Подъем по веревке с жумаром и без него. Горная подготовка

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм».

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм» . Автор: Антон Юрьев (Записки спасателя )

Важно

  • Необходимо постоянно следить, чтобы все карабины были замуфтованы и нагружались по главной оси;
  • Спусковое устройство, установленное на верёвку, должно быть заблокировано всегда, когда свободный конец верёвки не удерживается в руке;
  • Не допускайте попадания волос и свободной одежды в спусковое устройство и другие движущиеся элементы снаряжения;
  • Не допускайте возможность высоких динамических нагрузок (срыва) на ручной и грудной зажимы;
  • Необходимо постоянно следить за правильным положением страховочного устройства;
  • Ус страховочного устройства не должен проходить под рукой;
  • Присоединяя страховочное устройство первым и снимая последним, работник исключает возможность забыть про страховку;

Индивидуальное снаряжение



Усы изготавливаются из динамической верёвки (EN 892 single rope). Ввязываются в брюшную точку обвязки узлами восьмёрка или проводник. На концах узлы баррела, восьмёрка или проводник. Длинные усы должны быть такими, чтобы работник, повиснув на них, мог дотянуться рукой до карабина. Длина короткого уса должна быть такова, чтобы его карабин почти доходил до подбородка.

Устройства

Страховочное устройство ASAP присоединяется к грудной точке, А обвязки работника посредством амортизатора Absorbica или Asap’sorber. К амортизатору ASAP присоединяется карабином OK Triact-Lock .

Спусковое устройство присоединяется к брюшной точке обвязки. Карабин должен располагаться таким образом, чтобы во время спуска защёлка находилась со стороны работника. Ось защёлки должна находиться со стороны спускового устройства.

Ручной зажим присоединяется к длинному усу.

Педаль присоединяется отдельным карабином к карабину ручного зажима. Длина педали выбирается таким образом, чтобы при полностью выпрямленной ноге ручной зажим оказывался непосредственно над грудным.



Установка верёвки в спусковое устройство (СУ)




a) Хранение, транспортировка
b) Блокировка
c) Спуск
d) Положение срабатывания системы антипаник (для ID)
e) Страховка напарника

Спуск по верёвке

Спуск осуществляется путём протравливания верёвки через СУ. Скорость спуска регулируется силой удержания свободного конца верёвки. Во время спуска не отпускайте руку, удерживающую свободный конец верёвки. Для начала спуска переведите рукоятку СУ в положение спуск и плавно нажмите на неё.

Спуск должен быть плавным, без рывков, максимальная скорость - 2 м/с.

При спуске вдоль стены упирайтесь в стену слегка согнутыми в коленях ногами.

Остановка

Для остановки плавно отпустите рукоятку. Чтобы освободить обе руки, переведите рукоятку в положение блокировки. Не отпускайте свободный конец верёвки пока устройство не заблокировано.

Освобождение от зависания на страховочном устройстве

Превышение допустимой скорости спуска приводит к срабатыванию страховочного устройства. В этом случае устройство зафиксируется на верёвке, и окажется нагруженным весом работника.

Действия при зависании на страховочном устройстве во время спуска

  1. Снять вес со страховочного устройства: для этого установить на рабочую верёвку ручной зажим и привстать на педали или приподняться по верёвке на спусковом устройстве;
  2. Разблокировать и приспустить вниз страховочное устройство;
  3. Продолжить действия, прерванные зависанием на страховочном устройстве;

Данный метод применяется для подъёма на короткие расстояния. Для больших расстояний используйте подъём на зажимах.

  1. Разблокировать СУ, если оно заблокировано;
  2. Встать на педали, одновременно выбирая слабину верёвки через СУ. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке;
  3. Перенести вес на СУ;
  4. Повторять пункты 2–4 до достижения цели;
Для удобства подъёма допускается пропустить верёвку, выходящую из СУ, через карабин или ролик, присоединённый к ручному зажиму.


Присоединение зажимов к верёвке




Техника подъёма

  1. Поднять ручной зажим на веревке настолько высоко насколько возможно, одновременно выполняя уступающее сгибание ноги, вставленной в педаль. Держите ступню ноги под собой;
  2. Встать на педали и подвести грудной зажим к ручному. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке. При подъёме верёвка должна проскальзывать через грудной зажим без участия работника. Для этого плечевые лямки обвязки должны быть хорошо затянуты, верёвка должна располагаться между ног работника и не цепляться за снаряжение, присоединённое к обвязке. Первые несколько метров подъёма может потребоваться протягивать верёвку через грудной зажим рукой;
  3. Перенести вес на грудной зажим;



  1. Установить на верёвку ручной зажим с педалью;
  2. Открыть кулачок грудного зажима;
  3. Встать на педали, полностью выпрямив ногу;
  4. Установить грудной зажим на верёвку над СУ, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять с верёвки СУ;



  1. Установить на верёвку спусковое устройство ниже грудного зажима, но максимально близко к нему, заблокировать;
  2. Снять с верёвки грудной зажим, перенести вес на спусковое устройство;
  3. Снять с верёвки ручной зажим;



  1. Опустить ручной зажим к грудному;
  2. Слегка привстать на педали, чтобы разгрузить грудной зажим, нажать пальцем на его кулачок;
  3. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, опускать грудной зажим вниз по верёвке;
  4. Убрать палец с кулачка грудного зажима до того как натянется ус присоединённый к ручному зажиму, перенести вес на грудной зажим;
  5. Повторять указанные действия до достижения цели;



