под лентой).

Ну а сейчас, мы определим, чья из команд у нас самая ловкая. Конкурс с шарами: 1. Участники надувают шарики на скорость.2. Приседают 10 раз парами, с шариком за спиной. 3. Лопают парами, без помощи рук и ног.

Молодцы ребята. Все команды проявили свою ловкость.

Ну а пока наше жюри будет подводить итоги игры, мы проведем конкурс капитанов. Капитаны ко мне. Вам предстоит пройти самое вкусное испытание. Конкурс - яблочко (фрукт на веревочке, нужно на скорость, без помощи рук скушать его).

Спасибо капитанам, возвращайтесь в свои команды. Ну а мы предоставляем слово нашему жюри (подведение итогов). Награждение команд.

Инвентарь:

  • Кегли – 4 шт.
  • Чистые листы – 4 шт.
  • Карандаши – 4 шт.
  • Мячи – 4 шт.
  • Канат
  • Лента (прыгалки)
  • Шары – 20 шт.
  • Яблоки – 4шт.

Сценарий спортивного конкурса «Молодецкие забавы»

Оформление спортивного зала: лозунги-плакаты: «Нет большей победы, чем победа над собой»; «Не важно, будешь ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера!»; «Спорт - это здоровье»; «Спорт - это успех»; «Спорт- это дружба!»; «Мы за СПОРТ! Ты с нами?»; «Движение-жизнь!»; «Главное желание заняться спортом, а способ всегда найдется!»; «С праздником Победы в ВОВ!»; «Спасибо деду за Победу!»

Оборудование и инвентарь: воздушные шары, мячи баскетбольные, бумага А 4, противогазы, мед.аптечка, авторучки, карточки с вопросами, магнитофон, музыкальные записи, секундомер, свисток, рулетка, гимнастические маты, гимнастические скамейки, столы, стойки-кегли, грамоты, призы.

1 ведущий: Добрый день, дорогие гости, преподаватели, болельщики! Хорошего вам настроения!

2 ведущий: Спортивный конкурс «Молодецкие забавы» мы посвящаем 70- летию Победы в ВОВ.

Спасибо Вам за подвиг и за смелость,

За то, что Вы закончили войну,

За то, что ради нас, детей, сумели

Отвоевать свободную страну!

Улыбки светят, прочь уходят беды,

Медали на груди горят огнем.

С еще одним счастливым, мирным днем!

(Звучит песня «День Победы»)

Команды входят строем в зал, располагаются за общей линией старта.

3 ведущий:

Сегодня здесь, в спортивном зале

Мы спорт, уменьем совместим.

Мы этот славный праздник с Вами

Прекрасным играм посвятим.

4 ведущий:

Тот победит в соревнованье

Кто меток, ловок и силен

Покажет все свое уменье

Кто духом, телом закален.

5 ведущий:

Наполняет нас радость движенья,

Сердце бьется в груди веселей!

И спортивной победы мгновенья

Дополняют улыбки друзей.

1 ведущий:

И учиться нам спорт помогает

Ведь здоровье- основа всего

Кто со спортом по жизни шагает

Тот и может пойти далеко!

2 ведущий:

Представляем вам участников нашего конкурса:________________________

3 ведущий:

Поздравляем Вас с участием в конкурсе. Желаем творчества, мастерства, отличных знаний, умений, задора и олимпийского спокойствия!

4 ведущий:

А сейчас мы представляем нашу судейскую бригаду: ___________________

5 ведущий:

Предоставляем слово главному судье конкурса ___________________

(Кратко освещает историю ВОВ. Просит почтить павших за Родину минутой молчания).

1 ведущий:

Программа нашего конкурса:

    Смотр- конкурс «Визитная карточка».

    Эстафета (бег с эстафетной палочкой по периметру зала всей командой).

    Эстафета «Все сразу»- команды бегут одновременно в полных составах. Участники встают в колонну, берутся за пояс, бегут до стойки, обегают ее и возвращаются к финишу. Побеждает та команда, участники которой, не расцепив руки, первой займут исходное положение. Места команд определяются по порядку финиширования.

