Олимпиада по физике в индонезии. Российские школьники собрали все награды высшей пробы на олимпиаде по физике в индонезии

В Индонезии завершилась международная олимпиада по физике IPHO-2017. Российская команда выиграла на ней пять золотых медалей — по одному на каждого участника.

Это хороший результат?

Лучший за всю историю участия России (в прошлом году были 4 золота), и в общем зачете это тоже высокий показатель: из более чем 400 участников золотые, серебряные и бронзовые медали получили только 50 человек.

Почему эта награда важна?

Потому что она наглядно демонстрирует: наша страна по-прежнему держит высокую планку академического уровня подготовки по естественнонаучным дисциплинам. Накануне российский школьник стал абсолютным победителем Международной химической олимпиады, остальные члены российской команды завоевали золотую и две бронзовых медали.

Победители — кто они и чем занимаются, кроме физики?

Знакомьтесь:

Василий Югов (Пермский край) — выпускник пермской школы № 146, многократный призер и победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и информатике, абсолютный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Международной олимпиады по физике IPhO-2016.

Физик в третьем поколении. Отказался поступать в гонконгский вуз, несмотря на предложение 50 тысяч долларов ежегодной стипендии.

Каждый день по часу-полтора занимается интенсивной ходьбой по пересеченной местности, потому что считает, что настоящий ученый должен иметь хорошую физическую форму. Читает «Гарри Поттера», «Властелина колец» и произведения братьев Стругацких, любимая книга — «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Дмитрий Плотников (Москва) — выпускник московской школы № 1329, призер всероссийской олимпиады школьников по физике 2016 года, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, победитель в личном зачете по физике на Международной Жаутыковской олимпиаде 2017 года.


Большую часть знаний получил самообразованием. Променял компьютерные игры на занятия математикой, в свободное время изучает психологию. С детства мечтал изучать физику частиц, сейчас собирается поступать в НИУ ВШЭ на факультет компьютерных наук.

Кирилл Паршуков (Республика Коми) — выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года. Помимо физики, занимался олимпиадной математикой. Увлекается спортом, интересуется экономикой. Кумир — физик Никола Тесла. Поступает в МФТИ.


Станислав Крымский (Санкт-Петербург) — ученик 11-класса питерского академического лицея «Физико-техническая школа», трехкратный победитель всероссийской олимпиады школьников по математике, двукратный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров в 2014 и 2015 годах и серебряный призер в 2016.

Физикой начал заниматься, когда ему было 5 лет. Родители, ради шутки, купили ему учебник Перышкина для 7-го класса. Мальчик прочитал его и попросил следующий.

В свободное время Стас читает трагедии Шекспира, научные статьи и ставит эксперименты по химии, готовясь к борьбе с несовершенством мира.

Сергей Власенко (Воронежская область) — выпускник школы № 8 города Воронежа, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, серебряный медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров 2015 года.

Подготовкой учеников занимались проректор МФТИ Артем Воронов, сам в прошлом — победитель международной олимпиады по физике, а также его коллеги — доцент МФТИ Михаил Осин, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Виталий Шевченко и команда тренеров — Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров, Алексей Алексеев.


Зачем вообще нужны олимпиады?

Во-первых, они стимулируют участников к творческому мышлению — олимпиадные задачи нетривиальны, к ним нельзя подготовиться простой зубрежкой.
Во-вторых, они облегчают талантливым школьникам путь в науку.
В-третьих, они показывают будущим молодым специалистам, какие задачи сейчас востребованы на практике, какие отрасли и направления научного знания актуальны. Это помогает юношам и девушкам перейти от изучения академической теории к созданию практической пользы.

Тренд физических олимпиад последних лет — рассказ об определенной области современной физики или описание сложного природного явления. Последовательно решая задачу, школьник продвигается в незнакомой области как первооткрыватель, а дойдя до конца, уже имеет об этой области сложившееся представление.

А в чем польза от побед на олимпиадах для самих ребят?

