Сообщение об олимпиаде 1960 года. Олимпийские игры в древнем риме

От древности до наших дней можно сказать, что Олимпийские игры были не столько спортивным мероприятием, сколько культурным. Игры были мероприятие общегреческого масштаба. Если на первых играх состязались атлеты только двух городов – Элиса и Писы, то вскоре на главные состязания Эллады съезжались со всех уголков не только Балканской Греции, но и Аппенинского п-ва, Сицилии, северного побережья Африки. Греков на Олимпиаду влекло ощущение общегреческого единства, возможность прикоснуться к великой культуре, слышать знакомую речь, восхищаться самим зрелищем. Олимпийские Игры между тем выполняли и важную социализирующую функцию, являлись важным элементом в формировании общегреческой ментальности, полисной идеологии и патриотизма. Нельзя не отметить то, что Игры были формой мирного общения народов, потому что на время проведения состязаний объявлялось «священное перемирие». Запрещались всякие войны и конфликты, нарушение считалось тяжелейшим грехом. Общегуманное значение Игр еще и в том, что они, пережив века забвения и запрета, возродились и стали величайшим спортивным и культурным событием для человечества.

Олимпийские Игры называются так по месту своего проведения – священной области Олимпия на Пелопонессе, а не от названия горы Олимп. Посвящены они были верховному богу греческого пантеона Зевсу, проводились в конце июля-начале августа на протяжении 5 дней. Проводились они раз в 4 года. Как известно, первая Игра датируется 776 г. до н.э. Многие связывают ее проведение с именем великого героя Геракла, который учредил их после победы над тем самым царем Авгием, 12 подвиг Геракла. Были и другие мифы, связанные с подвигами мифического Пелопса и даже с мифом о свержении Зевсом своего отца Крона. С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов. С Олимпийских игр 776 г. до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния.



В 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Вскоре после запрета Олимпийских игр все олимпийские сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 г. н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.Возрождены игры были только в конце XIX в. В 1894 г. по инициативе общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена в Париже был создан Международный олимпийский комитет, который занялся подготовкой к играм.

После того как глашатаи провозгласили во всем Риме «священное перемирие», прекращались все воины и граждане устремлялись в Олимпию на Игры. В первый день судьи и руководители состязаний – элланодики, а также атлеты, приносили жертву Зевсу и другим богам. Атлеты произносили торжественную клятву сражаться честно во славу всемогущих богов и своих родных полисов. Олимпийское правило гласило: «в играх может принимать участие каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный злодеянием и проклятием богов». Рабы не допускались даже в качестве зрителей, также как и женщины. После легендарной истории с женщиной Каллипатейрой, проникшей на стадион увидеть триумф сына, возникло правило: все спортсмены, их тренеры и зрители должны быть обнаженными. Название современного слова «гимнастика» происходит от древнегреческого «gymos», то есть «голый», «обнаженный. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

После объявления правил шла жеребьевка. Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.

Спортивные состязания начинались во второй день. Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м). Затем число олимпийских дисциплин выросло. На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия. Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Позже появился также долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев. Был также и бег в тяжелом вооружении гоплита. Как ни странно, но это не противоречило мирному характеру Игр, ведь они были своего рода проверкой боеспособности граждан полиса, составлявших армию государства. Наиболее удачливыми в данной дисциплине были спартанцы, ведь военное воспитание было частью идеологии этого полиса.

На 18 Олимпийских играх впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета.

В борьбе правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком. Спортсмены натирали свои тела маслом, чтоб легче было выскользнуть из захвата соперника. Для победы достаточно было трижды уложить на лопатки противника.

Прыжки сильно отличались от современных. Атлеты прыгали с гирями в руках, выбрасывая их назад при прыжке. Считалось, что это увеличивает дальность прыжка. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья также отличалось от современного: на конце копья был кожаный ремешок, которых сидел на запястье и должен был стягиваться во время броска. Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. Такая техника требовала внимания и четкости от спортсмена. Диски для метания были не просто снарядами, а настоящими произведениями искусства: их украшали резьбой, рисунками, магическими знаками, родовыми гербами, даже сценами из мифов. Диски были железными, но упоминались и каменные.На 23 Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой, отличавшийся жестокостью. Бойцы для усиления удара обматывали руки кожаными ремнями, на которые крепились металлические бляхи. Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то атлеты обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей. Частые травмы и даже смерть были спутниками этого кровавого вида состязаний.

Позже появился и такой вид состязания как панкрарий – сочетание борьбы и кулачного боя. Удушение было разрешено, запрещены укусы и воздействие на глаза. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия.

Гонки на колесницах, дорогой и опасный вид спорта в реестр игр вошли не сразу. Сначала на 25-й Олимпиаде (680 г. до н.э.) были введены гонки квадриг. В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств, в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

Музыка была не только важным составляющим повседневной жизни греков. На 96-й Олимпиаде (396 г. до н.э.) в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художники выставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.

Как известно, женщинам запрещалось посещать Олимпийские игры. Однако либерально настроенные власти решили проводить специальные женские спортивные игры. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Такие игры назывались гереи, проводились они в честь богини Геры. Самыми известным спортсменками были, конечно, спартанки, потому что физическое воспитание девочек в Спарте было не менее важным, чем воспитание мальчиков. Такие Игры был разрешено посещать мужчинам, которые могли выбрать себе на них невесту.

Награждение победителей.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 г. до н.э., потом награждали также лавровыми венками и яблоками) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. В числе таких привилегий было также бесплатное посещение театра, в котором олимпионику – победителю Олимпиады, выделяли почетное место. Ему воздавались на родине и посмертные почести, даже приравнивали к сонму «малых богов». А согласно введенной в VI в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе, священной роще в Олимпии. Скульпторы всей Эллады соревновались за право изваять статую победителя, некоторые монументы устанавливались на главных площадях города. В честь победителей иногда чеканились памятные монеты.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, повар, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э. Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Он являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Нижегородской области

Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВПО

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Кафедра «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности»

по предмету: Физическая культура

Выполнил:

Комаров И. А.

Нижний Новгород 2015г.

Олимпийские игры в Древнем Риме

Олимпийские Игры называются так по месту своего проведения - священной области Олимпия на Пелопонессе, а не от названия горы Олимп. Посвящены они были верховному богу греческого пантеона Зевсу, проводились в конце июля - начале августа на протяжении 5 дней. Проводились они раз в 4 года. Как известно, первая Игра датируется 776 г. до н.э. Многие связывают ее проведение с именем великого героя Геракла, который учредил их после победы над тем самым царем Авгием, 12 подвиг Геракла. Были и другие мифы, связанные с подвигами мифического Пелопса и даже с мифом о свержении Зевсом своего отца Крона. С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов. С Олимпийских игр 776 г. до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду - греческий «олимпийский» год.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II в. до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в IV в. до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

В 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены - как «пережиток язычества» - римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Вскоре после запрета Олимпийских игр все олимпийские сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 г. н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

Возрождены игры были только в конце XIX в. В 1894 г. по инициативе общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена в Париже был создан Международный олимпийский комитет, который занялся подготовкой к играм. Возрожденные Игры прошли в Афинах в 1896 г.