    Конкурс «Дальняя дорожка» (Первые номера прыгают в длину с места, отталкиваясь двумя ногами одновременно. Замер производится по пяткам первого касания пола. Вторые номера прыгают с места приземления первого и т.д. Места команд определяются по дальности отметок 5-ти участников).

    Викторина «Вечная слава героям ВОВ!».

    Конкурс капитанов - применение противогаза с целью выполнения

задания. (По команде «Газы – одеть противогазы!» - капитан команды

одевает противогаз, берет баскетбольный мяч, начинает ведение мяча

через препятствия, делает три броска в баскетбольное кольцо и

возвращается на исходную позицию. Учитывается время и количество

и количество попаданий в кольцо)

    Конкурс «Рыцарские единоборства». (По одному участнику от команды соревнуются в борьбе на руках)

    Конкурс «Каракатица». (Первый участник по линии старта принимает

положение упор лежа, второй берет его за ноги и по свистку все команды начинают движение. Побеждает та команда, чья пара приходит первой).

9. Конкурс « Эй, ухнем!» (Перетягивание каната).

10. Конкурс «Салют» (Участники по свистку надувают воздушные шары

до тех пор пока они не лопнут).

2 ведущий:

Прежде чем начать соревнования проведем разминку.

(под музыкальное сопровождение разминку проводит один из участников)

3 ведущий:

Для спорта нет границ и расстояний!

Понятен он народам всей земли!

Он всей планеты наше достоянье!

Спорт дарит счастье дружбы и любви!

4 ведущий:

Приглашаются капитаны команд для жеребьевки.

Ход соревнований:

5 ведущий:

Всем командам заранее было дано домашнее задание, в котором нужно было подготовить название команды, эмблему, девиз, представление команды. Первый конкурс нашего состязания: «Визитная карточка команды».

1 ведущий:

Пока жюри подводит итоги домашнего задания, мы продолжаем наши соревнования.

2-й конкурс: Эстафета

2 ведущий:

3-й конкурс: Эстафета «Все сразу»

3 ведущий: Конкурс «Дальняя дорожка»

4 ведущий:

Следующий этап нашего конкурса викторина «Вечная слава героям ВОВ!»

Капитаны получают конверты с вопросами, по свистку судьи вскрывают их и отвечают всей командой на вопросы викторины.

5 ведущий:

Студентки нашего техникума подготовили для юношей показательные номера художественной самодеятельности. И пока жюри конкурса оценивает викторину, посмотрим выступление наших девушек.

1 ведущий:

Конкурс капитанов.

2 ведущий:

Конкурс «Рыцарские единоборства»

3 ведущий:

Конкурс «Каракатица».

4 ведущий:

Конкурс «ЭЙ, ухнем!»

5 ведущий:

Заключительный этап конкурса – «Салют».

1 ведущий:

Вот и прозвучал салют в честь ПОБЕДЫ.

А сейчас настал торжественный момент. Жюри определило победителей и призеров нашего конкурса «Молодецкие забавы».

Настало время для награждения.

Слово предоставляется главному судье конкурса ______________________

(оглашение результатов и награждение)

Викторина «ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ ВОВ!»

1.Имя и фамилия человека, который во время войны в звании генерал-лейтенант инженерных войск был тяжело контужен, попал в плен, отказался перейти на службу к фашистам и погиб мученической смертью: фашисты на морозе обливали его холодной водой в лагере Маутхаузен.

(Дмитрий Михайлович Карбышев.)

2.Этого героя сам Адольф Гитлер назвал врагом рейха №1, и он действительно принес фашистам такой удар, после которого гитлеровцы уже не смогли восстановить свои силы. Он был командиром подводной лодки «С-30» и 30 января 1945 года потопил в районе Данцигской бухты суперлайнер «Вильгельм Густлон», имевший на борту 5 тысяч немецких солдат и офицеров, а 10 февраля- крейсер «Генерал Штойбен», на борту которого было свыше 3 тыс.солдат и офицеров. Кто же он?

