Из чего сделаны горные лыжи? Горные лыжи Из каких 2 материалов состоят лыжи.

Поклонники горных лыж гордятся тем, что у истоков их вида спорта, столь популярного сегодня, стоял когда-то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен.

Он написал одно из первых наставлений по технике скоростного спуска, ратовал за организацию соревнований для горнолыжников. Было это в конце прошлого века.

Из чего делают горные лыжи

Уже тогда стало очевидным, что для катания с гор нужны лыжи особой конструкции. Что же касается сырья для их изготовления, то оно поначалу было традиционным - береза, ясень, бук…

Вскоре, однако, и тут горнолыжники разошлись с традицией, отдав особое предпочтение гикори - роду орехового дерева. Наиболее ценное свойство его древесины состоит в том, что она практически не намокает, не впитывает воду.

Значит, изготовленные из ореха лыжи не будут коробиться после многократного контакта с влажным снегом и талой водой. Вязкая и плотная древесина гикори обладает еще и завидной прочностью. А высокая стойкость к растрескиванию делает ее незаменимой для изготовления лыж.

Наконец, для горных лыж, зачастую соприкасающихся с жестким фирном (снегом, который в результате многократной перекристаллизации превращается в льдинки с острыми гранями), первостепенное значение имеет непревзойденная износостойкость гикори.

Дерево или пластик?

Горнолыжный бум повлек за собою резкое возрастание спроса на горные лыжи. Их стали покупать в невиданных ранее масштабах.

Во всем мире вряд ли нашлось бы столько подходящей древесины, сколько ее требовалось для удовлетворения потребностей сотен тысяч поклонников горных лыж.

Удачная замена природным материалам отыскалась в лице пластиков.

Выяснилось, что для нижней, скользящей поверхности лыж хорош полиэтилен, для внешних слоев - стеклопластики, для центрального клина - пенопласты.

Хотя многие фирмы, занятые выпуском горных лыж, по сей день, по-прежнему предпочитают центральные клинья из добротной древесины, несмотря на ее дороговизну.

Для придания лыжам особой прочности отдельные слои начали делать из легких сплавов, а нижнюю кромку, так называемый кант,- даже из стали.

Для предохранения верхнего слоя от повреждений при ударах и при наездах лыжи на лыжу на верхней кромке появился оберкант - узкая металлическая полоса.

Беря эти материалы в разнообразных сочетаниях, можно широко варьировать свойства лыж, подбирать их по индивидуальным особенностям лыжника и даже в соответствии с особенностями трассы того или иного соревнования.

Один из самых титулованных горнолыжников, Жан Клод Килли, зачастую так и поступал.

Тяжелую обязанность контролировать изготовление лыж, а затем проверять их на соответствие заданным требованиям взвалил на себя один из соратников Килли по сборной горнолыжной команде Франции.

Почти перед каждым ответственным состязанием он колдовал в экспериментальной мастерской над несколькими парами лыж для своего друга, а затем подбирал смазку скользящей поверхности, совершая контрольные спуски.

По словам прославленного спортсмена, эта кропотливая черновая работа во многом определила его успехи на соревнованиях.

Конфигурация и производство горных лыж

Массовое производство горных лыж, конечно, требовало совершенно иного подхода.

Целесообразнее выпускать целый спектр лыж с разнообразными гарантированными свойствами, чем изготавливать их индивидуально для каждого спортсмена.

К тому же структура горных лыж и технология их изготовления стали настолько сложными, что кустарные мастерские уже не справились бы с их выпуском.

Сейчас известно множество вариантов конструкции горных лыж.

Однако беглый, поверхностный взгляд вряд ли уловит это разнообразие - с точки зрения внешней конфигурации все они имеют немало общего. Скажем, все они несколько сужаются в средней части.

Эта своеобразная «талия» делает их более управляемыми на поворотах.

Все они сходны и в чертах, унаследованных от лыж беговых.

Это, например, весовой прогиб - приподнятость средней части лыжи над горизонтальной плоскостью, на которую она опирается.

Нужен он для того, чтобы давление, создаваемое весом лыжника, равномерно распределялось по всей длине лыжи.

Это и сужающийся, высоко загнутый носок и слегка загнутая пятка (здесь лыжи к тому же весьма утоньшаются; такая форма носка и пятки обеспечивает наименьшее сопротивление снегу, а утоньшение придает лыже гибкость, необходимую для преодоления неровностей трассы).

Это и желобок на скользящей поверхности лыж (наряду с их сильно вытянутой формой он ответствен за устойчивость движения).

Все эти признаки общеизвестны, привычны. И, тем не менее, они таят в себе немало проблем.

Казалось бы, чтобы придать носку и пятке наилучшую гибкость, их надо делать потоньше. Но это означало бы потерю прочности.

Расчет продольного сечения лыжи - непростая задача! Наиболее однородны по толщине горные лыжи для скоростного спуска - им требуется повышенная жесткость.

Приталенностьлыжи

А боковые обводы лыжи? Любой мало-мальски знакомый с механикой человек знает, что устойчивость и управляемость - качества взаимоисключающие.

Как же в таких условиях рассчитывать приталенность лыж?

