Угай свободен: прекращено дело о миссионерской деятельности йога-сектанта. Преподавателя йоги могут оштрафовать за незаконную миссионерскую деятельность Общественные деятели по йоге под стражей

Д ело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

На самом деле, чтобы массам было понятно, о чем речь и почему «простой йог» - не совсем простой, нужно разбираться с тем, что себе представляют защитники Угая. Представляют они себе, видимо, мальчиков и девочек в шортах и трико, которые задирают ноги выше головы и вообще тренируют правильное дыхание. То есть спортивную йогу.

Так вот, спортивная йога к этой истории не имеет вообще никакого отношения. Нет там ни спортивных костюмов, ни ног, задранных за голову, ни спортивных же сертификатов, ни гарантий физической безопасности, да и польза для здоровья откровенно сомнительна.

Дело в том, что йогин Угай, как и его коллеги по некоторым вполне религиозным организациям, учил тем методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума». То есть в первую очередь это пение мантр в позе лотоса, сосредоточение на мистических и сакральных образах и прочая неоиндуистская атрибутика. Еще раз подчеркну: не индуистская, а именно неоиндуистская.

Поскольку в рамках классического индуизма неиндусам йогой заниматься бессмысленно. Надо для начала переродиться в соответствующей касте в рамках череды перерождений, чтобы в этих практиках были смысл и польза, опять же сугубо религиозные.

А вот в неоиндуизме - тут все проще. Уверовал, вступил в общину - и пожалуйста, ты уже «вайшнав», или «преданный». Это в первую очередь касается Международного общества сознания Кришны, к которому Угай то ли имел, то ли и сейчас имеет отношение.

Как минимум на своих лекциях он говорил о том, что главный религиозный текст кришнаитов, «Бхагавад-Гита как она есть» - это очень важная, нужная и полезная книга. Да и буквально с первой минуты лекции Угай говорит, что «асаны (физические упражнения) - это не главное в йоге».

Тут стоит сказать о том, что такое пресловутое Международное общество сознания Кришны. Это действительно международная религиозная организация, представленная в Индии достаточно скромно. Все больше в США, Европе и России. У нас эти милые люди появились еще в конце восьмидесятых.

Некоторые российские религиоведы дают МОСК вот такую характеристику: «Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа».

Еще есть весьма познавательная книга «Обезьяна на палке» журналистов Джона Хьюбнера и Линдсей Грусон, которая в подробностях повествует, почему данный культ тоталитарен и что же в практиках кришнаитов нехорошего. Ну, там, торговля наркотиками, педофилия и прочее из «стандартного набора» тоталитарных сект.

Понятное дело, представители МОСК все это опровергают и говорят, что они добропорядочная, традиционная религиозная организация, которой уже много сотен, а то и тысяч лет. Ну ладно, давайте поверим, хотя вот Хорошевский суд города Москвы еще в 1997 году не поверил .

Но ни один кришнаит не будет отрицать того, что МОСК - именно религиозная структура, ведь так? И ни один кришнаит не откажется от того, что «Бхагавад-Гита как она есть» - это именно доктринальный, сакральный текст, правильно?

Так вот, в итоге получается, что некий йогин, как минимум в прошлом имевший отношение к международной религиозной организации, проповедовал для масс важность, ценность и полезность главной сакральной книги данной религиозной организации. А еще учил, что асаны, то есть то, что большинство в России и считает йогой, - в йоге совсем не главное.

А главное - это как раз мантры, медитация и следование заветам «Бхагавад-Гиты». Не очень похоже на гимнастические упражнения, не правда ли? Скорее все же напоминает миссионерскую деятельность.

Понятно, что и сам Угай, и организаторы фестиваля, где он и выступал с «лекцией», заявляют о сугубо светском характере и самой лекции, и данного мероприятия вообще. Но тут опять нюанс: по некоторым данным, организаторы фестиваля - это в том числе представители такой опять же религиозной организации, как «Шри Чайтанья Сарасват Матх», также охарактеризованной как «индуистский культ».

#{author}В общем, религиозная организация проводит фестиваль, где идут лекции на религиозные темы от представителей религиозных течений, но все это «сугубо светское мероприятие». Есть мнение, что кто-то в этой истории говорит неправду.