Церемония открытия и правила проведения Игр.

После того как глашатаи провозгласили во всей Греции «священное перемирие», прекращались все воины и граждане устремлялись в Олимпию на Игры. В первый день судьи и руководители состязаний - элланодики, а также атлеты, приносили жертву Зевсу и другим богам. Атлеты произносили торжественную клятву сражаться честно во славу всемогущих богов и своих родных полисов. Тут же специальный служащий - керикс, положив ладонь на затылок спортсмена, обращался к зрителям. Он спрашивал, известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не было ли в его роду рабов, тренировался ли он. В течение 10-12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе - уже под руководством элланодиков. Уличенный в нарушении правил подвергался публичной порке, штрафу и изгонялся со стадиона.

Олимпийское правило гласило: «в играх может принимать участие каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный злодеянием и проклятием богов». Рабы не допускались даже в качестве зрителей, также как и женщины. После легендарной истории с женщиной Каллипатейрой, проникшей на стадион увидеть триумф сына, возникло правило: все спортсмены, их тренеры и зрители должны быть обнаженными. Название современного слова «гимнастика» происходит от древнегреческого «gymos», то есть «голый», «обнаженный. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

После объявления правил шла жеребьевка. Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.

Интересно, что использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дня основания соревнований в 776 г. до н.э. Участники игр принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина. Атлетам не запрещалось использовать снадобья, которые помогли бы им победить.

Спортивные состязания начинались во второй день. Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром - бег на один стадий (192,27 м). По легенде его на первых Играх отмерил сам Геракл, от него и пошло известное слово «стадион». Бег на стадий был единственных видом состязания первых 13 Игр. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший 12 побед на 4 Олимпиадах.

Затем число олимпийских дисциплин выросло. На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос - бег на 2 стадия. Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Позже появился также долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев. Был также и бег в тяжелом вооружении гоплита. Как ни странно, но это не противоречило мирному характеру Игр, ведь они были своего рода проверкой боеспособности граждан полиса, составлявших армию государства. Наиболее удачливыми в данной дисциплине были спартанцы, ведь военное воспитание было частью идеологии этого полиса. На 18 Олимпийских играх впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета.

В борьбе правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком. Спортсмены натирали свои тела маслом, чтоб легче было выскользнуть из захвата соперника. Для победы достаточно было трижды уложить на лопатки противника.

Прыжки сильно отличались от современных. Атлеты прыгали с гирями в руках, выбрасывая их назад при прыжке. Считалось, что это увеличивает дальность прыжка. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья также отличалось от современного: на конце копья был кожаный ремешок, которых сидел на запястье и должен был стягиваться во время броска. Метание копья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. Такая техника требовала внимания и четкости от спортсмена. Диски для метания были не просто снарядами, а настоящими произведениями искусства: их украшали резьбой, рисунками, магическими знаками, родовыми гербами, даже сценами из мифов. Диски были железными, но упоминались и каменные.

На 23 Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой, отличавшийся жестокостью. Бойцы для усиления удара обматывали руки кожаными ремнями, на которые крепились металлические бляхи. Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то атлеты обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей. Частые травмы и даже смерть были спутниками этого кровавого вида состязаний.

Позже появился и такой вид состязания как панкрарий - сочетание борьбы и кулачного боя. Удушение было разрешено, запрещены укусы и воздействие на глаза. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия.

Гонки на колесницах, дорогой и опасный вид спорта в реестр игр вошли не сразу. Сначала на 25-й Олимпиаде (680 г. до н.э.) были введены гонки квадриг. В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств, в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

Музыка была не только важным составляющим повседневной жизни греков. На 96-й Олимпиаде (396 г. до н.э.) в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художники выставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.

Как известно, женщинам запрещалось посещать Олимпийские игры. Однако либерально настроенные власти решили проводить специальные женские спортивные игры. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Такие игры назывались гереи, проводились они в честь богини Геры. Самыми известным спортсменками были, конечно, спартанки, потому что физическое воспитание девочек в Спарте было не менее важным, чем воспитание мальчиков. Такие Игры был разрешено посещать мужчинам, которые могли выбрать себе на них невесту.

Награждение победителей

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 г. до н.э., потом награждали также лавровыми венками и яблоками) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. В числе таких привилегий было также бесплатное посещение театра, в котором олимпионику - победителю Олимпиады, выделяли почетное место. Ему воздавались на родине и посмертные почести, даже приравнивали к сонму «малых богов». А согласно введенной в VI в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе, священной роще в Олимпии. Скульпторы всей Эллады соревновались за право изваять статую победителя, некоторые монументы устанавливались на главных площадях города. В честь победителей иногда чеканились памятные монеты.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, повар, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э. Самым знаменитым - и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Он являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон - в панкратионе.

В рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов. олимпийский греческий гладиатор победитель

Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны.

И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика.

Гладиаторские бои Древнего Рима

Гладиаторами в Древнем Риме называли бойцов, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах. Гладиатором (от лат. gladius - «меч») мог стать раб, военнопленный, осужденный преступник. Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». Среди гладиаторов были и женщины, когда в 63 г. н.э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в подобных турнирах.

Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Такого рода действа известны также в культуре египтян, греков, славян, норманнов.

Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н.э. на Бычьем рынке в Риме, где на поминках по гражданину Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование - mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 г. до н.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов, т.е. управляющих чиновников, заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Юлий Цезарь в 65 г. до н.э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г. до н.э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры. Христианская церковь, став государственной религией Рима, в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. Гладиаторские бои были запрещены в 400 году императором Гонорием. Это случилось, когда некий монах Телемак погиб на арене, бросившись останавливать поединок двух гладиаторов.

Гладиаторские бои происходили обычно в амфитеатрах. Развалины одного из самых старых амфитеатров, помпейского, сохранились до нашего времени. Он был построен в первой четверти I в. до н.э. Рассчитан он на 20 тыс. зрителей, это амфитеатр средней величины. Крыши над амфитеатром не было, ее заменял тент, который натягивали в жару или в дождь и о котором особо сообщалось в объявлениях об играх: «будет тент» (vela erunt).

В 75 году в Риме началось строительство Колизея, или как его называли амфитеатра Флавиев - самого грандиозного амфитеатра античного мира. Длина его составляла 188, ширина 156, а высота - более 48 метров. Он вмещал примерно 52 тысячи зрителей, но иногда в нем собиралось и 80 тысяч. Вход в Колизей был бесплатным, перед началом представлений римляне получали в подарок муку или другие продукты.

Подземная часть амфитеатра не уступала объемами наземной. Там размещались комнаты для гладиаторов, зверинец, кладовые, лечебница, морг, шахта, куда сбрасывали убитых людей и животных, и помещение для предсказателей. При закладке фундамента Колизея была применена традиция служителей восточного бога Ваала. В котлован сбросили 77 человек. Заживо погребенные рабы якобы помогут устоять зданию 77 веков.

Едва началось строительство Колизея, по городу о нем поползли таинственные слухи, и сложилась первая легенда. Этот амфитеатр возводили на месте, где располагалось искусственное озеро, созданное по приказу Нерона. Однажды скучающему императору доставили из болот Центральной Африки неизвестное чудовище. В Рим его привезли тайком. Охотники объяснили Нерону, что зверь неимоверно силен и очень опасен. Он пожирает даже гиппопотамов, носорогов и молодых слонов. А люди от одного взгляда этого неизвестного животного сходят с ума или столбенеют, пока тварь их не растерзает. Император приказал поместить чудовище в озеро, а чтобы укротить его нрав, приказал днем и ночью дежурить у водоема сотне воинов, вооруженных длинными копьями.

Чудовище вело себя довольно смирно, если не считать поедания каждую ночь двух-трех брошенных ему рабов и трупов разных животных. Когда после смерти Нерона его озеро стали засыпать, чудовище ушло по водосОткрытие Колизея, по распоряжению императора Веспасиана, праздновалось 100 дней. По приблизительным подсчетам, за это время на арене нового амфитеатра погибло более 2 тысяч гладиаторов, а животных - примерно 3 тысячи. Служители Колизея не смогли вывезти все трупы за город и сжечь. Останки людей и животных бросали в глубокие колодцы, расположенные под амфитеатром и якобы связанные с тем самым «морем, не знающим солнечного света».токам глубоко в подземелье, где, по слухам, находилось «море, не знающее солнечного света».

Список литературы

1. Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997

2. Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.

3. Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня. Пьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Принятие Олимпийской символики. Хронология и герои Олимпийских игр.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения олимпийских игр древности: легенды и мифы. Принципы, традиции и правила олимпийского движения его идея в знаки, символы, награды. Как проводились спортивные олимпийские игры: церемония открытия и закрытия, жизнь и отдых участников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Летние Олимпийские игры как международное спортивное соревнование по многим видам спорта. История их возникновения. Олимпионики и их чествование. Организация античных Олимпийских игр и церемония их открытия. Проведение Олимпиады в 2008 году в Пекине.

    творческая работа , добавлен 22.05.2009

    Олимпийские игры в античности. Древнегреческие Олимпийские игры. Олимпийские игры современности. Хронология и герои летних Олимпийских игр. Атрибутика олимпийских игр. Комплекс упражнений для укрепления мышц стопы и голени при плоскостопии. Закаливание.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    История возникновения крупнейших спортивных соревнований Древней Греции. Мифы Олимпийских игр, заключение перемирия во время их проведения. Изучение Олимпии по итогам археологических раскопок. Изменения в программе состязаний, их возрождение в XIX веке.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Летние Олимпийские игры 2012 как тридцатые по счёту летние Олимпийские игры. Критерии и основные этапы отбора города, принимающего данное мероприятие. Требования, предъявляемые к кандидатам, составление сметы необходимых для проведения расходов.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Олимпийские игры Древней Греции, история их появления и развития. Возрождение Олимпийской идеи бароном Пьером де Кубертеном. Первый российский олимпийский чемпион - Николай Панин-Коломенкин. Старейший олимпийский призер. Интересные факты об Олимпиаде.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Легенды и мифы основания первых Олимпийских игр - крупнейших спортивных соревнований того времени. Основание их как части религиозного культа в Древней Греции. Символ олимпиады. Основные виды состязаний. Периодичность проведения - каждые четыре года.

    презентация , добавлен 14.02.2011

    Из истории проведения спортивных состязаний – Игр Древней Греции. Факты организации современных Олимпийских игр. Особенности проведения Зимних Олимпийских игр. История организации Паралимпийских игр. Оценка Сочи как места проведения Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2012

    Возникновение Олимпийских игр. Летние и зимние виды спорта. Олимпийские символы и талисманы. Олимпийские игры в Москве. Неофициальный медальный зачет. Хоккейный вратарь, трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк. Олимпиада 2014 года в Сочи.

  • Сборная СССР, третий раз участвовавшая в летней Олимпиаде, первенствовала как по общему числу наград, так и по числу медалей каждого достоинства в отдельности
  • Советские спортсменки выиграли 15 из 16 возможных медалей в спортивной гимнастике , а Лариса Латынина завоевала 6 наград (3 золота, 2 серебра и 1 бронза)
  • Олимпийскую клятву от имени атлетов произносил олимпийский чемпион 1948 года 43-летний дискобол Адольфо Консолини
  • Олимпийский огонь был зажжён 18-летним бегуном Джанкарло Перисом , который был выбран для этой почётной миссии как победитель кросса , проведённого среди молодых итальянских легкоатлетов
  • 50-летний венгерский фехтовальщик Аладар Геревич 6-й раз подряд выиграл олимпийское золото в командной сабле в составе сборной Венгрии (1932, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960)
  • 41-летний итальянец Эдоардо Манджаротти , завоевав золото в командном турнире шпажистов и серебро в командной рапире, довёл число своих олимпийских наград до 13 (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые), что до него не удавалось никому в истории Олимпийских игр. На сегодняшний день лишь трое превзошли Манджаротти по числу олимпийских наград - Лариса Латынина (18), Майкл Фелпс (28) и Николай Андрианов (15)
  • 18-летний американец Кассиус Клей , позднее известный как Мохаммед Али, выиграл соревнования по боксу в категории до 81 кг
  • Датский яхтсмен Пауль Эльвстрём выиграл своё 4 подряд золото в классе «Финн»
  • 20-летний будущий король Греции Константин II выиграл соревнования яхтсменов в классе «Дракон». Нынешняя королева Испании София , старшая сестра Константина II, была запасной в экипаже Константина
  • Телеканал CBS заплатил 394 тыс. долларов за право транслировать игры в США
  • Сборная Турции усилиями исключительно борцов завоевала всего 9 наград (7 золотых и 2 серебряные), что не помешало ей занять высшее в истории 6-е место в общем зачёте (для сравнения - в 2008 году в Пекине занявшие 6-е место в общем зачёте австралийцы завоевали 46 медалей, хотя количество разыграваемых медалей за 48 лет возросло лишь вдвое)
  • Соревнования проходили на Итальянском форуме (ранее - форум Муссолини), который строился для проведения Олимпиады в 1940 году.
  • Борцы соревновались в древней Базилике Максенция , а гимнасты - в развалинах терм Каракаллы
  • Впервые на Олимпийских играх погиб спортсмен из-за применения допинга (велосипедист из Дании К. Е. Йенсен).
  • Лучшими спортсменами Игр признаны советский тяжеловес Юрий Власов, американская бегунья Вильма Рудольф (три золотые медали), эфиопский марафонец Абебе Бикила [ ] .
  • Сборная Дании по футболу перед Олимпиадой понесла потери из-за авиакатастрофы самолёта 16 июля , в которой погибли несколько игроков национальной сборной. Однако Дания решила не сниматься с турнира и завоевала серебряные медали, уступив в финале Югославии.

Четырьмя годами ранее Италия принимала зимнюю олимпиаду в Кортина д"Ампеццо а вот теперь стала столицей летних олимпийских игр.

Вечный Город был избран столицей XVII летних Олимпийских игр 15 июня 1955 года на 50-й сессии МОК в Париже.
Главным конкурентом Рима была швейцарская Лозанна, но в финальном раунде голосования члены МОК отдали предпочтение столице Италии 35-24.

Выборы столицы летних Олимпийских игр 1960 года

Город

НОК

Раунд 1

Раунд 2

Раунд 3

Рим

Италия

Лозанна

Швейцария

Детройт

США

Будапешт

Венгрия

Брюссель

Бельгия

Мехико

Мексика

Токио

Япония

Открытие олимпиады в Риме 1960 года

Перед трибунами «Стадио Олимпико» прошли торжественным маршем 5348 спортсменов из 83 стран.

Открывал игры Президент Италии Джованни Гронки.

Олимпийский огонь зажег Джанкарло Перис получивший это право став победителем специальных легкоатлетических соревнований.

Соревнования на Олимпийских играх в Риме 1960

Главная борьба развернулась между сборными США и СССР.

Американцы считали делом чести взять реванш после победы сборной СССР на Олимпийских играх в Мельбурне.

Но советские спортсмены выступили ещё мощнее. У сборной СССР в итоге оказалось 43 золотые медали и 103 медали общей сложностью. У США, соответственно, — 34 и 71. Всем любителям спорта запомнилось выступление «самого сильного человека в мире» — советского тяжелоатлета Юрия Власова.

Советские гимнастки выиграли 15 из 16 разыгрывавшихся медалей, причем 6 из них (3 золота, 2 серебра и 1 бронза) достались Ларисе Латыниной.

Первую золотую олимпийскую медаль для Советского Союза в конном спорте завоевал московский офицер Сергей Филатов. Он был лучшим в розыгрыше Большого олимпийского приза по выездке.

С очередной золотой медалью вернулся из Рима и штангист Аркадий Воробьёв — фронтовик Великой Отечественной.

Интересные факты о Олимпиаде 1960 года в Риме

П рошло 2600 лет с тех пор, как Рим покорил Грецию, и вот Олимпийские игры проходят в Риме. Так в стане победителя был пропет вечный гимн культуре, побежденной вчера и торжествующей сегодня.

Ц еремония торжественного открытия Игр состоялась 25 августа 1960 года на стадионе "Форо италико". Накануне на площади Святого Петра в Риме перед огромным величественным собором развернулось исключительное зрелище. Тысячи спортсменов всех рас и цветов кожи, атеисты и приверженцы различных религий, кто из любопытства, кто искренне веруя, пришли за благословением папы. И папа благословил эти Игры, некогда уничтоженные церковью за их языческий характер. Воистину пути истории трудны и запутанны! Впервые на Играх были представлены Вест-Индская Федерация, Марокко, Сан-Марино, Судан, Тунис. На XVII Олимпийских играх было установлено 74 олимпийских рекорда, из которых 27 превышали мировые.

Спортсмены СССР, выступавшие по всем видам программы, кроме футбола и хоккея на траве, сохранили первенство в общем неофициальном командном зачете, набрав 682,5 очка. Занявшая второе место команда Соединенных Штатов Америки отстала больше чем на 200 очков. Советские спортсмены завоевали 103 медали - 43 золотые, 29 серебряных и 31 бронзовую. Лучшим спортсменом Римской Олимпиады был признан самый сильный человек планеты советский штангист , установивший олимпийские рекорды для атлетов тяжелого веса во всех трех движениях и в сумме классического троеборья. В толчке и многоборье его рекорды были одновременно и мировыми.


Гармоническое развитие Юрия Власова, его разносторонний талант привлекали к нему самое пристальное внимание, делали его для многих любимым спортивным героем. За время своих выступлений Власов установил несколько десятков рекордов. Но для любителей спорта он был и остается олимпийским чемпионом, триумфатором Рима, самым сильным человеком планеты, открывшим путь к этому званию и Леониду Жаботин-скому, и Василию Алексееву. Власов самый обыкновенный человек, и именно это качество выгодно отличало его от коллег-тяжеловесов. Власов, этот поистине русский богатырь, но никак не "сверхчеловек", на тренировках совершенно свободно прыгал через коня. Больше того, еще учась в суворовском училище, Юрий занимался легкой атлетикой, плаванием, шахматами, боксом, борьбой, гимнастикой, играл во все спортивные игры. И почти по всем этим видам спорта у него были спортивные разряды. Разве это не говорит о разносторонности и гармоническом развитии человека? И полюбили его миллионы людей во всем мире не только за то, что он поднимал по тому времени фантастические веса, но прежде всего за то, что все видели в нем олицетворение спортсмена будущего: человека огромной физической силы и мощного интеллекта, человека прекрасно сложенного и высокоинтеллигентного.

Окончив училище, Власов поступил в академию, где и начал серьезно заниматься тяжелой атлетикой. Но предоставим слово самому Юрию Петровичу:- Рос я в суворовском училище, среди крепких и здоровых мальчишек. Сила и удаль особенно ценились и уважались у нас. Мы понемногу занимались борьбой, боксом, легкой атлетикой. Всё вместе - книжные герои, желание двигаться, бороться, побеждать - зародило в нас любовь к спорту. Поэтому, когда я окончил училище и поступил на первый курс Военно-Воздушной академии имени Жуковского, я уже не мыслил себя вне спорта. И если слепой случай привел меня в гиревой зал, то уже не случай заставил полюбить этот с виду малоинтересный и по-настоящему тяжелый спорт.

Всего три с половиной года понадобилось Власову на то, чтобы выдвинуться в число сильнейших штангистов страны. Весной 1957 года он улучшает рекорд СССР в толчке, потом в рывке. Через два года на первенстве Вооруженных Сил в Ленинграде он устанавливает свой первый мировой рекорд: в толчке поднимает 196,5 килограмма! В том же году он становится чемпионом мира и Европы, в мае шестидесятого, олимпийского года выигрывает первенство континента в Милане, и, наконец, дорога привела его в Вечный город.

Рим. Стадион "Форо италико". Церемония открытия XVII Олимпийских игр. Впереди советской делегации идет высокий спортсмен. Бережно несет он огромное красное полотнище - флаг Страны Советов. Это Юрий Власов. Именно ему доверена высокая честь пронести советский флаг по олимпийскому стадиону. Потянулись томительные дни ожидания. Лишь на четырнадцатый день Игр вступили в борьбу штангисты. А тяжеловесы, среди них и Юрий Власов, ждали еще три дня.

И вот 10 сентября. Олимпийская деревня наполовину опустела. Игры почти кончились. Огромная толпа зрителей только у "Палаццето делло спорт", где соревнуются штангисты. Соревнования проходят ночью, поэтому, кроме борьбы с предстартовым волнением, приходится еще бороться с сонливостью. Как-то непривычно в два или три часа ночи поднимать тяжеленную штангу, обычно в это время уже десятый сон видишь. Да и в зале многие зрители дремлют. Они преображаются только тогда, когда на помост выходит либо штангист в красном трико - Юрий Власов, либо кто-то из атлетов в белом трико - американцы негр Джеймс Бредфорд и Норберт Шемански. К дуэли этих трех гигантов свелась вся борьба тяжеловесов на помосте. Остальные отошли на второй план.

10 сентября все вечерние римские газеты вышли с крупными заголовками: "В Палаццето делло спорт" предстоит битва колоссов". И все с нетерпением ждали этой битвы. Первое движение - жим. У Власова и Бредфорда результат одинаковый- по 180 кг. Шемански выжал на 10 кг меньше. Когда через год негритянский атлет приехал в Москву и пришел домой к Юрию Власову, они, конечно, вспомнили римскую дуэль.- Я, откровенно говоря, не думал, что вам удастся выжать 180 килограмм,- сказал Бредфорд.- На тренировках я выжимал и 185,- ответил Власов,- и, должен признаться, результат 180 килограмм, с одной стороны,обрадовал меня, поскольку он не уступал вашему, а с другой стороны, заставил поволноваться. Подумал: "Что, если в каждом движении я буду недобирать по 5 килограмм?"

Во втором движении - рывке - все три фаворита поднимают 150 кг. Во втором подходе Власов просит добавить еще 5 кг и спокойно поднимает штангу. И вот он уже впереди на 5 кг. Но это слишком маленький отрыв, чтобы можно было успокоиться. И те полтора часа, которые отделяли рывок от третьего движения - толчка,- Юрий очень волновался. Через год, сидя в московской квартире Юрия Власова, Бредфорд признался:- Как это ни странно, но после жима и рывка я сложил оружие. Я понял, что, не имея запаса, бороться дальше против Власова в толчке - утопия. Все, что теперь мне было нужно,- второе место. Я решил толкать ровно столько, сколько необходимо, чтобы меня не обошел Шемански. Пять часов борьбы были сверхизнурительными. Меня несколько раз бросало в пот, и вы видели меня в странном одеянии - закутанным в теплый плед.- Да, это меня озадачило,- ответил Юрий.- Меня, наоборот, тянуло на свежий воздух.
Усталость и уверенность во втором месте настроили меня только на 182,5 кг в толчке. А вы толкнули на 20 кг больше! Я был счастлив, что присутствовал в величайший момент истории спорта и что поднял гигантский вес мой соперник и друг.

Это был действительно величайший момент истории спорта. Когда Бредфорд толкнул 182,5 кг и ушел с помоста, Власов остался один. Все участники уже закончили соревнования, и он боролся в одиночестве. Но все же один соперник у него еще оставался. Это был Пауль Андерсон, вернее, не он сам, а его рекорды. Официальный мировой рекорд в троеборье, принадлежавший американцу, составлял 512,5 кг, но на внутренних соревнованиях в Техасе Андерсон поднял в сумме классического троеборья 533 кг.

Вот с этим-то соперником и пришлось бороться Власову. Сначала он толкает 185 кг. Есть новый мировой рекорд в троеборье - 520 кг! Власов просит установить на штанге на 10 кг больше - 195. И так же, без видимых усилий, расправляется с этим огромным весом. Еще один мировой рекорд - 530 кг! Остается третья попытка. И Власов заявляет 202,5 кг. Что творится в зале! Лавина аплодисментов, восторженные крики, незнакомые люди обнимаются, целуются... Когда советский атлет появляется на помосте, в зале мгновенно наступает тишина.- Не спеша собираюсь с силами,- рассказывает Власов.- Тщательно натираю шею и грудь магнезией, чтобы не соскользнул тяжелый гриф. Как тихо вокруг. Так тихо, что, кажется, можно услышать и в десятом ряду, как тревожно бьется мое сердце, как легкие вдыхают жаркий, душный воздух. Оглушительно хрустит под ногами канифоль. И тут же все отодвигается куда-то далеко. Теперь весь мир сузился для меня до размеров неподвижно лежащей на помосте штанги. Ну... Снаряд, на мгновение повиснув в воздухе, ложится на мою грудь. Еще усилие... Встаю, слегка пошатываясь под рекордной тяжестью штанги. Проходит несколько секунд. Пора! Штанга отрывается от груди, на которой она покоилась, и начинает свое движение вверх. Все это происходит в какие-то доли секунды. Автоматически, без контроля сознания, руки мгновенно подхватывают ее, удерживают... И вдруг откуда-то издалека нарастает все громче, обрушивается многоголосое: "А-а-у-у!" Из-за шума не слышу команды судьи-фиксатора американца Терпака. Но я вижу его отчаянную отмашку. Штангу можно опустить. В тот момент, когда она валится на настил, прогибая доски, надо мной разом вспыхивают три белые лампочки. Попытка засчитана судьями единогласно. А вот она утверждена и зрителями. Зал ревет от восторга. И для меня сейчас нет более прекрасной музыки, чем этот рев... Слушая его, я упиваюсь, всматриваюсь в лица людей. Первый, второй, третий ряды... А дальше за морем поднятых рук не видно ничего. И вдруг, неожиданно растолкав всех, на сцену ловко вскочил какой-то человек, за ним ринулись и другие зрители. Множество рук тянутся ко мне, тискают, подталкивают. Незнакомые мне люди целуют, обнимают меня. Сон наяву! Охмелевший от неуемной радости, я внезапно взлетаю в воздух, а потом лечу вниз, совсем как во сне. Нет, это не сон. Это люди из разных стран радуются моей победе. Это они подхватили меня на руки и несут из зала...

Его вынесли из зала на руках, как римского триумфатора. Долго еще люди скандировали имя победителя и поздравляли друг друга с рождением феноменального мирового рекорда. "Царь-рекорд" Андерсона пал. После окончания соревнований на пресс-конференции вице-президент Международной федерации тяжелой атлетики финн Бруно Нюберг заявил:- Это были самые фантастические Олимпийские игры, которые я видел. Такого преимущества, как советские штангисты, никто никогда не добивался. Поразителен юный профессор тяжелой атлетики Власов. Его отполированная техника венчает феноменальную силу. Кое для кого результат Власова - это катастрофа. Не секрет, что многие штангисты тяжелого веса немного тучны и неуклюжи. Власова же мы в Финляндии зовем настоящим атлетом, а не котлетой. Он элегантен, изумительно сложен, его выступление - радость для всех.