Если они предназначаются для скоростного спуска, где соображения устойчивости выступают на первый план, их приталивают незначительно.

Поуже талия у лыж для слалома-гиганта, а самая узкая - у лыж для специального слалома, которые должны быть особенно чутки к управляющим воздействиям лыжника.

Высоко загнутый носок лыжи - это, как уже говорилось, малое сопротивление снега. Но вместе с тем - немалое сопротивление воздуха! Как решение дилеммы появились лыжи с овальным отверстием в носке.

Весьма необычно выглядят лыжи для фигурного катания с гор: они едва достают спортсмену до плеча, не имеют внутреннего желобка на скользящей поверхности и… загнуты вверх как спереди, так и сзади.

Кстати, о длине горных лыж: по этому параметру можно наглядно и однозначно судить об их назначении.

Лыжи для свободного катания занимают на шкале длин золотую середину.

Они достаточно длинны, чтобы обеспечить даже неискушенному любителю необходимую устойчивость движения, и притом достаточно коротки, чтобы легко поддаваться управлению, облегчать освоение техники катания.

К тому же они не очень жестки, а стало быть, «прощают» ошибки новичка. Наибольшей длиной отличаются спортивные лыжи для скоростного спуска, слалома-гиганта и специального слалома. Наименьшей длиной - лыжи для фигурного и акробатического катания и тренерские.

Внутренняя структура

Ощущение очевидности, с которой назначение тех или иных горных лыж проявляется в их внешних параметрах (таких, как длина или приталенность), начисто теряется, когда знакомишься с их внутренней структурой.

Разнообразие вариантов тут поистине необозримо. Каждая фирма-изготовитель стремится предложить что-то свое и рекламирует очередную новинку как оптимальное решение.

Вот стеклопластиковый профиль сложного коробчатого сечения с пенопластовым наполнением - он выбран в целях повышения жесткости.

Вот лыжа с металлическим центральным клином сотового строения - такой прием должен предотвращать вибрацию лыж.

На большой скорости, которая при спуске достигает 120-150 км/час, концы лыж начинают вибрировать от ударов о не ровности трассы, теряется контакт лыжи с поверхностью снега.

При этом становится труднее управлять лыжами, возрастает риск, которому подвергается спортсмен. К сожалению, эффективных мер для борьбы с этим явлением не найдено до сих пор.

Изготовление горных лыж, какой бы то ни было конструкции, протекает практически по одному и тому же «сценарию».

Пластины для оклейки, промазанные полимерным клеевым составом, накладывают на центральный клин.

Вдоль нижнего края лыжи укладывают стальной кант.

Собранный подобным образом пакет поступает в пресс-форму: склейка ведется под давлением и при высокой температуре.

Лыжи, к которым предъявляют особые требования по прочности, зачастую еще и проклепывают вдоль канта металлическими заклепками.

Следующий этап - нанесение декоративной отделки на наружную поверхность лыжи и фрезерование скользящей поверхности для придания ей требуемого профиля.

Боковые поверхности лыжи тоже подвергают фрезерованию. При этом снимаются натеки клея и заусенцы.

Испытания

Завершающая операция - всесторонние испытания готовых лыж. Их результаты должны находиться в согласии с принятыми международными нормами.

Так, спрямляющая нагрузка должна строго соответствовать длине лыжи, прогиб носка под нагрузкой 5 кг - лежать в пределах 23-28 мм, пятки - в пределах 22- 21 мм.

Частота собственных колебаний лыжи должна составлять 10,5-11 герц, притом затухать эти колебания должны за одну-полторы секунды.

В ходе испытаний лыжи подвергаются еще и вынужденным колебаниям с частотой 2 герца: пятьсот тысяч циклов должны выдержать они, не растрескавшись, не потеряв целостности креплений и клеевых швов, не утратив формы (предел остаточных деформаций задается величиной 10 миллиметров).

Разумеется, на испытания лыжи поступают парами, и в каждой паре одна лыжа не должна заметно отличаться от другой по своим показателям. Например, при проверке на упругость считается недопустимым, если прогиб одной лыжи отличается от прогиба другой более чем на 2 миллиметра.

Лишь пройдя все контрольные опыты, лыжи считаются годными к той ответственной и напряженной «работе», для которой они созданы.

Беговые лыжи можно разделить на три класса: это профессиональные гоночные (так называемая верхняя, или топ-модель), любительские гоночные и туристические лыжи. Любительские гоночные лыжи имеют такую же геометрию и скользящую поверхность, как и профессиональные, но при их изготовлении используются более дешевые материалы. Это делает лыжу тяжелее на 150 - 200 г, но цена при этом уменьшается в среднем на 75 - 100$ (почти в два раза). Надо отметить, что именно любительские гоночные лыжи занимают в мире лидирующее положение по продажам.

Беговые лыжи Fisher RCS Carbonlite

Если вы далеки от идеи участия в лыжных соревнованиях и предпочитаете неспешную прогулку с семьей по зимнему лесу лучше всего купить туристические лыжи. Это наиболее дешевые лыжи (они дешевле топ-моделей примерно в три раза). Кроме того, в отличие от гоночных, ширина туристических лыж больше, поэтому они не требуют подготовленной трассы. Правда, стоит сказать, что среди туристических моделей встречаются и дорогие лыжи. На таких лыжах ходят по сложным и очень сложным трассам - тайга, северный полюс.

