«Евразия» обезводит Азовско-Черноморский бассейн. Морские порты Черноморского бассейна

/ТАСС-ДОСЬЕ/ В реестре Федерального агентства морского и речного транспорта зарегистрировано 17 морских портов Черноморского бассейна, из них пять - в Крыму. В 2013 г. грузооборот морских портов бассейна (с учетом портов Крыма) составил 185,7 млн т (по данным российской Ассоциации морских торговых портов и Администрации морских портов Украины).

Крупнейшим портом России и бассейна является Новороссийский морской порт . Он расположен в незамерзающей Цемесской бухте г. Новороссийска в Краснодарском крае. Был создан в 1845 г. Площадь территории - 238 га, количество причалов - 88, пропускная способность грузовых терминалов - 152,109 млн т, грузооборот в 2013 г. - 112,6 млн т. Пропускная способность пассажирского терминала - 1,663 млн человек в год. Крупнейшей компанией, управляющей терминалами и инфраструктурой порта, является "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), 50,1% акций которого контролирует Novoport Holding Ltd. (бенефициары - ОАО "Транснефть" и группа "Сумма" Зиявудина Магомедова). В настоящее время между "Транснефтью" и "Суммой" при участии российского правительства ведутся переговоры о разделе нефтеналивных и сухогрузных активов НМТП.

Азовский морской порт . Расположен в Ростовской области на берегу рек Дон и Азовка. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 134,05 га, количество причалов - 27, пропускная способность грузовых терминалов - 10,134 млн т, грузооборот в 2013 г. - 1,299 млн т.

Порт Анапа. Расположен в Анапе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Основан в 1846 г. Площадь территории - 1,5 га, количество причалов - пять, пропускная способность грузовых терминалов - 374 тыс. т. Специализируется на пассажирских перевозках. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 500 тыс. человек.

Морской порт Геленджик . Расположен в Геленджикской бухте на берегу Черного моря (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 6,73 га, количество причалов - девять, пропускная способность грузовых терминалов - 250 тыс. т. Ведется реконструкция порта. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 185 тыс. человек.

Евпаторийский морской торговый порт . Расположен в Евпаторийской бухте Крыма, северного берега Каламитского залива Черного моря и на озере Донузлав. Площадь территории - 22,5 га, количество причалов - 10, пропускная способность грузовых терминалов - около 4 млн т, грузооборот в 2013 г. - 978 тыс. т.

Ейский морской порт . Расположен в городе Ейске (Краснодарский край), на южном берегу Таганрогского залива Азовского моря, основан в 1848 г. Площадь территории - 68,61 га, количество причалов - 15, пропускная способность грузовых терминалов - 5,653 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,916 млн т.

Порт Кавказ . Расположен на косе Чушка в Керченском проливе (Краснодарский край). Построен в 1953 г. Площадь территории - 46,5 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 8,42 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 7,9 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 400 тыс. человек, в порту действует переправа в Крым.

Керченский морской торговый порт . Расположен в Керчи (Республика Крым) на берегу Керченского пролива. Основан в 1821 г. Площадь территории - 26 га, количество причалов - 10, грузооборот в 2013 г. - 2,8 млн т. В порту действует переправа в Краснодарский край (порт Кавказ).

Ростовский морской торговый порт . Расположен в Ростове-на-Дону на берегу Дона (Ростовская область). Получил статус морского порта в 2010 г. Площадь территории - 284,23 га, количество причалов - 54, пропускная способность грузовых терминалов - 12,853 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 10,8 млн т.

Севастопольский морской порт . Основан в 1784 г. Площадь территории - 215,6 га, количество причалов - 39, пропускная способность грузовых терминалов - 5,891 млн т, грузооборот в 2013 г. - 4,8 млн т. Пропускная способность пассажирских терминалов - 35 тыс. человек в год.

Морской порт Сочи . Состоит из двух портов на Черноморском побережье Краснодарского края - Сочинского морского торгового порта и построенного к Зимней Олимпиаде 2014 г. Имеретинского порта в Адлере. Общая площадь территории - 76 га, количество причалов - 28, пропускная способность грузовых терминалов - более 5 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 3 млн т. Годовая пропускная способность пассажирских терминалов - более 250 тыс. человек.

Таганрогский морской торговый порт . Расположен в Ростовской области в Таганроге на берегу Азовского моря. Получил статус морского порта в 2009 г. Площадь территории - 53,99 га, количество причалов - 11, пропускная способность грузовых терминалов - 4,64 млн т, объем перевалки грузов в 2013 г. - 1,382 млн т. Годовая пропускная способность пассажирского терминала - 70 тыс. человек.

Морской порт Тамань . Расположен в районе мыса Железный Рог в Краснодарском крае, строится с 1990-х гг. Частично введен в эксплуатацию. Площадь территории - 36,49 га, количество причалов - восемь, пропускная способность грузовых терминалов - 17,6 млн т, грузооборот в 2013 г. - 9,5 млн т.

Морской порт Темрюк . Расположен на берегу Азовского моря в Темрюкском заливе (Краснодарский край). Получил статус морского порта в 1998 г. Площадь территории - 229,2 га, количество причалов - 12, пропускная способность грузовых терминалов - 6,79 млн т, грузооборот в 2013 г. - около 2 млн т.

Туапсинский морской торговый порт . Расположен в г. Туапсе на берегу Черного моря (Краснодарский край). Был построен в 1898 г. Площадь территории - 37,75 га, количество причалов - 34, пропускная способность грузовых терминалов - 37,46 млн т, грузооборот в 2013 г. - 17,7 млн т.

Феодосийский морской торговый порт . Расположен на юго-восточном побережье Крыма в Феодосии. Построен в 1895 г. Площадь территории - 13,44 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 2,6 млн т.

Ялтинский порт . Расположен на южном берегу Крыма в Ялте. Площадь территории - 12,15 га, количество причалов - пять, грузооборот в 2013 г. - 200 тыс. т. Специализируется на приеме круизных судов.

Комплексное решение проблемы изучения, освоения, рационального использования и возобновления биологических ресурсов Азово-Черноморского бассейна является одним из важнейших аспектов морской политики России в Южном регионе. Проведение ФГУП «АзНИИРХ» регулярного и систематического мониторинга состояния экосистемы бассейна, определение запасов и научно-обоснованных объемов ОДУ промысловых объектов, разработка рекомендаций по их рациональному использованию, сохранению и восстановлению, являются необходимой базой для реализации краткосрочных и долгопериодных задач рыбохозяйственной деятельности на бассейне.

В настоящее время большинство рыб морского комплекса не востребованы промышленностью в связи с низкой рентабельностью их добычи. Улучшить экономическую привлекательность морских биологических ресурсов может комплекс мер, направленных на модернизацию и увеличение мощности рыбоконсервных предприятий, разработку новых технологий переработки сырья, снижение издержек на преодоление бюрократических процедур функционирования флота и сдачи рыбы, внедрение новых технологий хранения сырья и др.

Развитие российского рыболовства в Черном море возможно в двух направлениях. Добычу массовых морских рыб (азовская хамса, шпрот, мерланг, ставрида) сдерживают недостаточное количество и оснащенность добывающих судов, а также отсутствие современной инфраструктуры рыбопереработки. Общее количество рыбодобывающего и вспомогательного флота в Азово-Черноморском бассейне составляет 75 единиц, в том числе оснащенных разноглубинными тралами - 19, кошельковыми неводами и тралами - 26. Остальные 30 единиц являются вспомогательным флотом, который представлен транспортными судами и маломерным флотом, обслуживающим стационарные орудия берегового рыболовства. Для полного освоения национальных квот в Черном море требуется присутствие не менее 50-60 единиц и до 50 единиц в Азовском море современного оснащенного флота.

Одним из вариантов увеличения вылова и, как следствие, более полного освоения ОДУ, а также получения рентабельной конечной продукции высокой степени переработки, может быть создание крупных холдинг-компаний, объединяющих добычу и переработку рыбы непосредственно на лову. Второй резерв заключается в урегулировании вопросов рыболовного использования трансграничных видов и открытия для России новых рыбопромысловых районов за пределами ее экономической зоны. В первую очередь это касается популяций черноморской хамсы (анчоуса) и ставриды, организация промысла зимовальных скоплений которых возможна в рамках отдельного соглашения между Россией и Грузией.

