Всех приветствуем, друзья! Турслёту школьному Ура!!! Туристический слет в начальной школе Оригинальные этапы турслета для школьников.

Туристские мероприятия, которые проводились в дореволюционный период, не носили массового характера. Массовые слеты, на которые собирались до 10 тысяч человек, начали проводить в 50-х гг. московские туристы.

Сегодня туристские слеты и соревнования стали настоящим праздником для любителей путешествий. Они приобрели массовый характер.

Будучи одной из основных и наиболее доступных форм массовой туристско-краеведческой работы, туристские слеты являются своеобразным смотром определенных этапов проделанной работы и проверкой готовности к туристско-краеведческой работе в наступающем сезоне. Они ценны тем, что способствуют зарождению новых туристских секций и объединению разрозненных туристских групп и отдельных туристов в один сплоченный и сильный коллектив.

Цель слетов -пропаганда туризма, обмен опытом организационной работы, проведение политико-воспитательных мероприятий.

Подготовка и проведение туристических слетов

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Проведение слета должно быть в обязательном порядке предусмотрено годовым планом туристских мероприятий и согласовано с утвержденным графиком программы соревнований добровольных спортивных обществ.

Организация, проводящая слет, обязана: создать оргкомитет; утвердить главную судейскую коллегию; продумать материально-техническое, транспортное, хозяйственное и медицинское обеспечение слета; обеспечить безопасность; получить разрешение местных организаций на проведение слета.

Оргкомитет составляет «Положение о слете», разрабатывает и осуществляет план подготовки и проведения мероприятий (перечень конкурсов, состав конкурсных комиссий и т. д.). Во время слета оргкомитет обеспечивает размещение туристов, их питание, медицинское обслуживание, наглядную агитацию.

Основным руководящим документом является «Положение о слете», которое составляется в зависимости от содержания сле-та, его тематики и масштабов. Основные разделы положения: «Цели и задачи», «Время проведения», «Руководство», «Участники», «Программа», «Порядок определения победителей», «Система зачета», «Награждение», «Финансирование», «Подача заявок», «Совещание представителей и прибытие участников на слет». Образец положения представлен в приложении.

ВЫБОР МЕСТА И ПЛАНИРОВКА ЛАГЕРЯ

Слеты желательно проводить вблизи мест, связанных с маршрутами, по которым проходили предслетовские походы. Место должно иметь удобные подъезды и подходы для подготовки дистанции соревнований по спортивному ориентированию и туристской технике. Желательно, чтобы место слета располагалось не далее чем 3-5 км от ближайшей железнодорожной или автобусной станции, пристани.

Поляна, где расположится лагерь, должна быть сухой, ровной, защищенной от ветра. В районе места проведения слега должна быть доброкачественная питьевая вода. Если ее нет, то следует организовать ее подвоз. Необходимо также позаботиться о заготовке дров.

Поляну предварительно обследуют, подбирают площадку и устанавливают на ней мачту для подъема флага, размечают места для торжественной линейки и различных соревнований. Затем подыскивают открытую поляну для общего костра, на которой смогли бы разместиться все участники слета для смотра художественной самодеятельности и исполнения туристских песен.

Палатки для штаба главной судейской коллегии и медпункта ставят на поляне в некотором отдалении от палаток участников слета.

Костры раскладываются за палатками в 10-12 м от них.

ОТКРЫТИЕ СЛЕТА

Площадку, где будет проходить открытие слета, красочно оформляют флагами, лозунгами, транспарантами. Комендант за 10-15 мин до начала парада выстраивает всех участников в колонну и под звуки марша выводит их на поляну.

Весь церемониал проходит по заранее разработанному сценарию, в котором предусматривают выступления представителей туристской организации, проводящей слет, представителей комсомольских, спортивных и профсоюзных организаций, гостей.

Флаг слета выносят и поднимают победители предыдущего слета. Если же проведение слетов еще не стало традицией, то флаг поднимает кто-то из туристов. На ритуал открытия отводя г не более 15 мин.

После поднятия флага начальник штаба слета объявляет торжественную часть закрытой и предлагает главному судье приступить к проведению соревнований.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ

Любой слет должен быть по возможности насыщен массовыми мероприятиями: соревнованиями, играми, песнями, показом кинофильмов, отчетами, выставками туристских фотографий, стендами. Все это следует проводить в форме конкурсов. Конкурсы повышают интерес к различным видам туристской самодеятельности не только у зрителей, по и у самих туристов, участников слета.

Конкурсы ценны тем, что являются прекрасным средством пропаганды туризма. Кроме того, они помогают созданию ценных наглядных материалов по туризму, учат грамотно составлять и оформлять отчеты.

На слетах со школьниками можно проводить следующие конкурсы:

1. На лучшую организацию туристской работы в школе.

2. На лучшее туристское путешествие.

3. На лучший фотоснимок о походе.

4. На лучшую самодеятельность.

5. На лучший туристский кинофильм.

6. На лучшее оформление бивака.

7. На лучший обед.

Подготовка и проведение соревнований

На слетах проводятся соревнования по спортивному ориентированию и туристской технике. На слетах школьников проводят еще соревнования по глазомерной топографической съемке.

В последние годы в программу соревнований стали включать отдельным видом соревнований контрольно-комбинированный маршрут. Он проводится с целью проверки умения ориентироваться и двигаться на местности с помощью компаса и карты, самостоятельно выбирать путь движения, решать тактические задачи на маршруте, соблюдать правила безопасности.

Кириллова Татьяна
Туристический слёт «Школа настоящих туристов»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 8 г. Киренска"

Сценарий проведения

туристического слета

"Школа настоящих туристов "

(аудитория : дети в возрасте от 4 до 7 лет, количество 60 человек вместе со взрослыми)

Инструктор по физической культуре

МКДОУ "Детский сад № 8"

Кириллова Т. П.

Киренск 2012

1. Торжественное открытие и приветствие всех участников :

2. Приветствие главного тренера

3. Название команды

4. Девиз команды

5. Сдача рапорта

6. Клятва туриста .

7. Туристическая речёвка .

8. Вручение командам пакет с заданиями.

9. Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

10. Задание по командам :

" Конкурс "Следопыт";

" Конкурс "Точный глазомер";

" Конкурс "Конструктор костра";

" Конкурс "Оказание первой медицинской помощи";

" Конкурс "Лесные мудрецы".

11. Привал (минута отдыха)

" Творческое выступление

12. Подведение итогов.

13. Награждение.

Сценарий проведения

туристического слета

"Школа настоящих туристов "

Цель : Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи :

1. Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками : совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.

2. Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

3. Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях

(оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку) .

4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края и дружелюбные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов . Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.) . Беседы на темы : "Кто такие туристы ?" "Правила дорожного движения по маршруту", "О ядовитых грибах и растениях", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара". Знакомство с аптечкой туриста (обязательно должна быть кипяченая вода) . Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, для развития глазомера, наблюдательности на туристическую тематику . Рассказы о правилах поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов . Игры со строительным материалом на тему : наши "Костры" (колодец, шалаш, звездный) .

Перед выходом из детского сада проводится проверка готовности : как одеты дети, удобная ли обувь (о чем заранее предупреждаем родителей) . Всегда берем кипяченую воду и аптечку. Проведение инструктажа воспитанников о правилах поведения в походе-прогулке и правилах дорожного движения (правила перехода улиц, дорог, перекрестков) о правилах поведения на природе.

Торжественное открытие и приветствие всех участников

Спортивная площадка украшена разноцветными флажками, плакатами, музыкальное оформление. Дети, одетые в спортивную форму (с нагрудной эмблемой команды, под звуки музыки "Вместе весело шагать" проходят на площадку в колонне по одному.

Каждая команда следует за своим тренером и становятся по периметру спортивной площадки.

Главный тренер :

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами проведем туристический слет . Сегодня встретятся 2 команды : "Апельсин" под руководством тренере Пономаревой И. А., "Ладошки" под руководством тренера Булгаковой О. И. Я желаю вам ярких побед, больших спортивных достижений и дружбы! Соревнуйтесь честно, уважая и соблюдая правила туристического слета !

Команды поприветствуют друг друга.

Название команды : "Апельсин"

Девиз : Мы все дольки апельсина. Мы дружны и неделимы.

Команда "Ладошки"

Девиз : Ладошку свою мы любим

Всех сильней сегодня будем!

Смелых, здоровых и сильных ребят

Вырастил наш детский сад!"

Капитаны команд сдают рапорты главному тренеру.

Тренер команды : Команда "Апельсин" к турслету готова!

Тренер команды : Команда "Ладошки" к турслету готова!

Оценивать туристический слет буде жюри в составе :

Председатель :

Члены жюри :

Туристы - это сильные , выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют. И произносят клятву туриста .

Клятва туриста .

" На природе ничего не ломать, не рвать просто так;

" Для костра собирать только сухостой;

" Не рвать цветы в большие букеты;

" Не делать надписей на деревьях;

" Не отходить без разрешения взрослых на маршруте или стоянке (привале)

" Не брать в рот незнакомые растения;

" Не пить воду из незнакомых источников;

" Не купаться без разрешения взрослых;

" Не обижать насекомых и животных

КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

Молодцы туристы . Разрешите вручить вам пакеты с заданиями, которые покажут насколько вы быстры, выносливы, дружелюбны, подвижны. Команды смирно, на месте шагом марш!

Туристическая речёвка .

Главный тренер : Кто шагает с рюкзаком?

Дети : Мы, туристы !

Инструктор ФИЗО : Кто со скукой не знаком?

Дети : Мы, туристы !

Инструктор ФИЗО : Нас вперед ведут…

Дети : Дороги!

Инструктор ФИЗО : Наш ДЕВИЗ :

Дети : "Всегда вперед!"

Инструктор ФИЗО : Эй, ребята

Дети : Тверже шаг!

Инструктор ФИЗО : Что турист берет в дорогу ?

Дети : Песню, ложку и рюкзак!

Инструктор ФИЗО : Мы голодные как звери!

Дети : Открывайте шире двери!

Инструктор ФИЗО : Нам еда полезна будет,

Дети : Силы новые разбудит.

Инструктор ФИЗО : Кто отстал?

Дети : Не отставай.

Инструктор ФИЗО : Кто устал?

Дети : Не унывай.

Инструктор ФИЗО : Кто идти захочет с нами -

Дети : Нашу песню запевай!

На месте стой раз, два. Первым в поход отправляются туристы команды "Апельсин". Вторыми в поход отправляются в поход команда "Ладошки". Шагом марш. Дети под марш расходятся по указанным местам проведения соревнований. Судьи занимают места на площадках, ведут протоколы соревнований.

А определить самую смелую и дружную команду поможет определить жюри.

Команды расходятся по своим участкам и выполняют строевые и ОРУ упражнения.

Разновозрастная группа от 4 до 6 лет

1. Ходьба по площадке с различными движениями рук, на носках (туристы идут по траве , 2. С высоким подниманием голени (перешагивают через камушки) ;

3. Ходьба и медленный бег между кеглями (деревьями) ;

4. Бег змейкой;

5. Обычная ходьба.

ОРУ "Туристы делают разминку "

1. "Турист выходит на маршрут "

(ходьба на месте) ;

2. "Перешагивает через валежник"

И. П. ноги вместе руки на поясе

1 -4 - поочередное поднимание согнутых ног;

3. "Высматривает дорогу"

(полуприседы в стойке ноги врозь с поворотами туловища вправо и влево, ладонь приставить к бровям);

4. "Рюкзак перетягивает то в одну, то в другую сторону"

И. П. основная стойка, руки на поясе :

1-2 - наклоны туловища в разные стороны.

5. "Набирается энергии"

И. П.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

1-2 - пружинистые отведения рук назад.

6. "Превращается в скорохода"

(подскоки на месте, руки на поясе, в чередовании с ходьбой)

7. Восстановление дыхания, перестроение в одну колонну.

Разновозрастная группа от 5 до 7 лет

1. Ходьба в колонне по одному (мы туристы ) ;

2 Ходьба широким шагом (овраг) ;

3. Прыжки на двух ногах вперед (ручей) ;

4. Ходьба нагнувшись (ветки) ;

5. Ходьба в приседе (овраг) ;

6. Обычная ходьба;

7. Легкий бег;

8. Бег змейкой взявшись за руки;

9. Ходьба приставным шагом между предметами.

О Р У "Мы туристы "

1). "Наденем рюкзак"

и. п.: Узкая стойка, ноги врозь;

1 - руки согнуты к плечам;

2-3 - круговые вращения назад;

4 - опустить (6-8 раз)

2). "Определим погоду"

и. п.: Для ног тоже, руки на поясе;

1 - правую руку согнуть в локте поднести ко лбу (туристы смотрят на небо , повернуться на право;

3 - тоже в левую сторону;

4 - вернуться в и. п. (по 4 раза в каждую сторону) .

3) "Прогнись"

И. п. ; Ноги - осн. стойка, руки на поясе;

1 - Правую руку поднять вверх, левую ногу отставить на носок назад, прогнуться.

2 - вернуться в. и. п.

3 - то же другой рукой и ногой;

4 - вернуться в и. п.

4). "Собери ветки" (для костра)

и. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены

1 - наклониться к полу.

2 - выпрямиться (6-8 раз)

5). "Выпады вперед"

И. п.: сомкнутая стойка, руки на поясе;

В.: 1 - выпад вперед правой ногой, ладони рук положить на колено;

2 - вернуться в и. п. ;

3 - то же левой ногой.

6). "Перепрыгни кочку"

И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов (во время поворота руки помогают движению) (по 2 раза) .

7). Восстановление дыхания.

Задания :

1. Туристическая полоса препятствия :

(ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

" Ходьба по доске. (под. гр.)

Победитель получает звание "Самый быстрый".

2. Конкурс "Следопыт"

( (спортивный инвентарь) турслёта ".) (под гр.)

Схема -рисунок (ст. гр.)

3. Конкурс "Точный глазомер"

(кегли) (под. гр.)

Метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.)

(Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". 2 костра (разновозрастная группа от 4 до 6 лет, 3 костра . Победитель получает звание "Конструктор костра").

(ст. гр.)

(под. гр.)

(дети под. гр. оказывают помощь наглядно, дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

И от ветра и от зноя

От дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко!

Что это? (палатка) (под. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Обжигает трава, как огонь (крапива)

(медуница) (под. гр.)

" О грибах;

(лисички)

(мухомор) (ст. гр)

(белый гриб)

Победитель получает звание "Самый мудрый".

Состязание закончились, команды колонной по одному проходят на лавочки. Пока команды отдыхают, жюри подводит итоги.

7. Привал (минута отдыха)

Творческое выступление (песня, танец, стихотворение и т. д.)

8. Подведение итогов, награждение

Вот и подошли к концу наши соревнования. Объявляется торжественная церемония награждения победителей туристического слета ! Жюри готовы объявить победителей, для награждения в две шеренги становись! Слово предоставляется председателю жюри. (Итоги подводятся по результатам каждого конкурса и присваивается звание. Затем объявляется общие итоги туристического слета ). (Председатель жюри (заведующая) детским садом награждают детей на пьедестале почета медалями и подарками.)

Вот и закончился наш туристический слет . Еще раз поаплодируем нашим чемпионам. Победители делают круг почета.

Пора пришла отдохнуть и поиграть в любимые игры. Команды расходятся по своим участкам.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Апельсин"

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Апельсин"

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

(разновозрастная группа от 4 до 6 лет)

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Ладошки"

(разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

Команда "Ладошки"

(разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

№ п/п Название конкурса Время От 6 до 10 баллов От 1 до 6 баллов 0 баллов

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

Туристическая полоса препятствия оценивается на время.

Оценивается точность, скорость, правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Итоговый протокол

Туристического слета "Школа настоящих туристов "

МКДОУ "Детский сад № 8"

№ п/п Название конкурса Команда "Апельсин" Команда "Ладошки"

1. Туристическая полоса препятствия

2. Конкурс "Следопыт"

3. Конкурс "Точный глазомер"

4. Конкурс "Конструктор костра"

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

7. Творческий конкурс

Оценивается точность, скорость правильность выполнения, чувство коллективизма.

От 6-10 баллов - если выполнено всё и без ошибок.

От 1- 5 баллов - если были допущено 1 нарушение.

0 баллов - если было очень много нарушений.

Практический материал

1. Конкурс "Следопыт"

На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы. Подсказка 1-2 признака указывающих на местонахождение спрятанного предмета. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

2. Конкурс "Следопыт"

На поляне маскируется 5-10 предметов (спортивный инвентарь) . Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы.

Подсказка схема - рисунок. Победитель получает звание "Лучший следопыт турслёта ".

1. Туристическая полоса препятствия :

" Прыжки из колеса в колесо (под. гр, перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Подлезание боком под воротики;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

" Ходьба по доске. (под. гр.)

(После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

2. Туристическая полоса препятствия :

" Перешагивание из колеса в колесо (ст. гр.)

" Бег змейкой между колесами;

" Ходьба по колесам;

" Подлезание боком под воротики;

" Ходьба по пенькам (ст. гр.) .

(После окончания полосы препятствия команды выстраиваются в шеренгу и проходят на свой участок)

3. Конкурс "Точный глазомер"

(Участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста (кегли) . Затем ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".)

3. Конкурс "Точный глазомер"

Участникам нужно выполнить метание шишек в горизонтальную цель (ст. гр.) Победители получают звание "Острый глаз".) (под. гр.)

4. Конкурс "Конструктор костра"

(Участники должны разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", "Звездный". Победитель получает звание "Конструктор костра").

Звездный

4. Конкурс "Конструктор костра"

(Участникам предлагается разложить макет костра. "Шалаш", "Колодец", Победитель получает звание "Конструктор костра").

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

" Как оказать первую помощь при ушибе? (положить холод, сделать тугую повязку)

" Как оказать первую помощь при переломе? (наложить шину, перебинтовать бинтом)

" Как оказать первую помощь при порезе пальца? (обработать рану ватным тампоном смоченным перекисью водорода, помазать йодом, наклеить пластырь либо перебинтовать)

(дети под. гр. оказывают помощь наглядно)

5. Конкурс "Оказание первой медицинской помощи"

" Как оказать первую помощь при ушибе? (холод, тугая повязка)

" Как оказать первую помощь при порезе пальца? (перекись водорода, ватный тампон, йод, пластырь, бинт)

(дети старшей группы проговаривают что необходимо из предметов)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Только тронь - отдернешь ладонь

Обжигает трава, как огонь (крапива)

" О грибах;

Стоит Лукашка - белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

С шапочкой красной знаться опасно,

Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр.)

6. Конкурс "Лесные мудрецы"

" Загадки о туризме и туристах ;

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идёшь со мной-

Я повисну за спиной. (рюкзак)

Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить

Чай душистый кипятить. (котелок) (ст. гр.)

И от ветра и от зноя

От дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко!

Что это? (палатка) (под. гр.)

" О лекарственных растениях;

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Только тронь - отдернешь ладонь

Обжигает трава, как огонь (крапива)

Это прозвище не даром у красивого цветка

Капля сочного нектара и душиста и сладка

От простуды излечиться вам поможет… (медуница) (под. гр.)

" О грибах;

На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие (лисички)

С шапочкой красной знаться опасно,

Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор) (ст. гр)

Стоит Лукашка - белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета (белый гриб)

Медуница

Подорожник

Белый гриб

Награждается

Присуждается

"Лучший следопыт турслёта "

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Острый глаз"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Конструктор костра"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Юный мудрец"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Самый быстрый"

Киренск 2012

Награждается

Присуждается

"Маленький лекарь"

Киренск 2012

Литература

1. "Туризм и спортивное ориентирование" Л. А. Вяткин г. Москва 2001

2. "Под парусом лето плывет по земле" Л. А. Пенькова

3. "Физическая культура дошкольникам " Л. Д. Глазырина

4. "Занимательная физкультура для дошколят " К. К. Утробина

5. Газета "Детский сад" № 36 - 9 - 2004 г. "Маленькие туристы ".

6. "Туристические прогулки в д/с " Н. И. Бочарова

7. "Как обеспечить безопасность дошкольников " К. Ю. Белая

Наша школьная жизнь с самого начала учебного активна и стремительна!

Традиционно на второй неделе сентября вся Гимназия собирается в такие уже родные и любимые "Подосинки", ведь именно там проходит гимназический туристический слёт!

В этом году на турслет ходили ребята с шестого по одиннадцатый класс.

Целую неделю в школе царила настоящая туристическая атмосфера! Ведь спустя целых два года, мы, наконец, отправились на слет! Сборы на поляну начались задолго до самого турслёта: ребята решали, кто будет командиром отряда, кто будет отвечать за быт, а кто - готовить на всю группу.

И вот в субботу все ребята смогли почувствовать себя, хоть и на один день, настоящими туристами! По прибытии на поляну слёта, надо было выбрать место для лагеря, самим поставить палатки и развести костёр, приготовить обед, а потом и ужин, да еще и оформить свою стоянку!

Со всем этим ребята справились самостоятельно: у старших уже есть небольшой опыт в обустройстве лагеря, а младшим ребятам помогали и объясняли все туристические нюансы учителя, выпускники и, конечно, родители.


Организаторы слёта подготовили интересную и увлекательную полосу препятствий для всех команд. Надо было и тент правильно натянуть, и самим управлять байдаркой (по чутким руководством преподавателя географии), и с ветерком прокатиться по канату на землю, и пройтись по бревну и много всего другого интересного. На каждом этапе ребятам помогали и страховали учителя Гимназии и выпускники.

Наши гимназисты справились с полосой на отлично! Везде слышался смех, счастливый визг (особенно, когда девочки спускались на землю по веревке), подбадривание учителей и друзей, поддержка и взаимопонимание.

Все-таки ничто так не сближает всех гимназистов, как общее дело!


Команда девятых, десятых и одиннадцатых классов проходили полосу препятствий уже на время. В конце слёта организаторы подвели итоги и определили победителя: одиннадцатые классы одержали уверенную победу и забрали с собой в школу кубок туристического слёта - 2017.

Туристический слёт - это давняя традиция Гимназии, которой уже много-много лет. И прежде всего она направлена на развитие умения работать в команде, на сплочение классных коллективов, на формирование вечных ценностей человеческого общения: уверенность в товарище, радость за общий успех, умение приходить на помощь.


До сих пор выпускники всех лет с теплотой вспоминают, как они ходили в "Подосинки". Мы уверены, что каждый запомнит турслет-2017 и сохранит самые лучшие впечатления!

Мы выражаем огромную благодарность всем учителям, которые помогли организовать слёт, классным руководителям, выпускникам и, конечно же, родителям за невероятную поддержу и помощь!

Как правило, проведение школьного туристического слета ложится на плечи учителя физкультуры. Редко где в школе найдется костяк учителей-единомышленников, способных составить мощную команду по подготовке туристических состязаний между классами. А ведь одному педагогу без помощи коллег провести такое мероприятие просто не под силу. Как привлечь учителей-предметников на свою сторону? Как сделать туристический слет большим общешкольным мероприятием? Одним из путей решения проблемы является работа в рамках большого междисциплинарного проекта, в который может быть вовлечено несколько учителей-предметников.

Мир вокруг нас

Программу школьного туристического слета обычно составляют: прохождение контрольно-туристического маршрута (КТМ), соревнования по ориентированию, туристическая полоса препятствий, соревнования по технике туризма, различные викторины и конкурсы. А можно ли все это объединить? Можно.
Лучше всего взять за основу контрольно-туристический маршрут. При его прохождении (в зависимости от планирования) учащимся предстоит продемонстрировать определенные технические навыки, а также навыки ориентирования на местности. Содержание заданий, которые будут предложены детям на контрольных пунктах (КП), будете определять целиком вы. Это могут быть специализированные туристические задания (установка палатки, разжигание костра, укладка рюкзака и т.п.), а могут быть задания из разных предметных областей. И тут нам никак не обойтись без учителей-предметников: именно они должны все подготовить, учитывая возраст учеников, а затем оценить выполнение.
Свой междисциплинарный проект мы назвали «Мир вокруг нас». В процессе туристического путешествия дети знакомятся с природой, которая их окружает, в частности с лесом. Для многих маленьких горожан это совершенно иной, порой даже незнакомый для них мир. Как хорошо, что школьный туристический слет помогает детям с разных сторон лучше рассмотреть его!

Подготовка маршрута

Прежде всего, нужно определить место и сроки проведения туристического слета. При выборе места важно иметь карту, лучше всего – для спортивного ориентирования.
Затем нужно разработать сам маршрут. При проведении слета с учащимися разных возрастов важно предусмотреть, чтобы длина и сложность путешествия варьировались в зависимости от возраста. Для учащихся 5–6-х классов протяженность КТМ должна составлять 4–5 км, для 7–8-х – 5–6 км, для 9–11-х классов – 6–8 км. При этом маршрут должен пролегать таким образом, чтобы учащиеся по ходу движения могли применить навыки техники туризма (если они уже владеют ими): преодолеть овраг, водную преграду, пройти по бревну и т.п.
Желательно, чтобы место старта и финиша у всех классов было одним и тем же, а сами маршруты – разными. Это не позволит командам идти друг у друга «на хвосте». Маршруты классов могут расходиться и снова сходиться в зависимости от количества КП.

А судьи кто?

Количество КП напрямую зависит от количества судей. При планировании маршрута нужно учесть и этот момент. К сожалению, вовлечь всех учителей школы в судейство, скорее всего, не получится. В таком случае можно воспользоваться помощью старшеклассников – не обязательно туристов. Тогда судья-старшеклассник заранее согласует задание на КП с учителем-предметником.
В любом случае переходить к следующему этапу подготовки можно будет лишь в тот момент, когда точно будет известно, на скольких судей вы можете рассчитывать.

Проект Положения о соревнованиях

Не удивляйтесь тому, что составление Положения не стало первым этапом подготовки. А ведь именно с этого рекомендуется начинать проведение любого туристического слета. Если не определить район, сроки проведения и людей, с которыми вы будете сотрудничать, никакое Положение работать не будет.
Вот примерный вариант Положения о школьном туристическом слете:

Цель: прививать учащимся основные навыки пешеходного туризма.

Задачи:

1) приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни;
2) воспитывать любовь к природе;
3) изучать и закреплять основные навыки пешеходного туризма и ориентирования на местности;
4) выявлять сильнейших туристов школы.

Состав участников: к участию в туристическом слете допускаются учащиеся 5–11-х классов, не имеющие противопоказаний врача и получившие соответствующее разрешение от родителей.

Время проведения: «__» ________ 200__ года.

Место проведения: ________________ (место старта – _________________, место финиша – _________________).

Программа соревнований

Соревнования включают в себя прохождение контрольно-туристического маршрута с выполнением заданий, подготовленных учителями-предметниками в рамках междисциплинарного проекта «Мир вокруг нас».
Каждая команда (класс) проходит туристический маршрут через обозначенные на карте контрольные пункты (КП). На каждом КП детям предлагается выполнить дополнительное задание. С заданиями и критериями их оценивания учащиеся знакомятся на уроках накануне слета. На каждом КП судья фиксирует правильность выполнения задания и ставит отметку каждому участнику команды.
По прибытии на поляну слета команды должны будут составить эссе по тематике междисциплинарного проекта. С темами и критериями оценивания учащиеся также знакомятся заранее.
По мере прохождения маршрута команды должна собирать мусор. Количество собранного мусора также оценивается судьями (максимум 3 балла).

Судьи-контролеры на дистанции также осуществляют контроль за поведением учащихся в лесу и вправе как начислить, так и снять определенное количество баллов по этому показателю. С критериями начисления баллов учащиеся знакомятся непосредственно перед стартом.
Фиксируется также время, затраченное командой на преодоление маршрута. Разница в длине маршрута составляет фору между классами.
В зависимости от времени, затраченного на прохождение маршрута, баллы начисляются таким образом:

Количество баллов

Дескриптор

Маршрут не пройден

На прохождение маршрута затрачено более 3 ч

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 45 мин. до 3 ч

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 30 мин. до 2 ч 45 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч 15 мин. до 2 ч 30 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 2 ч до 2 ч 15 мин.

На прохождение маршрута затрачено от 1 ч 45 мин. до 2 ч

На прохождение маршрута затрачено менее 1 ч 45 мин.

Определение победителей

Победитель в туристическом слете определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой по всем показателям (средний балл класса при выполнении заданий (отношение суммы всех полученных отметок к количеству заданий и к количеству учеников) – от 0 до 7):

1) время прохождения маршрута – от 0 до 7 баллов;
2) написание рассказа или эссе – от 0 до 7 баллов;
3) сбор мусора – от 0 до 3 баллов;
4) поведение на маршруте – от –3 до 3 баллов.

При равном количестве баллов у двух и более команд преимущество получает та из них, которая преодолела контрольно-туристический маршрут быстрее.
Судейская коллегия также вправе лишить команду занятого места в соревновании при грубейшем нарушении правил туристической стоянки (оставление мусора, небрежное отношение к природе, к соперникам, а также неправильная организация обеда).

Награждение

Команды, занявшие первое, второе и третье места, награждаются кубками, грамотами и памятными призами.
Судейская коллегия вправе наградить призами отдельных туристов и даже целые классы, которые, по их мнению, особенно отличились во время соревнований.

Судейство соревнований

Судейство осуществляется силами учителей-предметников школы и наиболее подготовленных учащихся 11-го класса, имеющих соответствующий туристический опыт и подготовку. Главный судья – _________________________.

Организация соревнований

Организация и проведение соревнований возлагаются на учителей физической культуры __________________________________. Общий контроль за соблюдением данного Положения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе _____________________.

Подготовка заданий

На этом этапе учителя знакомят детей с заданиями, которые будут предложены им на туристическом слете, а также с принципами оценивания. Предлагаемые задания должны ограничиваться рамками единой темы, соответствовать возрасту детей и иметь четкую инструкцию по оцениванию, чтобы достичь в этом полной объективности. А заблаговременное знание материала позволит детям и классным руководителям заранее подготовиться к слету.
К тому же отметки, полученные учениками, будут выставлены в школьный журнал. А это уже означает, что турслет – не просто занятное мероприятие, а серьезный учебный проект, в рамках которого ученики получат оценки сразу по нескольким предметам.

Задания по предметам

География. Определение сторон горизонта, азимута, магнитного склонения.

Биология. Съедобные и несъедобные грибы, лекарственные растения. Красная книга.

Математика. Вычисление пройденного расстояния, расстояния до недоступной точки.

Рисование. Изготовление постера, плаката на заданную тему.

Музыка. Исполнение туристической, бардовской песни.

Физкультура. Преодоление туристического маршрута. Техника преодоления оврага спортивным способом.

Русская словесность. Написание рассказа, эссе по заявленной теме.

Оценивание

Использование критериального оценивания на туристическом слете позволяет увидеть полную и объективную картину соревнований. Важно, что ученики заранее знают, за что и как они будут получать оценки. Таким образом, задания и принципы оценивания их выполнения на КП не являются для них сюрпризом.

Примеры заданий

География. Контрольный пункт «Кладоискатели»

– Ребята, вам предлагается стать кладоискателями. Нужно отыскать клад. Но сделать это смогут только те, кто хорошо умеет определять азимут.
Вы должны пройти путь, состоящий из отдельных отрезков. В конце каждого отрезка пути необходимо использовать какой-нибудь хорошо заметный ориентир, например большую старую березу или большой пень. В траве скрывается колышек с завязанной на нем ленточкой. От этой точки вам предстоит двигаться по азимуту до следующего ориентира. В конце маршрута вы тоже найдете ориентир, и если под ним покопать, то можно найти клад – старинную персидскую монету.
И последнее: на каждом участке пути должен быть свой главный штурман, который принимает окончательное решение о дальнейших действиях.

Отрезок

Азимут

Расстояние

Критерии оценивания выполнения заданий на контрольном пункте «Кладоискатели»

Критерии оценивания выполнения заданий по физической культуре

Критерий А – физическая подготовка (максимум 7 баллов)

Уровень

Дескриптор

Учащийся совершенно не справился с маршрутом

Учащийся справляется с маршрутом только благодаря помощи других

Учащийся справляется с маршрутом с огромным трудом и с большим неудовольствием

Учащийся справляется с маршрутом, постоянно испытывая при этом затруднения

Учащийся справляется с маршрутом, проявив определенные волевые усилия

Учащийся легко справляется с маршрутом

Учащийся легко справляется с маршрутом, при этом оказывает помощь другим

Примечание: выполнение заданий по критерию А оценивают сопровождающие класс взрослые и судьи-наблюдатели, проводя таким образом стандартизацию.

Критерий Б – техника преодоления препятствия (максимум 7 баллов)

Уровень

Дескриптор

Учащийся не достиг ни одного из уровней, описанных ниже

Учащийся демонстрирует неправильную технику

Учащийся допускает большое количество технических ошибок

Учащийся демонстрирует правильную технику, но иногда совершает ошибки

Учащийся демонстрирует правильную технику, но выполняет упражнение в невысоком темпе

Учащийся демонстрирует отличную технику, выполняет упражнение в высоком темпе

Учащийся выполняет упражнение безупречно, в высоком темпе, оказывает помощь партнерам по команде

Примечание: оценку по критерию Б выставляет судья на контрольном пункте при выполнении технического задания «Преодоление оврага». В проведении стандартизации участвует ассистент.

Уроки отменяются!

Проведение туристического слета как междисциплинарного проекта позволяет провести его в течение учебного дня, так как в мероприятии задействованы большинство учителей-предметников и классные руководители. Можно провести слет и в выходной день, но тогда процент участвующих детей значительно меньше. Уроков в этот день в школе нет, и это воспринимается детьми как праздник, однако во время проведения турслета ребята продолжают учиться и даже получают за это отметки.

Судьи выезжают на место туристического слета заблаговременно – или накануне вечером (с ночевкой), или рано утром. Команды приезжают к месту старта вместе с классными руководителями (возможно даже с родителями) утром в установленное время.

Маршрутный лист

На старте главный судья еще раз знакомит участников с программой соревнований, после чего каждая команда (класс) получает карту с обозначенными на ней КП, а также маршрутный лист, который судьи будут заполнять на протяжении всего времени слета.

Маршрутный лист ______ класса

Время старта___________ Время финиша___________ Результат ________

Фамилия, имя / Критерии оценивания

Сумма

Средний балл

Передвижение по маршруту

Важным этапом является передвижение детей по маршруту от одного КП к другому. Во время передвижения можно предложить детям выполнить какое-либо задание – например, они должны убрать мусор в специальный мешок. Результат труда судьи оценят на финише, и это будет учтено при определении победителя.
Кроме того, можно назначить специальных судей-наблюдателей (лучше всего – из числа старшеклассников), которые будут со стороны следить за соблюдением дисциплины (поведение, взаимовыручка и т.д.). Судьи-наблюдатели также начисляют или снимают баллы в ходе продвижения по маршруту.

Фактор времени

Часто приходится видеть, как турслет превращается в беговые соревнования с использованием навыков ориентирования. Победителя часто определяют по затраченному на прохождение маршрута времени. Зачастую это так давит на учеников и их классных руководителей, что они думают только о том, чтобы пробежать всю дистанцию, и не имеет значения, доставляет это удовольствие или нет.
Мы же предлагаем дать ребятам возможность контролировать время, но не стремиться достичь максимально возможного результата. Для получения зачетных баллов нужно лишь укладываться в отведенные временные рамки (см. проект Положения). Время прохождения маршрута стоит учитывать лишь в том случае, если две или более команд наберут равное количество баллов, что бывает очень редко.

Поляна слета

Не следует забывать, что туристический слет – это не только спортивное, но и воспитательное мероприятие. Поэтому по прибытии на финиш (поляну слета) классы должны позаботиться о том, как организовать отдых и питание, при этом лес после себя нужно оставить чистым.
Есть множество способов занять себя на поляне слета: игры, конкурсы, викторины, сценки и т.п. Можно также предложить детям еще несколько заданий в рамках междисциплинарного проекта.

Эссе

Мы предлагаем младшим школьникам на поляне слета сочинить небольшой рассказ, а старшеклассникам – написать небольшое эссе по теме проекта, например:

– Как я ориентируюсь в окружающем мире?
– Как я воздействую на окружающий мир?
– Как мир влияет на меня?
– Что я знаю об окружающем мире?
– Каким я оставляю мир после себя?

Рефлексия

Работы детей можно потом вывесить в школе вместе с фотогазетами о прошедшем турслете. Еще лучше провести небольшую презентацию детских работ после возвращения в школу или в другое время.

Преимущества проекта

Проведение такого большого междисциплинарного проекта позволяет:

– вовлечь в туристический слет большое количество педагогов. Учителя, не задействованные в судействе, могут принять участие в соревнованиях отдельной командой;
– показать целостность мира и взаимосвязь школьных предметов в различных аспектах;
– дать детям возможность серьезно изучить школьную программу для подготовки к слету;
– вовлечь как можно больше учеников в данное мероприятие;
– использовать критериальное оценивание не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях , вместе поют под гитару у костра. Туристские слеты проводили всякий раз в новом месте, и для большинства участников каждый новый поход становился открытием еще не исследованного уголка природы.
Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
Второй туристский слет состоялся на озере Джека Лондона - в крае романтики, которому первые геологи отдали свою любовь. В этих соревнованиях в сопровождении беспрерывного дождя и туч комаров победили ягоднинские спортсмены.
Самая южная часть Магаданской области, полуостров Кони, стал местом проведения третьего слета. Гористый, изрезанный глубокими распадками, заросший стлаником, он приветливо встретил пришельцев. Слет запомнился огромным костром с мириадами рассыпающихся искр, задушевными песнями.
Четвертый слет проходил у подножия горы, которая в ясные дни видна из Сусумана. Туманный Морджот был благосклонен к ягоднинским спортсменам.
В 1961 г. туристский флаг вновь взвился над озером Джека Лондона, которое, словно искупая вину за прошлое не гостеприимство, предстало перед взорами участников в ярких лучах солнца.
В буквальном смысле обрушился снег на голову участников шестого областного слета 1 августа 1962 г. в окрестностях курорта “Талая”. Все вдруг накрылось сплошным белым покрывалом, а на следующий день появилось солнце и всю неделю согревало туристов. В соревнованиях участвовало 150 человек, приз за командную победу увезли тенькинцы.
В следующем году туристы состязались в мастерстве на одном из истоков Колымы - реке Кулу. Победу в соревнованиях одержала команда “Авангард” из Магадана .
С трех сторон по долинам и сопкам через реки, болота, перевалы сходились туристские группы к пос. Мадаун. Здесь, в долине речки Магадавен, состоялся восьмой слет, в котором соревновались 115 человек. И на этот раз погода не баловала участников. Победу завоевала команда института “Дальстройпроект”.
В 1965 г. туристов области снова позвали красоты озера Джека Лондона . Слеты вошли в традицию, они стали проверкой готовности туристов к походам. Это была прекрасная форма обмена опытом. От организаторов требовалась немалая выдумка, большая фантазия.

На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход - и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей , первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” - окрестностей озера Джека Лондона . Многие годы водил в походы школьников. Неоднократно и во время слетов (одиннадцатый вновь состоялся на берегах замечательного озера) Демант водил многочисленные группы на самую высокую вершину области.
В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды - для четырнадцатого и шестнадцатого слетов - выбирались Мотыклейские