Какие дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика: виды, как делать, в чем польза

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
  2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
  3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД, по физическому развитию и физкульт. минутках, во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

  1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: « д-у - у -у» (повторить 4-5 раз).
  1. «ЧАСИКИ»
  • И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
  • 2-взмах руками назад-так (медленный выдох) - повторить 4-5 раз.
  1. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  • опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». - повторить 5-6раз.
  1. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить: « ф -ф» (повторить 3-4 раза)
  1. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: « чух - чух - чух» . (20-30 секунд) .
  1. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища (с -с-)
  1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

*Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить « р-р-р-р-р-р» (5-6 раз)
  1. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4-5 раз) .
  1. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить: « т -у-у-у-х-х» (3-4 наклона) .
  1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить: « г - у-у-у-у» .

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста - умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка - свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится - весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ .
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА .
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе - руки в стороны, при выдохе - руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета - вдох, на 3 счета - выдох.

  1. «Наклон вперед». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
  2. «Вырасти большой». ИП - стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
  3. «Дотянемся до пяток». ИП - Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
  4. «Сигнальщик». ИП - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  5. «Пружинка». ИП - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
  6. «Тюлень». ИП - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  7. «Прямая спинка». ИП - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
  8. «Чистый носик». ИП - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
    Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа « Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Для чего нужна дыхательная гимнастика

У родителей часто возникает вопрос о здоровье детей. В нашем дошкольном учреждении очень много делается для того, чтобы дети приобрели и сохранили привычку к здоровому образу жизни.

Одним из способов оздоровления –дыхательной гимнастикой, а точнее- как проводится такая гимнастика в подготовительной группе «Крепыш» я хочу вас познакомить. Но сначала хочется пояснить, для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. Практика показывает, что дыхательные упражнения просто необходимы детям, болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, пневмонией, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Детям группы «Крепыш» очень нравится дыхательная гимнастика. Мы ее проводим в хорошо проветренном помещении и утром, и во второй половине дня.

Одно из любимых упражнений –«Булькание».

Упражнение восстановливает носовое дыхание, формирует ритмичный выдох и его углубление. Для этого берется стакан, наполненный на треть водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхают через нос и делает длинный выдох в трубочку. У кого бульканье дольше всех, тот и победил.

«Совушка-сова»

Упражнение проводится для развития координации движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, для улучшения функции дыхания.

Дети садятся полукругом перед ведущим.По сигналу ведущего:»День» - дети-совы медленно поворачивают головы вправо-влево.

По сигналу «Ночь» - дети смотрят вперед и взмахивают руками-крыльями.Опуская вниз протяжно произносят «у..у…ффф». Повторяют 3-4 раза.

А еще наши ребята сами смастерили атрибуты для дыхательных упражнений- вот такие веселые китята.

Делаем глубокий вдох… и, как можно медленнее, выдыхаем…

Нравится ребятам дыхательное упражнение «Ветерок», движения которого сопровождаются стихами:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока.. я тучи разгоняю (круговые движения руками) .


С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребенка стороной!

Знаменщикова Е.Е., воспитатель.

Рябова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Детский сад "Черёмушки"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: "Для чего нужна дыхательная гимнастика"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Дыхательная гимнастика для детей

Казалось бы, что-что, а дышать каждый умеет с самого рождения и тренировать тут особо нечего,

вдох-выход – что такого? Обычно подобного рода упражнениям отводится скромное место в конце

гимнастических комплексов для расслабления организма. Но на самом деле роль дыхательных

упражнений в гармоничном развитии малыша не стоит недооценивать.

снабжает

кислородом

важнейшие

растущего

организма,

головной мозг, и даже органы пищеварения, ведь для того чтобы пища в желудке переварилась и

усвоилась,

кислород.

Насыщенная

кислородом

улучшая обмен веществ.

Вспомните, как часто малыши, увлекшись игрой, начинают дышать ртом, и, как следствие

простужаются. Ох уж эти бесконечные ОРЗ, ОРВИ и прочие простуды, сколько родительских

переживаний с ними связано. А ведь одним из эффективных методов профилактики подобных

заболеваний является тот же самый комплекс дыхательной гимнастики.