КОНЕК ИЛИ КЛАССИКА?

На лыжах можно кататься двумя стилями - коньковым и классическим. Классика появилась раньше конька (что и отражает название стиля), при этом лыжи двигаются параллельно друг другу. Кататься лучше по подготовленной лыжне, хотя так можно передвигаться и по свежему снегу. Коньковый стиль пришел в лыжный спорт от конькобежцев. Для этого стиля требуется утрамбованная трасса шириной около трех метров, так как лыжник бежит на лыжах как на коньках, отталкиваясь внутренней стороной лыжи. Каждый стиль предъявляет разные требования к лыжам, поэтому они различаются на коньковые и классические.

Внешне коньковую лыжу можно отличить по тупому носку. В отличие от классической, во время толчка ногой коньковая лыжа не должна полностью касаться снега средней частью (нужный зазор 2 - 3 мм), так как иначе она цепляется за снег и скорость движения падает. Как показывает практика, даже среди самых хороших лыж иногда бывают неудачные экземпляры, поэтому при покупке лыжи надо проверить. Во-первых, лыжи можно сразу отбраковать, если при сжатии их носки расходятся (для этого надо соединить две лыжи скользящими поверхностями и сдавить). Во-вторых, если у лыж есть ‛стоп“: они легко сжимаются, но разжимаются плохо, а если повторить сжатие несколько раз, то колодка (средняя часть лыжи под креплением) лыжи характерно стучит. Остальные параметры лыж подбираются индивидуально под вес лыжника. Хотя это можно сделать и ‛на глазок“, во многих магазинах сейчас появляются флекстеры (приборы для определения жесткости лыж), позволяющие сделать это более точно.

Классические лыжи имеют более длинный острый носок. Кроме того, в отличие от коньковых, классические лыжи более мягкие. Это нужно для того, чтобы при толчке лыжа полностью касалась снега и ‛работала“ держащая мазь, и, соответственно, лыжа не проскальзывала назад. С другой стороны классическая лыжа должна быть достаточно жесткой для того, чтобы во время скольжения держащая мазь не цепляла за снег и не тормозила лыжника. Классические лыжи имеют разные длину колодки и весовой прогиб, в зависимости от того, на какой снег они предназначены. Для мягкого сухого снега лыжи более мягкие, у них длинная колодка (45 - 60 см) и более эластичная передняя часть. Для жесткого снега (старый снег, плюсовая температура) лыжи более жесткие и имеют короткую колодку (35 - 50 см). Кроме этого, также бывают универсальные лыжи на любой снег, но в целом их скоростные характеристики хуже. Часто лыжи разделяют на ‛холодные“ и ‛теплые“. Однако, это разделение не очень актуально, так как ‛холодные“ лыжи часто хорошо едут в тепло и наоборот.

РОСТОВКА (ДЛИНА)

Лыжи подбираются для каждого человека индивидуально, в зависимости от его роста. Для конькового стиля - это рост плюс 10 - 15 см, а для классики - рост плюс 20 - 25 см. При покупке туристических лыж лучше ориентироваться на классику, так как по неподготовленной трассе легче всего идти именно этим стилем. Но если вы предпочитаете кататься ‛смешанным“ стилем, то можно взять и более короткие лыжи.

ДЕТСКИЕ ЛЫЖИ

Лыжи для детей отличаются от ‛взрослых“ тем, что они приспособлены специально для неокрепших детских ног. Обычно они шире и мягче. Кроме этого, желательно, чтобы лыжи были сильно ‛приталенными“, то есть более узкими по ширине в середине, так как такие лыжи более устойчивы на повороте. Когда вы покупаете лыжи ребенку, будьте особенно внимательны при подборе. Может быть, ваш ребенок станет чемпионом мира, если только неправильно подобранные лыжи не отобьют охоту заниматься спортом. Чтобы этого не произошло, лыжи (а также ботинки и палки) должны быть по размеру (не покупайте ничего на вырост!). Особенное внимание следует уделить жесткости лыж: на слишком мягких или слишком жестких лыжах ребенок просто не сможет нормально кататься. В случае если финансовые возможности не позволяют покупать каждый сезон новые детские лыжи, то лучше купить подержанные лыжи, или новые лыжи, но прошлого сезона, поскольку обычно они стоят дешевле.

КАК СДЕЛАНЫ ЛЫЖИ?

Лыжа имеет скользящую поверхность, ‛внутренности“ и внешнюю поверхность.

Скользящая поверхность современных лыж изготавливается из пластика - высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками. Если ‛скользячка“ лыжи (особенно это касается гоночных) имеет разноцветные включения в виде гранул, то такие лыжи лучше не покупать, так как это сильно затрудняет, а часто делает невозможной, хорошую подготовку лыж к гонкам или тренировкам.