В целях сохранения морских рыбных ресурсов в Азово-Черноморском бассейне, управления и рационального их использования необходимо в ближайшей и среднесрочной перспективе (до 2020 г.) решить следующие задачи:

Усовершенствовать систему комплексного рыбохозяйственного мониторинга водоемов для оценки запасов промысловых объектов и разработки действенных мер по регулированию рыболовства;

Интенсифицировать промысел традиционных для Азово-Черноморского бассейна объектов лова (тюлька, бычки, шпрот, хамса) и разработать новые орудия и способы лова (пиленгас, азово-черноморские кефали);

Осуществить модернизацию рыбохозяйственного комплекса, включая реконструкцию старого и строительство нового современного рыбодобывающего флота, приобретение приемно-перерабатывающих плавбаз, открытие дополнительных и расширение существующих рыболовных портов, увеличение мощности перерабатывающих предприятий и совершенствование технологий переработки сырья;

Усовершенствовать утвержденные «Правила промышленного рыболовства в Азово-Черноморском бассейне».

Исходя из анализа тенденций изменения состояния экосистем Азовского и Черного морей на период до 2020 г., при сохранении неблагоприятного для рыбного хозяйства сценария развития (стагнация рыбохозяйственной деятельности) вылов морских рыб на анализируемую перспективу составит порядка 25-27 тыс. т. При условии реализации поставленных задач вылов морских рыб на перспективу до 2020 г. может составить порядка 150-160 тыс. т, т.е. превысит современный уровень в 10 раз.

Важной задачей исследований на перспективу до 2020 г. в Азовском море является проблема реаклиматизации исчезающих ценных пород рыб. Начиная с начала 60-х годов прошлого столетия, уловы ценных азовских проходных и полупроходных рыб неуклонно снижались и в настоящее время в Азово-Донском и Азово-Кубанском районах не превышают 800 т., т.е. по сравнению с 1951 г. (37720 т) уменьшились почти в 50 раз. Для сохранения и восстановления естественного воспроизводства ценных видов рыб Азовского моря необходимо проведение следующих мероприятий:

Осуществление весенних рыбо-нерестовых попусков из Цимлянского и Краснодарского водохранилищ в объемах, обеспечивающих залитие пойменных нерестилищ и создание необходимых гидрологических условий в рр. Дон и Кубань, а также в их дельтах;

Строительство рыбоходно-нерестовых каналов в обход всех низконапорных гидроузлов на реках с целью беспрепятственного пропуска производителей анадромных рыб на нерестилища;

Обеспечение эффективными средствами рыбозащиты существующей сети водозаборных сооружений;

Разработка и реализация программ расчистки малых рек и проток с целью восстановления их водности;

Улучшение качества воды в реках и рыбохозяйственных водоемах за счет должной очистки промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков;

Проведение комплексных рыбоводно-мелиоративных работ на кубанских лиманах.

Интенсивное антропогенное воздействие на природные ресурсы Азово-Черноморского бассейна обусловило негативные изменения его экосистемы: редукцию биоразнообразия, катастрофическое уменьшение ценных видов биоресурсов, запасов осетровых рыб. В настоящий период это важнейшее направление по предотвращению негативного антропогенного влияния находится в депрессивном состоянии, не имеет должной материальной поддержки ни на региональном, ни на федеральном уровнях. В сложившихся условиях первоочередной задачей в проблеме развития осетрового хозяйства бассейна является разработка Программы эффективного пополнения запасов осетровых рыб, создания экономических предпосылок для комплексного развития этого направления (наука и производство), тем более что приёмная мощность моря велика (более 200 млн. штук/год стандартной молоди). Поэтапное увеличение объёмов искусственного воспроизводства (2010 г.- 15; 2015 г. -25; 2020 г. - 40 млн. штук/год) позволит довести уловы до 2-2.5 тыс. т. Это реально при условии модернизации существующих и строительстве новых ОРЗ, создании биологически обоснованных баз для формирования РМС, совершенствованию и разработке новых технологий осетроводства. Следует учитывать, что осетровые являются важным объектом не только промысла, но и интенсивной товарной аквакультуры. Бассейновыми научными и практическими организациями разработана и освоена промышленная технология, позволяющая получать сотни тонн товарных осетровых при наличии достаточного количества качественного посадочного материала, производственных мощностей и поддерживающих производств (в частности, по производству кормов).

В современных условиях и на перспективу возрастает значение южных регионов России, особенно морских прибрежий и крупных рек, как мест возможного и интенсивного развития межбассейновых транспортных коммуникаций (значительные объемы транспортировки нефтепродуктов, химических и сыпучих веществ и других грузов). Для разработки научно-методических основ защиты интересов отрасли в Азово-Черноморском бассейне на современном этапе, проведения эффективных мер по охране и сохранению водных экосистем необходимо:

Осуществлять мониторинг качества среды водных экосистем Азово-Черноморского бассейна и разработку природоохранных мероприятий, направленных на охрану среды и водных биоресурсов;

Разработать методики оценки ущерба, наносимого биоресурсам и среде их обитания от судоходства;

Проводить оценку ущерба биоресурсам и среде их обитания от строительства и эксплуатации портов;

Тщательно проанализировать и пересмотреть существующие нормативные и правовые базы с целью снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, для усиления позиций отрасли при защите своих интересов;

Разработать предложения по сохранению биоразнообразия Азовского и Черного морей.


Южные порты России находятся на пересечении мировых торговых путей, через них проходят несколько транспортных коридоров. Кроме того, это наиболее короткий путь от крупнейших промышленных центров России -производителей экспортной продукции -в Европу, страны Ближнего Востока, Азии, Африки и Америки. Такое географическое положение определяет важнейшую роль региональных морских портовых комплексов этого бассейна в решении поставленных государственных задач. Через порты Азово-Черноморского бассейна в настоящее время проходит более трети всех российских грузопотоков.

В Азово-Черноморском бассейне Российской Федерации расположены двенадцать морских портов: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ , Новороссийск, 2013 год

Грузооборот морских портов бассейна за 2012 год

По итогам 2012 года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна увеличился по сравнению с 2011 годом на 2,3% и составил 176,7 млн тонн. Из них объём перевалки сухогрузов составил 69,2 млн тонн (+8,9%), наливных - 107,5 млн тонн (-1,6%).

Рост перевалки сухогрузов произошёл за счёт увеличения перегрузки зерна на 22,7%, чёрных металлов на 28,4%, угля на 5,8%, грузов в контейнерах на 6,2%, тарно-штучных грузовна 6,8% и грузов на паромах в 1,5 раза. В то же время снизился объем перевалки минеральных удобрений на 12,5%, руды в 1,8 раза, металлолома на 14,0%, цветных металлов на 10,3%, и сахара в 3,2 раза.

Перевалка наливных грузов сократилась за счёт сырой нефти на 4,4%, в то же время увеличилась перевалка нефтепродуктов на 3,4% и пищевых грузов наливом в 1,8 раза.

Анализ грузооборота по направлениям показал, что доля экспорта составляет 71,1% от общего объёма перегрузки грузов Азово-Черноморского бассейна, импорта - 8,1%, транзита - 19,5% и каботажа - 1,4%.

Грузооборот порта Новороссийск вырос на 1,0% и составил 117,4 млн тонн, Ростов-на-Дону - на 8,0%, до 11,1 млн тонн, Кавказ - на 13,4%, до 9,4 млн тонн, Азов - на 6,6%, до 5,1 млн тонн и Тамань в 3,0 раза, до 3,6 млн тонн (за счёт ввода в эксплуатацию терминалов для перевалки СУГ и зерна). Грузооборот порта Туапсе снизился на 8,2% и составил 17,8 млн тонн, Ейск - на 11,6%, до 3,6 млн тонн, Таганрог - на 1,4%, до 3,4 млн тонн и Темрюк - на 3,5%, до 2,3 млн тонн.

Если рассматривать отдельные компании, то грузооборот вырос у следующих операторов морских терминалов:

- ОАО «Новороссийский МТП» - на 1,2% за счёт увеличения перевалки зерна, чёрных металлов, нефтепродуктов. В то же время сократилась перевалка руды, минеральных удобрений, сахара и сырой нефти;

- ОАО «Новорослесэкспорт» - на 6,5% за счёт увеличения объёмов перевалки грузов в контейнерах, лесных и цветных металлов;

- ОАО «Новороссийское УТЭП» - на 26,7% за счет роста грузов в контейнерах и грузов на паромах;

- ООО «Туапсинский балкерный терминал» -за счёт увеличения перевалки минеральных удобрений;

- ОАО «Таганрогский МТП» - на 6,4% за счёт увеличения перевалки угля и генеральных грузов;

- ОАО «Азовский морской порт» - на 8,9% за счёт увеличения перевалки угля;

- ООО «Промэкспедиция» - на 27,1% за счёт увеличения перевалки зерна;

- ЗАО «Юг Руси - Золотая семечка» - на 18,2% за счёт увеличения перевалки зерна и пищевых наливом;

- ОАО «Анроскрым» - в 1,6 раза за счёт увеличения перевозок грузов на паромах;

- ООО «Ростовский универсальный порт» - на 2,3% за счёт увеличения перевалки навалочных и генеральных грузов;

- ОАО «Ейский морской порт» - на 2,0% за счёт увеличения перевалки насыпных и наливных грузов.

- Сократились показатели объёмов перевалки грузов у следующих операторов морских терминалов:

- ОАО «Туапсинский МТП» - на 13,5% за счёт уменьшения объёмов перевалки угля и наливных грузов, в то же время увеличились объёмы перевалки зерна и чёрных металлов;

- ЗАО «КТК-Р» - на 3,8% за счёт сокращения перегрузки сырой нефти;

- ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» - на 18,1% за счёт уменьшения объёмов перевалки нефтепродуктов.

Морской порт Ростов-на-Дону

Морской порт Ростов-на-Дону расположен в Ростовской области на реке Дон в г. Ростове-на-Дону.

До 2008 года порт имел статус речного устьевого порта, однако в связи с необходимостью совершенствования системы обеспечения безопасности мореплавания, особенно в отношении судов «река-море», потребовались соответствующие корректирующие меры системы государственного портового контроля, системы выпуска судов в море, системы мониторинга за движением российских судов как в море, так и на внутренних водных путях, была пересмотрена деятельность службы капитана порта, и в 2009 году порт получил статус морского, а на базе ФГУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» созданы Ростовский и Азовский филиалы ФГУ «Администрация морского порта Таганрог».

Порт Ростов-на-Дону является международным и открыт для захода судов под иностранным флагом, основной своей частью расположен в черте города Ростова-на-Дону вдоль правого и левого берегов реки Дон. В основном порт ориентирован на осуществление грузовых операций и обслуживание транзитных судов класса «река-море».

В границы порта внесены водная акватория реки Дон от 3121 км Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (вход в устье реки Аксай) вниз по течению до 3151,0 км, протяженностью 32 км, а также часть акватории реки Аксай на протяжении 3 км, Аксайского затона, Александровского ковша, Нахичеванской протоки, Ростовского ковша, прочие затоны, акватории у причалов и подходы к ним.

Продолжительность навигации, составляющая 320 суток, ограничивают ледовая обстановка и ежегодный ремонт в январе-феврале Ростовского разводного железнодорожного моста.

Длина причального фронта - 8978,9 погонного метра.

Гарантированные глубины у причалов - до 4 метров, у которых обрабатываются суда класса «река-море».

Основные операторы в порту: ОАО «Ростовский порт», ООО «Ростовский универсальный порт», ООО «Юг Руси - Золотая семечка», ООО «АИК Астон» и др.

Ведущую роль играет ОАО «Ростовский порт», занимающий 4 грузовых района с удобными причалами, на которых одновременно могут обрабатываться 16 судов грузоподъемностью до 5 тыс тонн.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Ростов-на-Дону в год составляет 12,85 млн тонн (в том числе: наливные - 3,15 млн тонн, сухие - 9,63 млн тонн, контейнеры - 5,6 тыс. TEU).

В 2012 году общий грузооборот порта составил 11,12 млн тонн, в том числе экспорт - 9,28 млн тонн, импорт - 1,65 млн тонн, транзит - 0,15 млн тонн и каботаж - 0,04 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 3,67 млн тонн, угля, кокса - 1,21 млн тонн, генеральных грузов - 2,17 млн тонн, нефтепродуктов - 1,8 млн тонн, пищевых наливных грузов - 0,5 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Ростов-на-Дону вырос на 8,0% по сравнению с 2011 годом. При этом объём перевалки экспортных грузов вырос на 2,1%, а объём перевалки импортных грузов увеличился на 58,2%.

Сдерживающими факторами развития порта являются отсутствие контейнерных площадок, свободных площадей под складирование грузов и зависимость от работы разводного железнодорожного моста.

Перспективой развития порта является проект создания мультимодального универсального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт».

Проект включен в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы).

Проект предусматривает создание на левом берегу р. Дон - в районе промышленной зоны Заречная в г. Ростове-на-Дону (на земельных участках общей площадью 405 га) - комплекса портовых и логистических сооружений и инфраструктуры железных и автомобильных дорог и подходов. Проект предполагается осуществлять в несколько этапов и реализовывать на условиях государственно-частного партнерства. Проектная пропускная способность порта - 16 млн тонн грузов в год.

Создание мультимодального универсального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт», расположенного на направлениях международных транспортных коридоров, позволит повысить конкурентоспособность и транзитный потенциал российских внутренних водных путей.

Целями проекта являются развитие портовых мощностей на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна для обеспечения растущего грузооборота, увеличение объемов контейнерных перевозок при открытии внутренних водных путей для прохода судов под флагами иностранных государств и интеграции Российской Федерации в европейскую транспортную систему.

Основные ожидаемые результаты реализации:

- рост пропускной способности речных портов в Азово-Донском бассейне на 16 млн тонн грузов в год;

- гарантированное обеспечение пропуска возрастающего потока судов после завершения реконструкции Волго-Донского судоходного канала;

- переключение экспортно-импортных грузопотоков с портов Украины и других стран в объеме до 6 млн тонн;

- сокращение сроков доставки и повышение сохранности перевозок грузов внутренним водным транспортом.

Этапы и сроки реализации: проектирование - 2010-2013 годы; строительство - 2014-2015 годы (I этап).

Общий объем финансирования проекта - 19 792,8 млн рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 5159,2 млн рублей;

- бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 млн рублей;

- внебюджетных источников - 13 633,6 млн рублей.

Морской порт Азов

Морской порт Азов расположен на побережье Азовского моря и в устье реки Дон в г. Азове Ростовской области.

Порт является воротами во внутреннюю водную транспортную систему, которая проходит через Волго-Донской канал далее к Каспийскому морю и через реку Волгу и систему северных рек, Волго-Балтийский и Беломорканал соединяется с Балтийским и Белым морями. Это удобный водный путь к промышленным центрам, расположенным в европейской части России.

До 2008 года порт, так же как и порт Ростов-на-Дону, имел статус речного устьевого порта, а в 2009 году получил статус морского.

Территория порта площадью 134,05 га состоит из 7 обособленных участков.

Акватория порта включает водную акваторию реки Дон от 3151,0 км ниже по течению до устья и Азово-Донской морской канал, расположенный в Азовском море. Общая площадь акватории составляет 11 кв. км.

Порт доступен для захода судов длиной до 150 м, шириной до 18 м, осадкой до 3,7 м. Длина причального фронта - 3909,46 погонного метра.

Порт открыт для навигации круглый год, в зимнее время осуществляется ледокольная проводка судов.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Азов в год составляет 10,1 млн тонн (в том числе: наливные - 0,9 млн тонн, сухие - 8,87 млн тонн, контейнеры - 30,2 тыс. TEU).

В порту осуществляется перевалка металлолома, сельскохозяйственных культур, нефтепродуктов и сжиженного газа. Кроме того, порт обслуживает транзитные суда, следующие из Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в порты Азовского, Чёрного и Средиземного морей.

Грузооборот порта Азов в 2012 году составил 5,07 млн тонн, при этом экспорт - 3,85 млн тонн, импорт - 0,86 млн тонн, каботаж - 0,36 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 2,79 млн тонн, угля, кокса - 0,81 млн тонн, генеральных грузов - 0,76 млн тонн, нефтепродуктов - 0,49 млн тонн.

Объём перевалки грузов в 2012 году вырос на 6,6% по сравнению с 2011 годом, при этом перевалка на экспорт возросла на 10,2%, на импорт - на 6,6%.

Проект инвестирования в строительство морского мультимодального комплекса в г. Азове (Ростовская область) предусматривает строительство терминала с грузооборотом 4,4 млн тонн в год (инициатор проекта - ЗАО «Азовтранзит»). Предполагаемые сроки реализации - 2013-2016 гг.

Проект инвестирования в строительство перегрузочного комплекса для перевалки грузов в контейнерах в морском порту Азов предусматривает строительство терминала с грузооборотом 50 000 контейнеров в год (инициатор проекта - ООО «Уют»). Предполагаемые сроки реализации проекта - 2013-2016 гг.

Морской порт Таганрог

Морской порт Таганрог расположен в северо-восточной части Азовского моря, в Таганрогском заливе, на мысе Таганрог, выступающем в залив в 55 милях восточнее порта Мариуполь.

Порт Таганрог - универсальный порт. Через него проходят экономически эффективные маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии в страны Средиземноморья.

Территория порта площадью 53,99 га состоит из 9 обособленных участков.

Акватория порта состоит из пяти участков и включает Таганрогский морской канал и внутреннюю акваторию порта, акваторию в бухте Андреева и три обособленные якорные стоянки. Общая площадь акватории составляет 9,76 кв. км.

На сегодняшний день в порту 11 причалов (7 причалов у ОАО «Таганрогский морской торговый порт», 1 причал у ЗАО «Приазовье»; Ремонтная набережная, состоящая из трех причалов: 2 - ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», 1 - ООО «Курганнефтепродукт»). Порт доступен для захода судов длиной до 143 м, шириной до 20 м, осадкой до 4,7 м. Длина причального фронта - 1765,7 погонного метра. Период навигации круглогодичный, в зимний период обеспечивается ледоколами.

На причалах порта ведется круглогодичная перевалка экспортно-импортных грузов: генеральных, насыпных, навалочных и наливных, а также грузов в 20- и 40-футовых контейнерах.

В порту осуществляется перевалка металлолома, древесины, угля, нефтепродуктов, контейнеров, зерна и генеральных грузов.

По состоянию на сегодняшний день пропускная способность грузовых терминалов порта Таганрог в год составляет 4,4 млн тонн (в том числе: наливные - 1,46 млн тонн, сухие - 2,34 млн тонн, контейнеры - 50 тыс. TEU).

Грузооборот порта в 2012 году составил 3,42 млн тонн, при этом экспорт - 2,63 млн тонн, импорт - 0,30 млн тонн, каботаж - 0,49 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 0,67 млн тонн, угля, кокса - 0,65 млн тонн, генеральных грузов - 0,30 млн тонн, нефтепродуктов - 1,62 млн тонн.

Объём перевалки грузов в 2012 году снизился на 1,4% по сравнению с 2011 годом, при этом перевалка на экспорт снизилась на 11,6%, на импорт выросла на 24,9%.

Морской порт Ейск

Морской порт Ейск расположен на территории Краснодарского края, в юго-восточной части Таганрогского залива Азовского моря, близ устья реки Ея, у основания Ейской косы, разделяющей воды залива и Ейского лимана.

Площадь территории морского порта составляет 68,61 га, площадь акватории морского порта - 0,87 кв. км.

Акватория порта ограничена отделяющими ее от открытого моря Западным молом, Северо-Восточным и Восточным волноломами. В нее ведет подходной канал длиной 3040 м, шириной 80 м и глубиной 4,6 м.

Ейск - морской порт ковшевого типа с вертикальной стенкой.

Причалы построены на берегу искусственной бухты в 1902-1903 гг. и реконструированы в 1959-1961 гг.

На сегодняшний день в порту 15 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 142 м, шириной до 18 м, осадкой до 4,5 м. Длина причального фронта - 2649 погонных метров. Период навигации круглогодичный.

Сегодня пропускная способность грузовых терминалов порта Ейск в год составляет 5,65 млн тонн (в том числе: наливные - 1,1 млн тонн, сухие - 4,55 млн тонн).

В 2012 году общий грузооборот порта Ейск составил 3,56 млн тонн, в том числе: экспорт - 3,23 млн тонн, импорт - 0,22 млн тонн, транзит - 0,11 млн тонн и каботаж - 2,9 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,45 млн тонн, угля - 0,73 млн тонн, генеральных грузов - 0,14 млн тонн, нефтепродуктов - 0,21 млн тонн, пищевых наливных грузов - 0,15 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Ейск снизился на 11,6% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 12,8%, а импортных грузов - на 12,1%.

Морской порт Темрюк

Морской порт Темрюк расположен на Таманском полуострове в Темрюкском заливе Азовского моря. Площадь территории морского порта составляет 229,2 га, площадь акватории морского порта - 22,68 кв. км.

В настоящее время в порту 10 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 4,8 м. Длина причального фронта - 1394,75 погонного метра. Период навигации круглогодичный.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Темрюк в год составляет 5,82 млн тонн, в том числе: наливных грузов - 1,8 млн тонн, сухих грузов - 3,9 млн тонн, контейнеров - 10 тыс. TEU.

- ООО «Порт Мечел-Темрюк». Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов;

- ООО «КГС-порт». Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов;

- ООО «Темрюкмортранс» и ОАО «Морской торговый порт Темрюк». Комплексы по перевалке генеральных, навалочных и наливных грузов;

- ООО «Каргохим». Комплекс по перевалке жидких химических грузов;

- ООО «Росхимтрейд». Комплекс по перевалке жидких химических грузов и нефтепродуктов.

- ООО «Мактрен-Нафта». Комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ).

В 2012 году общий грузооборот порта Темрюк составил 2,27 млн тонн, в том числе: экспорт - 2,08 млн тонн, импорт - 0,16 млн тонн, каботаж - 38,1 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 264,1 тыс. тонн, нефтепродуктов - 497,3 тыс. тонн, угля - 879,9 тыс. тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Темрюк снизился на 3,5% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 0,5%, а импортных грузов вырос на 23,2%.

В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрена реализация мероприятия «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Темрюк».

В результате реализации проекта планируется строительство перегрузочного комплекса сжиженных углеводородных газов с грузооборотом 0,3 млн тонн в год, перевалочного комплекса жидких химических продуктов с грузооборотом 0,5 млн тонн в год, увеличение грузооборота порта на 0,8 млн тонн в год. Начало реализации проекта предполагается с 2015 года.

Кроме того, в морском порту Темрюк планируется реализация проекта ООО «Питер Газ» в составе проекта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток». Ориентировочные сроки реализации - 2013-2016 годы.

В настоящее время проект находится на стадии разработки проектно-сметной документации.

Морской порт Кавказ

Морской порт Кавказ расположен на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря. Площадь территории морского порта составляет 46,5 га, площадь акватории морского порта - 23,24 кв. км.

В настоящее время в порту 9 причалов. Порт доступен для захода судов:

- на внутренней акватории порта длиной до 150 м, шириной до 21 м, осадкой до 5 м;

- на акватории рейдового перегрузочного района длиной до 260 м, шириной до 46 м, осадкой до 16 м.

Длина причального фронта - 988 погонных метров. Период навигации круглогодичный.

В настоящее время пропускная способность грузовых терминалов порта Кавказ в год составляет 8,42 млн тонн, в том числе: наливных грузов - 3,96 млн тонн, сухих грузов - 4,46 млн тонн год. Пропускная способность пассажирского терминала - 400 000 пассажиров в год.

В 2012 году общий грузооборот порта Кавказ составил 9,38 млн тонн, в том числе: экспорт - 8,95 млн тонн, импорт - 0,24 млн тонн, каботаж - 184,6 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,09 млн тонн, нефтепродуктов - 3,84 млн тонн, навалочных грузов - 2,52 млн тонн (включая минеральные удобрения - 517,5 тыс. тонн).

В 2012 году объём перевалки в порту Кавказ вырос на 13,4% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов вырос на 12,1%, а импортных грузов - на 14,4%.

С 2003 года в порту осуществляется рейдовая перевалка грузов в южной части Керченского пролива (РПР «Таманский» и РПР № 451). В 2012 году на рейде порта перевалено 7,262 млн тонн грузов, из них: нефтепродуктов - 2,948 млн тонн, навалочных грузов (сера, минеральные удобрения) - 2,920 млн тонн, зерна - 1,394 млн тонн.

Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют:

1. ЗАО «Анроскрым». Является оператором автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов.

2. ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» (Rо-Rо, навалочные).

3. ЗАО «Евро-Транс» (нефтепродукты).

4. ООО «Инфотек-Ново» (нефтепродукты).

5. ООО «ЕвроТЭК-Универсал» (сера).

6. ООО «Югнефтехимтранзит» (нефтепродукты, жидкие химические грузы).

7. ООО «Универсальная стивидорная компания» (минеральные удобрения).

8. ООО «БФИ» (оператор ж/д паромной линии Кавказ - Поти - Кавказ и Кавказ - Самсун - Кавказ).

В порту функционируют пять международных паромных линий между морским портом Кавказ и морскими портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария), Самсун и Зонгулдак (Турция).

Действует автопассажирская паромная переправа порт Кавказ (Российская Федерация) - порт Крым (Украина). В 2012 году было перевезено 739 тыс. пассажиров. В 2013 году планируется строительство дополнительной линии пограничного и таможенного контроля автобусов, что позволит увеличить пропускную способность автопассажирского терминала до 750-850 тыс. пассажиров в год.

Система управления движением судов получила статус региональной СУДС высшей категории. Завершены работы по интеграции СУДС морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань в единую систему.

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ», которым предусмотрено строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ (Rо-Rо-терминала), с проведением реконструкции судоходных путей в Керченском проливе.

Инициатор проекта - ООО «Таманский паромный терминал».

Проектом предусматривается создание перегрузочного комплекса с грузооборотом 50 тыс. единиц накатной техники в год.

Проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Кроме того, на рассмотрении в Федеральном агентстве морского и речного транспорта находится ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования в строительство универсального перегрузочного и таможенного терминалов в Южном районе морского порта Кавказ.

Инициатором проекта выступает ООО «Бизнес Капитал».

Проектом предусматривается строительство терминала с грузооборотом на первом этапе развития 0,5 млн тонн в год и на полное развитие - 2,0 млн тонн в год. Сроки реализации проекта - 2013-2015 годы.

Морской порт Тамань

Морской порт расположен в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова, в Темрюкском районе Краснодарского края, на побережье Черного моря.

Площадь территории морского порта составляет 36,49 га, площадь акватории морского порта - 89,51 кв. км.

На сегодняшний день в порту восемь действующих причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 252 м, шириной до 44,0 м, осадкой до 14,0 м. Длина причального фронта - 2016,0 погонного метра.

Развитие морского порта Тамань началось с открытия терминала по перегрузке масложирового сырья (ООО «Пищевые ингредиенты»). В 2011 году был введен в эксплуатацию зерновой терминал (ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань»).

В июле 2012 года начата перевалка нефтепродуктов и в сентябре того же года сжиженного углеводородного газа (СУГ) через перегрузочный терминал ЗАО «Таманьнефтегаз». Закончены работы по углублению подходного канала к Таманскому перегрузочному комплексу (ТПК) и операционных акваторий причалов ЗАО «Таманьнефтегаз».

В настоящее время пропускная способность перевалки грузовых терминалов морского порта Тамань в год составляет 15,1 млн тонн, в том числе: наливных пищевых грузов - 0,5 млн тонн, навалочных зерновых грузов - 5,6 млн тонн, углеводородного сырья - 9 млн тонн.

В 2012 году общий грузооборот порта составил 3,52 млн. тонн, в том числе: экспорт - 3,18 млн тонн, импорт - 0,34 млн тонн.

Объём перевалки в морском порту Тамань составили следующие грузы: зерновые - 1,57 млн тонн, наливные пищевые - 0,52 млн тонн, нефтепродукты (сырая нефть) - 1,42 млн тонн, сжиженный углеводородный газ (СУГ) - 26 тыс. тонн.

В 2012 году объём перевалки в морском порту Тамань увеличился в 2,78 раза по сравнению с грузооборотом в 2011 году, в том числе: зерновых грузов - в 1,85 раза, наливных пищевых грузов - в 1,23 раза.

Экспорт увеличен в 3,61 раза. На прежнем уровне остался объём перевалки импортных грузов.

В связи с необходимостью ликвидации дефицита портовых мощностей по перевалке навалочных, накатных и контейнерных грузов в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» будет реализован проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Цель проекта - создание транспортной и инженерной инфраструктуры на Таманском полуострове для обеспечения функционирования морских терминалов нового сухогрузного района.

Согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» общий объем финансирования проекта составляет 90 169,4 млн рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 56 325,8 млн рублей;

- внебюджетных источников - 33 843,6 млн рублей.

В настоящее время разрабатывается проектная документация с грузооборотом к 2020 году до 93,8 млн тонн, что потребует выделения из федерального бюджета 76 млрд рублей.

Заказчиком-застройщиком является ФГУ «Ространсмодернизация».

Это первый в России портовый объект, который реализуется комплексно и изначально по единому проекту. Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора «Север - Юг».

Планируемый грузооборот порта - 93,8 млн тонн в год.

В рамках проекта за счет средств частных инвесторов будут созданы:

- 2 контейнерных перегрузочных комплекса общей мощностью 2 млн TEU в год с причалами длиной 1519 м.

- 2 комплекса по перегрузке угля общей мощностью 28 млн тонн угля в год, площадью 93,7 га, с причалами длиной 1766 м.

- Терминалы по перегрузке минеральных удобрений, рассчитанные на объем перевалки в 18 млн тонн грузов в год. Общая площадь двух терминалов составит 81,7 га, с причалами длиной 1248 м;

- Терминал по перегрузке железорудного концентрата мощностью 15 млн тонн руды в год, площадью 7,8 га, с причалами длиной 912,4 м.

- Терминалы по перегрузке зерна перевалочной мощностью 13,4 млн тонн грузов в год, площадью 21,4 га, с причалами длиной 1246 м.

- Терминал по перегрузке стали, мощность которого составит 4,4 млн тонн в год. Площадь - 12,9 га с причалами длиной - 1066 м;

- Терминал по перегрузке серы перевалочной мощностью 5 млн тонн грузов в год, площадью 33,6 га, с причалами длиной 842 метра.

- Объекты внутренней инженерной инфраструктуры порта.

- Внутренняя железнодорожная сеть и подъездные железнодорожные пути.

- Внутренние и подъездные автодороги.

Активное строительство сухогрузного района порта предполагается начать в 2014 году по завершении всех проектных работ. Объекты федеральной собственности планируется построить к 2016 году. Параллельно со строительством самого порта ведутся работы по развитию железнодорожных, автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и транспортно-логистических центров. На железнодорожном перегоне Варениковская - Юровский запланировано строительство второго пути. Также предполагается строительство автомобильной дороги протяженностью 35 км.

Кроме того, в порту Тамань планируется реализовать проект «Строительство терминала навалочных грузов в морском порту Тамань».

Общий объем финансирования проекта составляет 25 млрд рублей, проект реализуется за счет средств из внебюджетных источников.

Проектная документация предусматривает грузооборот порта к 2017 году 30 млн тонн.

Инвестором проекта выступает ООО «ОТЭКО-Портсервис». В настоящее время ведется подготовка к разработке проектной документации.

На юге России отсутствуют крупные терминалы по перевалке угля, серы и железной руды, обладающие большими складскими мощностями и способные загружать большие суда для доступа на перспективные растущие рынки, в частности Китая.

Таманский терминал навалочных грузов в силу своего географического положения и технической оснащенности способен переключить на себя значительные существующие потоки грузов из украинских портов и портов стран Балтии.

Кроме российских грузов терминал может привлечь казахстанские грузы, тем самым создать дополнительный транзитный поток через территорию и порты России и придать России статус транзитера не только по нефти, но и по другим грузам, что в условиях единого таможенного пространства принесет дополнительные выгоды производителям.

Морской порт Новороссийск

Морской порт Новороссийск расположен в Новороссийской (Цемесской) бухте на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 238 га, площадь акватории морского порта - 344 кв. км.

На сегодняшний день в порту 88 причалов. Порт доступен для захода судов:

- на внутренней акватории порта: длиной до 295,2 м, шириной до 45,04 м, осадкой до 13,1 м;

- на внешнем рейде с осадкой до 19 м.

- на выносных причальных устройствах КТК-1 и КТК-2: длиной до 324 м, шириной до 58 м, осадка не ограниченна.

Длина причального фронта - 15 287,72 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Новороссийск составляет 152,11 млн тонн в год, в том числе: наливные - 112,75 млн тонн, сухие - 31,54 млн тонн, контейнеры - 652 тыс. TEU.

Морской порт оказывает услуги по перевалке генеральных, навалочных, контейнерных, продовольственных грузов, лесоматериалов, сырой нефти и нефтепродуктов.

В 2012 году общий грузооборот порта Новороссийск составил 117,35 млн тонн, в том числе экспорт - 74,21 млн тонн, импорт - 7,68 млн тонн, транзит - 34,19 млн тонн, каботаж - 1,27 млн тонн.

В перевалке грузов в 2012 году грузооборот зерна составил 8,94 млн тонн, руды - 1,62 млн тонн, генеральных грузов - 11,08 млн тонн, нефти - 73,18 млн тонн, нефтепродуктов - 11,2 млн тонн, минеральных удобрений - 0,83 млн тонн, сахара - 0,64 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Новороссийск увеличился на 1,0% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов увеличился на 12,2%, импортных грузов вырос на 25,5%, транзитных грузовснизился на 20,6%.

В границах морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.).

Основными предприятиями, эксплуатирующими причальный фронт различного назначения, являются:

1. Группа НМТП:

- ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (включая нефтегавань Шесхарис);

- ОАО «Новорослесэкспорт»;

- ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ);

- ОАО «ИПП»;

- ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ);

- ОАО «Флот НМТП».

2. ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» (КТК-Р).

3. ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» (НУТЭП).

4. ОАО «Комбинат «Стройкомплект» (КСК).

5. База технического обслуживания флота (БТОФ).

6. ФГУП «Новороссийское управление АСПТР» Госморспасслужбы России.

Проекты развития порта

1. Узким местом в работе порта Новороссийск являются автомобильные и железнодорожные подходы к морскому порту.

Для решения данной проблемы в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФКУ «Ространсмодернизация», подведомственное Минтрансу России, реализует проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)», в состав которого входят три автодорожных и два железнодорожных объекта:

- «Строительство путепровода по ул. Магистральная г. Новороссийска»;

- «Строительство авторазвязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ»;

- «Строительство автодороги Цемдолина - ул. Портовая г. Новороссийска»;

- «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги»;

- «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги».

При реализации трёх автодорожных объектов будет обеспечено:

- беспрепятственное движение автотранспортных средств, преимущественно грузовых, до территории морского порта с выходом на ул. Портовая и ул. Магистральная в обход существующей улично-дорожной сети поселка Цемдолина и города Новороссийска;

- увеличение интенсивности движения с 18 000 автомобилей в сутки до 57 000 автомобилей в сутки и пропускной способности улично-дорожной сети города Новороссийска на подходах к Новороссийскому морскому торговому порту;

- обеспечение беспрепятственного прохождения транзитного автопотока Краснодар - Геленджик.

При реализации двух железнодорожных объектов «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги» и «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги» будет обеспечено:

- увеличение суммарного грузооборота и поездопотока в направлении Таманского полуострова и на подходах к Новороссийскому транспортному узлу с 30,1 млн тонн в 2010 году до 121,7 млн тонн в 2020 году;

- увеличение пропускной способности транзитных грузов;

- пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на подходах к Новороссийскому порту, по прогнозным оценкам ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ранее - ГипротрансТЭИ ОАО «РЖД»), составит на расчётные 2015, 2020 и 2025 годы соответственно 39,7, 42,6 и 47,4 млн тонн в год (в 2005 году пропускная способность составила 28,5 млн тонн).

2. Весной 2012 года в Министерство транспорта Российской Федерации представлена презентация мастер-плана «Стратегия развития группы НМТП до 2020 года».

В рамках принятой стратегии предлагается новая концепция развития НМТП. Согласно новой концепции предполагается переход от специализации по стивидорным компаниям к специализации по производственным площадям.

Специализация НЛЭ на перевалке контейнеров. Строительство специализированного контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU. Когда новые мощности НЛЭ будут задействованы как минимум на 75%, начнется реализация проекта по строительству контейнерного терминала на базе Западного района НМТП, что увеличит мощность перевалки контейнеров НМТП с 170 до 700 тыс. TEU, что в сумме с НЛЭ даст 1,2 млн TEU;

- увеличение мощности порта в Новороссийске по перевалке зерна на 2 млн тонн;

- строительство терминала по перевалке ЖРС мощностью до 12 млн тонн с возможностью использования технологии для перевалки других видов насыпных грузов (минеральные удобрения, уголь) и реверсивного цикла;

- переориентация труб, черных и цветных металлов, лесных (возможно), скоропортящихся, негабаритных и других видов грузов на Восточный район НМТП и НСРЗ;

- техническое перевооружение перевалочного оборудования Восточного района НМТП и НСРЗ.

С учетом реализации инвестиционных проектов объем перевалки грузов через данный порт может составить:

- к 2015 г. - 141,9 млн тонн в год;

- к 2030 г. - 161,4 млн тонн в год.

3. Развитие Юго-Восточного грузового района порта Новороссийск. Проектной документацией по объекту «Порт Новороссийск. Юго-Восточный грузовой район. Корректировка генерального плана развития» предполагается увеличение грузооборота контейнерного терминала тремя очередями строительства. Инициатор проекта - ОАО «НУТЭП».

Завершение 3-й очереди строительства предполагает увеличение пропускной способности контейнерного терминала до 427 тыс. TEU в год.

Проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» и утвержден Росморречфлотом.

По плану инвестора общий объем инвестирования составит 4 289 411 тыс. рублей (в ценах 2012 года). В настоящее время прорабатывается вопрос реализации всего проекта без привлечения средств из федерального бюджета.

4. Строительство терминала по перевалке нефтепродуктов.

Целью проекта является прирост портовых мощностей на 10,5 млн тонн в год, в том числе:

- дизельное топливо - 7 млн тонн в год;

- бензин - 3,5 млн тонн в год.

Терминал предназначен для экспорта морским транспортом нефтепродуктов, вырабатываемых на Афипском НПЗ.

Инициатором проекта выступает ООО «Черноморский перевалочный комплекс». Стоимость реализации проекта составляет 2,2 млрд рублей за счет средств из внебюджетных источников.

Морской порт Геленджик

Морской порт Геленджик расположен в северо-восточной части Черноморского побережья Краснодарского края, в Геленджикской бухте. Площадь территории морского порта составляет 6,73 га, площадь акватории морского порта - 10,7 кв. км.

На сегодняшний день в порту 9 причалов. Порт доступен для захода судов водоизмещением до 4000 т, длиной до 114 м, шириной до 14 м, с осадкой до 3,8 м. Длина причального фронта - 795,75 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Согласно Реестру морских портов пропускная способность грузовых терминалов порта Геленджик составляет 250 тыс. тонн сухогрузов в год.

