Оценка соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность в спортивных играх

Введение

ГЛАВА 1. Анализ литературных источников 10

1.1. Анализ соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе в теннисе 10

1.1.1. Структура соревновательной деятельности в индивидуальных спортивных играх 10

1.1.2. Система спортивных соревнований 13

1.1.3. Календарь соревнований 17

1.1.4. Индивидуальная система спортивных соревнований 18

1.1.5. Соревновательный метод подготовки 23

1.2 Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности 26

1.3 Модельные характеристики соревновательной деятельности юных теннисистов 36

1.3.1.Модельные характеристики общего соответствия подготовленности и игры принципам передовой соревновательной деятельности 38

1.3.2. Модельные характеристики психологической подготовленности 38

1.3.3. Модельные характеристики теоретической подготовленности 40

1.3.4 Модельные характеристики спортивной техники 42

1.3.5 Модельные характеристики физической подготовленности.43

1.3.6 Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики. 45

1 4 Условия эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 50

1.4.1. Психические и морфофункциональные особенности младшего школьника 50

1.4.2. Психические и морфофункциональные особенности подростка 53

1.5. Роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста 56

1.5.1. Эмоции 56

1.5.2. Мышление 59

1.5.3. Самооценка и уровень притязаний 63

1.6. Резюме по главе 67

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 71

2.1 Задачи исследования 71

2.2 Методы исследования 71

2.2.1 Анализ литературных источников 71

2.2.2 Методы оценки и анализа соревновательной деятельности 72

2.2.3 Методы оценки технической подготовленности 75

2.2.4 Методы оценки физической подготовленности 76

2.2.5 Методы оценки функциональных особенностей психики 77

2.2.6 Мотивационная структура уровня притязаний 79

2.2.7 Методы математической статистики 82

2.3 Организация исследования 87

ГЛАВА 3. Результаты исследования критериев эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет 89

3.1. Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга... 89

3.2. Показатели оценки соревновательной деятельности 94

3.3. Показатели оценки техники 99

3.4. Показатели оценки физической подготовленности 106

3.5. Показатели оценки психофизиологических особенностей 110

3.6 Показатели оценки уровня притязаний 114

ГЛАВА 4. Обсуждение результатов исследования критериев эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет 125

4.1. Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет 125

4.2.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе мальчиков-теннисистов 10-11 лет 129

Заключение 133

Выводы 136

Введение к работе

В работах С.П.Белиц-Геймана, А.П. Скородумовой, И.В.Всеволодова, и др. отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик вообще, и с учетом возраста теннисистов в частности.

Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.

Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит в первую очередь от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне.

Результаты соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет не определяют основу подлинного мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств.

Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных теннисистов. Они призваны стать важным ориентиром для тренеров и спортсменов при построении процесса спортивной подготовки, и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок способностям.

В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов.

Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего повышения эффективности подготовки юных спортсменов.

Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования:

Выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки;

выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, значимо связанные с эффективностью СД теннисистов 10-11 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно

рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов;

Разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимися на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Такой подход в теннисе впервые является предметом научного исследования. Практическая значимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России».

Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР), в котором изложены ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки.

    Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально-позновательным сферам жизнедеятельности человека.

    Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дают возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку.

Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности

На первый взгляд такой проблемы вообще не существует. Есть правила соревнований, в которых пунктуально рассмотрены действия игроков и способы поощрения (за выигрыш) и наказания (за проигрыш). Есть судьи, которые этими правилами призваны руководствоваться. Есть зрители, которые выражают свое отношение к происходящему на корте. Есть, наконец, довольно сложные способы ранжирования игроков, даже не игравших непосредственно друг с другом на протяжении значительного периода времени (55;206).

В самом общем виде (применительно к конкретному матчу) действия игрока считаются успешными до тех пор, пока он ударом по мячу слета или после одного отскока от своей половины площадки направит мяч на площадку соперника. Теннисисты соревнуются в точности попадания в пределы площадки соперника и в том, чтобы затруднить ответные действия соперника. Вот здесь и начинаются всевозможные проблемы (49;54).