Он также подойдет деткам, страдающим бронхитами и другими заболеваниями дыхательной

системы, даже такими серьезными, как бронхиальная астма. Специально разработанный комплекс

упражнений

перенесшему

воспаление

восстановить

организм.

Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям

– будь то гомеопатическое или медикаментозное лечение или физиотерапия.

Приучаясь дышать глубоко и размеренно, полной грудью во время упражнений, малыш и в

повседневной жизни начинает использовать такой тип дыхания, а это приводит к тому, что

постепенно увеличивается объем легких, а значит, Ваш юный чемпион сможет нырять в морские

глубины, быть самым быстрым на футбольном поле или на лыжне.

Думаете, что польза дыхательной гимнастики ограничивается только этим? Не угадали.

Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой

аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов.

А еще правильное дыхание очень полезно для нервной системы, ведь глубокий медленный

выдох помогает нам расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение или,

может быть, волнение. Как совершенно справедливо считали восточные мыслители, управляя

дыханием, ты управляешь собой. Дыхательная гимнастика может стать одним из элементов

воспитания произвольности, терпения и усидчивости.

В начале многие упражнения могут показаться ребенку сложными или даже скучными, поэтому

подавать ценные дыхательные упражнения нужно в игровой форме. Обязательно придумайте для

упражнений

шутливые

названия.

дополнять

дыхательную

гимнастику

элементами

артикуляционной, и в паузах между дыхательными упражнениями читать с малышом короткие

стихи-чистоговорки. Например:

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

А вдруг Ваш малыш, когда вырастет, захочет стать диктором, а может, петь на сцене? Тогда он не

раз с благодарностью вспомнит свою детскую дыхательную гимнастику.

Заниматься

дыхательной

гимнастикой

пробуждения,

подключить

избранные упражнения к привычной зарядке малыша. Если стоит хорошая сухая погода, то

дыхательной гимнастикой отлично заниматься на свежем воздухе, в парке или сквере.

Не стоит бросаться и выполнять сразу целый комплекс упражнений, особенно на первых занятиях.

Выберите несколько интересных и забавных для малыша на Ваш взгляд, а на следующем занятии

предложите другие. Так у малыша не возникнет ощущения, что дыхательная гимнастика – это

утомительное и скучное времяпрепровождение.

При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений внимательно следите,

чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Если Вы заметили, что его дыхание

учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или

кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое

упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3

раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем

решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра.

Очень важно правильно выполнять дыхательные упражнения. Вдыхаем воздух обязательно

через нос, плечи при вдохе не поднимаются. Выдыхаем медленно, долго и постепенно. Иногда

малыши надувают щеки во время глубокого вдоха, этого делать не стоит.

Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее заниматься, можно использовать его

любимые мягкие игрушки. Они помогут малышу расслабиться, а также запросто могут стать

компаньонами при выполнении упражнений. Можно усадить плюшевого любимца на животик

малышу, и он увидит, как зверушка поднимается во время входа и опускается при выдохе. Это

поможет малышу сделать акцент на дыхании.

Некоторые детские забавы уже, по сути, являются дыхательным упражнением. Вспомните, как

малышам нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для

рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Используйте

эту дыхательную игру для усиления детского интереса к дыхательной гимнастике.

А всем известные мыльные пузыри, чем не тренировка дыхания? Вдыхаем воздух носом,

складываем рот трубочкой и выдувает искрящийся на солнце шарик! Это упражнение наверняка

придется по вкусу любому дошкольнику. То же касается и белых цветков одуванчика. Какого

малыша оставит равнодушным букет из этих воздушных шариков?!

Дошкольникам также очень нравится дышать через одну ноздрю, зажав вторую пальцами, это

посостязаться,

задержит

представляя

отважными ныряльщиками.

Перед началом занятий с малышом старше трех лет выполните небольшую разминку: в течение

нескольких минут пошагайте на месте, сделайте несколько приседаний.

дыхательные

упражнения

доступны

маленьким

выполнять упражнения с малышами первых лет жизни, нужно дозировано и очень осторожно.

Для совсем крох подойдут, например, такие упражнения:

Бегемотик .Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму,

дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то

опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения):

Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Воздушный шар. Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему

компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5

счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно

надуть 5 шариков.