IPHO, в частности, высоко котируется в мире. Ее результаты признаются практически во всех физических вузах, предоставляющих медалистам льготы при поступлении. Медаль международной олимпиады, вполне ожидаемо, дает своему обладателю льготы при поступлении и в российские вузы. Ирония ситуации заключается в том, что все члены команды России — это победители или призеры Всеросса (по условию отбора на первые учебно-тренировочные сборы), поэтому они уже обладают правом поступления в любой физический вуз без экзаменов.

Эти льготы, однако, полезны иностранцам, которые хотят получить образование в российском институте. (К примеру, в Московском физико-техническом институте учится много международников из Белоруссии, Украины и Казахстана.)

Более того, многие международные научные и промышленные центры на таких олимпиадах присматривают для себя будущих специалистов. Победители и призеры интернациональных соревнований в дальнейшем получают приглашения на престижную, интересную и высокооплачиваемую работу.

А как насчет финансовой выгоды?

Первым с инициативой премировать одаренных школьников, занявших призовые места на национальных и международных олимпиадах, выступил Владимир Путин. Президентский указ «О мерах поддержки талантливых детей и молодежи», вышедший в 2016 году, предлагал присуждать 5 350 денежных премий в год школьникам и студентам. В частности, за победу на всероссийской или международной олимпиаде — 60 тысяч рублей (всего 1 250 наград), призерам олимпиад — 4 100 премий по 30 тысяч рублей.
Однако на 2017 год программу, увы, не продлили. Единственные, кому повезло — московские школьники, получающие премии из регионального бюджета.
Эту проблему подняли участники встречи Путина со школьниками. Вопрос воспитанника образовательного центра «Сириус» Егора звучал так: «Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем». Президент обещал разобраться в ситуации.

Кстати:

Сложность международных предметных олимпиад постоянно растет. На самой первой Международной олимпиаде по физике (1959 год) давали задачи, которые сегодня получают школьники, участвующие в региональном туре Всероссийской олимпиады. Правда, тогда эти задачи давались впервые, и никто не знал, как их решать.
Сегодня в физике изменились и сложность задач, и их формат. Если раньше они были похожи на задания Всероса, то сейчас они очень длинные и разбиты на ряд пунктов. Это усложнение связано с ростом уровня участников. После 2000 года, когда Россия в последний раз оказалась выше Китая, азиаты стали наращивать позиции по естественным наукам, и это тоже повлияло на усложнение олимпиадных заданий.

02.08.2017 ТАСС 1355 просмотров


Фото: Пресс-служба Минобрнауки России

Участники из России, добившиеся выдающихся результатов на 48-й Международной олимпиаде по физике IPhO, возвращаются домой. ТАСС поговорил с призерами о том, что помогло им победить.

На олимпиаде, проходившей с 16 по 24 июля 2017 года в Джокьякарте, Индонезия, российские школьники завоевали пять золотых медалей в интеллектуальном состязании, участниками которого были 424 ученика из 88 стран.

Российская сборная в этом году выиграла на одну золотую медаль больше, чем на предыдущей олимпиаде. Золото получили: Дмитрий Плотников, выпускник московской школы № 1329; Станислав Крымский, ученик академического лицея «Физико-техническая школа» в Санкт-Петербурге; Василий Югов, выпускник школы № 146 города Перми; Кирилл Паршуков, выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми; Сергей Власенко, выпускник школы № 8 города Воронежа.

«Это дополнительный стимул к учебе, на олимпиадах узнаешь много интересного, видишь новое. Например, я был на олимпиаде в Южной Корее и в Казахстане, а просто так в этих странах не побывал бы никогда. И в Индонезии увидел много необычного: мясо с кокосом, например, или одноэтажные города, или буддийский храм Боробудур, которому больше тысячи лет. В стране, где частые землетрясения, по определенной схеме сложили храм из камней так, что он до сих пор не развалился! Разве это не интересно?!» - рассуждает Сергей.