Существует немало способов осложнения ответных действий соперника: повышение и варьирование скорости полета мяча, видоизменения его траектории за счет вращения, направления мяча в наименее защищенную точку площадки, сокращение времени на ответный удар (повышение скорости полета мяча, укороченные удары и удары с лета), а также различные тактические схемы, реализующие названные выше способы осложнения ответных действий соперника (71).

Ответные действия соперника могут носить защитный, атакующий или контратакующий характер. При этом эффективность действий предопределяется своевременностью и точностью ударов, т.е. скоростью сенсомоторного реагирования, быстротой необходимого перемещения игрока, опережающим отражением действительности (разгадывание замысла соперника, чтение игры, тактический план), точностью и силой ударов, оптимальностью сочетания быстроты, силы и точности. И все это относится к каждому удару по мячу, а таких ударов в каждом матче не менее 48 (если все подачи навылет, а соперник не сделает ни одной правильной подачи). На самом деле их гораздо больше, матч иногда длится более 3 часов. Все перечисленные выше слагаемые успеха относятся к конкретному матчу, гейму, сету и при условии, что судьи будут действовать безошибочно. Однако эффективность соревновательной деятельности имеет не только объективную сторону, но и во многом субъективна (85;95;99).

Даже выигранный матч может рассматриваться спортсменом или его тренером как относительно неудачный. Не тот счет в матче, не тот соперник, не шла подача, пришлось затратить много сил, получена травма, не удалось реализовать недавно освоенную на тренировке тактическую новинку, сопернику лучше удавались выходы к сетке, выявлены значительные недостатки в подготовке к турниру и многое другое (48;53). Если к этому добавить, что далеко не всегда спортсмен может принять участие в необходимом для него турнире или встретиться в матче с желательным соперником, то и недовольство существующей системой соревнований также может стать причиной невысокой или неоправданной эффективности соревновательной деятельности (119; 124).

Вместе с этим, далеко не всегда проигранный матч однозначно рассматривается как неудачный (215;221). Не представляется неудачей достойный проигрыш сильному сопернику, не всегда теннисист может находиться в лучшей спортивной форме и, осознавая это, расценить свой проигрыш реалистично или быть довольным достигнутым уровнем игры, возможна даже благодарность сопернику за пример, достойный-подражания. Очевидна также положительная оценка поражения, если в ходе игры или ее анализа удалось увидеть перспективу дальнейшей подготовки, сделать благоприятный прогноз.

Эффективность соревновательной деятельности более многогранна и не однозначна Соревновательная деятельность рассматривается (наряду с тренировочной) как целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами, внутренним содержанием которой являются психические и физиологические процессы, а внешним проявлением - двигательные действия и операции (187).

Если опираться только на результативность соревновательной деятельности, рассмотреть деятельность только внешнюю (действия и операции), то и здесь эта деятельность при попытке оценивания представляется весьма сложной (как и положено любой деятельности в подлинном ее понимании) (167). Добавим, что без сопоставления объективной (внешней) эффективности соревновательной деятельности с оценкой внутренней (психической) вряд ли можно говорить об истинной ценности такого оценивания (163).

Прежде всего, это связано с относительностью этой эффективности, базирующейся на ранжировании игроков по результатам сыгранных ими матчей. Сложность заключается в том, что даже лучшие игроки мировой табели о рангах, входящие в первую сотню АТР, не каждый год имеют возможность померяться мастерством в личной встрече на корте.

Для юных теннисистов эффективность соревновательной деятельности во многом зависит от доступной (или недоступной) для них системы соревнований. В результате этого эффективность соревновательной деятельности каждого теннисиста в большинстве случаев является опосредованной той системой классификации игроков, которая принята в федерации (региональной, национальной, международной).