‛Внутренности“ лыж разные у не только у каждого класса, но и у каждого производителя. Для дорогих гоночных лыж это и ‛сотовые“ технологии, перешедшие из авиастроения, и технологии, имитирующие дерево (хотя настоящее дерево очень неплохой материал, но при его использовании трудно добиться устойчивых параметров для серии лыж). Некоторые лыжи имеют деревянные вставки в колодке, но это сильно удорожает (на $50 - $70) их цену.

В любительских гоночных и туристических лыжах могут использоваться те же (например, сотовые) технологии при более дешевых материалах, либо дерево. Но это не просто деревяшка, это специальным образом подобранные и склеенные слои дерева с воздушными каналами между ними.

Для изготовления внешней поверхности лыж используются две технологии: ‛сэндвич“ (когда слои лыжи закрыты сбоку и сверху пластиковыми пластинками) и ‛Кап“, когда ‛внутренности“ лыжи запрессовывается в ‛чехол“ (при этом боковины и верхняя поверхность образуют единое целое). Внешне они отличаются тем, что ‛сэндвич“ имеет острый угол между боковой и верхней поверхностью, а ‛Кап“ - сглаженный.

Наиболее дешевые лыжи, так называемые в народе ‛полупластики“, изготавливаются из обычного ‛куска“ дерева. От деревянных, для спорта ставших уже достоянием истории, лыж они отличаются только пластиковой скользящей поверхностью.

В результате хранения скользящая поверхность лыж окисляется, поэтому после покупки лыжи необходимо предварительно отциклевать (то есть выровнять поверхность) и обработать грунтовым парафином. Для этого надо залить ‛скользячку“ расплавленным парафином для лыж (ни в коем случае не свечкой), а когда он застынет, аккуратно снять излишки скребком (снимать обязательно вдоль лыжи). При этом удаляются ворсинки и грязь, а также улучшаются скользящие свойства поверхности. Кроме того, скользящая поверхность, защищенная парафином, прослужит гораздо дольше. Если вы будете делать эту процедуру в первый раз, ни в коем случае не пробуйте на своих лыжах (особенно гоночных), так как можно их непоправимо испортить. Лучше обратитесь за консультацией к опытному человеку, который сможет вам показать, как это правильно делать.

Также стоит отметить, что сейчас практически в любом серьезном магазине стремятся облегчить жизнь покупателю (что особенно важно для ‛чайников“), поэтому за определенную плату вам могут сделать предварительную подготовку скользящей поверхности сразу после покупки.

КАК ЧАСТО ОБРАБАТЫВАТЬ ЛЫЖИ?

Купленные лыжи требуют постоянного ухода. Туристические лыжи можно смазывать и циклевать один или два раза в сезон, так как от них не требуются высокие скоростные показатели. Частота обработки любительских гоночных лыж зависит от того, насколько часто вы катаетесь. Если вы катаетесь раз от разу, то достаточно обрабатывать лыжи раз в месяц, или при резкой смене погоды. Для более серьезного катания, особенно на профессиональных лыжах, нужно обрабатывать лыжи перед каждым выездом. В целом есть определенная зависимость между качеством лыж и частотой обработки: чем дороже пластик, тем чаще его надо обрабатывать.

УХОД ЗА ЛЫЖАМИ: МАЗИ, ПАРАФИНЫ, УТЮГИ, СКРЕБКИ…

Любительские и туристические лыжи часто имеют специальные насечки под колодкой, предназначенные для того, чтобы не было проскальзывания. Это, конечно, ухудшает скоростные характеристики лыжи, но в то же время облегчает тяжелое бремя смазки. Даже если вы их не будете мазать совсем, они все равно будут нормально ‛вести себя“ на трассе.

Для профессионалов смазка лыж - настоящее искусство. У каждого спортсмена есть свои предпочтения среди мазей, порошков и парафинов, а также свои методики обработки скользящей поверхности лыж. Среди наиболее известных марок - SWIX, REX, TOKO, START, RODE, STAR. Конечно, есть и отечественные мази (например, Висти, Темп), но, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего, поэтому не стоит их использовать для дорогих лыж.

На каждую погоду предназначены разные мази (а также парафины и порошки). Очень часто на коробке обозначаются не только температурные условия, но и способ применения, что значительно облегчает смазку лыж не очень искушенным лыжникам. Общие рекомендации по смазке такие. Коньковые лыжи ‛мажутся“ одинаково по всей длине, а у классических лыж для того, чтобы не было проскальзывания, под колодкой должна быть нанесена держащая мазь (или предназначенная для температуры на 2 - 4 градуса выше основной мази).

Парафин или порошок, нанесенный на скользящую поверхность, растапливается через бумагу или салфетку специальным утюгом: от бытовых такие утюги отличаются более равномерным нагревом по поверхности, более точным выдерживанием температуры, а также ‛тупой“ кромкой (у бытовых утюгов кромка острая). Хотя специализированный утюг достаточно дорог (около 70 - 80 $), если вы более ли менее профессионально занимаетесь спортом, все же лучше ‛разориться“ на такой прибор, так как им легче ‛не пережечь“ лыжу (на ‛скользячке“ появляются неровности и жесткие вкрапления). Для растапливания мазей лучше использовать специальный фен, так как при этом она расплавляется равномернее. Бензиновыми и газовыми горелками по возможности лучше не пользоваться (только в крайних случаях, когда нет доступа к электричеству), так как можно не только ‛пережечь“ лыжу, но и испортить пластик.