Прохождение оттяжки


Подъём



  1. Подтянуться за оттяжку и выстегнуть первый карабин оттяжки, расположенный выше устройств. Придерживаясь за верёвки, выходящие из оттяжки вниз, плавно сместиться по горизонтали;

  2. Продолжить подъём;

Спуск


Прохождение промежуточного закрепления

Спуск


Подъём

  1. Подняться до ПЗ. Оставить 1–2 см от ручного зажима до узла;






  2. Продолжить подъём;

Прохождение узлов

  1. Переставить ручной зажим выше узла;
  2. Ещё немного подняться на зажимах, чтобы грудной зажим оказался в нескольких сантиметрах от узла;
  3. Установить спусковое устройство на рабочую верёвку ниже грудного зажима, заблокировать;
  4. Привстать на педали, выстегнуть грудной зажим и переставить его выше узла, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять спусковое устройство с рабочей верёвки;
  6. Продолжить подъём;

  1. Спуститься до узла. От узла до спускового устройства должно оставаться несколько сантиметров;
  2. Перейти со спускового устройства на зажимы;
  3. Приспуститься на зажимах к узлу. От узла до грудного зажима должно оставаться несколько сантиметров;
  4. Установить спусковое устройство ниже узла, выбрать слабину, чтобы узел упёрся в устройство, заблокировать;
  5. Привстать на педали, отсоединить от верёвки грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Ручной зажим должен располагаться так, чтобы не повиснуть на его усе;
  6. Снять ручной зажим;
  7. Продолжить спуск;

  1. Спуститься/подняться до узла;
  2. Создать вторую точку присоединения к страховочной верёвке: завязать узел австрийский проводник и встегнуть в его петлю ус или установить и заблокировать спусковое устройство;
  3. Переставить страховочное устройство через узел;
  4. Снять вторую точку присоединения, созданную в пункте 2;
  5. Продолжить движение;

Переход с одной пары верёвок на другую


Важно!
Во время горизонтального перемещения работник должен быть присоединён к четырём верёвкам: двум рабочим и двум страховочным. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Прохождение длинного карема

Подъём











Спуск









  1. Привстать на педали ручного зажима и отсоединить грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить ручной зажим и страховочное устройство с верёвок до ПЗ.

  2. Продолжить спуск;

Работа на разнесённых верёвках

Метод работы на разнесённых верёвках позволяет расширить доступное пространство. Работник использует две пары верёвок: две рабочие, удерживающие его в требуемой позиции, и две
страховочные. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному
случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Выдавая или выбирая верёвку через спусковые устройства, работник может перемещаться по горизонтали и вертикали. Использование спусковых устройств аналогично их использованию для
спуска и подъёма.


Если между зоной спуска и точками закрепления верёвок имеются перегибы, при горизонтальном перемещении работника нагруженные верёвки будут смещаться вдоль перегибов, что может
привести к их повреждению. Следует предотвращать смещение верёвок при помощи оттяжек или промежуточных точек закрепления.

Преодоление протектора

Во время подъёма

  1. Подняться к протектору
  2. Снять протектор
  3. Подняться выше места установки протектора
  4. Продолжить движение

Во время спуска

  1. Спуститься к протектору
  2. Отвести веревку от места трения
  3. Снять протектор
  4. Спуститься ниже места установки протектора
  5. Восстановить местоположение протектора на веревке
  6. Продолжить движение

Перемещение по конструкциям при помощи усов с амортизатором рывка

Работник перемещается по конструкциям лазанием. Страховка осуществляется путём последовательной перестановки усов, содержащих амортизатор рывка и присоединённых к точке А на обвязке работника.


При необходимости освободить руки для выполнения каких-либо действий, работник, в дополнение к усу с амортизатором, присоединяется к конструкции усом, соединённым с брюшной
точкой обвязки, и повисает на нём.

Для освобождения рук также можно присоединиться к конструкции в обхват. Ус, обхватывающий конструкцию, соединяется с боковыми точками обвязки или с брюшной точкой. На конструкции ус
располагается выше точек присоединения к обвязке, глубина возможного скольжения уса вдоль конструкции в случае падения не более 0,5 метров. Работник опирается ногами.

Важно:

Перемещение по искусственным точкам опоры в горизонтальном направлении


Перемещение по столбам с помощью петель

Для перемещения используется три петли: одна в качестве опоры для ноги, вторая для удержания веса работника, третья для страховки. На поверхностях с хорошим трением петли крепятся к
столбу при помощи полусхватывающего узла, на скользких - при помощи узла пруссика.
Удерживающая петля присоединяется к брюшной точке обвязки, страховочная - к грудной точке
А. Петля для ноги к обвязке не присоединяется.

Подъём

  1. Встать на ножной петле
  2. Поднять выше по столбу удерживающую и страховочную петли
  3. Повиснуть на удерживающей петле
  4. Поднять выше по столбу ножную петлю
  5. Повторять указанные действия до достижения цели

Спасение пострадавшего при зависании на спусковом устройстве



  1. Необходимо придать пострадавшему по возможности вертикальное положение. Для этого грудная точка обвязки пострадавшего присоединяется скользящим карабином к верёвке над его спусковым устройством (или карабином к карабину его спускового устройства), после чего при необходимости утягиваются плечевые ремни обвязки;


  2. Спуститься на зажимах до натяжения короткого уса. Отсоединить грудной зажим и перенести вес на короткий ус. Отсоединить ручной зажим и своё страховочное устройство;


  3. Осуществить спуск на спусковом устройстве пострадавшего;
Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо
использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.

Спасение пострадавшего при зависании на грудном зажиме

  1. Подняться к пострадавшему на зажимах, используя его страховочную верёвку в качестве своей рабочей, а его рабочую в качестве своей страховочной. Необходимо оказаться на одном уровне с пострадавшим: при необходимости поднимите выше по верёвке его страховочное устройство, можете переставить ручной зажим выше страховочного устройства пострадавшего;
  2. Присоединить длинный ус к брюшной точке обвязки пострадавшего, после чего переставить страховочное устройство выше его грудного зажима;


  3. Подтянуть грудь пострадавшего к себе и присоединить грудную точку его обвязки карабином к карабину своего спускового устройства. Если длины одного карабина не достаточно для выполнения этого действия, используйте цепочку из двух-трёх карабинов или короткую анкерную петлю (не более 30 см, можно сложить более длинную петлю в несколько раз);

  4. Отсоединить ус пострадавшего от его ручного зажима. Отсоединить от верёвки страховочное устройство пострадавшего;
  5. Присоединить педаль к грудной точке обвязки пострадавшего, пропустить через карабин, присоединённый к ручному зажиму пострадавшего. Педаль отрегулировать таким образом, чтобы её длина была максимальной;

  6. Отсоединить грудной зажим пострадавшего. Максимально выбрать слабину в спусковом устройстве, заблокировать его;

  7. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить от пострадавшего педаль, снять с верёвки ручной зажим;
  8. Пропустить верёвку, выходящую из спускового устройства, через дополнительный карабин для увеличения трения. Осуществить спуск;

Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.
Программа разработана специалистом верёвочного доступа Антоном Юрьевым для

Такие ситуации возникают нечасто, но все же… представьте, что вам нужно спуститься по веревке, но под рукой нет спусковика. Ни «лесенки», ни «восьмерки», даже захудалого карабина – и того нет. Вот тут-то и понадобится опыт предков – классический метод Дюльфера!

Спуск методом Дюльфера

Альпинист Ханс Иоханнес Эмиль Дюльфер прославился тем, что предложил первый эффективный и при этом относительно безопасный метод спуска со скалы по веревке. Случилось это в самом начале 20го века и, как понимаете, о современных спусковых устройствах тогда не слыхали. Сейчас же «дюльфером» или «дюльфингом» в его честь называют любой спуск по веревке, в том числе и с применением всего необходимого оборудования.

Итак, что представляет собой метод Дюльфера? Процесс выглядит примерно так: веревка закрепляется на опоре, затем ее свободный конец нужно пропустить между ног и обернуть им правое бедро. Затем через грудь провести веревку за левое плечо и через спину вывести к правой руке. Уже запутались?)) Все понятнее на картинке.

Конечно, этот спуск дюльфером требует некоторой сноровки и совсем безопасным этот метод назвать нельзя. Но все же лучше, чем просто перебирать веревку руками! Есть пару хитростей, которыми пользовались первые альпинисты: чтобы веревка не резала бедро, положите в задний карман брюк скальный молоток так, чтоб древко проходило под веревкой, или же воспользуйтесь древком ледоруба. А для «амортизации» плеча можно подложить под куртку перчатку или шапку. И, разумеется, чем плотнее будет на вас одежда – тем лучше.

Спуск по веревке на карабине (узел УИАА)

Если у вас нет спусковухи, но зато есть хотя бы один карабин, можно спуститься с большим комфортом. Вместо премудрого спуска дюльфером попробуем сделать некое подобие «лесенки» или «восьмерки» из карабина. Для этого можно использовать известный узел УИАА, он же «полустремя», он же узел Мунтера.

При таком спуске важно не торопиться – веревка будет сильно тереться, и могут быть повреждения. Также постарайтесь максимально придерживаться ногами о скалу, чтобы не закрутить веревку и не потерять управление спуском.

Есть еще один вариант спуска по веревке на карабине – он на картинке ниже. При этом методе веревка меньше трется сама о себя, но риск закручивания также очень велик, а кроме того – движение будет достаточно медленным.


Конечно, мы не рекомендуем столь небезопасные спуски. Зачем, если есть масса удобных и надежных спусковых устройств? Но все-таки, если вы часто ходите в горы, стоит попрактиковаться в данных методах и время от времени тренировать каждый из них хотя бы на небольших высотах (или со страховкой). Вдруг когда-нибудь метод Дюльфера или узел УИАА поможет вам сохранить жизнь и здоровье...

Наиболее распространенными видами экстремальной деятельности, в которых регулярно возникает необходимость подъема по веревке, можно назвать альпинизм (причем как спортивный, так и промышленный) и спелеотуризм. Очевидно, что для осуществления такого подъема, в первую очередь, нужно иметь в своем распоряжении надежно закрепленную вверху веревку или, как ее еще называют, перила. Тем, кто как-то связан с использованием альпинистских веревок, прекрасно известно, что залезть по ней как по канату, т.е. что называется вручную, довольно трудно, а на большую высоту уже и не очень реально, поскольку диаметр такой веревки редко превышает 10-11 миллиметров. Следовательно, для совершения комфортного и безопасного подъема необходимо использование дополнительных средств. До не таких уж и давних пор этими средствами являлись всевозможные схватывающие узлы, которые вязались вокруг перильной веревки петлями из репшнура. Но удобство их использования было невелико, поэтому со временем на смену узлам пришли технические средства подъема – зажимы.

Как же происходит подъем по веревке?