Выпускник физико-математического лицея-интерната Сыктывкара Кирилл Паршуков считает, что секрет победы в том, чтобы «постоянно заставлять себя что-то решать и искать источники воодушевления, чтобы сидеть и заниматься физикой». На занятия физикой у него уходило около пяти часов в день. «Это уже перед олимпиадой в течение месяца. А до этого, в течение года - когда больше пяти часов, когда меньше. До этого я готовился скорее не к международной олимпиаде, а к российской, в девятом, десятом классе. Результат - трижды призер Всероссийской олимпиады школьников по физике (еще и бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года - прим. ТАСС)», - поделился он.

Кирилл признался, что «в Индонезию ехал целенаправленно побеждать, ведь сборная России постоянно завоевывает четыре золотые медали и одну серебряную или три золотые и две серебряные». «Там нужно было побеждать - и никак по-другому. Волнения никакого не было, только уже на самом туре, когда понимаешь, что время подходит к концу, а задание не до конца выполнено - только тогда пришлось немного поволноваться. Нам давалось пять часов на теоретический тур и пять - на эксперимент, в один день сдавали теорию, во второй - эксперимент. Он оказался сложнее, хотя на самом деле я рассчитывал, что эксперимент сделаю лучше, чем теорию, но вышло по-другому», - рассказал юноша.

По словам выпускника московской школы № 1329 Дмитрия Плотникова, он высоко оценивал свои шансы на победу, но соперники оказались достойными, особенно сложно было обойти ребят из стран Азии. «Я общался с парой сильных ребят из Украины и Белоруссии, но у нас готовят лучше, поэтому результаты российской сборной были лучше. Обычно самые сильные соперники - это ребята из стран Азии, чуть послабее - европейцы», - отметил собеседник агентства.

Победителей поздравила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. «Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия - одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов», - сказала глава ведомства.

Пять школьников - пять золотых медалей. Абсолютная победа на Международной олимпиаде по физике, которая прошла в Индонезии! Конкуренция на этих интеллектуальных соревнованиях была в прямом смысле бешеная. Лучшие умы, которых готовили лучшие мировые педагоги. И в результате юные россияне впереди планеты всей.

Усталые, но счастливые. Российская сборная в полном составе демонстрирует заветные награды. Пять победителей - пять городов. Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Сыктывкар и Пермь.

В аэропорту медалистов Международной олимпиады по физике встречают десятки журналистов. Но перед камерами не лирики, а физики: гораздо увереннее чувствуют себя в лаборатории, чем во время общения с прессой.

«Вот непонятно, то ли ты умный, то ли просто много выучил», - говорит золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Дмитрий Плотников.

«На самом деле это было чувство удовлетворенности, потому что все труды, которые были вложены, было не зря», - сказал золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Кирилл Паршуков.

Эта олимпиада, 48-я по счету, прошла в Индонезии. Российские школьники и раньше побеждали, но такой результат показали впервые.

«Для России это рекорд Россия раньше получала четыре золотых медалей и одну серебряную, три золотых медалей и одну серебряную. В этом году мы получили абсолютный максимум», - рассказывает руководитель команды Артем Воронов.

Ребята справились со сложнейшими заданиями. Две части - теоретическая и практическая. На решение каждой - по пять часов. В Московском физико-техническом институте таким одаренным детям помогают лучшие педагоги. В этих кабинетах вырастили не одного гения. Занятия идут с удвоенной силой, ведь никогда не знаешь, что достанется на олимпиаде.

«Например, эта установка - дифракция на ультразвуке, мы эту работу детям давали, несколько лет это было вхолостую, но, наконец, это выстрелило, и такая работа оказалась на олимпиаде», - рассказывает наставник команды Валерий Слободянин.

Индонезийская Джокьякарта принимала сильнейших юных физиков из 88 стран. Чтобы победить, нужно иметь не только исключительные знания по физике, но и учитывать опыт предыдущих олимпиад.