(Александр Иванович Маринеско.)

3.Этот человек успел побывать в Германии, России, Китае, Японии. Был арестован японской полицией в октябре 1941 года, казнен в 1944 году. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему только в 1964 году, когда Н.С.Хрущев посмотрел фильм об этом герое. Его именем названа улица в Москве, и на ней установлена скульптурная композиция. Как его зовут?

(Рихард Зорге.)

4.Назовите имя человека, который был во время войны командиром эскадрильи, участвовал в 156 воздушных боях и сбил 59 фашистских самолетов. Ему трижды было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как зовут этого аса авиации?

(Александр Иванович Покрышкин.)

5.Имя этого человека знакомо нам всем по кинофильму и знаменитой книге. Он был летчиком. К концу марта 1942 года им были сбиты 4 фашистских самолета, а в апреле его самолет был подбит и упал в лес в тылу врага. Летчик выпрыгнул с парашютом, но при падении сломал обе ноги. 18 суток он пробирался к своим. После ампутации обеих ног, проявив необычайную силу воли, в 1943 году вновь вернулся в строй, и на Курской дуге им были сбиты еще 3 самолета противника.

О каком человеке идет речь?

(Алексей Петрович Маресьев.)

6.Имя этого человека навсегда занесено в историю нашей Родины наравне с именами Суворова, Нахимова. Это крестьянский парень из деревни Стрелковка Калужской области во время Первой мировой получил два Георгиевских креста за личную храбрость. Звание Героя Советского Союза присвоено ему четырежды! Он награжден многими орденами и медалями. История определила ему ведущую роль в ходе Великой Отечественной войны. «Сильная воля», поистине «железное упорство», «жесткий характер» - так характеризуют его друзья и сослуживцы.

Как вы думаете, о ком идет речь?

(Георгий Константинович Жуков.)

7.Нашу славную победу ковали и в тылу – люди заслуженные и очень знаменитые. Сейчас Вам нужно назвать имя дважды Героя Труда, знаменитого авиаконструктора, создавшего многочисленные типы самолетов: поршневые, реактивные, истребители, реактивные, спортивные, учебно-тренировочные. Самолеты, созданные этим авиаконструктором, до сих пор считаются самыми надежными. Он является автором интересных книг, в том числе книги «Цель жизни», которая выдержала 5 изданий.

Как вы думаете, о каком знаменитом авиаконструкторе идет речь?

(Александр Сергеевич Яковлев.)

    Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу и сцепляют руки крест на крест. Желающих продвигают вдоль цепи подбрасыванием от начала и до конца. В качестве «вишенок» могут участвовать девушки и даже дети в возрасте от 6 лет.

    Два соперника становятся друг против друга и по команде старейшины стараются снять друг с друга шапку, при этом не отдав свою.

    Все играющие делятся на пары. В каждой паре, согласно жребию, один должен изображать коня, а другой наездника. Играющие, изображающие коней, нагибаются, согнувши колена и упершись в них руками, а всадники садятся на них верхом.

    После этого между парами устраивается борьба, где главные действующие лица - всадники. Задачей является повалить соперничающую пару или сбросить противостоящего всадника на землю.

    Эта игра может несколько отличаться, в зависимости от того, как усаживаются на своих «коней» всадники (на спину или на плечи). Игра традиционно устраивалась то как состязание отдельных пар, то как целое сражение большого числа играющих, разделенных на команды.

    Два участника становятся против друг друга и произвольно захватывают палку. По команде они пытаются отнять палку друг у друга.

    Все играющие делятся на пары. В каждой паре один участник становится на руки, а второй берёт его за ноги. После этого устраивается борьба. Задача борьбы сбить противника, стоящего на руках, на землю.

