Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Тестирование знаний учащихся по предмету «физическая культура Некоторые термины, определения и формулы
Близится к концу учебный год. Скоро зазвенит последний звонок, и в школах начнутся выпускные экзамены. Вот уже десять лет прошло с тех пор, как в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. Кроме того, по предмету «физическая культура» ежегодно проводится Всероссийская Олимпиада школьников, одна из задач которой – определение уровня знаний учащихся в области физической культуры.
Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.
Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми:
а) открытая форма не имеет вариантов ответа – для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. От испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос;
б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.
Логической основой формы задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных является закон исключенного третьего. Выбор правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного – ложное суждение. Третьего не дано. Из этого следует методическое правило: в каждом задании с выбором одного ответа правильный ответ должен быть, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.
Тестовые задания строятся из заданий в тестовой форме, которые отвечают требованиям соответствия задания цели его применения, кратности, адекватности формы содержанию заданий. Тестовые задания должны соответствовать также следующим требованиям: содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость высказываний; необходимость эмпирической проверки статистических свойств заданий.
Тестовое задание должно формулироваться из точных терминов и не содержать метафор, лишних слов. Некорректно сформулированное задание может продуцировать как правильные, так и неправильные ответы, а то и вызвать недоумение.
Пример терминологически неправильно сформулированного задания Олимпиады школьников Москвы по предмету «физическая культура»:
Отличительным признаком двигательного умения является:
а) автоматизм двигательного действия, стереотипность параметров действия;
б) сокращение времени выполнения;
в) сознательное выполнение двигательного действия.
Или вот, например, некоторые задания Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «физическая культура»:
Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности характеризуется:
а) запасом надежности, эффективности и экономичности работы систем организма;
б) уровнем развития систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения;
в) уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.
Комментарии, как говорится, излишни.
Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:
а) закаливание организма;
б) рациональное питание;
в) двигательный режим;
г) личная и общественная гигиена.
Все перечисленные факторы, без исключения, являются основой здорового образа жизни. В данном случае бедному школьнику будет очень трудно выбрать правильный вариант.
Идея обоснованности содержания теста тесно переплетается с принципом содержательной правильности тестового задания. Неточно или двусмысленно сформулированные задания, порождающие несколько правильных или условно правильных ответов, вообще не следует включать в тест.
Кроме того, тестовые задания должны быть изложены понятным для всех учащихся языком и соответствовать уровню подготовленности учащихся. В связи с этим еще раз вернемся к тестовому заданию на Олимпиаде школьников Москвы по предмету «физическая культура»:
Бег на сверхдлинные дистанции относят к работе в физиологическом фоне:
а) максимальной мощности;
б) субмаксимальной мощности;
в) большой мощности;
г) умеренной мощности
Создается такое впечатление, что составители этого задания вообще никогда не заглядывали в школьную программу по физической культуре. Некоторые из этих вопросов могут вызвать затруднения даже у студентов физкультурного вуза, не говоря уже о школьниках, которые такие сведения на уроках физической культуры вообще вряд ли получали.
Примерное число заданий должно быть не более 30, чтобы обеспечить достаточную точность педагогических измерений, а общее время тестирования – не более 40 мин. Увеличение времени, как и его уменьшение, снижает дисперсию тестовых результатов, а следовательно, ухудшает дифференцирующую способность всего теста.
Одним из современных требований к тестовым заданиям является технологичность, что позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Тесты становятся технологичными, если испытуемые правильно и быстро понимают их содержание и если форма заданий способствует процессу компьютеризации тестирования.
Нужно отметить, что, являясь следствием многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективную оценку уровня теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении данного учебного предмета.
Проведенный нами предметный тестовый контроль теоретико-методических знаний учащихся показал, что тестирование может с успехом использоваться при текущей проверке успеваемости учащихся, подготовке к экзамену по выбору в выпускных классах и к поступлению в физкультурные вузы.
Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся выпускных классов по предмету «физическая культура» нами предлагаются тестовые задания закрытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создан накопитель тестовых заданий, который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.
Пример задания закрытой формы (вид на экране монитора):
Если у вас в школе отсутствует такая компьютерная программа или вы еще не успели ее создать, то можете воспользоваться бумажным вариантом теста. Для этого предлагаем примерные тестовые задания и образец бланка для ответов на вопросы.
По своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учеников вы можете усложнить или упростить некоторые задания или создать тематические задания, например по истории физической культуры и олимпийского движения, разделам школьной программы по физической культуре, основам здорового образа жизни и т.д.
Тестирование учащихся можно организованно провести на уроке физической культуры, заранее приготовив бланки для ответов.
Приводим пример тестовых заданий.