БашенныеЧасы .Становимся, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Теперь пришло

время часам заработать: произносим «тик-так, тик-так» и машем курами вперед назад. Повторить

Ворона .Малыш стоит, ИП такое же, как и в предыдущем упражнении. С вдохом широко

разводим в стороны руки-крылья, а на выдохе громко каркаем, старайтесь, чтобы звук «р» длился,

как можно дольше.

Паровозик Чух-чух-чух .После статичных упражнений можно и немного походить. Тем более

это упражнение всем известное и малышами очень любимое. Малыш наверняка захочет быть

паровозом, а мама с папой могут стать вагончиками. Изображаем согнутыми в локтях руками

движение паровоза и приговариваем «чух-чух-чух», а когда придет время остановки, взмахиваем

г р о м к о

« т у - т у у у » .

Кидалки .В дыхательной гимнастике можно использовать и некоторый спортивный реквизит,

например, мяч. Становимся, руки с мячом находятся на уровне груди. На выдохе кидаем мячик

максимально далеко от себя, при этом помогаем себе голосом «уууххххх». Достаточно будет

сделать 5-6 таких бросков. Упражнение, во избежание всевозможных разрушений лучше делать на

Дерево в ветреный день .Садимся на колени или на пятки (как малышу удобнее), следим за

осанкой. При вдохе руки поднимаем над головой, а во время выдоха опускаем вниз, слегка

наклоняя туловище, совсем как ствол дерева, ветки которого качаются на ветру.

Хомячок .Какому малышу нравится симпатяга хомячок с круглыми щечками. Предложите ему

на несколько минут побыть таким щекастым другом. Помните. Как Хома в сказке переходил речку

с щеками, полными гороха. Надуваем щеки побольше, а теперь делаем несколько шагов по

комнате. Переправились на тот берег, хлопаем по щекам ладошками, и они с веселым хлопком

сдуваются. Теперь немного отдохнем и повторим.

Когда малыш освоит основные дыхательные упражнения, можно будет усложнить их за счет

введения элементов пальчиковой или глазной гимнастики или других элементов на Ваш выбор.

Найти множество идей для проведения дыхательной гимнастики можно в курсе дыхательных

упражнений А.Н. Стрельниковой, можно взять готовые варианты или немного пофантазировать и

оживить их сказочными образами.

Помимо дыхательной гимнастики очень позитивно на развитие детской дыхательной системы

влияет игра на духовых музыкальных инструментах, будь-то дудочка или губная гармошка, труба

или флейта. Главное убедитесь, что мундштук инструмента чист, а малыш не будет чересчур

сильно перенапрягаться, исполняя свои музыкальные импровизации.

Хорошего Вам, глубокого дыхания и отменного здоровья!

Дыхание - синоним жизни. Без него организм просто не будет функционировать. Однако на протяжении всей своей жизни мы неосознанно свое дыхание подавляем. Ежедневно, вдыхая и выдыхая воздух, мы задействуем только треть своих легких. В итоге организм недополучает кислорода, отчего страдают все его системы. Удивительно, но от дыхания зависит наше психоэмоциональное состояние, работа сердца, внутренних органов, кровеносных сосудов. Дыхательные упражнения призваны научить человека наполнять себя воздухом, жизнью и здоровьем, делать дыхание эффективным, управлять своим телом и разумом через свои легкие.

В настоящее время существует множество разновидностей дыхательной гимнастики: выбирай, какую хочешь. Большинство из них построены на похожих принципах и преследуют похожие цели.

Целью вообще любой оздоровительной практики является, собственно, оздоровление. Ну или профилактика - она не менее актуальна. Дыхательные гимнастики тренируют гладкую мускулатуру дыхательной и кровеносной систем, сердечную мышцу, усиливают приток крови к внутренним органам, а также осуществляют их массаж посредством сокращения мышц живота и диафрагмы, а за счет работы мышц грудной клетки улучшают осанку. Часто дыхательные практики объединены с физическими упражнениями, как, например, в гимнастике Стрельниковой или в йоге.