Взаимосодействие индивидуума с окружением, которое определяются его профессиональной деятельностью, является одной из наиболее значимых сфер, в которых реализуется процесс психологической адаптации. Любая деятельность предъявляет определенные требования к человеку в ней участвующему, причем эти требования обращены преимущественно, а нередко и исключительно, именно к механизмам психики. Таким образом, психологическая подготовка представляет собой одну из существенных предпосылок профессиональной эффективности (56; 109; 120; 147).

В равной мере это относится и к профессиональному обучению. Становление специалиста в процессе обучения включает не только приобретение определенных знаний и навыков (165). В течение периода обучения формируются установки, интересы, ценностные ориентации, развиваются специальные качества, которые ложатся в основу специальных навыков, осуществляется социализация специалиста, на которую оказывают влияние особенности личность, типичные психические реакции индивидуума и, тесно связанный с ними, характер взаимодействия с социальной средой (151).

В психологической теории деятельности элементами структуры являются деятельность и определяющие ее мотивы, действия и их цели, а также операции и условия (103). При этом деятельность и ее мотивы определяются культурно исторически, в ходе развития общественных отношений и достижений культуры и производства (104).

Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики

Анализ теоретического и практического опыта изучения соревновательной деятельности (СД) в спорте, и, в частности в теннисе, показал актуальность и многогранность этой проблемы, обращенной к культурно-историческим корням, ее высокую личностную значимость. Эффективность СД представляется нам особым мироощущением, базирующимся на широком комплексе свойств личности, качеств и навыков, приобретаемых в ходе деятельности, связанной с возможностью их реализации в условиях спортивной борьбы. 2. Правомерность изучения СД юных теннисистов 10-11 лет базируется на учете возрастных особенностей детей 10-11 лет. 3. Исключительно высокие темпы развития тенниса в последние десятилетия привели к ранней специализации и большой соревновательной практике юных теннисистов, которые уже с 12-летнего возраста начинают активно участвовать в официальных чемпионатах, а с 14-летнего - вступают на профессиональный путь. Причем главным и единственным. критерием эффективности их спортивной подготовленности является место в теннисной классификации (рейтинг). 4. Проведенное исследование выявило тенденцию к общему устремлению максимального увеличения количества сыгранных турниров, доходящих до 20 в год. Однако положение в рейтинге определяется не количеством сыгранных турниров, а числом побед в них. Следовательно, целесообразно при планировании календаря участия в. соревнованиях исходить не из количества сыгранных турниров, а их качества, которое должно соответствовать уровню подготовленности юного теннисиста 10-11 лет. Исследования показали, что наиболее положительный результат достигается при участии в 7-9 турнирах, 29-40 матчах, в которых необходимо одержать 19-25 побед. 5. Анализ статистических данных, лежащих в основе составления российской теннисной классификации показал отсутствие достоверных связей (при р 0,05)между местами, занимаемыми в рейтинге теннисистами в 10-11 лет и затем через 4 года в возрасте 13-14 лет. Причем, за это время «потери», т.е. выбывание из рейтинга, и соответственно прекращение занятий теннисом составляет 27% у девочек, а у мальчиков 25%. 6. Таким образом, в возрасте 10-11 лет рейтинг не имеет прогностической значимости и не может рассматриваться как главный, а в настоящее время и единственный критерий эффективности СД юных теннисистов этого возраста. 7. Проведенные исследования психофизиологических качеств позволили определить комплекс критериев, влияющих на эффективность СД юных теннисистов 10-11 лет, в число которых входят: показатели быстроты сенсомоторной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и темп движения, скорость приема и переработки информации, точность мышечно-двигательных ощущений, устойчивость внимания. Причем их уровень и особенности взаимосвязи для девочек и мальчиков имеют определенную специфичность. 8. Активное участие в тренировочном и соревновательном процессе требует от юных теннисистов высокого уровня притязаний. Процедуру определения мотивационной структуры уровня притязаний по методике Гербачевского В.К. позволила выявить факторную структуру мотивации, показатели которой значимо взаимосвязаны с показателями эффективности СД и выступают в роли непосредственных побудителей субъекта к деятельности. 9. Запись СД осуществлена с помощью разработанной при участии автора компьютерной методики. Полученные результаты выявили возможность рассмотрения в качестве критериев СД показателей стабильности (КС), результативной активности (КРА). Причем, если значимость стабильности в этом возрасте не подлежит сомнению, то, как правило формирование результативной активности многие тренеры относят к более старшему возрасту. Исследования показали, что стремление и возможность играть результативно активно в возрасте 10-11 лет определяет будущий победный стиль игры. Это подтверждается выделенными в результате факторного и корреляционного анализов значимые элементы техники: подача, выход к сетке, завершающий выигрыш ударами с лета. Владение этими техническими элементами может рассматриваться как критерий эффективности СД теннисистов 10-11 лет. 10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы. Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости несомненно в первую очередь могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД. 11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность. 12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту.

Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга

Выделены два основных фактора, несомненно, играющие ведущую роль в эффективности соревновательной деятельности. Это активные игровые действия (невозможные без активности оперативного мышления, интеллектуальной активности) и снижение числа невыну.жденных ошибок (т.е. психической надежности, эмоциональной устойчивости, точности).

При этом, как мы подчеркивали в заключительной части раздела 1.2., необходимые для эффективности соревновательной деятельности физические, функциональные и психические свойства и качества взаимоопосредованы, взаимодетерминированы, служат одновременно и условием, и предпосылкой, и результатом успеха деятельности.

Достигаемый в таком абстрагировании уровень научного постижения сущности успеха в соревновательной деятельности представляется нам более емким и, одновременно, допускающим значительную конкретизацию различных параметров соревновательной деятельности, включая оценочные шкалы, их интеграцию по множеству аналитически ориентированных показателей. Разумеется при условии их конструктивного, а не только оценочного, использования (196;222).

Логически обоснованно могут быть названы две основные сферы (хотя бы при условии равенства остальных слагаемых), ответственные за обеспечение соревновательной деятельности теннисиста: игровая активность (воля к победе, трудолюбие, инициативность) и эмоциональная устойчивость (психическая надежность, стабильность, точность).

Несложно увидеть отчетливые параллели основных критериев эффективности соревновательной деятельности по Белиц-Гейману с высказываниями В.Д. Небылицына (129) относительно общих свойств нервной системы (активность, эмоциональность и баланс между ними), с исследованиями Н.А. Бернштейна (21) об активности и реактивной приспособительности, с позицией Г.Ю. Айзенка о критериях таксономической парадигмы (факторы PEN - активность, экстра-интроверсия, эмоциональная стабильность) (236).

Вполне очевидно, что ключом к успеху в теннисе служит сочетание игровой активности и эмоциональной устойчивости, по существу, некоторый оптимум этих свойств, их диалектическое взаимодополнение. Не следует забывать о том, что согласно работам названных выше авторов эти свойства, прежде всего, претендуют на высокую степень наследуемости, значительной биологической обусловленности.

Можно сказать, что СП. Белиц-Гейман предложил достаточно простой принцип диагностики активности и эмоциональной устойчивости по игровым показателям теннисистов.

Этот принцип приемлем для теннисистов. Очевидно, что игровая деятельность, характерная для тенниса, служит своеобразной лакмусовой бумажкой, индикатором проявления активности, экстра-интроверсии, эмоциональной стабильности (PEN), благодаря возможности оценивания чуть ли не каждого (если не считать случайности) удара по мячу.

И все это в развитии, в динамике игровой деятельности, сопровождающейся ростом мастерства, функциональных возможностей, конфликтов, ответственности, не выводя испытуемого за пределы его образа жизни, на основе результативности соревновательной деятельности. Вероятно, что далеко не любая спортивная специализация отличается такой равнозначностью условий для диагностики психической активности и устойчивости, для реализации природно обусловленных свойств нервной системы.