«Очень важно знать то, что было уже раньше, потому что иногда задачи повторяются или не повторяются напрямую, но повторяются какие-то мотивы, поэтому нельзя пропускать такую возможность», - говорит золотой медалист 36-й Международной олимпиады школьников по физике 2005 года Иван Гущин.

Почти месяц Дмитрий Плотников, выпускник одной из московских школ, не был дома. Родители с гордостью показывают награды - их сын получает с младшей школы. Вспоминают: все карманные деньги тратил не на развлечения, а на оборудование для опытов.

«Наверное, у него получилось получить золото, потому что ему было интересно. Он последние пять лет выбрал направление и им занимается. Мне не хватает, допустим, с ним в футбол поиграть, но он туда время тратит, значит, все остальное для него менее важно», - сказал Владимир Плотников.

Одаренные дети становятся гостями образовательного центра «Сириус». Для ребят разработаны программы по всем видам наук, работает научный парк, культурный центр. В декабре 2015 года «Сириус» принимал олимпиаду по экспериментальной физике, Дмитрий Плотников победил и там.

В последнее время российские школьники регулярно завоевывают медали на международных научных олимпиадах. Недавно из Таиланда с победой вернулись юные химики. Абсолютным победителем стал московский школьник Александр Жигалин.

«На международных олимпиадах место определяют десятые доли балла. Важна аккуратность и быстрота решения задачи», - говорит абсолютный чемпион Международной олимпиады по химии 2017 года Александр Жигалин.

Олимпийская медаль открывает невероятные возможности для молодых ученых, ведь она гарантирует поступление практически в любой вуз в мире. Впрочем, сегодняшние герои свой выбор уже сделали - все продолжат образование в России.

Пять школьников - пять золотых медалей. Абсолютная победа на Международной олимпиаде по физике, которая прошла в Индонезии! Конкуренция на этих интеллектуальных соревнованиях была в прямом смысле бешеная. Лучшие умы, которых готовили лучшие мировые педагоги. И в результате юные россияне впереди планеты всей.

Усталые, но счастливые. Российская сборная в полном составе демонстрирует заветные награды. Пять победителей - пять городов. Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Сыктывкар и Пермь.

В аэропорту медалистов Международной олимпиады по физике встречают десятки журналистов. Но перед камерами не лирики, а физики: гораздо увереннее чувствуют себя в лаборатории, чем во время общения с прессой.

«Вот непонятно, то ли ты умный, то ли просто много выучил», - говорит золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Дмитрий Плотников.

«На самом деле это было чувство удовлетворенности, потому что все труды, которые были вложены, было не зря», - сказал золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Кирилл Паршуков.

Эта олимпиада, 48-я по счету, прошла в Индонезии. Российские школьники и раньше побеждали, но такой результат показали впервые.

«Для России это рекорд Россия раньше получала четыре золотых медалей и одну серебряную, три золотых медалей и одну серебряную. В этом году мы получили абсолютный максимум», - рассказывает руководитель команды Артем Воронов.

Ребята справились со сложнейшими заданиями. Две части - теоретическая и практическая. На решение каждой - по пять часов. В Московском физико-техническом институте таким одаренным детям помогают лучшие педагоги. В этих кабинетах вырастили не одного гения. Занятия идут с удвоенной силой, ведь никогда не знаешь, что достанется на олимпиаде.

«Например, эта установка - дифракция на ультразвуке, мы эту работу детям давали, несколько лет это было вхолостую, но, наконец, это выстрелило, и такая работа оказалась на олимпиаде», - рассказывает наставник команды Валерий Слободянин.

Индонезийская Джокьякарта принимала сильнейших юных физиков из 88 стран. Чтобы победить, нужно иметь не только исключительные знания по физике, но и учитывать опыт предыдущих олимпиад.

«Очень важно знать то, что было уже раньше, потому что иногда задачи повторяются или не повторяются напрямую, но повторяются какие-то мотивы, поэтому нельзя пропускать такую возможность», - говорит золотой медалист 36-й Международной олимпиады школьников по физике 2005 года Иван Гущин.