Дыхательная гимнастика работает не только с физической составляющей нашего здоровья - затрагивает она и тонкие материи. На ум сразу приходят всем известные три долгих вдоха-выдоха, которые помогают успокоиться. Йоги и мастера восточных практик, например, считают, что с помощью дыхания человек может управлять своей жизненной энергией: у индусов это прана, у китайцев - энергия ци. Кстати, в православной традиции исихазма (нечто вроде молитвы-медитации) и в буддизме дыхательной практике всегда уделялось особое место, ведь с помощью концентрации на дыхании человек может остановить поток бесполезных мыслей, обратить свой внутренний взор на самое важное и в конце концов обрести духовное единение со всем сущим.

Дыхание йога

Современная йога включает в себя множество школ и течений. Какие-то из них существуют уже тысячи лет, какие-то появились совсем недавно. Однако все эти школы, несмотря на различия в технике выполнения поз-асан, сходятся в едином мнении о том, что дыхательные практики - это одна из основ йоги, без которой это учение просто не существовало бы.

Учение о пранаяме можно назвать йогой дыхания. Но пранаяма - это нечто гораздо большее, чем просто дыхательные упражнения. Слово «пранаяма» состоит из двух корней: собственно, «прана» - это жизненная энергия, на которой держится все сущее, и «яма» - удержание, задержка, контроль. Пранаяма учит управлять своей жизненной энергией с помощью дыхания.

Ключевым принципом этой дыхательной практики является принцип полного дыхания . Также здесь присутствуют такие понятия, как «верхнее дыхание», «среднее дыхание» и «нижнее дыхание». Верхнее дыхание, или ключичное, использует только верхнюю часть легких, надувая грудную клетку и поднимая ключицы. Среднее дыхание, или реберное, использует грудной отдел для дыхания, расширяя ребра, но при этом втягивая живот и сдавливая внутренние органы. Нижнее дыхание использует живот, надувая его и опуская диафрагму.

Все эти виды дыхания используются в пранаяме как элементы дыхательной гимнастики, но самое важное место отводится здесь полному дыханию. Обучение полному дыханию состоит из трех ступеней. Во-первых, необходимо научиться дышать только животом, не задействуя мышцы грудной клетки и плечи. Во-вторых, нужно потренироваться дышать только грудной клеткой, оставляя в покое живот и плечи. Ну и в-третьих, стоит усвоить, как наполнять воздухом верхние отделы легких: выдох - плечи опущены, голова прижата к яремной ямке, вдох - плечи и голова поднимаются. Само полное дыхание начинается с наполнения воздухом сперва живота, затем - грудной клетки, а в конце - верхних отделов легких. Выдох начинать снизу, с живота: сперва втянув его, потом опустив грудную клетку, а за ней - плечи. Вообще одно только освоение техники полного дыхания уже даст зримый результат: оно помогает расслабиться, когда это нужно, привести в порядок мысли; во время физической активности оно наполнит мышцы кислородом, сделав их работу более эффективной, снимет спазмы, успокоит боль и даже попросту поможет при икоте.


Одним из лучших дыхательных упражнений для утра можно назвать (название переводится как «осветление головы»). Встаньте прямо или сядьте на колени между пяток и постарайтесь сконцентрироваться на своем дыхании, прочувствовать, как вы дышите. Затем сделайте несколько полных вдохов-выдохов, а потом сделайте серию коротких и мощных вдохов и выдохов носом, напрягая живот. Серия состоит из 20-30 вдохов-выдохов, после чего вам следует задержать дыхание: при этом втяните живот, напрягите мышцы промежности, опустите голову и прижмите подбородок к шее. Удерживайте дыхание столько, сколько сможете, а когда почувствуете, что хотите сделать вдох, поочередно расслабьте все напряженные мышцы, наполняя легкие воздухом, а в конце поднимите голову. Далее нужно снова успокоить свое дыхание с помощью полных вдохов.

Сделайте 3-4 цикла капалабхати, и вы почувствуете, как энергия наполнит ваше тело, разум пробудится и очистится, появится сразу уйма сил. Однако тем, у кого есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, особенно в острой форме, при патологии легких и внутренних органов, прилегающих к диафрагме, а также при грыжах брюшной полости, от капалабхати лучше воздержаться и попробовать что-нибудь поспокойнее.