Самих вариантов подъема существует великое множество, но все они сводятся к попеременному нагружению зажимов и продвижению вверх того из них, который в данный момент не нагружен. (Думаю, что из сказанного вполне понятно, что зажима должно быть два)

При этом руки служат только для передвижения зажимов по веревке и поддержания равновесия, а подъем осуществляется за счет силы ног, для чего к одному или обоим зажимам пристегиваются петли достаточной длины, так называемые «стремена». Стремя бывает под одну ногу или сразу под обе.

Основные принципы:

Для подъёма используется всегда основная (спусковая) верёвка и никогда не страховочная;

При подъёме по верёвке используются дополнительные зажимы, страховочный зажим должен одновременно осуществлять свою функцию и не может использоваться для подъёма;

Схватывающий узел «пруссик« - это короткий кусок веревки (5-6 мм), связанный кольцом при помощи двойного рыбацкого узла.

Важен диаметр, 5 мм - оптимальный вариант - важно, чтобы он фиксировался, а не то, чтобы он был толстым.

Прусский узел может крепиться на основную веревку несколькими различными узлами, кроме прусского, однако название «пруссик» используется для любого из них.

Ниже - описание двух наиболее часто используемых:

Простейший схватывающий узел, не требует карабина:

Обычно вяжется петлёй, как показано на рисунке, но полезно уметь вязать его и одним концом, когда второй уже к чему-то привязан.


Часто применяется для временного удержания натянутой основной верёвки (например, при натягивании её полиспастом для переправы или при пропускании узла через страховочное устройство) и для подъёма по верёвке.

Может быть весьма опасен при неправильном применении - нужно иметь в виду следующие ограничения:

  • Репшнур, которым связан прусик, должен быть заметно тоньше основной. Стропа не годится.
  • При рывке узел может очень сильно затянуться - и развязывать его тогда, в висячем положении, очень неприятное занятие.
  • Если прусик не «схватывает» в первый же момент после рывка, он не схватывает никогда. Скажем, если Вы используете его для подстраховки при спуске по верёвке, завязав выше спускового устройства (чего я очень не рекомендую делать, хотя это весьма распостранённый метод), то, чтобы прусик сработал и удержал Вас при падении, нужно выпустить его из руки мгновенно - иначе, уже начав проскальзывать, он потом при попытке затянуться и «схватить» просто проплавится насквозь.

Так что хорошего Вам спуска!

Если на скользкой верёвке обычный прусик плохо держит, можно попробовать сделать три витка вокруг основной вместо двух:

Преимущества:
- лёгкость
- удобно крепить к «системе»
- может использоваться и для других целей, кроме как подъема вверх по верёвке
- простой
- щадящий по отношению к верёвкам

Недостатки:

- прусик необходимо ослаблять при подъеме, тем самым подъём при помощи прусика - достаточно медленный процесс

- если узел проскальзывает под нагрузкой, есть шанс того, что трение нейлон по нейлону перетрёт прусик и это будет очень плохо

Специальные приспособления:
Описанные ниже устройства - взаимозаменяемы - любое из двух используемых одновременно устройств может быть как вверху над вторым, так и ниже, так как любое из них легко ОТПУСКАЕТСЯ, когда натянута.

Механические подъемники:

Эти устройства задумывались как попытки улучшить классический прусик. Кроме Shunt, все эти устройства работают только на одинарную верёвку.


Специально сконструированные для подъема на одинарной верёвке, Wild Country Ropeman - компактное и очень эффективное устройство. Представляет собой блок с встроенным камалотом и карабином.


Преимущества:
- простой в использовании
- надёжный в использовании
- щадящий по отношению к оплетке

Недостатки:
- нельзя использовать с двойной верёвкой
- не очень лёгкий


Умный дизайн этого устройства, абсолютно без движущихся частей, сближает его с прусиком в смысле простоты.

Единственным недостатком устройства можно считать то, что зубья достаточно агресивны, и, если недостаточно правильно установить устройство на верёвке, они могут проскользить вниз одновременно повреждая верёвку и пугая вас до смерти.

Однако при достаточной тренировке пользоваться этим устройством абсолютно несложно.

Преимущества:
- лёгкий
- нет движущихся частей

Недостатки:
- медленный
- нужна практика, чтобы научиться пользоваться устройством не портя при этом оплётку

Petzl Handled Ascender (привычный для всех жумар)

Petzl


CAMP



Petzl Ascender - это Роллс-Ройс в подъеме. Быстрый, удобный, безопасный, однако тяжелый и недешёвый. Это именно то, что нужно брать с собой, когда вы абсолютно уверены в том, что вы будете подниматься. У этого устройства ручка эргономичной формы, превосходно спроэктированный замок/защёлка, которой можно управлять одной рукой. Сверху устройства есть отверстие, в которое можно установить карабин, чтобы быть уверенным в том, что устройство не соскользнёт. Снизу устройства также есть большое отверстие для карабина и меньшее - для «педали».

Преимущества:
- Абсолютное удобство в использовании

Недостатки:
- большой
- тяжелый
- дорогой


На первый взгляд Petzl Croll выглядит как неполная версия Petzl Ascender’а - без ручки. Я так думал до тех пор, пока в этом году мне не пришлось воспользоваться croll’ом - во время съемок большой стены на Сардинии - я моментально понял, что быстрый подъем без croll’а невозможен. Croll - это подъемник для туловища, крепится прямо к страховочной петле и держится на месте при помощи петли, которая идёт вокруг шеи.