В порту осуществляется оказание услуг по организации местных и экскурсионных перевозок, переваливаются генеральные грузы. Ввиду удаленности от железных дорог порт ориентирован на автотранспорт.

В 2012 году общий грузооборот порта Геленджик составил 320,4 тыс. тонн, в том числе импорт - 320,4 тыс. тонн (генеральные грузы).

В 2012 году объём перевалки в порту Геленджик снизился на 16,3% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки импортных грузов вырос на 16,3%.

На текущую дату в морском порту Геленджик отсутствует возможность принятия иностранных морских круизных пассажирских судов, отсутствует современная инфраструктура по организации яхтенного туризма, что с учетом утвержденных стратегических решений обуславливает целесообразность реализации проекта ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» по созданию «Комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик».

Проект предусматривает реконструкцию порта в целях увеличения грузооборота (импорт - 800 тыс. тонн в год) и приема пассажирских судов (19 600 чел. в год), устройство стоянки яхт (марина на 200 единиц морских яхт длиной от 12 до 60 м), создание береговой инфраструктуры (строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки).

В составе проекта предусматриваются реконструкция и строительство оградительных молов, причалов, создание акваторий грузового порта и марины, технологических и инженерных сооружений, зданий, очистных сооружений.

Частным инвестором проекта выступает ЗАО «Геленджикский морской торговый порт». Стоимость реализации проекта составляет 9,3 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета запланировано 5,0 млрд рублей. Сроки реализации: 2013-2017 годы.

В настоящее время прорабатывается вопрос включения данного проекта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010-2015 гг.».

Морской порт Туапсе

Морской порт Туапсе расположен в бухте Туапсе, к юго-востоку от мыса Кадош на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 37,75 га, площадь акватории морского порта - 25,18 кв. км.

Порт является глубоководным с круглогодичной навигацией.

К нему выходят грузопотоки центральных и южных регионов европейской части России, Урала и южной части Западной Сибири. Основными экспортерами и импортерами грузов являются страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индия, страны Южной Америки и Скандинавии, Юго-Восточной Азии и США.

На сегодняшний день в порту 31 причал. Порт доступен для захода судов длиной до 250 м, шириной до 44 м, осадкой до 12 м. Длина причального фронта - 5025,4 погонного метра.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Туапсе составляет 43,78 млн тонн в год (в том числе: наливные - 31,00 млн тонн, сухие - 12,78 млн тонн). Пропускная способность пассажирских терминалов - 17 000 пассажиров в год.

В 2012 году общий грузооборот порта Туапсе составил 17,81 млн тонн, в т.ч. экспорт - 17,64 млн тонн, импорт - 0,17 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,85 млн тонн, угля - 2,76 млн тонн, минеральных удобрений - 1,39 млн тонн, генеральных грузов - 1,61 млн тонн, нефтепродуктов - 9,43 млн тонн, нефти - 0,07 млн тонн.

Объём перевалки в 2012 году снизился на 8,2% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 5,6%, а импортных грузов - на 75,3%.

Среди основных операторов морских терминалов важную роль играет ОАО «Туапсинский морской торговый порт», специализирующийся на перевалке навалочных грузов (каменный уголь, руда, зерновые культуры, сахар-сырец), генеральных грузов (черные металлы), нефтеналивных грузов (сырая нефть и нефтепродукты наливом) и других экспортно-импортных грузов.

Развитие порта осуществляется в рамках реализации проекта «Строительство глубоководного причала 1А в порту Туапсе». Терминал введен в эксплуатацию в июне 2012 года. Инициатор проекта - ООО «РН-Туапсенефтепродукт» (дочерняя компания - ОАО «НК «Роснефть»).

Глубоководный причал предназначен для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов в порту Туапсе, мощность - до 7 млн тонн в год.

Морской порт Сочи

Морской порт Сочи расположен в Сочинском районе на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 38,33 га, площадь акватории морского порта - 17,72 кв. км. В границы порта входят отдельно расположенные морские терминалы.

На сегодняшний день в порту 20 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 190 м, шириной до 27 м, осадкой до 8 м. Длина причального фронта 2389,96 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Морской порт Сочи с входящими в него портопунктами специализируется на перевозках пассажиров и грузов.

В 2012 году общий грузооборот порта Сочи составил 2,8 млн тонн, в том числе экспорт - 0,51 млн тонн, импорт - 2,29 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот генеральных грузов составил 2,80 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Сочи вырос на 14,5% по сравнению с 2011 годом.

Развитие морского порта Сочи в рамках «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» позволит к 2014 году создать на Черноморском побережье юга России международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, обслуживающий современные круизные и паромные суда.

В соответствии с программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, осуществляется строительство следующих объектов:

1. По пункту 55 программы: «Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство (создание) искусственного земельного участка (участков), гидротехнических сооружений (включая гидротехнические сооружения пунктов базирования ФСБ России и ФСО России), здания морского вокзала с пунктом пропуска и иных зданий и сооружений, в том числе частично за счет средств открытого акционерного общества «Сочинский морской торговый порт» и федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»)». Основной целью строительства международного центра пассажирских и круизных перевозок является создание условий для развития морского туризма на Черноморском побережье РФ.

Генеральный подрядчик: ООО «Корпорация «Инжтрансстрой», ООО «СпецГазСтрой».

Сроки строительства: 2010-2013 гг.

Разрешение на строительство выдано Росморречфлотом от 23.06.2010 № АД-45/17.

В соответствии с проектом планируемый пассажирооборот до 235 тыс. человек в год на местных линиях и пассажирооборот для круизной гавани - 215 тыс. человек в год (до корректировки проектной документации).

2. По пункту 55.1 программы: «Береговые объекты пункта базирования пограничных кораблей в морском порту Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство зданий и сооружений, за исключением специального оборудования и специальной связи)».

Проектом предполагается создание пункта базирования пограничных кораблей ПС ФСБ России в морском порту Сочи.

Планируемая площадь застройки - 3126 кв. м.

Срок реализации инвестиционного проекта: 2012-2013 годы.

3. По пункту 57 программы: «7 морских терминалов морского порта Сочи (Мацеста, Дагомыс, Адлер, Кургородок, Хоста, Лоо, Лазаревское) (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство гидротехнических сооружений)».

В рамках настоящего проекта предусмотрены работы по строительству и реконструкции морских терминалов Мацеста, Дагомыс, Адлер, Кургородок, Хоста, Лоо, Лазаревское.

Целью проекта является восстановление морских пассажирских линий в границах Большого Сочи.

Сроки реализации: 2010-2013 гг.

Планируемый пассажирооборот - до 235 тыс. человек в год.

4. По пункту 59 программы: «Грузовой район морского порта Сочи в устье р. Мзымта (проектные и изыскательские работы, строительство гидротехнических сооружений)».

Грузовой район морского порта Сочи предназначен для приема навалочных и генеральных грузов до 5 млн тонн в год в период строительства объектов олимпийской инфраструктуры с последующим переоборудованием в яхтенную марину для приема яхт и маломерных спортивных судов длиной от 25 до 150 футов.

Сроки реализации: 2008-2013 гг.

В настоящее время основные строительно-монтажные работы завершены за исключением дноуглубительных работ, которые возможно завершить только после ввода в эксплуатацию нового водовыпуска (п. 77 программы, ответственный исполнитель ГК «Олимпстрой»).

Строительство причалов под навалочные и генеральные грузы и дальнейшее перепрофилирование в инфраструктуру яхтинга является ответственностью инвестора - ООО «Порт Сочи Имеретинский» (п. 60 программы).

5. По пункту 59.1 программы: «Волнозащитное сооружение в акватории грузового района морского порта Сочи в устье р. Мзымта с целью обеспечения безопасной стоянки круизных судов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

С целью компенсации дефицита гостиничного (номерного фонда) решено на период проведения Олимпиады использовать в качестве гостиниц круизные суда, часть которых планируется разместить в грузовом районе морского порта Сочи в устье реки Мзымта.

Создание волнозащитного сооружения необходимо для обеспечения безопасной стоянки круизных судов.