Для выравнивания скользящей поверхности лыжи используются специальные щетки, шкурки и полировальные пробки.

Перед тем, как заново намазать лыжу, надо обязательно снимать слой старой мази (для жестких мазей и порошков используется скребок, а жидкие мази удаляются с помощью утюга). Для очистки скользящей поверхности лыжи от грязи применяются специальные смывки. Используйте только фирменные средства, так как бензин или скипидар портит микроструктуру скользящей поверхности (появляются белесые пятна).

Для смазки лыжу лучше всего располагать на специальном станке, так как при этом легче сделать равномерный слой мази. Станки бывают разборными (что удобно в походных условиях или при недостатке свободного места), либо интегрированными в специальный стол. Они могут быть как фирменными (например, ATOMIC, FISCHER), так и самодельными. Единственным обязательным условием для станка является жесткость закрепления лыжи. Мазать лыжи лучше всего при комнатной температуре. Помещение, где вы будете это делать, должно иметь хорошую ВЕНТИЛЯЦИЮ. Не курите во время смазки: никотин и компоненты смазки могут вступить в реакцию, выделяя при этом токсичные вещества. Если вы используете фторосодержащие мази и (особенно!) порошки, приобретите респиратор - позаботьтесь о своем здоровье!

КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮТ ЛЫЖНИКА

Начинающий лыжник может упасть на ровном месте, поэтому лыжи должны быть широкими и ‛приталенными“ (то есть иметь более узкую по ширине середину), так как это обеспечивает большую устойчивость на поворотах. Не идите сразу на горку (даже если она совсем маленькая): научитесь сначала кататься на ровной поверхности.

Будьте аккуратны с палками! Старайтесь, чтобы ручка палки была впереди ее острия, а когда катитесь с горки, держите палки подмышками (остриями назад). Иначе можно ‛напороться“ на палку, что может кончиться не только серьезной травмой, но и фатальным исходом. Это связано с тем, что при большой нагрузке палка может сломаться и острым концом пропороть тело.

Когда катитесь с горки, чуть-чуть приседайте и слегка наклоняйтесь вперед! Это не только ‛смягчает“ неровности горки, но и помогает избежать падений и, как следствие, разнообразных травм рук, ног, копчика и головы. Если вы чувствуете, что падаете, не ‛выкидывайте“ палки вперед (можно на них напороться) и не садитесь назад (можно отбить копчик), а старайтесь аккуратно ‛завалиться“ на бок. Это поможет избежать не только травм, но и поломки лыж. Если вы будете следовать этим советам, то основных травм вы сможете избежать. Остальное зависит от вашей аккуратности и умения кататься.

Любые лыжи на деле являются приспособлениями для передвижения по снегу. И беговые, и горнолыжные, и детские, и любые другие модели изделий будут являться двумя совершенно идентичными друг другу планками с заостренными или загнутыми передниками. Для крепления к ногам используются специальные приспособления и лыжные ботинки.

Конструкционные особенности и основные элементы

Неважно, выбираете ли вы беговые лыжи по ссылке интернет-магазина или приобретаете подростковую модель в обычном салоне спортивного снаряжения, конструкция изделий будет одна и та же. Обязательные элементы следующие:

  • Сердечник. Является основной лыж. Именно этому элементу приходится принимать на себя основную нагрузку от движения спортсмена. За счет него уменьшается уровень вибрации – сердечник принимает на себя давление колебаний. Материал производства – ламинированная древесина. Также элемент может быть произведен с помощью полиуретана или пенного материала – в случае с детскими лыжами или моделями для новичков;
  • Оболочка. Изготавливается в основном из пластика и защищает сердечник от внешнего механического воздействия. Может выступать в качестве несущего элемента. В составе могут присутствовать разные сопутствующие материалы – графит, керамика, стеклопластик и другие;
  • Покрытие. От его качества и характеристик зависит легкость скольжения и коэффициент трения. Покрытие должно быть выполнено из материалов с высокой износоустойчивость. В процессе производства его покрывают лыжной мазью. Наилучшие показатели – у скользящих поверхностей из полиэтилена;
  • Канты. Во время катания элементы помогают осуществлять все маневры. Они увеличивают коэффициент жесткости и принимают часть нагрузки.

Материалы производства

В продаже имеются лыжи, выполненные из всевозможных материалов. Вы можете приобрести модель из древесины или инновационных сверхпрочных материалов. Кстати, последние наиболее всего распространены.Выбирать подходящее решение стоит в зависимости от предназначения модели. Для примера, профессиональные горные лыжи должны быть выполнены из высокомолекулярного пластика. Он придает скользящей поверхности устойчивость в эксплуатации при самой разной температуре. Если вы решили профессионально заняться горнолыжным спортом, вам придется приобрести несколько пар, рассчитанных на разные климатические условия. Такой спорт - удовольствие не только интересное и полезное, но и достаточно дорогое. Обращайтесь в хороший интернет-магазин с широким ассортиментом моделей, и вы сможете неплохо сэкономить.