Вместе с тем необходимо учитывать, что определение общих свойств нервной системы не требуется при каждом оценивании соревновательной деятельности. Вероятнее всего, переоценка ценностей должна происходить при очевидных и устойчивых изменениях соревновательной деятельности как результата специальных педагогических воздействий, формирования индивидуального стиля деятельности. Как считают специалисты (121 ;207;216) здесь существуют сложные отношения отбора, подбора, профессиональной ориентации, согласно которым для каждого человека существует круг наиболее желательных, приемлемых, а иногда и запретных видов деятельности (профессий). Первичное и более раннее определение этих свойств нервной системы - важное условие деятельности тренера по созданию индивидуального стиля.

Подводя итоги данного раздела, следует отметить следующее: эффективность соревновательной деятельности может быть корректно оценена лишь относительно существующей системы соревнований для конкретного возраста; следует различать объективную и субъективную стороны эффективности соревновательной деятельности (объективную - по игровым показателям, а субъективную по данным самооценки); предпосылкой успешной соревновательной деятельности может служить соответствие индивидуальных показателей теннисиста модельным характеристикам для соответствующего возраста; требования к психике теннисиста, обусловленные спецификой соревновательной деятельности в данном виде спорта, связаны с реализацией общих свойств нервной системы (активность, эмоциональность, баланс), обладающих высокой степенью наследуемости; можно назвать три основных признака (механизма) становления эффективности соревновательной деятельности. Это уровень притязаний личности (интегративный признак), активность и эмоциональную устойчивость (базовые признаки); активность предполагает волевое, инициативное, подчиняющее воздействие на игровые ситуации, предвидение, предвосхищение; эмоциональная устойчивость предполагает эффективность игровых действий в сложных ситуациях, при высокой эмоциональной напряженности матча, толерантность психики к сбивающим факторам соревновательной деятельности.

Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет

По три элемента имеют группы показателей 1-2-3 и 52-39-20. Все показатели первой из данных групп имеют отношение к рейтинговым показателям эффективности (число турниров, матчей и побед), при этом число сыгранных матчей является наиболее определяющим. В другой из названных групп представлены показатели трех различных критериев эффективности: мотивов воли (52), темпа движений (39) и техники (20). Ключевым показателем является темп движений.

4 показателя входят в следующую группу, имеющую цепочную структуру: это показатели 5 и 7 (квалификационные очки 2003 года), данные по показателей соревновательной деятельности - числу двойных ошибок, а также показатель оценки техники (24 - удары слета справа). Если отрицательная корреляция показателей 5 и 7 определяется алгоритмом их получения, то отрицательная связь показателей 9 и 24 скорее всего свидетельствует о том, что уверенная игра слета справа снижает число двойных ошибок и наоборот, увеличение двойных ошибок снижает качество ударов слета справа.

Следующий по численности показателей включает в себя 7 элементов: 26, 18 и 19 - показатели техники, 36, 41 и 42 - психофизиологические показатели и показатель 53 -мотивы, обусловленные уровнем достигнутых результатов. Отрицательные связи показателя 19 с 36 и 42 логичны, поскольку эффективность в 36 и 42 связана с меньшим числом ошибок на внимание и более коротким периодом реагирования на световые стимулы.

Отрицательная корреляция 41 и 53 также понятна: высокая подвижность нервной системы позволяет теннисисткам надеяться на лучшие ранг в результативности. Центральное расположение показателя 19 (техника удара слета слева) позволяет предположить, что сам по себе удар справа слета представляется специфичным в техническом арсенале и его эффективность определяется остальными компонентами рассмотренной микроструктуры. Есть здесь и элементы переноса удара справа слета и смеша.

Следующей по численности элементов структурой является структура с двойным кольцом элементов (нижний, с центральным элементом № 35 -общий ранг ОФП). Центральную часть этой структуры (вместе с показателем 35) образуют элементы 21, 27, 28, имеющие отношение к технике, а также показатели 34 и 45 (соответственно прыжок в длину с места и познавательный мотив (уровень притязаний). Отрицательные знаки показателя 35 вполне объяснимы, поскольку этот показатель - общий ранг физической подготовленности. Отрицательный знак показателей 21 и 34 скорее всего означает, что результативный прыжок в длину снижает оценку техники подачи. Экспертам эта связь очевидна.