Оценка «5» ставится за правильное выполнение 25 и более заданий;
оценка «4» – за правильное выполнение 20 и более заданий;
оценка «3» – за правильное выполнение 15 и более заданий;
оценка «2» – за правильное выполнение менее 15 заданий.
Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»
Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. Выбранные вами ответы отмечайте в соответствующей графе бланка для ответов на вопросы тестового задания. Для этого вам необходимо выбрать правильный вариант (по вашему мнению) и обвести кружком соответствующую букву.
Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Заполните в бланке для ответов свою фамилию, имя и класс, в котором вы учитесь.
1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:
а) в V в. до н.э.;
б) в 776 г. до н.э.;
в) в I в. н.э.;
г) в 394 г. н.э.
2. Олимпиониками в Древней Греции называли:
а) жителей Олимпии;
б) участников Олимпийских игр;
в) победителей Олимпийских игр;
г) судей Олимпийских игр.
3. Первые Олимпийские игры современности проводились:
а) в 1894 г.;
б) в 1896 г.;
в) в 1900 г.;
г) в 1904 г.
4. Основоположником современных Олимпийских игр является:
а) Деметриус Викелас;
б) А.Д. Бутовский;
в) Пьер де Кубертен;
г) Жан-Жак Руссо.
5. Девиз Олимпийских игр:
а) «Спорт, спорт, спорт!»;
б) «О спорт! Ты – мир!»;
в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
г) «Быстрее! Выше! Дальше!»
6. Олимпийская хартия представляет собой:
а) положение об Олимпийских играх;
б) программу Олимпийских игр;
в) свод законов об Олимпийском движении;
г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.
7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:
а) в 1948 г.;
б) в 1952 г.;
в) в 1956 г.;
г) в 1960 г.
8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:
а) М.В. Ломоносов;
б) К.Д. Ушинский;
в) П.Ф. Лесгафт;
г) Н.А. Семашко.
9. Одним из основных средств физического воспитания является:
а) физическая нагрузка;
б) физические упражнения;
в) физическая тренировка
г) урок физической культуры.
10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:
а) на формирование правильной осанки;
б) на гармоническое развитие человека;
в) на всестороннее развитие физических качеств;
г) на достижение высоких спортивных результатов.
11. К показателям физической подготовленности относятся:
а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.
12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:
а) генезис;
б) гистогенез;
в) онтогенез;
г) филогенез.
13. К показателям физического развития относятся:
а) сила и гибкость;
б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес;
г) ловкость и прыгучесть.
14. Гиподинамия – это следствие:
а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
в) нехватки витаминов в организме;
г) чрезмерного питания.
15. Недостаток витаминов в организме человека называется:
а) авитаминоз;
б) гиповитаминоз;
в) гипервитаминоз;
г) бактериоз.
16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:
а) 60–90 уд./мин.;
б) 90–150 уд./мин.;
в) 150–170 уд./мин.;
г) 170–200 уд./мин.
17. Динамометр служит для измерения показателей:
а) роста;
б) жизненной емкости легких;
в) силы воли;
г) силы кисти.
18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:
а) общеразвивающими;
б) собственно-силовыми;
в) скоростно-силовыми;
г) групповыми.
19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:
а) исходного положения;
б) основ техники;
в) подводящих упражнений;
г) подготовительных упражнений.
20. С низкого старта бегают:
а) на короткие дистанции;
б) на средние дистанции;
в) на длинные дистанции;
г) кроссы.
21. Бег на длинные дистанции развивает:
а) гибкость;
б) ловкость;
в) быстроту;
г) выносливость.
22. Бег по пересеченной местности называется:
а) стипль-чез;
б) марш-бросок;
в) кросс;
г) конкур.
23. Туфли для бега называются:
а) кеды;
б) пуанты;
в) чешки;
г) шиповки.
24. Один из способов прыжка в высоту называется:
а) перешагивание;
б) перекатывание;
в) переступание;
г) перемахивание.
25. Размеры волейбольной площадки составляют:
а) 6х9 м;
б) 9х12 м;
в) 8х16 м;
г) 9х18 м.
26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:
а) 10 мин.;
б) 15 мин.;
в) 20 мин.;
г) 25 мин.
27. В баскетболе запрещены:
а) игра руками;
б) игра ногами;
в) игра под кольцом;
г) броски в кольцо.
28. Пионербол – подводящая игра:
а) к баскетболу;
б) к волейболу;
в) к настольному теннису;
г) к футболу.
29. Основным способом передвижения на лыжах является:
а) попеременный бесшажный ход;
б) попеременный одношажный ход;
в) попеременный двухшажный ход;
г) одновременно-попеременный ход.
30. Остановка для отдыха в походе называется:
а) стоянка;
б) ночлег;
в) причал;
г) привал.