Вообще же это очень распространенная практика в среде разного рода тоталитарных культов: маркировать свои религиозные собрания как фестивали, семинары и лекции сугубо светского, просветительского характера. Что не отменяет ни их религиозной, ни их миссионерской сути.

Похоже, что наши правоохранительные органы научились идентифицировать подобного рода акции и давать им адекватную правовую оценку. Что и выливается в задержания, возбуждения дел и судебные процессы.

В целом же нужно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге очень много представителей самых разных «новых религиозных организаций». Чего стоит рейд по явочным квартирам «Аум Синрикё» в прошлом году!

Хочется надеяться, что к проблеме тоталитарных культов государство все же подошло системно, и дело Угая - это только один из первых примеров адекватной религиозной государственной политики.

Фестиваль индийской культуры Vedalife проходил 22 октября прошлого года в популярном у молодежи лофте «Этажи» на Лиговском проспекте. Дмитрия Угая организаторы пригласили прочитать лекцию о философских основах йоги. В позе лотоса 44-летний программист среди прочего рассказал слушателям, что йога способна развивать телепатические способности и ясновидение. Об этой духовной практике Дмитрий, по его словам, говорил отстраненно, не давая никаких оценок.

К концу лекции в зал вошли сотрудники 76-го отдела полиции. Одни из них занялся Угаем, другие отправились искать организаторов. По словам Дмитрия, полицейские действовали «грубо и развязно». За йога заступился слушатель — юрист Сергей Латышевский, который и стал его адвокатом. Он выяснил имя сотрудника полиции, который проводил задержание. Им оказался оперуполномоченный 76-го отдела полиции Арсен Магомедов.

Совестливый заявитель

Наиль Насибулин, менеджер по продажам, первую жалобу на лекцию направил в прокуратуру накануне фестиваля, но там его заявление проигнорировали, и он пошел в 76-е отделение.

«Они даже не слышали про «пакет Яровой» (поправки депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова в законодательство, в числе прочего ужесточившие контроль за религиозно-миссионерской деятельностью — Ред.). Пришлось объяснять», — сказал «Новой» Насибулин.

Быстренько изучив «пакет», полицейские отправились на фестиваль. Угая они обвинили в том, что у него не было при себе разрешения религиозной группе вести миссионерскую деятельность. Когда дело дошло до мирового судьи Дарьи Тен, Дмитрию уже вменялось нарушение части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (миссионерская деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести).

«Я ничего не имею против кришнаитов, — рассуждает Насибулин. — Я лишь за то, чтобы люди открыто говорили, кто они и какую организацию представляют».

Наиль уже писал похожие жалобы: он добился, в частности, закрытия сайта свидетелей Иеговы, который был доступен и после решения Роскомнадзора о его блокировке. Свои мотивы Насибулин объясняет «зовом совести», а на «звание православного активиста», как его некоторые сейчас называют, он обижается. Внимание к деятельности религиозных организаций Насибулин объясняет семейной трагедией: его теперь уже бывшая жена попала в эзотерическую секту.

Суд идет

«Дело йога» бродит между судом и 76-м отделением два месяца. Судья Дарья Тен возвращала материалы полицейским из-за неверно составленного протокола. К тому же материалов дела, представленных полицией, оказалось недостаточно для рассмотрения в суде.

Судебный участок на 4-й Советской вряд ли раньше видел такое скопление людей. Полторы сотни человек пришли посмотреть на суд над йогом.

Сторона обвинения в процессе отсутствует — обвинение представлено исключительно на основании протокола. Сторона защиты строит свою позицию на том, что Угай не является представителем религиозной организации, он частное лицо, а потому под поправки Яровой не подпадает. Кроме того, называть миссионерством рассказ о философских основаниях йоги, ее видах в корне неверно, считают адвокат Сергей Латышевский и сам Дмитрий Угай.

Судью Дарью Тен такие аргументы убедили не вполне. Она продолжит рассматривать дело 18 января. На следующее заседание приглашены свидетели, в том числе Наиль Насибулин и «автор» протокола, участковый Арсен Магомедов.

P.S.

Организаторы Vedalife явно не хотят фигурировать в этом деле. Сайт фестиваля, который регулярно проходит не только в России (ближайший закончился 5 января в Сочи) больше не доступен, группа в «ВКонтакте» не обновляется. Адвокат Угая Сергей Латышевский на вопрос об организаторах отвечает уклончиво: «Непонятно, кто организатор, его никто не может найти».