Кроме Власова еще пять советских штангистов вернулись домой с олимпийскими медалями. Москвич Евгений Минаев , Александр Курынов из Казани, горьковчанин Виктор Бушуев и Аркадий Воробьев из Свердловска завоевали золотые медали, а москвич Трофим Ломакин - серебряную.

Отлично выступили в Риме советские гимнастки. С большим отрывом они выиграли командное первенство, а в личном уступили только одну золотую медаль чехословацкой гимнастке Еве Босаковой в упражнениях на бревне.
Все остальные медали - и золотые, и серебряные, и бронзовые- русские спортсменки разделили между собой. Абсолютной чемпионкой Игр стала, как и на прошлой Олимпиаде, второй в многоборье была москвичка Софья Муратова , третьей - киевлянка Полина Астахова . Опорный прыжок выиграла Маргарита Николаева из Одессы, упражнения на брусьях - Полина Астахова , вольные упражнения -. После награждения Латынину обступили журналисты, посыпались вопросы. Кто-то спросил:- Каковы ваши планы на будущее?
В глазах Ларисы вспыхнули лукавые огоньки:- Хорошо бы стать... абсолютной чемпионкой Союза.
Да, двукратной абсолютной чемпионке Олимпийских игр, двукратной победительнице чемпионатов мира в многоборье никак не удавалось стать гимнасткой номер один в своей стране. Ее опережали то Софья Муратова, то Тамара Манина, то Лидия Калинина, то Полина Астахова... Но мечта героини Мельбурна и Рима сбылась. Спустя год после римского интервью Лариса Латынина стала абсолютной чемпионкой страны. Правда, звание это ей пришлось разделить с Тамарой Люхиной.

Абсолютным чемпионом Игр по гимнастике стал и замечательный советский спортсмен киевлянин Борис Шахлин . Он один завоевал медалей больше, чем вся французская олимпийская делегация,- четыре золотые, две серебряные и одну бронзовую. Упражнения на кольцах выиграл Альберт Азарян из Еревана. Сильнейшей мужской командой стала гимнастическая дружина Японии.

Легкоатлеты Советского Союза впервые по количеству очков в неофициальном командном зачете обошли спортсменов США. Золотые медали получили москвич Петр Болотников в беге на 10000 метров, Владимир Голубничий из украинского города Сумы - в ходьбе на 20 километров, тбилисец Роберт Шавлакадзе , нарушивший гегемонию американцев в прыжках в высоту, киевлянин Виктор Цибуленко - в метании копья и москвич Василий Руденков - в метании молота.

Новозеландскому спортсмену Мюррею Халбергу было шестнадцать лет, когда во время игры в регби он получил тяжелую травму, вызвавшую частичный паралич. Врачи немало помучились, чтобы вырвать его из цепких объятий смерти. Халберга спасли, но высохшая левая рука навсегда стала чужой. Заниматься спортом было нельзя. Однако Халберг не сдался, направив все усилия, всю энергию на то, чтобы остаться полноценным человеком, чтобы не расставаться со спортом.

С яростным упорством Мюррей Халберг тренировался на гаревой дорожке. И добился в беге неплохих результатов. На Олимпийских играх 1956 года Халберг дошел до финала на полуторакилометровой дистанции и занял одиннадцатое место. Но он мечтал об олимпийской медали, которая должна была ознаменовать его полную победу над недугом.

На Играх в Риме Халберг решил выступать на пятикилометровой дистанции. Он сделался поборником новой тактики: пытался ошеломить соперников бурным спуртом за три круга до финиша, оторваться от них, а потом, отдав все, дотянуть до финиша. В финальном забеге, когда позади остались 3700 метров, Халберг был последним. И тут он сделал невиданный рывок, оставив позади лидировавшую группу бегунов. Халберг мчался так, словно от этого зависела его жизнь.

Постепенно он начал снижать скорость, силы иссякали. Стайер из ГДР Ханс Гродоцки настигал Халберга. Но догнать его до финиша так и не сумел. С запасом в семь-восемь метров двадцатисемилетний учитель из Окленда пересек линию финиша и обессиленный опустился на траву. Он все-таки завоевал золотую олимпийскую медаль, которая стала ему наградой не только за огромное спортивное мастерство, но и за невиданное упорство в борьбе с тяжким недугом.

У женщин шесть золотых медалей из десяти достались советским спортсменкам. Лучшими были: Людмила Шевцова из Днепропетровска - в беге на 800 метров, дистанции, включенной в олимпийскую программу после тридцатидвухлетнего перерыва; ленинградка Ирина Пресс - в беге на 80 метров с барьерами и ее сестра Тамара - в толкании ядра; киевлянка Вера Крепкина - в прыжках в длину; москвичка Нина Пономарева - в метании диска (это была ее вторая золотая олимпийская медаль); ленинградка Эльвира Озолина - в метании копья. Все советские спортеменки - победительницы Римской Олимпиады в легкой атлетике установили новые олимпийские рекорды.

Среди женщин на Играх в Риме не было популярнее спортсменки, чем темнокожая бегунья. С большим отрывом она выиграла обе спринтерские дистанции - 100 и 200 метров. Третью золотую медаль Вильма завоевала в эстафете 4 x 100 метров. "Пожалуй, самым потрясающим, сенсационным событием XVII Олимпийских игр в Риме был бег негритянской девушки, которая до восьмилетнего возраста была парализована и росла в многодетной семье. Все это нужно знать для того, чтобы понять, каким триумфом была блистательная победа этой девушки над своими соперницами, имевшими превосходство над ней в имущественном положении, образовании и социальных возможностях" - так писал о Вильме Рудольф известный западногерманский писатель Рудольф Хагельштанге.

"Черная газель", как окрестили Вильму журналисты, буквально покорила Рим, а когда она посетила Швецию, шведские газеты констатировали: "За ночь страна влюбилась в нее" . "Черная газель" очаровала всех, кто видел ее и на беговой дорожке и вне стадиона.

В детстве она очень быстро бегала, обгоняла всех мальчишек своего квартала, и кто-то посоветовал ей заняться легкой атлетикой. Она сразу же согласилась. Через несколько лет занятий пришел грандиозный успех в Риме. На стометровке Вильма показала результат 11,0 секунды. Англичанка Д. Хаймэн , прибежавшая второй, сумела показать лишь 11,3 секунды. Еще больший отрыв был на дистанции 200 метров. Вильма Рудольф блестяще закончила бег за 24,0 секунды, а Ю. Хайне из ФРГ , серебряный призер, была на финише только через 0,4 секунды.

Третью золотую медаль Вильма завоевала в эстафете 4 x 100 метров. Во многом благодаря ее усилиям американская эстафетная команда смогла установить новый мировой рекорд.