    Играющие делятся на две равные по силам команды, обычно до 10 человек. По жребию решают, какой команде прыгать, а какой везти. Первые часто называются «верхи» или «играющие», а их соперники - «низы» или «водящие», что, впрочем, многократно меняется в ходе игры. Те, которые водят, выстраиваются в колонну, согнувшись и обхватив стоящего впереди руками у пояса так. Другая команда, определив очередность среди игроков, начинает по одному запрыгивать с разбега на спины водящих (кобылкой, как замечает старинный автор). При этом стараются запрыгнуть так, чтобы было удобно прыгать следующим игрокам команды, а каждому прочно удерживаться на спинах соперников, чтобы не коснуться земли. После того, как запрыгнули все игроки, «низы» начинают медленно двигаться, подобно слону, до заранее условленного места (5-10 метров). После этого команды меняются ролями. Однако смена ролей происходит и при касании одним из прыгающих земли. Если же «низы» не сумеют удержаться на ногах или разъединят руки, то им, предстоит выполнять все сначала - им нужно отводить!

    Игра продолжается до тех пор, пока не возникнет желания сформировать новые команды или пока участники игры не устанут.

    Многочисленные варианты этой старинной русской игры имеют несколько отличительных деталей в правилах игрового поведения и особенно в текстах, с которыми одна команда ведет игровой диалог - словесный поединок - с другой, противоположной командой. После игрового диалога следует попытка одного из игроков прорвать цепь противника. Среди названий данной игры крупнейший знаток народных игр и физического воспитания народов России XIX в. Е.А. Покровский выделял «кандалы», «колика-баба», «оловень» и др.

    Играющие встают в два ряда, лицом друг к другу, взявшись за руки. «Две равные партии выстраиваются двумя шеренгами (стенками) друг против друга... причем крепко берутся за руки, образуя таким образом каждая партия крепкую цепь,» - пишет Е.А. Покровский о подобной игре.

    В наиболее распространенном варианте «разрывных цепей» играющие просто по очереди вызывают одного из игроков, называя его имя.

    «Тили-рам, Тили-рам, кого вам, кого нам?» - спрашивает одна команда другую, а в ответ слышит имя одного из спрашивающих.

    После вызова игрока происходит важнейший момент игры, когда вызванный игрок, разбегаясь с некоторого расстояния, старается грудью прорвать цепь команды, взявшейся за руки. Если это удается, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. А если нет, то сам остается в этой команде. Потом команды меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится более сильная команда, в которой будет больше игроков.

    В центре круга ставится полено. Все играющие встают по кругу и берутся за руки. Один из играющих (поочередно) подает команду, после которой все бегут по кругу до следующей команды (например, «Стоп!»). После этого играющие останавливаются и стараются затащить своих соседей в круг, чтобы кто-нибудь свалил полено. Сбивший полено выбывает из игры, которая продолжается. В игре должно принимать участие не мене шести человек.

    Все играющие встают в круг и берутся за руки. Тогда можно обозначить на площадке размеры «сковороды» - нарисованного или начерченного круга несколько меньшего размера, чем образованный взявшимися за руки игроками. После команды «Побежали!» (которую подают играющие по очереди или хором) все играющие начинают передвигаться по кругу по часовой стрелке - по солнышку. Затем следует команда: «Тяни!». После этого сигнала каждый играющий старается затянуть соседей в центр круга - «на сковороду». При этом все внимательно следят друг за другом. Тот, кто хотя бы одной ногой заступит за черту - «поджарится» - или расцепит правую руку, должен покинуть круг. Игра продолжается до трех или даже до двух победителей. Игра при этом переходит в простое перетягивание через круг, что является одним из традиционных видов игрового противоборства и было широко распространено в традиционной игровой культуре.

    Все участники игры, берутся за руки, образуя кружок. Это по традиции называется «колокол». По уговору, по жребию или просто по очереди играющие по одному выходят в центр круга и затем стараются прорваться через сцепленные руки товарищей, т.е. вырваться из круга. Характер действий водящего заметно меняется в зависимости от числа образующих круг игроков. Если их 4-5 человек, то игра носит характер близкий к силовому противоборству. А в том случае, когда играющих 12-15 и более, игра становится похожей на традиционное для целой серии народных игр "разрывание цепей". В этом случае игра более соответствует названию, ведь водящему нередко приходится метаться как «язык» звонящего (зовущего) колокола.