Справка

Фестивали Vedalife в России связаны с международной индуистской организацией Шри Чайтанья Сарасват Матх, которая проповедует вайшнавизм — одно из направлений индуизма. В России она представлена некоммерческим предприятием (НП) «Культурный центр Шри Чайтанья Сарасвати», зарегистрировано в Москве. По словам Насибулина, именно оно было указано организатором фестиваля Vedalife на удаленном сайте.

Среди видов деятельности предприятия указаны творческая и развлекательная, а также производство аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения.

Руководит НП Марат Баймухаметов руководит еще тремя организациями: ООО «ОСК» (производство и прокат фильмов), ООО «Вселенная света и звука» (ремонт электрооборудования, торговля), МОО «Талантливая молодежь» (общественная организация) и ООО «Фуллдом Энджиниринг» (деятельность в области архитектуры, в т.ч. строительство зданий).

В Петербурге резиденция Шри Чайтанья — их храм — находится в Лахте. Там регулярно проводятся лекции и фестивали, связанные с вайхнавизмом. На Youtube можно найти канал храма — TVDarshan_Lahta.

Среди видеозаписей есть и проповеди Дмитрия Угая. Например, «Множественные проявления Бога», «Возвращение в вечный мир Бога», «Основа чистой преданности» и множество других.

Указано и духовное имя Дмитрия: Шрипад Бхакти Ашрая Данди Махарадж. На записях он сидит в монашеском облачении перед микрофоном.

17:53 — REGNUM Суд в Петербурге не нашел признаков незаконной миссионерской деятельности в поступках лектора йоги, передает корреспондент ИА REGNUM . Мировой суд 18 января постановил прекратить дело в отношении Дмитрия Угая за отсутствием состава административного правонарушения.

Напомним, Угая задержали в октябре 2016 года в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, когда он читал лекцию о пользе йоги. Полицейские доставили его в 76 отдел и предъявили обвинение в правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). За это правонарушение, согласно поправкам, внесенным в КоАП по инициативе депутата Госдумы Ирины Яровой, может грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов.

На заседании суда свидетели поделились впечатлениями о той лекции: двое заявили, что она носила не религиозный, а чисто культурологический характер, еще одна женщина сообщила, что Дмитрий Угай рассказывал о «философском религиозном учении восточного характера». «Он сказал, что без изучения духовности йога ничего не дает, это не просто физические упражнения, а духовные практики», — заметила свидетельница.

Адвокаты призвали отнестись критически к подобным показаниям, отметив, что никто из свидетелей не имеет профильного образования и вряд ли разбирается в основах какого бы то ни было восточного учения. Кроме того, автор заявления в полицию Наиль Насибулин не смог вспомнить, упоминались ли в лекции слово «вайшнавизм» (его адептов также называют кришнаитами), название какой-либо религиозной организации. Другие свидетели показали, что такие слова и данные об организациях в лекции Угая не звучали.

Дмитрий Угай сообщил, что, по его мнению, у Насибулина есть основания оговорить его. «Никаких лже-доносов на Угая я не писал», — ответил ему свидетель. Он сказал, что организаторы обязаны «открыто заявлять о религиозной направленности своих мероприятий». В свою очередь, Угай подчеркнул, что выступал лектором как частное лицо и не является представителем какой-либо религиозной организации, что необходимо для миссионерской деятельности.

Защита настаивала, что Угай не мог нарушить требования к миссионерской деятельности, так как не осуществлял ее, не упоминал религиозных объединений и не распространял информацию о собственном вероучении. «Ни разу в лекции слово «вайшнавизм» не употреблялось, это видно из стенограммы лекции», — подчеркнула сторона защиты. В противном случае надо было бы наказывать всех преподавателей теологии, религиоведов, учителей на уроках православной культуры, полагают адвокаты.

Адвокат Анатолий Пчелинцев прочел выдержки из постановления советского суда от 1973 года, согласно которому женские сборные по футболу, практики йоги и другие зарубежные спортивные мероприятия не способствуют правильному духовному развитию советского человека. «Нас что, хотят вернуть туда же, в 1973 год?» — обратился он к суду, зал среагировал бурными аплодисментами.

«Спасибо йогам, что внимание к «закону Яровой» было привлечено в таком массовом характере. Йогу как метод оздоровления используют миллионы наших сограждан. Попытка придать ей религиозный характер поставила бы под запрет ее как таковую в России. Судья сегодня олицетворяла не саму себя, а всё судебное сообщество. И то, что было вынесено такое справедливое решение — это великое дело», — отметил адвокат Пчелинцев, комментируя оправдательный вердикт суда.

Отметим, что в конце августа 2016 года проповедник неканонической украинской религиозной структуры был задержан сотрудниками полиции в Санкт-Петербурге. По решению мирового суда, его могут привлечь к ответственности согласно норме закона, появившейся в рамках так называемого «пакета Яровой», сообщали СМИ. В отношении задержанного был составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.26 КоАП РФ (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Добавим, что 22 августа 2016 года петербургская полиция приняла решение о депортации из РФ украинского проповедника Павла Дученко, выступавшего с антиконституционными призывами и добровольно не покинувшего страну по решению миграционной службы.

История вопроса

Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, - это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти.

Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей.

Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды. Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды.

Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

«Никто не может объяснить, почему мне вменяется правонарушение по статье КоАП 5.26. Свидетели и оперуполномоченный Магомедов Арсен Магомедович вызваны в суд 18 января, суд заслушает объяснения и показания свидетелей и примет, надеюсь, окончательное решение», - написал на своей странице «ВКонтакте» Дмитрий Угай вечером в понедельник, 9 января.

Общаться с журналистами в тот вечер он был не готов.

«Дорогие друзья! Я смогу ответить всем, кто интересуется деталями, только завтра днем. Прошу прощения, я никакой, очень мало спал последние три дня. Спасибо за понимание!» - объяснил Дмитрий Угай.

Он был задержан 22 октября 2016 года в Лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, где читал лекцию «Виды йоги» в рамках фестиваля ведической культуры «Ведалайф». Вместо одного часа лекция продлилась 38 минут, а потом Угая задержали сотрудники правоохранительных органов и привезли в 76-й отдел полиции.

Преподавателю йоги предъявили обвинение по части 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ. За осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях ему грозит штраф в размере от 5 до 50 тысяч рублей. Напомним, этот пункт дополнил КоАП РФ в июле прошлого года в рамках так называемого «закона Яровой» , который призван усилить борьбу с терроризмом и общественную безопасность.

Дмитрия Угая задержали по жалобе жителя Петербурга Наиля Насибулина, который утверждает, что сегодня под видом занятий йогой происходит вербовка людей в кришнаиты. По крайней мере, так было с его супругой и сестрой.

Примечательно, что Дмитрия Угая задержали по жалобе жителя Петербурга Наиля Насибулина, который утверждает, что сегодня под видом занятий йогой происходит вербовка людей в секты. По крайней мере, так было с его супругой и сестрой. Они ушли в движение ноосферного образования несколько лет назад, сообщил Насибулин агентству «РосБалт».

При этом Дмитрий Угай в разговоре с «Общественным контролем» заявил, что с Наилем Насибулиным лично не знаком. И не знает ни его жены, ни сестры, поскольку сам принадлежит к кришнаитам.

Дмитрий Угай утверждает, что на той самой лекции о видах йоги подкреплял информацию выдержками из фундаментальных текстов индийской философии, официальные переводы которых читают на факультетах востоковедения и религиоведения.

«Я давал информацию, высказывал свое мнение, но никого никуда не вербовал, потому что считаю, что вероисповедание человека - это его личное дело. То, что в моей лекции нет миссионерства, подтверждают и результаты независимой экспертизы, которые я выложил в интернет. Я не нарушал закон. Меня судят за мировоззрение, хотя Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова», - говорит Дмитрий Угай.

Он надеется, что его оправдают. Если этого не произойдет в мировом суде Центрального района Петербурга, он будет добиваться справедливости в судах высшей инстанции.

«Я давал информацию, но никого никуда не вербовал, потому что считаю, что вероисповедание человека - это его личное дело. То, что в моей лекции нет миссионерства, подтверждают и результаты независимой экспертизы».