Срок реализации инвестиционного проекта: 2012-2013 гг.

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Необходимый уровень безопасности мореплавания на подходах и акваториях морских портов обеспечивается Азово-Черноморским бассейновым, Азовским бассейновым и Сочинским филиалами ФГУП «Росморпорт» с использованием:

1. Системы навигационного оборудования морских портов Новороссийск, Геленджик, Анапа, Ейск, Кавказ, Тамань, Темрюк, Туапсе, Ростов-на-Дону, Таганрог, Сочи, состоящей из 598 единиц зрительных средств навигационного оборудования (100 береговых навигационных знаков и 498 плавучих предостерегательных знаков), из которых 387 единиц (77,7%) находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт», 72 единицы (14,5%) в оперативном управлении Гидрографической службы (ГС) ВМФ и 39 (7,8%) на балансе других организаций.

Техническое обслуживание 370 единиц из состава средств навигационного оборудования (СНО) осуществляют соответствующие подразделения филиалов ФГУП «Росморпорт», 72 единицы СНО подразделения ГС ВМФ, остальные СНО обслуживаются другими организациями, в том числе на договорной основе с ФГУП «Росморпорт» (Сочинский филиал).

В рамках реализации Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ ФГУП «Росморпорт» с 2011 года организована работа по передаче СНО акваторий морских портов и подходов к ним в Азово-Черноморском бассейне от войсковых частей Минобороны России в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт».

В 2013 году планируется завершить передачу 4 плавучих предостерегательных знаков, а до 2015 года должно быть передано в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» 6 единиц береговых зрительных СНО ГС ВМФ в границах акваторий, территорий морских портов и на подходах к ним. Из них: маяки обслуживаемые - 1, светящие навигационные знаки - 5.

При этом СНО морского порта Новороссийск (12 единиц), в котором находится военно-морская база Черноморского флота, в приказ министра обороны Российской Федерации о высвобождении движимого имущества не включались и передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», по мнению военного ведомства, не подлежат.

Контроль габаритов морских каналов, фарватеров и акваторий портов осуществляется путем проведения промерных работ в соответствии с требованиями «Технологии промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним. РД 31.74.04-2002». Гидрографические работы в полном объеме выполняются подразделениями филиалов в морских портах Ейск, Тамань, Темрюк, Туапсе, Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог. В морских портах Анапа, Геленджик, Новороссийск, Кавказ и Сочи для выполнения промерных работ в филиалах на договорных условиях привлекаются подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии.

В целях использования материалов, полученных при выполнении гидрографических работ в акваториях морских портов и на подходах к ним для составления и корректуры морских навигационных карт, а также оказания услуг сторонним организациям ФГУП «Росморпорт» получена лицензия от 30.01.2012 № 77-00264Ф на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.

2. Систем управления движением судов (СУДС) портов Новороссийск, Туапсе, Сочи и региональной СУДС Керченского пролива.

СУДС предназначены для:

- передачи судам навигационной, оперативной и иной информации;

- организации движения судов;

- оказания помощи в судовождении.

3. Береговых станций (БС) морских районов (MP) Al, А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в портах Сочи, Туапсе, Новороссийск, Темрюк, Таганрог и Азов.

БС ГМССБ предназначены для:

- организации связи при бедствии, в т.ч. обеспечения надежной связи между судами и береговыми службами;

- организации поисково-спасательных операций и работ по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов;

- обеспечения судов информацией по безопасности мореплавания.

В 2012 году завершены работы по реконструкции систем обеспечения безопасности мореплавания (СУДС и ГМССБ) восточной части Таганрогского залива.

В текущем году выполняется проектирование строительства СУДС порта Ейск, готовятся мероприятия по проектированию реконструкции СУДС портов Туапсе и Новороссийск, выполняются предпроектные проработки по созданию СУДС порта Ростов-на-Дону.

Региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово-Черноморском и Каспийском регионах (РИСС-ЮГ) создана на базе Туапсинского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Система введена в опытную эксплуатацию 8 июля 2008 г. и обеспечивает интеграцию информации от автоматических идентификационных систем (АИС), находящихся в составе систем управления движением судов портов Астрахань, Новороссийск, Сочи, Таганрог, Туапсе и региональной СУДС Керченского пролива. РИСС-ЮГ позволяет наблюдать за судоходной обстановкой в регионе, помогает при осуществлении проверок судов портовыми властями и обеспечении безопасности, снижает риск аварий.

В целях реализации поручения Минтранса России от 17.12.2012 № ОВ-44-Пр по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Азовского моря, в морских портах Азовского моря и на подходах к ним в план НИОКР ФГУП «Росморпорт» на 2013-2014 гг. включена научно-исследовательская работа на тему «Разработка комплексной программы обеспечения безопасности мореплавания в Азовском море». Срок выполнения НИР - 15.01.2014. В настоящее время на разработку комплексной программы подготовлено техническое задание и организована подготовка документации для проведения конкурсных процедур.

Морские вести России №12,13,14 (2013)


Южное направление российских грузопотоков сейчас считается одним из самых перспективных. Этому способствует несколько факторов: близость к международным рынкам; отличные климатические условия; переизбыток трудовых ресурсов; близость основных континентальных торговых «коридоров»; достаточное развитие портового хозяйства и достаточные глубины в акваториях этих портов. Главным центром морской грузоперевалки в этом регионе является порт Новороссийск . Правда, мощности этого порта ещё не до конца приспособлены к новым грузопотокам.

Здесь строится новый контейнерно-зерновой комплекс мощностью на 3 млн. т зерна, 120 тыс. контейнеров, 1 млн. автопаромных и 0,5 млн. т генеральных грузов. Образована территория площадью 12 га, введён эксплуатацию по временной схеме автопаромный комплекс мощностью 0,6 млн. т.

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование на строительство глубоководного нефтепричала мощностью 15 млн. т сырой нефти.

Прорабатываются вопросы строительства в нефтегавани Шесхарис базы для бункеровки судов и отгрузки на экспорт нефтепродуктов.

Строится комплекс для перегрузки и временного хранения скоропортящихся грузов.

Ведутся реконструкция и техническое перевооружение двух зерновых причалов с прокладкой ж/д путей, позволяющих перегружать зерно по прямому варианту судно-вагон.

Компанией «Внешторгинвест» задействован комплекс по отгрузке на экспорт жидких удобрений.

Порт Геленджик . Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции и строительства порта для перегрузки генеральных грузов в объёме 0,8 млн. т и перевозки 127 тыс. пассажиров в год. Реконструкцию и развитие порта намечается осуществить за счёт внебюджетных. Распоряжением Правительства РФ в 1997 г. открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.

Порт Темрюк . В порту ведутся работы по строительству перегрузочных комплексов, восстановлению оградительного мола и дноуглублению подходного канала.

Разработано технико-экономическое обоснование развития Темрюкского воднотранспортного узла, предполагающее довести мощности порта (I очередь) до 4,5 млн. т, а в перспективе до 8 млн. т. Основным сдерживающим фактором обеспечения нормальной загрузки порта является отсутствие подъездных ж/д путей. Однако этот вопрос решается. Также предполагается придание порту международного статуса.

Прорабатывается генеральная схема развития порта Кавказ .

Разрабатывается на уровне Правительства стратегический план развития порта Сочи : реконструкция пассажирских причалов и восстановление морского вокзала.

Также ведутся реконструкция и строительство портов: Таганрог , порта на мысе Железный Рог и др.

Сейчас идёт активное строительство нового мощного нефтяного терминала в районе Новороссийска (пос. Ю. Озереевка ). В его состав будет входить портовый комплекс с выносными устройствами с перспективной мощностью до 60 млн. т.

В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционируют паромные переправы между портами Новороссийск - Самсун , Новороссийск - Бургас - Поти , Новороссийск - Варна .

В связи с полным отсутствием бюджетных средств Служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25-30 млн.ам.долл.

Разработки проектов организации комплексных паромных перспективных перевозок на Турцию и Болгарию приостановлены, так как на эти цели в течение двух лет у Минтранса РФ не нашлось необходимых средств.