Приспособления, которыми пользовались в России многие поколения наших предков для передвижения по снегу, созданы были очень давно - несколько тысячелетий назад. Эта необходимость была продиктована климатическими условиями, в которых находится большая часть страны. Перемещаться по глубокому снегу без вспомогательных приспособлений практически невозможно. Человеку необходимо было добывать пропитание в любое время года, а охотится без возможности быстрого передвижения по местности очень сложно.

Археологические находки и исследования ученых позволяют сделать вывод, что изобретение лыж было повсеместным у всех северных народов. Форма древних лыж не совсем соответствует нынешним понятиям об этом приспособлении. Некоторые из них имели овальную или круглую форму и не могли скользить по поверхности. Такие лыжи предназначались для ступания по снегу. Могла использоваться пара, в которой лыжи были разной длины: одна короткая и широкая, а другая более узкая и длинная. С помощью первой отталкивались, а на второй скользили.

Палка для отталкивания использовалась только одна. Пару начали использовать относительно недавно - в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Палки были первоначально деревянными, а затем стали использоваться бамбуковые. Современные алюминиевые и выполненные из композиционных материалов появились гораздо позже. Да и форма у них стала искривленной, но это изобретение в основном предназначается для спортсменов - горнолыжников, биатлонистов.

Из какого дерева делают лыжи сейчас, известно - это пластик. Этот материал стал применяться относительно недавно, лет 40-50 назад. До этого лыжи делались только деревянными, а в качестве сырья в основном была береза или ясень. Может использоваться также и сосна, вяз, бук. Первые лыжи представляли собой цельную доску. Выбирали ее очень скрупулезно, ведь на ней не должно было быть ни трещин, ни тем более сучков. Дерево рубилось зимой, когда не происходит сокодвижение. Такую древесину проще высушить, чтобы лыжи не оказались впоследствии непомерно тяжелыми.

Со временем лыжи стали иметь многослойную структуру. Они набирались из отдельных тонких частей разных пород дерева. Как правило, их было три. Верхний слой делали из твердых пород, например, из бука. Нижняя часть, предназначенная для скольжения, была из березы - она самая скользкая. Прослойка состояла из пород средней плотности - осины или сосны.

Найти сейчас в продаже деревянные лыжи невозможно, их давно вытеснили пластиковые, которые по сравнению с деревянными намного легче, лучше скользят. Но, пожалуй, самое главное их преимущество в том, что пластиковые лыжи не подвержены крыловатости, т.е. деформации лыж при воздействии влаги.

Катание на лыжах — один из популярных видов спорта и развлечения у всех людей. Как появились, какие они бывают, из чего делают лыжи, как их выбрать, и зачем они нужны? Об этом расскажем далее.

Если отвечать на вопрос, кто придумал лыжи, можно сказать что история их появления началась примерно 7 000 лет назад с того момента, когда древний человек привязал к своим ногам несколько деревяшек для охоты и перемещался по снегу в поисках диких зверей.

Их возникновение позволило первым людям более продуктивно охотиться. Спустя долгое время после создания цивилизации, в 18 веке в Норвегии впервые хождение на старинных лыжах стало спортом и своего рода увлекательным занятием. В России об их происхождении стало известно только в конце 19 века и набрало популярность к началу 20 века. Тогда началось их массовое производство. Лыжи начали изобретать скоростными и стали использовать не только для развлечения, но и в армии. Это ускоряло движение военных при разведке и других операциях. Постепенно они стали спортивным инвентарем и приобрели знакомые формы и виды.

Основные виды

Сегодня есть разная классификация лыж. Рассмотрим основные из них.

В зависимости от уровня мастерства они бывают:

  • профессиональными;
  • любительскими;
  • туристическими;
  • детскими и подростковыми.

В зависимости от техники езды различают:

  • горными;
  • беговыми.

В зависимости от типа конструкции выделяют:

  • классическими с большой жесткостью и альпийской установкой креплений;
  • карвинговыми с крупным вырезом на боку, малой жесткостью и классическим расположением креплений;
  • комбинированными скибордами с большими вырезами на боках, длиной меньше метра, облегченным креплением.

В зависимости от применения бывают:

  1. Рэйсинговыми для спортивного катания профессиональными спортсменами по скоростному спуску.
  2. Кроссовыми для групповой езды на трассе и фристайла.
  3. Фрирайдными для катания на неподготовленных трассах и по нетронутому снегу.
  4. Карвинговыми для езды по специальным подготовленным трассам группами.
  5. Фрикарвинговыми для фристайла профессионалами по рельефной местности.
  6. Спорткарвинговыми для классической езды по оборудованной трассе.
  7. Фристайлинговыми для езды с выполнением трюков и прыжков.
  8. Могулями для езды и участия в соревнованиях по буграм (другое название могул).
  9. Прокатными для обычного спуска по оборудованным площадкам. Часть из этих видов лыж подходит для детей, юниоров, подростков и обычных любителей.

Беговые лыжи (классификация)

Беговые лыжи позволяют осуществлять скоростное передвижение по снежным трассам на небольшие дистанции (до 50 километров), а также большие (до 200 километров).