Правильные ответы
1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25 – г; 26 – а; 27 – б; 28 – б; 29 – в; 30 – г
Бланк для ответов на вопросы тестового задания по учебному предмету «физическая культура»
Фамилия, имя ___________________________________ Класс ____
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
Количество правильных ответов: ____ Оценка: _______________
Ильдар ЛАТЫПОВ,
к.п.н.,
доцент Педагогического института физической
культуры,
Москва
2. Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы, и какие упражнения используются?
1 .Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный
процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств
человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических
качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального
уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной
активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП
осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую
подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться
в конкретную профессиональную деятельность. Основные задачи, которые решают в процессе ОФП, включая и самостоятельные формы организации занятий, заключаются в повышении:
Функциональных возможностей основных жизненно важных систем
организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;
Уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота,
выносливость, гибкость, ловкость, координация);
Адаптивных (приспособительных) свойств организма к, социальноэкологическим
и климатическим условиям среды жизнеобитания человека;
Защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим
напряжениям и стрессам;
Профессионального уровня, специальной работоспособности, а также в
обеспечении функциональной готовности человека к профессиональноприкладной
физической подготовке, включающей в себя освоение новых
форм движений и видов профессиональной деятельности.
В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса.
Планирование включает в себя:
Выбор физических упражнений по признакам их воздействия на
функциональную активность органов и систем организма;
Определение величины нагрузки, ее объема и продолжительности как в
отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;
Разработку содержания каждого занятия и системы занятий на
недельный, месячный, полугодовой и годовой период.
Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов
контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь
по результатам развития основных физических качеств.
Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо
определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо
провести тестирование развития физических качеств и полученные
результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в
школьной программе. Сравнивая свои данные с требованиями программы,
выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств
и соответственно этому определяют направленность тренировочного
процесса (например, если выявлено отставание по показателям
выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно
большой объем упражнений на развитие именно этого качества и, наоборот,
если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно
упражнения силовой направленности).
Определив направленность ОФП и отобрав соответствующие физические
упражнения, приступают к планированию тренировочного Процесса.
Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например; 3
занятия) и устанавливают их продолжительность (например,/ 60 мин). После
этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают планконспект.
По окончании первого цикла определяют содержание занятий для
второго цикла и т. д. Разрабатывая содержание каждого последующего
цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле.
Если реакция организма па нагрузки была нормальной (бодрое и веселое
настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение
всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные
симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в
мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину
нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных
сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы:
оздоровительный (до 120 уд/мин); поддерживающий (до 140 уд/мин);
развивающий (до 160 уд/мин); тренирующий (свыше 160 уд/мин).
2 .Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с
помощью занятий физической культурой, применяя, в частности,
физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т. п.
Физкультминутки и физкультпаузы проводится в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
1. Олимпиониками в Древней Греции называли:
а) жителей Олимпии;
б) участников Олимпийских игр;
в) победителей Олимпийских игр;
г) судей Олимпийских игр.
2. Девиз Олимпийских игр:
а) «Спорт, спорт, спорт!»;
б) «О спорт! Ты – мир!»;
в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
3. Одним из основных средств физического воспитания является:
б) физические упражнения;
в) физическая тренировка
г) урок физической культуры.
4. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:
а) на формирование правильной осанки;
б) на гармоническое развитие человека;
в) на всестороннее развитие физических качеств;
г) на достижение высоких спортивных результатов.
5. К показателям физической подготовленности относятся:
а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.
6. К показателям физического развития относятся:
а) сила и гибкость;
б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес;
г) ловкость и прыгучесть.
7. Гиподинамия – это следствие:
а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
г) к футболу.
15. Остановка для отдыха в походе называется:
а) стоянка;
б) ночлег;
в) причал;
г) привал.
16. Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые:
17. Какая страна является родиной Олимпийских игр:
б - Китай;
в - Греция;
г - Египет.
18. Где проводились древнегреческие Олимпийские игры:
а - в Олимпии;
б - в Спарте;
в - в Афинах.
19. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает:
а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек;
б - регулярное обращение к врачу;
в - физическую и интеллектуальную активность;
г - рациональное питание и закаливание.
20. Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов):
а - стойкость;
б - гибкость;
в - ловкость;
г - бодрость;
д - выносливость;
е - быстрота;
21. Бег на дальние дистанции относится к:
б - спортивным играм;
22. При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется:
а - низкий старт;
б - высокий старт;
в - вид старта по желанию бегуна.
23. Назовите способы передвижения человека (несколько ответов):
а - ползание;
б - лазанье;
в - прыжки;
г - метание
д - группировка;
24. Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке:
а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое;
б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое;
в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое;
г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое.
25. Пять олимпийских колец символизируют:
а - пять принципов олимпийского движения;
б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады;
в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх;
г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека.