Extruded скользящая поверхность. Как выбрать классические лыжи

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
* очень гладкая, блестящая, как бы полированная
* оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
* оксидированная, сухая в результате хранения слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:


Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемостью снега и содержанием свободной воды в снеге.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ До того, как воспользоваться новыми лыжами, следует проверить, чтобы у лыж не было фабричных дефектов. Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем, либо вручную, с использованием наждачной шкурки на тканевой основе. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ВРУЧНУЮ Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами.
К фабричным дефектам можно, например, отнести нервности скользящего покрытия, которые в дальнейшем трудно будет исправить циклом, различная толщина и, соответственно, жесткость лыж и др.

Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка наподобие Swix (Т401).Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм и 3,0 мм). Инструмент проводится от носка к пятке лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка наподобие Swix Т79. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (Т265) для "скругления" острых кромок бороздок.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперек рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создает на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. В общем, более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

В общем, структуры, созданные шлифовальной машиной, определяются как "кусочно-линейные".
Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в из горнолыжного где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов. При шлифовке на машине снимается одинаковое количество материала и с металлических кантов, и с пластика поверхности.
Возможности применения шлифовки наждачным камнем в промышленных масштабах привели к тому, что производители гоночных лыж стали использовать шлифовку камнем для доводки скользящей поверхности производимых лыж. На сегодняшний день все западные фабрики -производители «равнинных» лыж - используют шлифовку камнем не только для элитных лыж, нс и для прогулочных - такова конкуренция. Кроме того, все мало-мальски серьезные магазины или пункты проката стали обзаводиться машинами для каменной шлифовки. Машины последнего поколения уже приспособлены для более «нежной» работы с гоночными лыжами. Таким образом, шлифовка наждачным камнем стала неотъемлемой частью индустрии гоночных лыж.

Что же представляет собой этот метод?
Схематично машина состоит из вращающегося наждачного камня большого диаметра, на который лыжа подается с равномерной скоростью расположенным сверху наждачного камня подпружиненным резиновым роликом. Наждачный камень вращается навстречу движению лыжи и снимает определенный слой пластика скользящей поверхности под струями охлаждающей и связывающей пыль волы.

На наждачном камне нанесены бороздки, которые при шлифовке переносятся на скользящую поверхность лыжи и образуют те или иные «структуры».
Наждачный камень высокого качества состоит из специальных острых минеральных кристаллов. При работе кристаллы выхолащиваются, и рисунок на камне время от времени должен освежаться. Рисунок на камне наносится алмазным резцом, равномерно двигающимся вдоль образующей цилиндрического камня. Скорость вращения камня и скорость подачи резца определяют параметры получаемого рисунка.
Когда резец движется медленно, на камне образуется мелкий рисунок, который наносит на лыжу мелкую структуру, более подходящую на новый мелкозернистый снег. Чем быстрее двигается резец, тем крупнее будет рисунок на камне и соответственно структура на лыже. Такая структура больше подойдет на грубый, мокрый, старый снег и лед. При движении алмазного резца в обе стороны вдоль поверхности шлифовального камня при нанесении на камень рисунка можно достичь решетчатой структуры на лыже. Если резец будет наносить рисунок лишь при движении в одну сторону, создадутся линейные структуры.

Раньше фабрики завершали цикл производства гоночных лыж шлифовкой наждачной лентой-«шкуркой» в виде замкнутых лент. Этот метод очень хорошо выравнивал поверхность вдоль лыжи, но поверхность оставалась неровной в поперечнике. Шлифовка лентой оставляла также очень много ворса на скользящей поверхности лыжи, поэтому скользящая поверхность требовала большой доводки.