Используются в гоночных соревнованиях. По классификации они делятся на классические и туристические. Первые имеют гладкую поверхность лыж, покрытую защитным слоем, которая защищает их от проскальзывания назад. Вторые придают спортсмену устойчивость во время его восхода на вершину горы и годятся для простых туристических прогулок.

Горные лыжи (классификация)

Горные виды относятся к тем моделям, которые применяются профессионалами и начинающими спортсменами для скоростного спуска с трасс и в спортивных соревнованиях. По классификации они делятся на фан-карвинговые, фристайлинговые, кроссовые, ски-турные, фристайл-бэккантривые и пластмассовые широкие. Также бывают модели для традиционного карвинга и фрирайда.

Лыжи для ски-кросса нужны для экстримального спуска и подходят профессионалам. Карвинговые модели легко управляемые, небольшие и легкие. В отличие от фан-карвинговых, для них нужны складные палки. Они предназначены для непрофессионалов. Фристайлинговые имеют полукруглую переднюю и заднюю часть и рассчитываются на экстримальный спуск и выполнение трюков. Ски-турные и фрирайдные подходят для езды по не оборудованной подъемниками местности. Широкая разновидность инвентаря требуется, чтобы кататься во время наступления весны, она отличается маневренностью.

Ключевые характеристики лыж

Важными показателями хороших лыж являются их физические параметры. Конечно, при этом они должны хорошо выглядеть. Какие параметры важно учитывать?

Длина

Длина — одна из основных параметров, от которых зависит скорость движения человека по оборудованной местности или по целине. Чем длиннее снаряжение, тем оно быстрее едет. Чем оно короче, тем оно маневреннее.

Жесткость

Жесткость — критерий, показывающий гибкость инвентаря. Каждая компания указывает свою жесткость. Чем больше это значение, тем жестче лыжи. Мягкие виды моделей поворачивают плавно, жесткие — резко. Новичкам лучше подбирать модели со средней жесткостью, по инструкции от инструкторов.

Также важно учитывать вес спортсмена, который будет на них кататься. Чем больше вес, тем быстрее поворачивают лыжи.

Поворот

На каждой карточке товара указывается значение от 10 до 20 метров, которая говорит о скорости поворота лыжни. Чем это значение меньше, тем они быстрее поворачиваются. Взрослым нужно подбирать снаряжение со значением до 16 метров. Подросткам подойдет снаряжение до 20 метров. Профессионалы могут брать себе самые поворотливые модели — от 10 до 14 метров. Кстати, они могут весить немного.

Снаряжение

Это характеристика, которая больше всего вызывает вопросов у новичков. Модели с широким носом устойчивее и маневреннее, с узким — изворотливее при перекантовке. В первом случае инвентарь подходит для начинающих, во втором — для профессионалов.

Середина или талия лыж воздействует на их проходимость. Начинающим лучше подбирать талию до 75 миллиметров, а профи — до 70 миллиметров.

Как выбрать лыжи с учетом веса и роста?

Выбирая горнолыжное оборудование на официальном сайте производителя, лучше всего ознакомиться с таблицей соотношения длины лыж с весом и ростом спортсмена. Если ее нет, нужно посмотреть следующие рекомендации по подбору.

Подбирая снаряжение для традиционного катания, следует к его размеру прибавить 5 сантиметров, к коньковым — 10 сантиметров, прогулочным — 15 сантиметров. Определяясь с палками для обычного снаряжения, нужно помнить, что их длина обязана быть на 25 сантиметров меньше, чем рост человека. Палки для коньковых лыж должны быть меньше на 20 сантиметров.

Детское оборудование выбирается, отталкиваясь от веса, роста и возраста. Детям до 6 лет требуется приобретать широкого типа модели с закругленным носом, чуть выше их роста. Они отличаются устойчивостью и управляемостью. Детям от 7 лет можно покупать инвентарь уже на 5 сантиметров, на 15 см выше длины тела. Подросткам нужно приобретать оборудование для катания, принимая во внимание характер их езды. Если ему нравится скоростные спуски, и он самостоятельно справляется с трассой, ширина снаряжения может быть менее 5 сантиметров. Если ему нравится обычное катание, то ширина его снаряжения обязана быть до 10 сантиметров.

Подбирая оборудование для экстремального спуска и трюков, нужно учесть следующий перечень советов:

  1. Длина фрирайдных моделей обязана быть на 15 сантиметров выше, чем рост спортсмена.
  2. Длина оборудования для слома подсчитывается по формуле: от длины роста отнять 15-20 см.
  3. Длина ски-турного оборудования считается по той же формуле. Если человек полный, к росту добавляется еще 10 см.
  4. Длина лыж для фристайла подсчитывается таким же способом.

Более подробную информацию по расчету длины горнолыжного оборудования можно узнать из таблицы размеров.

Из какого материала лыжи лучше?

Сегодня все лыжи изготавливают из дерева и пластика. Первые производят, используя такой материал, как березу, ясень, бук и сосну. Стоят они дешевле тех, что создаются из пластика.