После Олимпиады Вильма, вернувшись домой, поступила в колледж, а закончив его, стала учить негритянских детей в своем городке Кларксвилле.

Стало уже традицией видеть в числе олимпийских чемпионов по велосипедному спорту представителей Италии, Франции, Бельгии, Голландии. Поэтому самую настоящую сенсацию в Риме произвел советский гонщик , который нарушил эту традицию.
На севере Рима, километрах в трех от "Форо италико" и от олимпийской деревни, была проложена трасса групповой велогонки. Она проходила по трем пригородным нешироким улицам - Фламиниа, Гроттаросса и Кассиа. Поскольку самым длинным катетом этого треугольника была улица Гроттаросса, то и все кольцо назвали трассой Гроттаросса. Она была не только извилистой, но и довольно сложного профиля. Достаточно сказать, что гонщикам приходилось двенадцать раз (дистанция длиной 175 километров 380 метров состояла из двенадцати кругов) на участке в три километра подняться, вернее, вскарабкаться - другого слова и не подберешь - на гору, высота которой равнялась ста с лишним метрам. После двухкилометрового спуска - опять взлет почти на полсотни метров вверх.

Перед началом гонки главной героиней газетных полос была погода. Жара стояла невыносимая. Руководитель французской команды Робер Уброн заметил, взглянув на яркое солнце:- Соревнование грозит превратиться в гонку с выбыванием - слишком жарко!
На старте 142 спортсмена из 42 стран. И только самые стойкие, сильные и терпеливые бойцы, люди большой тактической мудрости и безудержного порыва смогут поспорить за золотую медаль.
...Более 130 километров уже позади. Вот он, наконец, апогей гонки. Того, что произошло, никто не ожидал, никто не мог предвидеть. Виктор Капитонов оглянулся на соперников и вдруг резко бросился к обочине, чтобы отсечь преследователей. Никто не успел отреагировать на его рывок, и он один ушел вперед. Восемь километров он идет в одиночестве. Но вдруг его главный конкурент - итальянец Ливио Трапе - забеспокоился: ведь разрыв-то более сорока секунд.

Трапе бросился вдогонку. Виктору сообщили об этом, и он снизил темп: вдвоем идти легче, а до финиша еще далеко, они успеют свести счеты. И как только пара лидеров соединилась, они резко увеличили скорость, и просвет, отделявший их от основной группы, стал возрастать. Как всегда в таких случаях, Капитонов не хитрил, не старался сохранить силы за счет другого. Раз решено "работать артелью", значит, ломи во всю силу. Тем более, что силы у него хватало.
Лидерам оставалось пройти последнее кольцо до финиша. И вдруг... Виктор, как он рассказывал потом, метров за четыреста до финишной линии начал колебаться. Сейчас конец гонки, либо нужно пройти еще один круг? Раздумывать было некогда. И Капитонов принимает решение идти в атаку. Виктор приподнимается в седле и начинает длинный финишный спурт. Трапе рядом. Остаются считанные метры. Лишь на самом финише советский спортсмен выигрывает у итальянца. Виктор вскидывает руки. Победа! Он счастливо оглядывается по сторонам. Видит аплодирующих ему зрителей. И вдруг встречается взглядом со старшим тренером советской сборной Леонидом Шелешневым. Тренер энергичными жестами показывает:
"Вперед, вперед!" - Ошибся! - кричит Шелешнев. - Еще круг!

Капитонов хватается за руль и вновь бросается вперед. Все это произошло в течение нескольких секунд. Но трибуны были в оцепенении и еще долго ждали радиосообщения с дистанции. Трапе, тоже растерявшийся от неожиданности, немного отстал. Но Капитонов на подъеме Касса дождался итальянца. И они пошли на высокой скорости, честно, по очереди разрезая грудью, всем телом встречный воздух. Сидящему на "колесе" легче: он идет уже в разреженной атмосфере. До финиша оставалось совсем немного, и в решающий момент Трапе бросил коллективную борьбу. Он старался сберечь силы. Виктор тоже решил не выходить вперед, держать опаснейшего соперника перед собой, чтобы видеть все его маневры и вовремя нанести контрудар. Итальянский ас нервничал, предлагал русскому выйти вперед, но тот показывал, что и итальянцу было бы неплохо поработать. Так они торговались, пока до финиша не осталось и трехсот метров. Сзади уже показалась кавалькада велосипедистов. Теперь решали нервы. Кто первый сорвется, тот проиграл, потому что сам выведет соперника на решающий рывок "с колеса".

Первым не выдержал Трапе, он сделал рывок, стараясь прижать соперника к публике. Но Капитонов, внимательно следивший за ним, опережает его и делает мощнейший финишный бросок. Это был истинно мастерский финиш уверенного в своих силах спортсмена, до последней секунды хладнокровно сознававшего, что он делает.

На финише они плакали оба - Виктор Капитонов и Ливио Трапе. У Виктора в глазах стояли светлые слезы радости, а Ливио душили горькие рыдания. Прямо с трассы один из французских журналистов передал:
"С победой Капитонова Россия входит через парадную дверь в большой международный велоспорт".

Теми же словами можно сказать и о наших конниках. Первую золотую олимпийскую медаль для Советского Союза в конном спорте завоевал московский офицер Сергей Филатов . Он был лучшим в розыгрыше Большого олимпийского приза по выездке.

Повторил свой мельбурнский успех гребец Вячеслав Иванов - завоевал золотую медаль на одиночке. В гребле на двойке без рулевого первыми закончили дистанцию советские гребцы ленинградцы Валентин Бо-рейко и Олег Голованов. Две золотые медали в гребле на байдарках завоевала москвичка Антонина Середина. Наши каноисты из Белоруссии Сергей Макаренко и Леонид Гейштор выиграли гонку на 1000 метров. Свою шестую золотую медаль получил выдающийся шведский байдарочник Герт Фредрикссон. Это была его четвертая Олимпиада. На первой, в 1948 году, он завоевал две золотые медали, в 1952 году - одну золотую и одну серебряную, в 1956-м - две золотые и в 1960-м - одну золотую и одну бронзовую.

Три золотые медали выиграли советские борцы классического стиля. Чемпионами стали минчанин Олег Караваев , тбилисец Автандил Коридзе и киевлянин Иван Богдан .

На римском олимпийском ринге впервые одержал крупную победу будущий чемпион мира в профессиональном боксе, один из выдающихся боксеров нашего времени американец Кассиус Марселлас Клей . Он завоевал медаль в легком весе. Вскоре после своей победы на олимпийском ринге, Кассиус Клей перешел в профессионалы. Четыре года спустя он принял исламскую веру и нынешнее имя - Мохаммед Али.

Из советских боксеров первым был лишь москвич Олег Григорьев в легчайшем весе.