Бесспорными преимуществами шлифовки камнем являются очень малое количество ворса и ровная скользящая поверхность в поперечнике лыжи. К недостаткам метода относятся: вероятность пережога пластика скользящей поверхности, «волна» на скользящей поверхности, «не та» структура.
На сегодня шлифовка наждачной лентой в производстве лыж является подготовительной операцией перед шлифовкой камнем.
Структура на лыжу наносится за несколько проходов. Если наждачный камень вращается слишком быстро или на подающий ролик оказывается слишком высокая вертикальная нагрузка, то пластик скользящей поверхности может быть «пережжен». Этого, правда, невооруженным глазом не увидишь, но можно определить по быстрому побелению скользящей поверхности лыжи в области пятки ботинка на сухом или «агрессивном» снегу или по тому, что при приплавлении парафинов на лыже остаются «сухие» пятна. Такую лыжу нужно циклевать или опять шлифовать. Качество каменной шлифовки зависит в большой степени от знаний и умений человека, производящего эту работу.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень широко, хотя предмет изучен еще достаточно слабо. Дело в том, что воспроизвести ту или иную «победную» структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, и меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец тупится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д., и т.п. Например, норвежский олимпийский комитет выделил 300.000 $ на исследование структур и создание лазерного сканера с компьютерным обеспечением, с помощью которого можно будет снимать «слепок» структуры скользящей поверхности. В шутку норвежцы говорят, что, установив его под лыжней, можно будет скопировать структуры, например, у всех стартующих в той или иной гонке Кубка мира.
Лыжники массового спорта готовы платить 40-70 $ за каменную шлифовку, что создает в мире ощутимый рынок таких услуг с оборотом примерно в 25 миллионов долларов в год.

В России машины для каменной шлифовки лыж есть только на некоторых фабриках. К сожалению, весьма в плачевном состоянии. Со временем услуга по каменной шлифовке горных и гоночных лыж появится и в России. Российскому пионеру шлифовки камнем предстоит инвестировать как минимум 10.000 $ в подержанную машину (с проведенным предпродажным сервисом и заменой всех изношенных деталей) или 15-20.000 - в новую.
На наш взгляд, шлифовка камнем скользящей поверхности гоночных лыж не является панацеей при решении проблемы скольжения. Лыжи, правильно подобранные по жесткости и распределению веса гонщика по лыже (профилю весового прогиба), - вот залог успеха. Если лыжа не скользила до шлифовки. Шанс, что она начнет работать после шлифовки, очень мал. Притом, что большинство отечественных лыжников имеет в своем арсенале лишь по 1-2 пары «боевых» лыж, хорошая стальная цикля, риллер-накатка, комплект хороших щеток и пара умелых рук являются неплохой альтернативой каменной шлифовке.

После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остается мало или не остается совсем. Для того чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог оплавиться при шлифовке.

СНЯТИЕ ВОРСА
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истертого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Наилучшие результаты дает фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния, например, фибертекс Swix Т265. Для снятия ворса движения фибертексовой губки могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом, пройдите поверхность бронзовой щеткой Swix Т158 несколько раз. Можно даже пройти щеткой и фибертексом несколько раз от пятки к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом Т266, который содержит более мягкий абразив.
Другой - очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок Т89. Легкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом Т265 удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Скольжение молено улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

Сегодня поверхность беговых лыж делают из полиэтилена с высокой молекулярной массой (HPPE). Это вещество синтезируется искусственно и используется в местах, где нужно достичь небольшого трения и высокой стойкости к изнашиванию. Среди спортсменов этот материал носит название P-Tex.

Процесс изготовления материала следующий: под мощным прессом сдавливаются мельчайшие частицы полиэтилена. В результате такой обработки образуется кристаллическая решётка, которая содержит аморфные зоны. Данное пространство заполняется полимерами пониженной плотности или же специальными растворами. Материал HPPE сам по себе не может поглощать лыжную смазку. Однако при высокой температуре аморфные зоны заполняются и мазью и удерживают её там. В 90% случаев температуры утюга в 110°С достаточно для впитывания. Второй способ заключается в использовании специальных термо-камер, в которых происходит длительное воздействие при более низкой температуре.

С точки зрения физики подобный процесс может повлиять на плотность поверхности и придать ей нужную жесткость в зависимости от характеристик снежных кристаллов. Если же посмотреть на это воздействие со стороны химии, то смазка влияет на водоотталкивающие свойства материала за счёт изменения силы натяжения поверхности. При этом уменьшается сила трения. А дополнительные компоненты, которые входят в состав мази, обеспечивают отличное скольжение.

После впитывания мази, материал удерживает её достаточно долго. Однако помните, что повреждённая поверхность теряет эти свойства. Часто бывает так, что новички не замечают таких повреждений.