Вторые создают из кэпа и сэндвича. В первом случае применяют пенный сердечник и покрытие на основе пластика. Во втором используют основу из натурального дерева и покрытие из пластика. Выбирать деревянные или пластиковые лыжи — решать лыжнику самостоятельно. Однако при выборе стоит учесть пару нюансов.

Снаряжение из дерева из-за влаги деформируется. На них нельзя кататься в период оттепели. При морозной погоде они не проскальзывают назад, в отличие от пластиковых. Они являются более устойчивыми и маневренными, чем пластиковые.

Пластиковые модели гибче, износоустойчивее и долговечнее деревянных. Их качество на высоте. Единственный их недостаток — при снеге могут ехать назад. Иногда косят в левый или правый бок.

Совет тем, кто принял решение вместо инвентаря из дерева приобрести пластиковые: не торопитесь покупать инвентарь, возьмите лыжи напрокат, чтобы не пожалеть о возможном приобретении. Протестируйте их в магазине или на горнолыжном оборудованном склоне.

Для начала стоит понять, по какой трассе будете ездить: по целине или по оборудованной. Для традиционного спуска годятся гладкие лыжи без насечек. На них потребуется наносить смазки, чтобы они лучше скользили. Если нужно ездить по целине, подойдут модели с насечкой. Они не требуют смазок и способны оставаться устойчивыми на снежном склоне. Но на них не стоит кататься в не прохладную погоду, поскольку будет скапливаться снег.

Также новичкам следует рассмотреть при выборе жесткость. Зазор между лыжнями обязан быть не более сантиметра во время их прогибания. Если сжать их не получается, лучше брать более мягкие модели. Брать жесткие лыжи, чтобы только начинать кататься не стоит.

Скользящая поверхность должна быть ровной, без каких-либо рельефов. На каждой лыжне не должно быть вмятен, царапин и других повреждений. Через некоторое время поврежденные модели станут непригодными от разбухания сердечника. Снаряжение должно быть гибкое и сжиматься одинаково. Если одна лыжня хорошо сжимается, а вторая нет, то такая пара не годится для катания.

Также лыжи должны иметь общий центр тяжести. Чтобы его рассмотреть, их нужно поставить на пол и вглядеться, чтобы центры тяжести были на одной оси. Разрешена небольшая техническая погрешность в один сантиметр.

Подбирать модели также нужно по бренду. Самые лучшие производители указаны далее в топе. В идеале, доверить выбор паркового снаряжения нужно профессиональному спортсмену и подбирать модель в магазине вместе с ним.

ТОП-10 лучших производителей лыж

  1. Фишер.
  2. Росигнол.
  3. Атомик.
  4. Близард.
  5. Саломон.
  6. Волки.
  7. Элан.
  8. Россиньоль.
  9. Нордика.

Средняя цена на хорошие лыжи среди представленных современных брендов колеблется от 300 до 500 долларов. Оборудование русского производства от производителей STC или Sorsu, можете купить за 60 долларов. Следует одновременно отличать подделки и смотреть на лыжное строение. Женские и мужские модели для начинающих от перечисленных компаний стоят в среднем от 90 до 110 долларов.

Достоинства и недостатки разных видов лыж

Туристические и любительские лыжи с насечкой обладают следующими плюсами: их не нужно смазывать, на них можно спокойно кататься и рассматривать местные пейзажи, они не требуют особой подготовки.

Минусы заключаются в том, что насечки ухудшают скольжение в любом направлении попеременного хода. Это значит, что спортсмен будет ездить медленно. К тому же, в них нельзя кататься при температуре от +1.

Горные лыжи имеют такие плюсы: они способствуют экстремальной езде, позволяют выполнять прыжковые трюки и спринты во время катания, кататься вдали от других спортсменов и наслаждаться относительным единением с природой. Минусы: травмоопасные модели, нуждаются в специальной спортивной подготовке и предварительной смазке.

Беговые лыжи не требуют особой подготовки. Но на них можно ездить только зимой. Также требуется тащить в гору большое количество экипировки. Делать это, чаще всего, приходится на машине или даже вертолете в необорудованный склон, что очень дорого.

Почему лучше выбрать лыжи?

Лыжи улучшают осанку и избавляют от болей в спине, тренируют абдоминальные мышцы на животе, развивают подвижность суставов и избавляют от проблем с ними в старости, создают рельефный пресс в результате интенсивного катания, улучшают метаболизм, противостоят старению из-за длительного нахождения на солнце и свежем воздухе.

К тому же, они позволяют увидеть красивые горные пейзажи и запечатлеть их себе на память, укрепить общий иммунитет благодаря притоку в организм большого количества свежего горного воздуха. Также они помогают избавиться от затяжной депрессии из-за нахождения человека на солнце, похудеть (за час интенсивного катания можно сбросить от 400 до 600 ккал) и воспитать в себе выносливость и ловкость.

Если делать сравнение лыж со сноубордом, то они менее травмоопасны и на некоторых моделях могут кататься непрофессиональные лыжники без специальной подготовки.

Лыжи — один из полезных видов спорта и развлечения. Они имеют давнюю историю и большую популярность. Выбрать их требуется, отталкиваясь от приведенных выше советов, классификации, характеристик и специальной размерной таблицы.