Почти месяц Дмитрий Плотников, выпускник одной из московских школ, не был дома. Родители с гордостью показывают награды - их сын получает с младшей школы. Вспоминают: все карманные деньги тратил не на развлечения, а на оборудование для опытов.

«Наверное, у него получилось получить золото, потому что ему было интересно. Он последние пять лет выбрал направление и им занимается. Мне не хватает, допустим, с ним в футбол поиграть, но он туда время тратит, значит, все остальное для него менее важно», - сказал Владимир Плотников.

Одаренные дети становятся гостями образовательного центра «Сириус». Для ребят разработаны программы по всем видам наук, работает научный парк, культурный центр. В декабре 2015 года «Сириус» принимал олимпиаду по экспериментальной физике, Дмитрий Плотников победил и там.

В последнее время российские школьники регулярно завоевывают медали на международных научных олимпиадах. Недавно из Таиланда с победой вернулись юные химики. Абсолютным победителем стал московский школьник Александр Жигалин.

«На международных олимпиадах место определяют десятые доли балла. Важна аккуратность и быстрота решения задачи», - говорит абсолютный чемпион Международной олимпиады по химии 2017 года Александр Жигалин.

Олимпийская медаль открывает невероятные возможности для молодых ученых, ведь она гарантирует поступление практически в любой вуз в мире. Впрочем, сегодняшние герои свой выбор уже сделали - все продолжат образование в России.

Последние дни заголовки СМИ пестрят новостями о победе российских школьников на международной олимпиаде по физике IPhO 2017 - впервые за всю историю участия России и СССР на IPhO все члены сборной получили золотые медали. Мы пообщались с ребятами и узнали подробности об их победе и планах на будущее.

На прошлой неделе в Джокьякарте, Индонезия, прошла 48-ая Международная олимпиада по физике IPhO 2017. В ней приняли участии более 400 школьников из 88 стран. Медали получила примерно половина юных физиков, а высшую награду, золотую медаль, вручили 60 школьникам.

Россию на олимпиаде представляли четыре одиннадцатиклассника и один десятиклассник в из разных уголков страны: Дмитрий Плотников из московской школы № 1329, Станислав Крымский из академического лицея “Физико-техническая школа” Санкт-Петербурга, Василий Югов из школы № 146 Перми, Кирилл Паршуков из физмат лицея-интерната Республики Коми и Сергей Власенко из школы № 8 Воронежа. Подготовка сборной проходила в МФТИ, со школьниками работали преподаватели, аспиранты и студенты Физтеха.

Слева направо: Василий Югов, Дмитрий Плотников, Кирилл Паршуков, Станислав Крымский, Сергей Власенко

Расскажи о своем увлечении физикой. С чего ты начинал, как смог дойти до такого высокого уровня?

Сергей Власенко : Интерес к физике и математике у меня, наверное, от дедушки - он был инженером. Серьёзно заниматься физикой я начал в 9 классе, когда прошёл на Всерос. А дальше как-то само пошло.

Кирилл Паршуков : Летом после 8 класса я съездил в кировскую ЛМШ, там меня и заинтересовали олимпиадной физикой. Я поставил себе цель пройти на Всерос в 9, стал призером. В 10 классе вошел в число кандидатов в сборную.

Дмитрий Плотников: Преподаватель по физике из 1524 лицея замотивировал, я учился там с 6 до начала 9 класса.