Это случается в следующих случаях:

  • Сильно нагретый утюг может расплавить поверхность и перекрыть мази доступ к аморфным зонам.
  • В случае продолжительного контакта поверхности с открытым воздухом она начинает грубеть и это ухудшает способность к абсорбции.
  • Грязь также может негативно воздействовать как на скольжение, так и на аморфные зоны.

Правильный уход за поверхностью скольжения.

Главное правило, которого должен придерживаться новичок при уходе за лыжами - «не сделай хуже». Скользящие свойства поверхности лыжи ухудшаются под воздействием воздуха. разработаны для того, чтобы помешать этому процессу. Но при некорректном использовании смазки можно полностью испортить поверхность. Очень важно не превышать температурные показатели, которые рекомендуют производители. Так, в случае контакта поверхности с утюгом, разогретым до 135°С, структура HPPE начинает плавится. Этот процесс носит название «ожог». Физически на поверхности образуются уплотнения, которые впоследствии не пропускают мазь внутрь. Но уже при 70°С нужно вести себя очень аккуратно. При этой температуре клей, которым склеены части лыж, меняет свои свойства и при неосторожном обращении можно деформировать ту или иную деталь. Поэтому если у вас нет опыта в этом деле, то его нужно компенсировать предельной концентрацией.

Самая эффективная мера предосторожности - внимательное изучение инструкции мази и постоянное отслеживание температурного режима . Движения утюга следует производить плавно - от носка к пятке. Обычно, нескольких проходов хватает для нормального нанесения мази. Если же по той или иной причине необходимы дополнительные приготовления лыж с помощью нагретого утюга, то нужно выждать некоторое - чтобы поверхность остыла до комнатной температуры.

Эффект насыщения.

Для того, чтобы смазка хорошо держалась на поверхности необходимо добиться эффекта насыщения. Так говорят о моменте, когда поверхность в достаточной мере насытиться парафином. Некоторые считают, что для достижения такого эффекта самой эффективной методикой будет повторение процедуры смазки несколько раз. Однако на самом деле это не более, чем распространённое ошибочное убеждение. Оно идёт ещё с тех времён, когда структуру поверхности формировали с помощью шлифовального камня, когда действительно нужно было проводить многократную доводку. Только тут речь шла о механической обработке для удаления неровностей и заусениц, которые могут оставаться после шлифования камнем. Современные технологии уже не оставляют таких неровностей. И в итоге для насыщения скользящей поверхности достаточно пяти слоёв специального парафина, который даже при невысокой температуре проникает в структуру P-Tex.

Кондиционирование.

Поверхности достаточно легко входит в поверхность пластика. Но не стоит забывать, что и обратный процесс происходит с такой же легкостью. Для того, чтобы смазка нормально держалась, используют твердый парафин, который смешивается с мягким и обеспечивает итоговую стойкость конструкции.

Скользящая поверхность.

Через некоторое время, слой парафина внутри скользящей поверхности уменьшается. Но, не смотря на это, происходит постоянная подпитка за счёт того, что более глубокие слои пластика «отдают» парафин наружу. Но если не производить дополнительное смазывание перед катанием, то постепенно смазки не будет вообще. Если постоянно пользоваться одним и тем же типом мази, то устойчивость парафина будет заметно ухудшаться со временем (особенно, если применять исключительно мягкие смазки). Для катания при холодных погодных условиях используются твёрдые смазки. Но на длительном промежутке такой погоды необходимо иногда проводить горячую чистку и насыщение поверхности мягким парафином с последующим кондиционирование по описанному выше сценарию. Не забудьте сразу же после такой чистки снять остатки парафина, пока он не затвердел. Можно также воспользоваться специальным растворителем для парафинов скольжения (не перепутайте со смывкой мазей держания).

Термокамеры.

Хитрое устройство под названием термокамера предназначено для впитывания парафина при небольшой температуре нагрева. Это достигается за счёт длительности процесса - в камере поддерживается стабильный температурный режим, и недостаток тепла компенсируется боле долгим временем процедуры. Такие устройства идеально подходят для случаев, когда перегревать лыжи категорически противопоказано. Однако нужно чётко определить время впитывания - чрезмерная абсорбция может помешать кондиционированию и негативно повлиять на общее качество смазки.

Борьба с повреждениями.

Во время использования скользящая поверхность изнашивается. Это неизбежный процесс. И если вы видите несколько минимальных царапин, то не стоит по этому поводу бежать в мастерскую - такие незначительные повреждения не испортят вам процесс катания.
Иногда на лыже можно увидеть окислённое пятно. Этот участок отличается от остальной поверхности белёсым налётом. Такие симптомы наблюдаются после тяжелых трасс со льдом. Это бывает из-за того, что мягкая структура поверхности изнашивается, и в некоторых местах остаются исключительно жесткие волокна. В таком случае достаточно провести грамотное циклевание и смазку.

Более серьёзные симптомы повреждений внутренней структуры проявляются при тёмной парафиновой стружке в момент снятия мази. Это говорит о разрушении скользящей поверхности и выходе наполнителя, который и окрашивает стружку в тёмный цвет. Причинами могут быть как чрезмерное нагревание поверхности, так и долгое пребывание несмазанной лыжи на открытом воздухе. Тут может помочь нанесение новой структуры на специальном станке.

Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.

К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.

При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.

Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.

Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» - система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».

В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега - от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.

По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.

Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.

Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый - это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов - ручных накаток.
Второй путь - нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках, получивших обиходное название «штайншлифт», что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».

Структура, нанесенная с помощью ручных накаток, держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности - полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) - это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.

Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах). Основные преимущества этого процесса таковы:

Нанесенная структура удерживается в течение довольно длительного времени. Даже амбициозные гонщики прибегают к этой процедуре не более двух раз за сезон, а гонщику-любителю достаточно обработать свои лыжи перед началом нового сезона.

Станок-штайншлифт воспроизводит структуру практически с идеальной точностью. То есть, если та или иная структура хорошо себя зарекомендовала в наиболее характерных для данного региона условиях, ее можно воспроизвести при каждой последующей обработке.

Программное обеспечение станка способно обеспечить нанесение большого количества различных по типу и по параметрам структур, что позволяет подобрать оптимальный вариант структуры практически для любых погодных условий и состояния снега.
Станок-штайншлифт не просто наносит ту или иную структуру на скользящую поверхность. С его помощью можно полностью удалить следы предыдущих структур, а также идеально выровнять скользящую поверхность, сделав ее перед нанесением новой структуры абсолютно плоской (без «завалов» в ту или иную сторону, что характерно при износе лыж, особенно коньковых).

Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.

Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.

Нанесение структуры машинным способом - это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж - вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.

При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.

Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.

Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей, а потом фибертексом. Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом - на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.

Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

Структура скользящей поверхности.
Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:

· очень гладкая, блестящая, как бы полированная

· оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением

· оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:

1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;

2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;

3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.

Структура, нанесенная вручную.
Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
"Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как "парафин", "ускоритель" и "структура".
Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
Начнём с того, что по "правилам" лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы "засохшей", покрытой каким-то белым "налётом". На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой "налёт" - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.
А теперь подробнее.

Речь в этой статье пойдет о лыжной базе. Но не о той, где собираются любители лыжного спорта до и после катания (а иногда и вместо катания), а о базе самой лыжи - ее скользящей поверхности.

Перед написанием этой статьи я попытался получить данные о базах разных производителей. Но кроме коммерческого названия никакой дополнительной информации найти не удалось. Видимо, это секрет. Поэтому я решил рассказать об этой теме, абстрагируясь от конкретных моделей лыж. В общих чертах, так сказать.

Все мы хотя бы раз в жизни видели лыжи. Некоторые из нас видят их очень часто. Но мало кто задумывается, почему же все-таки едут лыжи. И шутливый ответ: «По снегу!» - не раскрывает сути вопроса.

Для начала давайте рассмотрим тот самый шутливый ответ. Действительно, лыжи едут по снегу. Но снег ведь тоже бывает разный: сухой, влажный, старый, новый, порошкообразный, подмерзший и еще много какой. Соответственно, существуют разные типы скольжения. Всего их можно поделить на два вида - сухое и влажное скольжение.