Если использовать croll совместно с Petzl Handled Ascender двойной петлёй для ног, croll позволяет действительно очень быстро подниматься вверх, потому что техника, применяемая при таком подъеме позволяет использовать одновременно обе руки на верхнем подъемнике и обе ноги на ножной петле, это менее изнуряюще, чем другие методы.

Преимущества:
- быстрый
- менее изнуряющий
- небольшой вес

Недостатки :
- неудобен при преодолевании препятствий, таких как углы, узлы, другое оборудование на верёвке.




Это «умное» многофункциональное устройство может быть использовано для транспортировки грузов вверх, самостраховки и подъема.

Как подъемник это устройство хоть и не так удобно как подъемник с ручкой, но всё ещё остаётся очень эффективным.

Преимущества:

- встроенный блок позволяет очень удобно использовать устройство для подъема грузов.

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий
- не так удобен, как подъемник с ручкой
- больше действий для подготовки к использованию

Шунт был придуман для страховки при спуске по веревке, однако может быть использован и для подъема.

У этого устройства большое преимущество в том, что его можно использовать с двумя верёвками, а также, если вам вдруг понадобится спуститься, вы можете легко отпустить шунт и спуститься вниз легче, чем с любым другим устройством, о которых тут упоминается.

Основное правило в инструкции Petzl - это правильное использование Shunt.

Преимущества:

- возможность использовать 2 веревки
- щадащий по отношению к веревкам

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий

Самозакрепляющиеся страховочные устройства и их использование .

Устройства, о которых пойдёт речь далее, могут быть использованы как часть системы для подъема. Поскольку они блокируются, когда веревку, к которой они закреплены, нагрузили, их можно использовать только снизу от одного из устройств, описанных выше. Преимущество использования самозакрепляющихся устройств состоит в том, что вам понадобится брать с собой на одно устройство меньше, также, если вы используете устройство типа Гри-Гри или SRC, вы можете быстро спуститься, если вам это понадобится.
(и подобные устройства)


Гри-Гри - достаточно популярное устройство при прохождении стендовых маршрутов, обычно применяется в комплекте с подъемником с ручкой. Гри-Гри предоставляет дополнительное крепление и даёт возможность быстрого безопасного спуска, если он понадобится.

Хотя Гри-Гри может быть использовано для крепления «педали», наиболее эффективным способом использования является крепление Гри-Гри прямо к беседке таким же образом, как если бы вы крепили страховку к ней.

Подъемник с ручкой, в который продета «педаль», размещается над Гри-Гри.

Преимущества:

Легкий спуск по веревке
- автоблокировка

Недостатки:

Тяжелый
- не самый быстрый метод подъема
- достаточно изнуряющий способ подъема
- веревки должны свободно проходить через Гри-Гри - забудьте об использовании очень толстых верёвок.


Magic Plates
(Магические пластины)

Petzl Reverso, Reversino и другие страховочные устройства типа «магические пластины» могут быть использованы на нижней части верёвки при подъеме.

Для использования необходимы два карабина, однако работает устройство достаточно хорошо, не требуя использования каких-либо других устройств, однако подъем не будет таким простым, как с использованием специализированных устройств для подъема, однако будет полезным научиться использовать это устройство как подъемник.

Преимущества:

Устройство двойного назначения, полезно в случае непредвиденных обстоятельств и отсутствия специализированного подъемника

Недостатки:

Необходимы дополнительные карабины
- очень сложное в использовании

Триггер «Рефлекс» — надежная самостраховка при спуске

Рад представить вам новое использование «хватательной реакции» для обеспечения 100-процентно надежной самостраховки при спуске по веревке — это Self-Belay Trigger «Reflex»

После полугодовых полевых испытаний мне удалось создать устройство, которым можно без труда оснастить «Ascension» фирмы «Petzl».

В отличие от первоначальной конструкции «Курок-Рефлекс» — складной и может быть примкнут к фиксатору пуани на время подъема.

На самом деле им можно оснастить любой эксцентриковый зажим, если он принципиально пригоден для четкого схватывания на любой нормальной веревке (не обледеневшей)

Официальное представление Самостраховочного Курка «Рефлекс»на основе «Ascension» фирмы «Petzl» , которую можно скачать на сайте по адресу: http://www.soumgan.com/srt/descriptions/Trigger-Reflex.htm

Итак, сегодня всем, кто хочет иметь 100-процентно надежный эксцентриковый зажим для самостраховки при спуске по веревке, я могу предложить такое решение. Это «Курок Рефлекс» к пуани фирмы «Petzl», использующий панический рефлекс для безотказного срабатывания и остановки падения при срыве.

Примечательно, что оно появилось через 25 лет после использования панического рефлекса в конструкции самостраховочного зажима, названного мной "Универсальный самостраховочный зажим «Рефлекс», первый экземпляр которого был создан Шынгысом Дюйсекиным, клуб спелеологов «Сумган», в 1982 году.

Тогда мы впервые обратили панический хватательный рефлекс на пользу целям самостраховки, и добились успеха, хотя мировое сообщество обошло наш прорыв гробовым молчанием, продолжая платить жертвами за отказ от самостраховки при спуске или использование для этого мало пригодных устройств.

«Курок-Рефлекс» уже получил одобрение тех, кто с ним познакомился на практике.

ТЕХНИКА

Метод одной ноги:

Это наиболее простая техника и очень понятная. Не важно, используете ли вы пруссик или подъемники с ручкой или что-либо другое - принцип остаётся тем же самым. Необходимо иметь две точки крепления к веревке. Если одна из точек - «магическая пластина», убедитесь, что точка её крепления ниже, чем другого устройства, в противном случае
- двигаться вверх вы будете ОЧЕНЬ медленно.