«Моя история заинтересовала многих, потому что показывает, что в нашей стране могут осудить за то, что человек занимается йогой и изучает индийскую философию. А между тем индийская культура имеет глубокие корни в русской культуре, поскольку повлияла на многих деятелей. Сегодня меня поддерживают Федерация йоги России, индийская община в Петербурге, консул Индии, известные востоковеды. И мне звонят западные журналисты. Я не хочу, чтобы у моей страны была репутация той, в которой человек не может свободно высказывать свое мнение. Повторю еще раз. Я не нарушал закона. С точки зрения здравого смысла я прав. Я философ, не правовед, но считаю, что закон должен защищать права и свободы граждан, защищать слабых от сильных. Наказывать надо за поступки, а не за вероисповедание. Никто не должен бояться заниматься йогой», - сказал Дмитрий Угай.

Стоит сказать, что вокруг «закона Яровой» дискуссии до сих пор продолжаются. Так, к примеру, Виктор Бирюков, координатор группы помощи пострадавшим от деструктивных культов, считает, что изменения в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», прошедшие в рамках «закона Яровой», носят общий характер и не учитывают тонкости обстановки.

«С определением миссионерской деятельности вышел конфуз. В строгом соответствии с буквой нового закона, все, что ведется от имени религиозного объединения, - миссионерская деятельность. Однако человек может вести деятельность от своего собственного имени в рамках понравившегося ему учения, и тогда он вообще никаким миссионерством не занимается. Кроме того, разовое действие деятельностью не является. То есть если кто-то нарушает порядок ведения миссионерской деятельности, то для доказывания самого факта ее наличия правоохранительным органам в каждом случае придется доказывать привязку к некоей религиозной группе или организации, что сложно, особенно если группа не зарегистрирована, а также многократность действия», - объяснил «Общественному контролю» Виктор Бирюков.

«Я не хочу, чтобы у моей страны была репутация той, в которой человек не может свободно высказывать свое мнение. Я философ, не правовед, но считаю, что закон должен защищать права и свободы граждан, защищать слабых от сильных».

Он полагает, что отсутствие конкретики в законе привело к тому, что в разных регионах начала складываться диаметрально противоположная практика. Где-то любой религиозный лозунг толкуется органами власти как миссионерство, где-то, опираясь на другие толкования данной нормы, по-прежнему позволяют агрессивно навязывать людям религию.

«В погоне за красивым русским языком законодатель уходит от конкретики, все лазейки - в обтекаемых фразах. Некоторые дополнительные рычаги для воздействия на секты закон правоприменителю (прокуратуре, полиции) все же предоставляет. Не более. В частности, конкретизированы обязанности маркировки распространяемых миссионерами материалов. Но такая обязанность была и раньше, но в менее четком виде. Говоря проще, раздавать анонимные миссионерские листовки теперь станет еще сложнее. Также в “законе Яровой” внесена интересная формулировка: “Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности”. Видимо, имеется в виду, что не смогут теперь завод или парикмахерская пригласить иностранного гражданина в качестве миссионера. Возможно, кто-то пытался так делать, но вряд ли это являлось центральным моментом распространения сект или экстремистов. А еще вроде как “не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях”. Однако подъезд жилым помещением не является, а сектанты ни к кому домой особо и не врываются, да и странно бы это было: неприкосновенность жилища и так защищена Уголовным кодексом и Конституцией. В общем, как такового усиления регулирования религиозно-миссионерской деятельности “законом Яровой” я не вижу», - сказал эксперт по сектам.

О том, как сегодня на самом деле вербуют в секты, читайте в отдельном материале «Общественного контроля».

В Петербурге идет суд по так называемому закону Яровой: 44-летнему веб-программисту Дмитрию Угаю вменяют статью 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) - осуществление миссионерской деятельности. Сотрудники полиции посчитали миссионерством лекцию о йоге, которую Дмитрий читал в октябре на фестивале Vedalife в лофт-проекте «Этажи». 9 января суд решил заседание на следующий четверг: понадобилось вызвать оперуполномоченного Арсена Магомедова, который составлял протокол об административном правонарушении.

Максимум, что грозит Дмитрию Угаю, - 50 тысяч рублей штрафа. Однако дело о йоге является принципиально важным. The Village рассказывает, почему.

Суд

Во дворе дома 26 на 4-й Советской улице к трем часам дня выстроилась внушительная очередь. Журналисты едва ли не всех городских изданий, кришнаиты, экспаты из Индии, активисты (различаю в толпе известного завсегдатая протестных митингов Степаныча и молодого священника Александра Хмелева, за отмену 148-й статьи УК РФ) - не менее сотни человек. Кажется, ни один из пяти местных судебных участков никогда не видел такого ажиотажа.

Очередь движется медленно: на входе у всех дотошно исследуют содержимое сумок. «Да они специально, чтобы мы в зал не попали!» - возмущаются в толпе. Узкая лестница ведет в узкий коридор, оттуда - в небольшой зал. Все не помещаются, в зале плотно, как на «Василеостровской» в час пик.

Начинается заседание. Дмитрий Угай вину не признает. Подробно пересказывает историю своего задержания. Судью Жанну Кустанович больше всего интересует протокол об административном правонарушении, то ли составленный, то ли не составленный участковым уполномоченным 76-го отдела Арсеном Магомедовым.

Как сотрудник полиции объяснил отсутствие протокола?

Я спрашивал неоднократно, за что меня задерживают. Сотрудник сказал, что отпустит меня после того, как я подпишу определенные бумаги.

Какие бумаги?

Я просил меня с ними ознакомить. Сотрудник сказал, что ознакамливать меня с ними он не будет.

Выясняется, что пресловутый протокол за Угая подписал его адвокат Сергей Латышевский - причем его доверитель об этом не знал. Юрист поясняет: хотел, чтобы полиция предоставила хоть что-то; это, мол, был единственный способ. Суд заходит в тупик: нужны свидетельства участкового Магомедова. Заседание переносят на 18 января, 15:00.

Я ожидал, что дело будет закрыто, что моя невиновность будет доказана, - расстроенно сообщает журналистам Дмитрий Угай на выходе из зала суда. - Посмотрим, что будет.

Лекция

40-минутная лекция Дмитрия Угая, состоявшаяся 22 октября на фестивале Vedalife в лофт-проекте «Этажи», выложена в интернет: вот запись на YouTube, а вот расшифровка .

«А вот, например, Иисус Христос - он йог или нет, как по-вашему? Он не в каком-то смысле, а он в самом прямом смысле йог», - говорит Угай. Минут через 20 к нему подходит молодой человек и просит завершить лекцию. Позже выяснится, что это сотрудник полиции в штатском.

В начале января Угай подробно рассказал , что с ним происходило в полицейском участке, а также до и после. Как сотрудники отказывались представиться, и только после угрозы звонка в прокуратуру один из них показал удостоверение на имя Магомедова Арсена Магомедовича. Как случайно оказавшийся на лекции юрист Сергей Латышевский (теперь он представляет интересы Угая) требовал составить протокол. Как Дмитрия отвезли в отделение на Лиговском и «убеждали подписать заранее составленные показания».

«В дежурной части среди сотрудников был один человек довольно интеллигентного вида. Не помню, в форме или нет. Этот человек спрашивал, каковы мои религиозные убеждения, как я отношусь к православию, есть ли у меня духовное имя, живу ли я дома или в храме. Было совершенно непонятно, какое отношение все это имеет к делу. Я отвечал ему, что верю в Кришну, но в данном случае это ни при чем: это мое глубоко личное дело - верить в Кришну, Будду, Ктулху или Макаронного Монстра», - позже вспоминал Угай.

Дмитрия отпустили, так и не выдав копию протокола. Позже он узнал, что судья вернула его дело «ввиду многочисленных процессуальных нарушений и отсутствия состава правонарушения». Через два месяца появился новый - исправленный - протокол. Его судья приняла.

«Существо административного правонарушения: гражданин Угай Д. В. 22 октября 2016 года в 17:55 по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, 74, в помещении лофт-проекта «Этажи», принадлежащем на правах собственности ОАО «Смольнинский хлебозавод», осуществлял миссионерскую деятельность от имени «Шри Чайтанья Сарасват Матх» - культурного центра международной вайшнавской миссии (Угай отрицает, что читал лекцию о йоге от имени какой-либо организации. - Прим. ред.) , - выражавшуюся в публичном распространении информации о вероучении вайшнавизма (одном из направлений индуизма) словесно среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения».

Из протокола об административном правонарушении

Свидетели

Причиной полицейского интереса к лекции Дмитрия Угая стала жалоба 33-летнего петербуржца Наиля Насибулина. «Росбалт» пишет , что «в свое время его жена и сестра ушли в секту» - к адептам Ноосферного образования, как он рассказывал телеканалу «Мир 24» еще в апреле.

В своем заявлении житель Петербурга написал следующее: «Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения «Сознание Кришны» с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв)». Фамилия Угая в тексте не фигурирует.