    Вариант 1. При большом числе участников могут избираться 2-3 водящих. При этом характер игры несколько меняется, становится более динамичным.

    Вариант 2. Иногда игра имеет еще своеобразное продолжение - ловлю убегающего. Прорвавшись, играющий бежит от круга, а остальные составляющие круг игроки бросаются его ловить. Кому первому удается осалить или поймать убегающего, тот и получает право встать в круг и разбивать его в следующий кон.

    Все играющие, взявшись за руки и образовав круг. Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - «месят тесто». На слова «раздувайся, пузырь» начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут «да не лопайся!», каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два «лопнувших» игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем «замесе», поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание «лопнувших». В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

    Все участвующие в перетягивании сговариваются, образуя тем самым две примерно равные по силам команды. Далее все играющие становятся в одну линию таким образом, чтобы представляющие разные команды участники оказывались через одного, а все члены одной команды лицом смотрели в одну сторону, а противоположной - в другую. Все перетягивающиеся сцепляют свои руки, согнутые в локтях, с локтями соседей-противников. В результате и образуется своеобразная стенка, где каждая из команд старается перетянуть команду соперников в свою сторону, то есть туда, куда обращены лицом игроки этой команды.

    Перетягивание обычно начинается по сигналу, а его результаты и команда-победитель определяются по оценкам наблюдателей. Проигравшими будут названы те, которые оказались оттесненными от исходной линии или те, кто допустили разрыв общей цепочки перетягивающихся. Постепенно у участников игры вырабатывается согласованная тактика командной борьбы, учитывающая как лучше расположить игроков по их силе, росту и т.п., что в большей степени определяет преимущество команд.

    Играющие проводят на земле прямую черту и, разделившись на две примерно равные по силе партии, становятся по обе стороны черты. Затем партии становятся одна против другой вдоль черты. Участники одной команды осуществляют взаимный захват кистей рук, участников другой команды и по сигналу начинается перетягивание.

    Противники стараются перетянуть друг друга на свою сторону. Тот кого перетянули покидает игру, а перетянувший может помогать своему соседу. В этой борьбе торжество часто остается не на той стороне, где больше силы, но на той, где больше ловкости.

    В состязании участвует двое игроков. Они становятся на вертикально поставленные пеньки, высотой до 30 см. напротив друг друга и держатся за жгут. По команде старейшины участники начинают тянуть за жгут. Выигрывает тот, кто первым заставит соперника коснуться земли.

    4-5 или более играющих выбирают водящего, которому и предлагается «найти пятый угол». Он становится в центр расположившихся вокруг него играющих и начинает медленно наклоняться и падать в сторону одного из игроков. Его нужно удержать и толчком рук направить его падение в направлении другого играющего. Тот, кто допустил падение водящего, то есть "дал найти ему пятый угол", становится на его место.

    В этой игре акробатического характера сила, устойчивость и выносливость каждого из играющих проявляется в совместном сооружении своеобразной живой пирамиды, башни, каравана и т.п.

    Играющие становятся в ряд друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Так образуется цепочка первого ряда (яруса) из наиболее крепких физически юношей, первый из которых выполняет роль направляющего. Другие играющие садятся на руки игроков, образующих первый ряд. Иногда на второй ряд садится еще и третий. Такой караван затем начинает двигаться, что доставляет удовольствие и играющим, и зрителям (девушкам, наблюдающим за игрой, взрослым и детям). Наконец, нижние не выдерживают тяжести верхних (или просто комически изображают это), и все играющие валятся на землю под общие шутки и смех.

    Игры подобного типа отличаются преимущественно характером многоярусного построения играющих и особенностью сочетания в них спортивной состязательности и театрально-игрового элемента, свойственного народным потехам, цирку и другим играм-представлениям на праздниках.

    На земле рисуется круг. Двое участников игры пытаются вытеснить друг друга за линию круга. При этом можно использовать толчки руками и плечами.

    Две примерно равные по силам команды располагаются друг против друга, лицом к лицу. Каждый играющий становится левым плечом вперёд, а второй рукой захватывает пояс рядом стоящего партнёра. Каждая из команд стоит плечом к плечу, ожидая условного сигнала к началу противоборства. После начала игры команды сближаются и стараются оттеснить команду соперников. Участники одной команды заботясь о том, чтобы помочь стоящим рядом товарищам по команде и чтобы стена не разрушилась. Такое противоборство обычно повторяется несколько раз - до трёх сходов. Если обнаруживалось явное превосходство одной из команд, то начинают с нового, более равного, распределения на партии.

«Молодецкие забавы»

Вас 1 Милости просим, дорогие гости!

Вас 2 За этими воротами не холмы с буграми.

Не леса дремучие, не репьи колючие.

Вас 3 Место гостеприимное.

Вас 4 Девки постарались, хлебов напекли. Угощайтесь, не стесняйтесь.

Вас 5 Не беспокойтесь, хорошую фигуру ничем не испортишь.

Дир Как сего числа, как во славном месте да во Рождественке.Собирались добры молодцы да слетались ясны соколы. Собирались да во широком поле удальство показать, похвалиться силой молодецкой, явить ум да смекалку.

Под звуки песни «Богатырская сила» выходят гости .

А явились молодцы да с дружинушкой да с верною, храброю. Они прибыли себе дела искать да богатырю своему славу!

Объявляются «Важные мелочи» - рапорт каждой дружины.

«Великая дружина ………………….. к сказочным испытаниям готова, особенно к самому сложному и непредсказуемому приключению к пиру на весь мир. Гип-гип-Ура!».

Дир. А теперь пришел черед начинать нам представленье, спрячьте все свои грустинки, приготовьтесь пробовать веселинки.

Рассаживаются в 2 ряда

Дир Есть таланты на Руси!

Говорим уверенно

Коль народ еще творит,

То не все потеряно.

Под музыку выходят Василисы

Вас 1 Эй, люд местный – веселые головы, широкие бороды

Вас 2 Эй, гости дорогие, молодые молодцы, удалые удальцы, красные девицы милые баловницы

Вас 3 Сходись, народ честной скорей!

Выходить Вовочка

Ой, девчата!, хоть вас нашел!

Вышел на улицу

Глянул на село

Вправо и влево

И нет никого

Вышел на улицу

Кругом тишина

Что же случилось

Не уж-то война?

Вы чего тут делаете?

Василисы. А у нас тут слет Василис по обмену премудростями

Вовочка. Чем, чем?

Василисы. Премудростями.

Исполняют песню

Вас 4 Мы пришли не с пустыми руками,

А короб с собой притащили.

В нем игры, потехи, забавы

На разные вкусы и нравы.

Вовочка А научите меня этим премудростям

Вас 5 Дорогие гости, как вы думаете, что нужно для хорошего праздника?

Верно, а еще нужна хорошая компания. (К гостю). Добрый молодец, вижу, вы человек веселый да компанейский, выходите к нам в центр и пригласите к себе в компанию еще троих молодцев.

На молодцев надевают рубахи

Вас1 Добры молодцы, давайте знакомиться и хвалиться! Ваше имя?

Статен и весьма плечист,

А как с девками речист!

Скажем прямо заводной….(Да, ребята, я такой)

Вас 2 (к следующему) А вас как звать величать?

Он не кос и не бос,

Ответит на любой вопрос!

А характер – золотой… (Да, ребята, я такой)

Вас 3 Ваше имя? Скромен и вперед не рвется,

Но все сможет, коль возьмется!

Восхищает добротой… (Да, ребята, я такой)

Вас 4 Представьтесь, пожалуйста.

Парень он такой завидный

Его с конца Кургана видно!

Хваткий он и деловой …. (Да, ребята, я такой)

Вас 5 Чтобы здесь не заскучать пора девиц вам приглашать.

Девушкам набрасывается платок

Вас1 Ваше имя?

Посмотрите на девицу-

Нету лучше мастерицы!

А затейница какая …. (Я девчонка боевая)

Вас 2 А вас как звать величать?

И речиста, и умна,

Полна задора и огня

Не хромая, не худая… (Я девчонка боевая)

Вас 3 Ваше имя?

Хоть она и манит лаской,

Пляшут черти в ее глазках,

Всех в округе искушая….(Я девчонка боевая)

Вас 4 Представьтесь.

Стройный стан, походка павы,

Ну, а взгляд такой лукавый!

Пляшет, каблуки сбивая….. (Я девчонка боевая)

Вас 5 Всех пригласите на ручеек. Ручеек

Вас1 Курилка - старинная детская игра , существовавшая не только на Руси, но и во Франции, и в Германии ещё в XIX веке.Правила игры: играющие образуют круг, по которому передают из рук в руки горящую или тлеющую (курящуюся) лучинку или соломинку и при этом по очереди поют песенку-присказку «Жив, жив Курилка - ножки тоненьки, а жить так хочется!»). Игрок, в руках у которого лучина гасла, выбывал из игры.

Вас 2 Игра-потеха «Будьте здоровы!»
Вас делят гостей на три братии: первая кричит – «ящик», вторая – «хрящик», третья – «спички». Затем по сигналу скомороха все три братии выкрикивают каждая свое слово одновременно. Получается дружное «А-ап-чхи-и!», после чего ведущий говорит: «Будьте здоровы! Или как говорят в народе: будь здоров на сто годов!».

Вас 3 У кого кольцо на пальце? А быть может целых три?

Просим вас сейчас подняться к нам поближе подойти.

(Кто пришел сегодня в красном просим выйти поскорей)

Театр миниатюр

Вас 4 Игра на внимание «Кукушки, дятлы, комары» Первая братия - кукушки, услышав слово кукушка, кричит «Ку-ку», вторые – дятлы, произносят «Тук-тук-тук», третьи – комары кричат «З-з-з»

Вас 5 Игра ладушки.

Лади, Ладо, Ладушки,
Гдѣ были? - у Бабушки.
Что ѣли? - Кашку.
Что пили? - Бражку. Чей ряд быстрее закончит игру «Ладушки»

Вас 1 Оглянись на предков наших

На героев прошлых дней

Вспоминай их добрым словом

Слава им борцам суровым

Слава нашей стороне

Слава русской старине!

Вас2 Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите кто вы?

Мы славяне.

Вас 3 Своею статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зоветесь ныне- россияне

Издревле кто вы?

Мы – славяне.

Вас 4 Ах, игры старые, забытые,

Давным-давно, до глубины.

В недавнем прошлом знаменитые

В них поиграем здесь и мы!

Вас 5 Всех приглашаем на «молодецкие забавы»

Вас 1 Поиск Тридевятого царства. Каждой команде нужно собрать кусочки карты цвета своей команды и составить карту поиска Тридевятого царства. Дальше найти по карте Тридевятое царство

Вас 2 Стенка на стенку. Объявляется танцевальный марафон. Каждая команда становится вкруг. Все начинают движения по кругу выполняя указания. Чья команда быстрее среагирует и выполнит задание быстрее и лучше.

Василисы . Вручение подарков

Когда имели много денег дарить могли бы мы тогда

Не эти жалкие копейки,

А яхту, виллу, жемчуга.

Мы много бы купить хотели,

Такой уж ведь у нас доход

Ведь здесь работа не за деньги,

А за слова «Даешь! Вперед!»

И вы простите нам помарки

Так говорим мы вновь и вновь,

Ведь мы вложили в этот праздник

Всю нашу дружбу и любовь.

Вас 3

На Руси узелки завязывали для памяти, для сохранения ярких воспоминаний о каком то счастливом дне, о радостном душевном состоянии.

Повязываем ленту на березу как узелок на память

Перед окончательным подведением итогов, настало время устроить оглушительный новогодний колокольный звон.

(Ведущий подходит к 1-му сектору.)
Вы будете исполнять партию большого колокола, звонить желательно низко, гулко и медленно: «Бу-у-ум! Бу-у-ум!». Репетируем…

(Ведущий подходит ко 2-му сектору.)
У вас партия среднего колокола, ваш звук более выше и короче: «Бим-бом! Бим-бом!». Пробуем...

(Ведущий подходит к 3-му сектору.)
Ваша партия – партия малого колокола, звук еще выше и чаще: «Бам! Бам! Бам! Бам!». Итак…

(Ведущий подходит к 4 сектору.)
Вам же досталась партия колокольчиков, звук самый высокий и самый частый: «Ля-ля! Ля-ля! Ля-ля! Ля-ля!». Изобразите…

Итак, внимание! Начинает звучать большой колокол… Вступает средний… Подключается малый колокол… И вливаются звонкие колокольчики…

Каждый сектор исполняет свою партию – это и есть колокольный звон.

Ведущий. Стоп! Спасибо! Этот праздничный звон возвестил об окончании нашей программы.

КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

ЗАБАВЫ МОЛОДЦОВ ВЕСЁЛЫХ УДАЛЬЦОВ

Методическое пособие

Печатное приложение к видеофильму по традиционным мужским играм и развлечениям

Игры на кассете были представлены преподавателями из разных регионов России,

прибывшими на семинар с целью обмена опытом, и поэтому не все игры казачьи,

хотя аналогичные игры встречаются и у казаков. Названия игр даются именно так,

как их называли педагоги, прибывшие на семинар. Неоценимую роль игры,

молодецких забав, их цели, задачи, историю вы можете узнать,

прочитав книги Игоря Морозова "Забавы вокруг печки", "Не робей, воробей",

"Женитьба добра молодца" и другие,

связанные с традиционными мужскими играми и развлечениями.



Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на

внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника

выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте.

Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).

Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность

в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым

окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем

поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно.

Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю.

Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

землю.

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной

рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте,

затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает

на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на

руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете

падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну

линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается

убежать, а игроки - поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось

убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим

становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков -

палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное

колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти

сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она

остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то

отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда,

соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая

соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из

команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров.

Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку

так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются.

Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это

удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он

остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон"

("прогон" - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза

(по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему

это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему

завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий

начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить)

когонибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить

или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна

жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим.

Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять

продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не

заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до

него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал

неверно, то все игроки бьют водящего, если верно - то водящим становится игрок,

которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка -

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку

и один игрок - за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит

она или убегает - догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую - то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали,

кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками

берутся под локоть. Задача каждой пары - устоять на ногах, а по возможности -

свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок

времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти

человек. Водящий ложится на землю, игроки - на него. Водящий обязан выползать

изпод игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не

выполз - его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется

поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая -

"волки", вторая - "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из

"волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка"

или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего

раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут

"волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в

"волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем,

"волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в

руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю

всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в

исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками,

команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому

удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до

исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков

дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает

подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают

его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга,

перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое

придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему

движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один

из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" - ногами

отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам

завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу,

наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он

вышел - его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны

поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят,

31. "В жута". Жут - веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно

сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.

Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий -

в центр круга, колени прикрывают одеждой.

Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего,

по возможности бьют его по спине. Задача водящего - вырвать жут не поднимаясь.

Задача игроков - ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его

за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок,

у которого жут был вырван.

32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двухтрех водящих.

Игроки образуют круг. Водящие - в кругу. Под хоровод "Заинька серенький"

водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода

водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где

водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий - игроком. Тот, кто

побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или

33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают

глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их

ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из

сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал когонибудь из

игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра,

обычно ограничивается.

34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка

или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и

удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются

вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку.

Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.

35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.

По команде ложатся на землю и начинают движение вперед, лежа на животе.