Верхнее устройство должно крепиться к страховочной петле на вашей беседке, нижнее - к «педали». Имеет смысл также прикрепить нижнее устройство к страховочной петле на вашей беседке для большей безопасности.

Подъем производится путём нагрузки «педали», передвижения верхнего устройства вверх по верёвке, нагрузке верхней точки, после чего - передвижения устройства, к которому крепится «педаль». Повторять эту последовательность до достижения необходимой точки.

Необходимое снаряжение:

Два подъемника
- «педаль»
- до 4-х карабинов

Метод двух ног:

Используя пару подъемников вы можете подниматься быстрее путём крепления к каждому из них «педали», одновременно крепя каждое устройство к вашей беседке. Фактически вы должны будете «идти» по верёвке делая небольшие шаги.

Необходимое снаряжение:

2 подъемника
- 2 петли достаточной длины
- 2 «педали»
- 2 карабина (в зависимости от способа крепления - может понадобиться ещё 2)

Метод с использованием подъемника или croll’а:

Считается один из самых быстрых способов подъема.

Кролл прикрепляется непосредственно к страховочной петле вашей беседки и пристраховывается петлёй за шею или беседку, если она у вас с грудной частью.

Подъемник с ручкой размещается над кроллом и к нему крепится «педаль», а также он пристраховывается к вашей шее или беседке. Возьмитесь за подъемник обеими руками и нагрузите «педаль».

Петля на вашей грудной обвязке натянется и потянет кролл вверх по верёвке (если этого не произойдёт - укоротите петлю, которая крепит кролл). Такая техника движения менее изнурительна, чем с использованием двух подъемников, тем самым больше подходит для длинных подъемов, зачастую в спелеологии.

Необходимое снаряжение:

Кролл
- петля для шеи
- подъемник
- «педаль», в которую уместятся обе ноги
- «самострах», петля или другое приспособление достаточной длины
- два карабина

Метод с использованием подъемника и Гри-Гри:

Схема аналогична схеме с кроллом, за той лишь разницей, что вместо кролла используется Гри-Гри или другое аналогичное самоблокирующееся устройство.

Однако при использовании этого метода веревка сама не будет проходить через Гри-Гри, поэтому её нужно будет подтягивать вручную.

Необходимое снаряжение:

Подъемник
- «педаль»
- Гри-Гри
- петля
- 2 или 3 карабина

Предостережение: невозможно учесть все нюансы безопасности в статье, поэтому предполагаемый, что читатель имеет достаточные базовые знания по использованию снаряжения, не говоря уже о здравом смысле.

Наилучшим вариантом станет использование помощи инструктора при изучении способов подъема и спуска.

http://alp.org.ua/?p=8838 — link

Начинать разговор о захвате веревки ногами надо с самого начала техники подъема по веревке системой «Дэд»

Эффективность подъема зависит от :

1) Правильного подбора и регулирования снаряжения.

2) Правильной постановки движений.

Снаряжение собственно для подъема способом «Дэд» состоит из :

1) Беседки с низкой и жесткой точкой подвески.
2) Грудной обвязки для подтягивания «кролля» вверх (кому что удобно).
3) Пары зажимов: грудной + ведущий
Обычно это «кролль» + «пуани» («бэйсик» с дополнительным карабином по французской моде). Возможно также применение вместо «кролля» «бэйсика».
4) Спаренных усов, длинный из которых служит страховочным к ведущему зажиму.
5) Педали со стременем под две стопы (некоторым удобны вариации раздельных стремян на каждую ногу, но мне это не кажется удобным).

Очень важно правильно отрегулировать педаль. Ее регулировка основана на соблюдении трех базовых принципов .

1) Длина педали должна быть такой, чтобы стоя в ней одной ногой и с силой натянув вверх вудущий зажим, обеспечить расстояние между скобой его корпуса и скобой корпуса «кролля» — 3-5 см.

Обратим внимание! Одной ногой!

Из этого следует, что если поместить в стремя обе стопы и стоять так, как мы привыкли делать это на земле (стопы рядом и параллельны поверхности земли), то длина педали заметно укоротится и станет маленькой. То есть мы не сможем встать на полностью выпрямленные ноги! А это резко снижает эффективность подъема, вызывает усталость и вообще тоска. Из этого следует второй элемент.

2) При постановке двух стоп в стремя, они располагаются внешними рантами вниз и одна слегка наступает на вторую. При этом практически используется тот же объем стремени, что и при работе одной ногой, стоящей плоско. То есть длины педали хватает для полностью выпрямленных обеих ног!
(смотрим фото ниже)

Обратим внимание! При упоре в стремя педали стопы слегка наступают одна на другую! Именно это дает возможность четко прихватывать стопами рапель.

3) Величина стремени должна быть достаточной для свободного упора в него обеими ногами, свободного вдевания и вынимания стоп и свободного разведения их в стороны сантиметров на 5 — достаточно для прохождения веревки...

Чтобы не мудрить, ориентир такой: длина стремени со вставленной в него одной стопой должна доходить до колена. Чуть ниже, но не выше, так как в противном случае колено норовит юркнуть в стремя, а это неприятно.

Захват веревки ногами при подъеме

Стоит подробнее рассказать о технике работы ногами для захвата ими веревки под «кроллем» без помощи рук. Вроде, все очевидно, ан нет — даже небольшие нюансы движений играют свою роль.

Сегодня повальное увлечение «Пантином» («Petzl Pantin») может создать впечатление отсутствия необходимости уметь вытягивать ногами рапель из «кролля», но это не так.

Еще задолго до появления «Пантина» кейверы (и мы в том числе) уже крепили к стопе самые разные зажимы, из которых «Basic» до сих пор остается актуален для этой цели, так как это полноценный зажим для любых операций, а не предельно специализированный, как «Пантин».

В итоге выяснилось, что зажим на стопе действительно удобен: на больших пролетах , но там веревка через несколько метров и сама выходит вниз из «кролля» под своим весом и при грамотной технике подъема.

Но есть и минусы

На каждом ПЗ необходимость отстегивать и пристегивать дополнительную железяку тоже не радует, а потом еще пару метров выдирать из нее рапель, пока она не пойдет сама (несмотря на слабую пружинку «Пантина» с ним аналогичная история).

Кроме того, существует масса мелких отвесов, где пристегивать «ногу» просто в лом.

Кроме того, навалом наклонных подъемов, где зажим на ноге просто мешает — валит нас пузом на скалу.

Между отвесами не очень удобно ковылять по пещере с зажимом на ноге... Значит, снимать, а потом одевать?

Ну, и другое.

Все это я говорю не для того, чтобы опорочить «Пантин» — нет! Прекрасная железка, когда к месту.

Просто подчеркиваю актуальность совершенного владения техникой работы ногами для вытаскивания рапели из «кролля» при подъеме.

Подъем с упором в педаль и захватом веревки двумя ногами

Эта техника полезна в следующих случаях

1) При движении в чистом отвесе и вдоль отвесных стен. Даже если веревка уже сама проваливается через «кролль», упор в веревку помогает удерживаться вертикально, не так устаешь.

2) При подъеме с грузом

3) Когда устал.

Исходное положение:

1) Оба зажима на веревке, сидим на «кролле».

2) Чересплечный ремень затянут до отказа, чтобы исключить люфт «кролля».

3) Обе стопы вставлены в стремя педали, а веревка из-под «кролля» заложена между стопами снаружи, со стороны носков.

Цикл подъема таков:

1) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно как бы переворачиваясь навзничь и этим поднимая ноги.

В этот момент держим носки разведенными на 5-10 см, чтобы веревка могла свободно проходить между ними вниз. Если веревка все же зацепилась, изогнувшись, легко поправить ее рукой.

(технику демонстрирует Алина Гаузштейн, клуб «Сумган», 1988 год)

Вот этот подъем ног переворотом редко понимается сразу — народ начинает тянуть вверх бедра, напрягая пресс и руки. На самом деле все делается без малейших усилий — качнулся назад, и ноги наверху!

2) Теперь смыкаем носки стоп, направляя их внешними рантами вниз — упор в стремя, а носочками прихватывая и прижимая веревку — как бы наступая нога на ногу

3) Постепенно перенося вес на сомкнутые в стремени и сжимающие веревку стопы, подтягиваем ноги под себя для последующего вставания.

Не вперед! — показывает Алинка, — Хотя бы и скала была рядом. А именно под себя.

4) После чего встаем, отталкиваясь ногами в стремя вниз, под себя, как быдо встаем со стула без помощи рук (попробуйте!).

Руки держат веревку и ведущий зажим повыше и подтягивают нас вверх. В этом моменте вставания прнимает участие все тело, а не только ноги, или еще того хуже — руки!

Не держитесь так, как Алина на правой фото — это трудно. Руки должны располагаться чуток повыше — не за ручку пуани, а за его корпус. За ручку удобно на наклонках, не на отвесах.

Внимание! Если ставить стопы параллельно и разводить их целиком, а не только носочки, то веревка, скорее всего уляжется на стремя между ногами, и как только сможет — скинет стремя в сторону пяток! (это помимо того, что длины педали будет немного не хватать для полного распрямления коленей).

Подъем упором в педаль и зажватом веревки одной ногой

Очень часто работать двумя ногами трудно из-за характера самого подъема или в этом просто нет необходимости. Например:

1) При движении вдоль наклонных стен, и чем положе уклон, тем более проблемно использовать обе ноги в педали.

2) На каскадах мелких уступов, где дольше впихивать ноги в стремя и вытаскивать, чем выйти одной ногой.

3) При движении налегке, с небольшим грузом, при отсутствии усталости.

Кроме всего, работать одной ногой часто удобнее из-за координации движений и более стабильного равновесия — вторая нога отталкивается от стены. Одной ногой чуть выше поднимаешься на педали — парадоксально, но как-то так получается. Может быть за счет дорабатывания стопой и лучшей координации?

Подниматься одной ногой проще, чем двумя, и осваивается легко.

Но чтобы успешно протаскивать веревку одной ногой, есть одна небольшая тонкость в движении ноги .

1) Вставляем опорную ногу в стремя, оставляя веревку снаружи-справа, так, чтобы она улеглась на взъем ноги, вставленной в стремени. Помогаем рукой (часто на первом шаге без этого никак)

2) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно поднимая опорную ногу в стремени. Но не просто поднимаем!

Нога должна сделать этакий балетный финт: колено идет в сторону, а стопа под себя — при этом мы обеспечиваем веревке наилучшую прямизну из под «кролля», и она легче всего проваливается вниз даже под минимальным своим весом

Ни в коем случае не следует поднимть ногу просто прямо вверх — веревка обязательно застрянет у стремени и даст изгиб, который придется продергивать руками

3) После того, как зажим с педалью и ногой подняты, перед тем как встать, надо сделать обратное движение — вернуть колено внутрь, поставив ногу прямо. При этом веревка обязательно прижмется между голенью и педалью!

4) Встать на опорной ноге, помогая руками, которые держатся повыше — за корпус зажима и веревку над ним.

5) И тут же без паузы мягко сесть на «кролль». Не надо плюхаться на «кролль», как дома на диван, — мы на веревке!

Вот этот «финт» — колено в сторону — внутрь — встали , и дает без проблем протаскивать веревку из «кролля» одной ногой.

http://www.soumgan.com/ — link

Это потом все получается как бы само собой — тело уже автоматически совершает нужные движения. А поначалу в процессе изучения техники иногда один неверно понятый или недопонятый момент может напрочь сбить удовольствие и впечатление от техники.

Ведь хороший спуск - это безопасный спуск!


Для подъема по веревке вместо схватывающих узлов (см. Рис. 12. ll разд. "Узлы") применяют специальные устройства -зажимы. По принципу действия существуют зажимы перегибающего типа и кулачковые. Возможно и сочетание обоих принципов в одной конструкции (зажим фирмы "Петцль"), а также применение иных принципов (например, система с роликом). Материал для изготовления зажимок легкие сплавы, хотя для промышленного альпинизма их, так же как и спусковые устройства, можно изготавливать из стали. Рассмотрим основные типы зажимов (рис. 13-lll).

"Абалаз" (1) - простейшая проволочная конструкция перегибающего типа, созданная В.М.Абалаковым. Приведен здесь в качестве прообраза такого типа зажимов. Для


применения на высотных работах не рекомендуется, так как требует к себе постоянного внимания (существует опасность выскакивания веревки). Кроме того, в нем, как и во всех перегибающих зажимах, слишком велик холостой ход, результат - слишком большие энергетические затраты.

Система Хибелера (2) представляет собой сочетание принципа перегибания и кулачкового. Зажим более сложен в изготовлении, держит более надежно, без проскальзывания, но и в нем есть опасность выскакивания веревки. Обе эти системы (1 и 2) приведены здесь скорее для исторического обзора, чем в качестве рекомендаций к применению.

Зажим с поворотным сегментом (3) - перегибающего типа. Надежность удержания повышается за счет поворотного сегмента. Надежен, так как веревка после вкладывания в зажим геометрически замыкается щечками зажима и карабином. Существующий недостаток - на натянутой веревке ненагруженный зажим может уехать вниз - можно устранить, если поворотный эксцентрик слегка подпружинить.

Жюмар (4) - один из распространенных типов зажима. Получил название по имени изобретателей: швейцарцев Жюзи и Марти. Тип - кулачковый. Удобен в обращении за счет простоты одевания на веревку и снятия, в том числе и одной рукой. Как правило, имеет удобную рукоятку. В том числе под левую и под правую руки. По нашему обычаю, встретив жюмары много лет назад впервые, мы теперь называем так все аналогичные зажимы любых фирм (и даже жумарами). Вот такие мы "Ывановы".



Система с плавающим роликом (5) (конструкция О.Душина) работает на совершенно ином принципе, чем предыдущие: свободно плавающие в прорезях цилиндры за счет трения захватываются веревкой и автоматически заклиниваются в расположенных под углом друг к другу щеках зажима. Если цилиндры слегка подпружинить снизу, то исключится возможность проскальзывания нагруженного зажима вниз по веревке.

Диаметр веревки для этого зажима никакой роли не играет. Прочность зажима определяется прочностью его корпуса.

Шунт (Shunt) - зажим перегибающего действия. Может применяться на двойной веревке, имеет гладкие кулачки, не портящие оплетку. При работе на двух веревках они должны иметь одинаковый диаметр.

Кролл (Croll) - зажим фирмы Петцль (см. фото 2 цветной вкладки). Прикрепляется непосредственно на ИСС (грудную обвязку или беседку). Удобен для фиксации веревки при спуске (расположение ниже спускового устройства) и в качестве страховки и фиксации при подъеме по веревке. Поскольку при таком расположении отсутствует свободный полет при срыве, может использоваться без дополнительных страховых устройств. Такие конструкции (в том числе и других фирм) называют также грудными зажимами.

Разумеется, здесь перечислены лишь основные типы зажимов. Модификаций же может быть множество: перегибающие и заклинивающие, разъемные и неразъемные, с удобной рукояткой или только с рабочим узлом, для одинарной веревки или для двойной и т.д. При выборе зажима для работы нужно учитывать следующие требования:

Он должен быть достаточно прочным и надежным (на зажим нужно иметь сертификат,
паспорт или акт испытания),

Не должно быть возможности выскакивания из зажима веревки,

Кулачок и все детали, соприкасающиеся с веревкой, не должны иметь острых кромок,
нарушающих оплетку веревки при работе зажима или при рывке,

В зажимах разъемных конструкций все детали должны быть пристрахованы друг к

Область применения зажимов не ограничивается только лазанием по веревке. Они используются также при создании полиспастных систем для подъема грузов, для временной фиксации веревки и т.д. В частности, на рис. 13-ll (поз.6) показано устройство, представляющее собой комбинацию зажима кулачкового типа с роликом и предназначен­ное для вытаскивания грузов (Minitraxion, Петцль, например).


В практике часто задают вопрос, можно ли использовать зажимы для самостраховки вместо схватывающего узла?