Хорошо выступили советские фехтовальщики. Женская и мужская команды рапиристов впервые на Олимпиадах одержали победы. А личный турнир по фехтованию на рапирах выиграл ленинградский студент . В финале он не проиграл ни одного боя. Но это не значит, что все бои прошли очень легко для него. Предпоследнюю встречу он проводил с англичанином Б. Хоскинсом . Если Виктор выигрывал, золотая медаль досрочно доставалась ему. Ленинградец первым нанес укол. Потом довел счет до 2:0. И тут допустил тактическую ошибку - решил излишне не рисковать. Соперник немедленно воспользовался этим. Следуют два выпада - и счет 2:2.

Итальянцы большие любители и знатоки фехтования. Что творилось в зале Римского дворца конгрессов, отданном в распоряжение мастеров холодного оружия! Как бушевали страсти! С одной стороны, этот русский новичок уже полюбился многим. С другой - какой болельщик не ждет сенсации, не надеется на то, что фаворит проиграет?

Соперники вновь обмениваются уколами. Вначале успеха добивается наш спортсмен, затем - англичанин. Но больше Хоскинс не смог сделать ничего. Виктор еще дважды "пронзает" англичанина и добивается победы.

Уже в ранге олимпийского чемпиона он провел еще один принципиальный поединок. Против него на дорожке был двукратный олимпийский чемпион Кристиан д"Ориоля. Это был не только спор чемпиона уходящего и чемпиона нынешнего. Встречались представители двух школ: классической, французской, и советской, творчески переработавшей достижения французов, итальянцев, венгров - бывших законодателей мод. Жданович выиграл этот принципиальный бой со счетом 5:3.

Венгерские саблисты, с 1928 года не проигравшие ни одной Олимпиады, и на этот раз были первыми. В личном первенстве золотая и серебряная медали тоже достались венграм - Рудольфу Карпати и Золтану Хорвату .

Известный итальянский фехтовальщик Эдуардо Манджаротти положил в свою копилку золотую медаль за победу в командном первенстве по фехтованию на шпагах и серебряную - по фехтованию на рапирах. Это была его пятая Олимпиада. В Риме выдающийся фехтовальщик отмечал свой четвертьвековой юбилей активной жизни в спорте. Маэстро Манджаротти - обладатель самой большой среди фехтовальщиков коллекции наград. За двадцать пять лет выступлений на фехтовальной дорожке он завоевал тринадцать олимпийских медалей - шесть золотых, пять серебряных и две бронзовые - и двадцать медалей мировых чемпионатов, из них тринадцать золотых, пять серебряных и две бронзовые.

Первую золотую олимпийскую медаль завоевали и русские яхтсмены. В Неаполитанском заливе лучшими в классе "Звездный" были москвичи Тимир Пинегин и Федор Шутков . После четырех гонок они имели 1857 очков перевеса. Чтобы стать обладателями золотой медали, им достаточно было в одной из трех оставшихся гонок завоевать хотя бы одно третье место. И в пятой гонке они заняли третье место.
Самой приятной была для Пинегина - рулевого советской яхты - оценка его победы, которую дал ему третий призер - рулевой американского "звездника" Вильям Парке :
Я не хочу делать слишком большого ударения на везении, но Пинегин был в нужном месте в нужное время.
Это было сказано четко и честно. Пинегину действительно удавалось быть каждый раз в нужном месте в нужное время. И дело тут, конечно, не в счастье. Пинегин победил потому, что долгие годы шел "против ветра", упорно боролся с неудачами, с невезением и не унывал. Он знал, что его час придет. И вот на просторах Средиземного моря Пинегину пригодился тот опыт, который он получил еще в юности, на подмосковном водохранилище, и позже, когда вместе со своим бессменным матросом он участвовал в международных соревнованиях. На разгадку быстроходности "звездников" он не жалел ни времени, ни сил. И в конце концов эта кропотливая работа раскрыла ему тайное тайных в характере "звездников", секретами которых еще недавно владели лишь американцы.

В плавании доминировали спортсмены Австралии и США. Обе медали в прыжках в воду среди женщин завоевала замечательная спортсменка из ГДР Ингрид Кремер. Она заняла первые места в прыжках с трамплина и вышки. Кремер выступала в составе Объединенной германской команды. Спортсмены ГДР, выступавшие за Объединенную команду, завоевали три золотые, девять серебряных и семь бронзовых медалей, больше, чем многие ведущие спортивные державы.

Т оржественным и запоминающимся был праздник закрытия XVII Олимпийских игр. Девяносто тысяч зрителей, собравшихся на "Форо италико", бурными аплодисментами приветствовали знаменосцев с государственными флагами стран, участвовавших в Играх. Затем на трибуну поднимается президент МОК Звери Брендедж и произносит короткую традиционную речь на итальянском языке, объявляя XVII Олимпиаду закрытой. Военный оркестр, разместившийся по обе стороны от чаши, где пылает олимпийский огонь, исполняет торжественный марш. Десять трубачей поднимают свои фанфары. Слышатся резкие призывные звуки, и хор национальной академии Санта-Цицилия исполняет олимпийский гимн. В это время пламя олимпийского огня, горевшего восемнадцать дней и ночей, начинает медленно угасать. С последними аккордами мелодии оно гаснет совсем, чтобы через четыре года вспыхнуть вновь как символ мира и дружбы между спортсменами разных стран, как символ верного товарищества и благородной спортивной борьбы.

Вечереет. По флагштоку медленно скользит вниз белое олимпийское знамя с пятью переплетенными кольцами. Слышится грохот орудий, расположенных на склонах горы Монте-Марио,- это пять залпов прощального салюта.

Волнующим был момент, когда на поле вышли рука об руку спортсмены всех стран, участвовавших в Играх. Они шли обнявшись, приветствуя зрителей, и это шествие знаменовало великое братство народов, показало, что спортсмены всех стран, объединенные олимпийским движением, завоевали здесь, в Риме, прежде всего не титулы и медали, а крепкую нерушимую дружбу. Как хорошо писала болгарская газета "Народна младеж":
"Все участники Олимпийских игр выиграли самую дорогую медаль для человечества. Эта медаль - атмосфера товарищества и дружбы между молодыми людьми различных рас и стран, различных политических и социальных систем".

Медленно, будто нехотя, увядало в светильнике олимпийское пламя. Погасли прожекторы. На какое-то мгновение бетонная чаша стадиона погрузилась в темноту. И вдруг во мраке вспыхнул яркий огонек. Потом второй, третий, четвертый... Вскоре десятки тысяч маленьких самодельных факелов пылали над трибунами. Это зрители жгли газеты, программы, специально принесенную с собой бумагу. Казалось, что это колеблющееся, искрящееся море огоньков вспыхнуло от олимпийского пламени. В едином порыве люди поднялись со своих мест и высоко взметнули над головами красноватые языки пламени. Олимпийские игры закончились. Но олимпийский огонь, будто бы разлившись из чаши светильника по трибунам стадиона, продолжал пылать, согревая сердца людей, зажигая в них дух товарищества.