Оптимальной температурой снега для скольжения лыжи является температура - 3 градуса Цельсия. Почему? Потому что при такой температуре тончайшая водяная пленка, на которой скользит лыжа, имеет оптимальные свойства, главное из которых - ее толщина. В идеале она должна составлять всего одну молекулу. Пленка образуется в результате трения поверхности лыжи о снег и плавления кристаллов снега.

При температуре снега ниже -3 градусов начинает преобладать сухое трение. Оно сопровождается накоплением статического электричества, которое притягивает лыжу к снегу.

При температуре выше -3 градусов образуются излишки воды. Это тоже препятствует хорошему скольжению вследствие капиллярного притяжения между водой на поверхности снега и лыжей.

Теперь, когда мы знаем о свойствах скольжения и его недостатках, разберемся, как борются изготовители лыж с данными трудностями.

Какими бы не были лыжи, для всех них скользящая поверхность изготавливается из пластика (полиэтилена) с добавлением графита (именно он придает базе черный цвет, содержание его в пластике колеблется от 10% до 3%), а так же фторуглеродов и разных специфических добавок. Чем больше графита, тем дороже лыжи и выше их класс. Бывают лыжи и с белой (прозрачной) базой. Такие базы совсем не содержат графит и, как правило, недороги. Зачем нужен графит? Во-первых, он снижает накопление электростатического заряда, что способствует улучшению сухого скольжения. Во-вторых, графит отлично проводит тепло. Это значит, что при высоких температурах он отводит образующееся при трении тепло от скользящей поверхности внутрь лыжи, препятствуя тем самым излишнему образованию воды при влажном скольжении. Как правило, большое содержание графита (от 8% до 10%) имеют так называемые «теплые» лыжи, так как капиллярное притяжение воды - более сильный фактор, снижающий скольжение, нежели статическое электричество. В универсальных базах графита от 7% до 0%, в «холодных» - около 4%.

Также существует два способа производства пластика для лыж: спекание (sintering) и экструзия (extrusion). Первым методом изготавливаются гоночные высококлассные лыжи. Вторым - соответственно лыжи среднего и низкого классов. Рассмотрим оба вида производства.

Спекание - это процесс полимеризации полиэтилена, графита и добавок - в кристаллическую структуру при высокой температуре и давлении. В результате спекания в кристаллической структуре остаются пространства, заполненные аморфным полиэтиленом и частичками графита. Температура плавления парафина и аморфного полиэтилена очень близки, поэтому база имеет свойство впитывать смазку. Большое количество смазки позволяет лыже дольше сохранять свойства скольжения, что требуется спортсменам-профессионалам. Смазка нужна для того, чтобы приспособить базу к конкретным снежным условиям, для выдачи наибольшей производительности, если можно так сказать.

Экструзия - это продавливание расплавленной полиэтиленовой массы через профилирующее отверстие. База получается гладкой, почти не имеющей пор. Она не способна впитать большое количество смазки. Зато такой способ изготовления значительно дешевле, что позволяет делать массовые модели лыж.

Спеченный и экструдированный пластики близки по твердости, однако спеченный пластик более устойчив к царапинам, но зато хуже поддается ремонту.

Для придания базам необходимых свойств на них наносят структуру. Для «теплых» лыж структуры делают более крупными, снижающими капиллярное притяжение воды. Для «холодных» - мелкими, увеличивающими площадь трения для образования оптимальной водяной пленки. Структуры наносят разными способами - абразивными камнями, алмазами, под компьютерным контролем.

Отдельно стоит в двух словах упомянуть разные типы смазок. Для сухого скольжения в холодную погоду используют твердые синтетические парафины с антистатическими добавками. Они долго держатся на базе, препятствуя ее «ожогу» о сухой снег. При влажном скольжении используют фторуглеродные смазки, так как фтор отталкивает воду и грязь.

Вот так, комплексно, производители добиваются результатов в борьбе с «неправильными» условиями скольжения. Мы же с вами, когда снова возьмем в руки лыжи, другими глазами посмотрим на их черную, как ночь поверхность. Имея информацию, которая изложена в этой статье, мы сможем лучше понять процессы, которые происходят при катании на лыжах. А значит, более грамотно подойти к вопросам выбора и подготовки лыж к катанию. Я желаю всем удачи и отличного скольжения!

Источник www.ski.ru