Станислав Крымский: Когда я учился в начальной школе, мне было интересно читать учебники по физике. Поэтому к 6 классу я уже был готов участвовать в городской олимпиаде по этому предмету. Задачи за 7 класс были простыми, а вот за 8 и выше уже вызывали трудности, пришлось много заниматься. Постепенно я изучил теорию, но надо было научиться решать задачи, применяя её. Я брал архив олимпиады за определённый класс, прорешивал задачи за все годы. Это вошло в привычку, как зарядка. В 2014 году прошёл на всерос, я был тогда в 7 классе. Стал призёром. Вот тогда Валерий Павлович Слободянин и позвал меня в Долгопрудный на сборы к IJSO. На сборах я понял, что многое могу. Поверил в себя. Это мотивировало. Надо было помимо физики очень сильно углубиться в химию и в биологию, потому что на IJSO задания даются по всем трём предметам. В конце концов я прошёл в команду и в Аргентине получил свою первую золотую медаль межнара, пусть и юниорского. Вот тогда-то товарищи по команде и объяснили мне, что настоящим достижением может считаться только участие в “большом межнаре” – IPHO. Пришлось ещё три года тренироваться, и всё получилось. Очень помог опыт участия в IJSO. Я понял, что значит “ботать”.

Василий Югов : К седьмому классу я уже был опытным олимпиадником и неплохо тащил математику. После шестого класса я перешел в физико-математическую школу 146 г. Перми, где работает замечательный учитель физики – Полянский Сергей Евгеньевич. Опытным глазом он что-то во мне разглядел и взялся за мою подготовку всеми своими силами. Также помогли две поездки в кировскую ЛМШ. В результате в восьмом классе я уже был призером всероссийской олимпиады по физике за девятый класс. Секрет успеха прост. Ежедневный труд, сосредоточенность, отличный наставник и, наверное, природные данные.

Ты участвовал в олимпиадах по другим предметам?

Сергей Власенко : Особенно крупных побед у меня по другим предметам, пожалуй, не было. Я участвовал в заключительном этапе Всероса по математике в 11 классе, был призёром региона; стал победителем “Физтеха”. А ещё в 9 классе был победителем региона по экологии и призёром по химии. Ещё участвовал в олимпиадах по информатике регионального уровня.

Кирилл Паршуков : Интересовался олимпиадой математикой, дальше призерства на регионе не доходил.

Дмитрий Плотников: По другим предметам – не особо.

Станислав Крымский: Три раза я получал диплом победителя на всероссе по математике. К сожалению, биться за место в команде на межнар по двум предметам одновременно невозможно. Это обидно. Очень завидую Гермионе Грейнджер с её маховиком времени. Он мне просто необходим! В 7 классе я ещё ездил на всерос по астрономии, даже стал призёром. Но от астрономии пришлось отказаться, как и от информатики. Добиться высоких результатов можно, занимаясь лишь одним предметом. Нельзя разбрасываться.

Василий Югов : Я призер финала всероссийской олимпиады школьников по математике и по информатике.

Как проходили тренировки перед IPHO?

Сергей Власенко : Сначала отобрали примерно 30 человек со Всероса 10 класса. Затем прошло несколько учебных и отборочных сборов и Всерос 11 класса, после чего осталось 7 человек, которые затем поехали на Азиатскую физическую олимпиаду, APhO. По результатам APhO и предыдущему рейтингу выбрали 5 человек (нас), которые и участвовали в IPhO. Непосредственно перед олимпиадой были ещё одни тренировочные сборы.

Сборы включают в себя лекции, семинары, тренировочные и отборочные теоретические и экспериментальные туры межнарского типа.

Кирилл Паршуков : В течение года проходили сборы, на них нас готовили и отбирали.

Дмитрий Плотников: Лично я не готовился, старался отдохнуть психологически, потому что большинство ребят именно на дурацких ошибках сливаются.

Станислав Крымский: Интенсивно. Команда приехала в Долгопрудный 3 июля. Установочные сборы начались 4 июля. 10 дней занятий как хорошая смена в летней школе. Это как раз то время, когда успеваешь войти в ритм занятий, а усталость ещё не успевает проявиться. Много было экспериментов и интересных лекций с заделом на будущее.

Василий Югов : Тренировки проходили дома (самоподготовка) и в Долгопрудном, в МФТИ, где и готовится сборная страны.

Сертификат победителя олимпиады.