Для вечера подойдет (что означает «очищение каналов»). Сядьте в удобную позу, следите за тем, чтобы спина ваша не горбилась, но тело при этом должно быть расслабленным. Одну руку расслабьте, а из другой сконструируйте следующую фигуру: указательный и средний пальцы прижмите к ладони, мизинец заведите под безымянный палец, оставив их и большой палец выпрямленными. Поднесите эту руку к носу и положите большой палец на ноздрю в место ее соединения с носогубной складкой, слегка прижав ее. Сделайте спокойный, медленный, полный вдох, слегка задержите дыхание, убрав в это время с одной ноздри большой палец и зажав другую ноздрю фигурой из безымянного пальца и мизинца. Сделайте медленный, тихий выдох через освободившуюся ноздрю. Этой же ноздрей сделайте новый медленный вдох, после чего зажмите ее и освободите другую. Выдохните через нее...

Повторяйте это упражнение в течение 10-15 минут.

Людям с повышенным давлением не стоит надолго задерживать дыхание во время выполнения этой пранаямы, а вот тем, у кого давление понижено, нади шодхана будет очень полезна. Данная пранаяма поможет успокоить нервную систему, привести мысли в равновесие и расслабиться.

В йоге и в других восточных практиках используется техника полного дыхания. А вот в дыхательной гимнастике, разработанной нашей соотечественницей, певицей Александрой Стрельниковой, вдохи короткие, быстрые, но в то же время сильные, а выдохи - пассивные. Гимнастика Стрельниковой называется парадоксальной неспроста: в отличие от дыхательных практик Востока, расширяющих грудную клетку, гимнастика Стрельниковой заставляет человека делать вдох, сжимая грудную клетку посредством физическим упражнений.

Александра Николаевна, профессиональная певица, однажды потеряла голос. Врачи были не способны ей помочь, и она решила помочь себе сама, разработав специальные упражнения для развития и восстановления органов дыхания.

Стрельникова поняла, что для оздоровления дыхательной системы нужны короткие, энергичные вдохи носом и пассивные выдохи ртом - серии таких «шмыганий» Александра Николаевна соединила с физическими упражнениями. Так и родилась гимнастика Стрельниковой.


Наклоняйте голову то к правому плечу, то к левому, взгляд - в одну точку. Наклон - вдох, голова вверх - выдох; движения и дыхание не задерживайте.


Поворачивайте голову то к правому плечу, то к левому с вдохами - как будто нюхаете свои плечи. Поворот - вдох, голова на середине - выдох. Шею старайтесь не напрягать.

Норма для этих упражнений - 12 подходов по 8 раз. Их можно делать стоя, сидя и даже лежа. При повышенном давлении (в том числе - внутричерепном), травмах или остеохондрозе шейного отдела позвоночника, нарушениях мозговой деятельности и травмах головы, а также при вегето-сосудистой дистонии головой сильно крутить не нужно - движения должны быть легкими, слабыми, а норму можно понизить.


Встаньте прямо, ноги уже ширины плеч, наклонитесь вперед и со вдохом постарайтесь достать пол руками; на выдохе чуть-чуть приподнимитесь, но не до конца - как будто накачиваете шину. Норма - 1 2 подходов по 8 раз. При травмах головы, позвоночника, остеохондрозах и радикулитах, повышенном давлении, болезнях печени, почек и мочевого пузыря наклоны должны быть не такими активными, легкими, норму можно понизить.


Упражнение «Обхвати плечи»

Упражнение «Обхвати плечи»: встать прямо, руки согнуть и поднять на уровень плеч, вдыхая, бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи; выдохнуть, разводя руки. Руки нельзя перекрещивать, сверху постоянно должна быть какая-то одна рука - или правая, или левая. Вдох можно делать «с потолка» - подняв голову. Это упражнение противопоказано делать «сердечникам» сразу в начале практики - в первую неделю им нужно освоить сперва другие упражнения, а потом осторожно приступать к этому.


Благодаря упражнениям Стрельниковой можно быстро избавиться от застойных явлений в легких: вывести мокроту и слизи, вылечить бронхиальные и легочные заболевания, облегчить приступы астмы. К тому же эти упражнения, за счет движения диафрагмы, усиливают кровоток и тренируют сердце.

Помните, что выполнять любые дыхательные практики нужно в проветренном помещении!

На вкус и цвет все дыхательные гимнастики разные. Благо, в городе и в Интернете множество хороших учителей, готовых за деньги и бесплатно показать, как нужно правильно их практиковать. Например, гимнастикой Стрельниковой можно заниматься самостоятельно у себя дома, благо, она вполне проста и понятна. Если вас заинтересует какая-либо дыхательная практика, пришедшая к нам на волне моды с Востока, - лучше обратиться к грамотному тренеру. Например, с набирающими популярность цигуном и йогой просто так не разберешься. И то и другое потребует не только физических и материальных затрат, но и недюжинных умственных, ведь восточная философия ратует за осознанные действия и иногда оперирует не всем понятными суждениями.

Однако в любой оздоровительной практике важны три вещи.

    Во-первых, положительный настрой - без него вообще лучше ни за что не браться, а уж тем более - за собственное здоровье. Зато, когда он есть, результаты превосходят любые ожидания.

    Во-вторых, регулярность. Выполняя упражнения от случая к случаю, вы вряд ли чего-то существенного добьетесь. Привычка может быть как вредной (от таких, конечно, нужно избавляться), так и полезной (а такие - приобретать, причем как можно больше).

    И в-третьих - длительность. Приступая к практике дыхательных упражнений, рассчитывать на молниеносный результат довольно наивно. Однако положительные изменения вы заметите сразу - в этом можете не сомневаться.


Дыхательная гимнастика при минимуме усилий обеспечивает потрясающий эффект. В этом вы сможете убедиться сами, приобщив малыша к полезной системе упражнений.

Дыхательная гимнастика для детей

Коротко о пользе дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения насыщают кислородом каждую клеточку детского организма, стимулируют работу сердечной мышцы и улучшают деятельность мозга. Умение правильно дышать со временем научит малыша управлять собой, кроме того, это позволит справиться с проблемой частых простуд и в какой-то мере уменьшит риск разрастания аденоидной ткани. Контроль над собственным дыханием поможет малышам в период реабилитации после воспаления легких и заметно улучшит состояние при бронхиальной астме.

Важное предостережение

Если ребенок во время занятий чувствует покалывание и онемение конечностей, кисти его рук начинают самопроизвольно дрожать, а цвет лица резко меняется - произошла гипервентиляция легких. Чтобы облегчить состояние, попросите малыша сложить ручки ковшиком, поднести их к лицу и подышать в них.

Упражнения в игровой форме

Не секрет, что маленьких детей сложно заставить делать что-либо, если данное действие не вызывает интереса. Именно поэтому предлагаем вам проводить занятия в игровой форме. Эффект они оказывают неоспоримый, но при этом совсем не вызывают затруднений. Чтобы малышам было еще интереснее, взрослые могут тоже принять участие в «игре» и даже вызвать ребенка на «соревнование».

Упражнение № 1 - пузырьки

Поставьте перед ребенком чашку с водой и дайте ему трубочку для коктейля. Предложите ему сделать глубокий вдох носом и медленно выдохнуть воздух через трубочку, не надувая при этом щек.

Упражнение № 2 - боевой клич

Попросите малыша негромко, а затем громко покричать «как индеец», прикрывая и открывая ладошкой рот.

Упражнение № 3 - самый большой мыльный пузырь

Устройте соревнование с ребенком, пытаясь надуть самый большой мыльный пузырь. Для этого малышу придется вдыхать большой объем воздуха носом и медленно и протяжно выдыхать его.

Упражнение № 4 - ветерок

Положите на стол два ватных шарика и дуйте на них вместе с малышом - кто дальше загонит шарик, тот и выиграл. Подскажите своему «сопернику», что вдох должен быть глубоким, а выдох - сильным и резким.

Упражнение № 5 - футбол

Прошлая игра повторяется, но теперь шарик должен остаться в одиночестве, а на столе стоит установить «ворота» из кубиков или из других подручных материалов. Соперники должны забить гол друг другу, активно дуя на мячик из ваты.

Упражнение № 6 - рисование

Попросите малыша «нарисовать» на стекле снеговика или гусеницу, просто дыша на стекло (вдох должен осуществляться через нос, а выдох - через сомкнутые в трубочку губы). Со временем задачу можно усложнить, предлагая дорисовать «ножки» и прочие детали.

Дыхательная гимнастика для детей еще никому не приносила вреда, зато польза ее неоспорима. Обязательно приобщайте ребенка к веселым дыхательным играм, а по мере его взросления предлагайте более сложные и специализированные комплексы упражнений.