Рассмотренное внутреннее кольцо имеет выход на внешнее кольцо через показатели 15 (результативная активность) и 28 (интегральная оценка техники). При этом с показателем 15 связан показатель 10 (активно выигранные мячи), а через этот показатель примыкает группа из 5 показателей, среди которых: показатель 38 (быстрота движений), 33 (дальность метания мяча), 13 (выигрыш у сетки), 11 (не вынужденные ошибки), а также 25 (техника удара слета слева).

Все связи положительные и достаточно очевидно являются компонентами, учитываемыми в первую очередь при суждении об активно выигранных мячах. Аналогично этому можно считать показатели 23 и 22 (техника удара слева и справа с отскока) и 40 (скорость переработки информации), связанные с 15, основными компонентами результативной активности. Наконец группа показателей, входящих во внешнее кольцо, (ожидаемый уровень результатов, 31 (высота прыжка вверх) и 14 (стабильность) - требованием к проявлению взрывных качеств, поскольку другой своей связью (31 с 28 и 28 с 10) замыкается большой круг рассматриваемой структуры.

Самой развитой корреляционной структурой в группе девочек-теннисисток 1 1-12 лет является расположенная в центре рис. 13 . В ее составе 21 показатель. Ядро структуры образуют показатели 49 (мотив самоуважения), 44 (внутренний мотив), 59 (интегральный показатель уровня притязаний), 55 (намеченный уровень мобилизации усилий), а также примыкающие к этому ядру также показатели мотивационной структуры уровня притязаний: 50 (значимость результатов), 57 (закономерность результатов, 47 (состязательный мотив) и 48 (мотив смены деятельности). В целом, вся правая половина рассматриваемой подструктуры характеризует мотивацию юных теннисисток и напрямую выходит на показатель 6 (классификационный номер 1999 года). Показатель 6 образует пятиэлементную вертикаль, в которую входят еще два мотивационных показателя 58 (инициативность) и 54 (оценка своего потенциала), а также показатель 12 (выходы к сетке), 32 (бег 30 метров) и 4 (очки классификации 1999 г.). В целом рассмотренная вертикаль акцентирует эффективность соревновательной деятельности 1999 г. Через показатель 29 (быстрота бега 6x8 метров) рассматриваемая подструктура принимает законченный вид присоединением еще одной вертикали: 16 и 17 (техника удара с отскока справа и слева), 30 (веер), 43 (мышечная чувствительность) и 37 (реакция на движущийся объект). Относительно рассмотренной структуры в целом можно говорить как о базовой, включающей наиболее важные компоненты успешной деятельности. В том числе технические, физические, психофизиологические, личностные, которые взаимоопосредованы итоговой результативностью.

соревновательный тактический нападающий спортсмен

Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов характеризуется результатами соревнований. Неуклонный рост последних свидетельствует о методически правильной организации тренировочного процесса (Годик М.А., 1982). Однако, даже по самому высокому результату, показанному на соревнованиях в любом виде спортивной деятельности, невозможно судить об уровне каждого из комплекса показателей, характеризующих подготовленность спортсмена, выявлять его сильные и слабые стороны. Особо отчетливо это проявляется в футболе, где счет матча, выраженный в количестве забитых и пропущенных мячей, далеко не всегда соответствует и соотношению сил противоборствующих команд, и логике протекания конкретного поединка. Ю.Д. Железняк (1979) также отмечает, что спортивный результат и занятое место в турнирной таблице в игровых видах спорта, не всегда отражают уровень мастерства из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении, а также из-за того, что при одинаково высоком уровне мастерства спортсменов всех команд, различное положение их в турнирной таблице неизбежно. Спортивный результат, являясь моделью деятельности спортсмена, в условиях соревнований представляется интегральным показателем, по мнению автора, он лишь констатирует имеющийся факт, но не раскрывает причинно-следственных связей успеха или неудачи команды. Следовательно, помимо знания результата выступления команды, как в отдельных играх, так ив турнирах в целом, необходима дополнительная информация, получаемая непосредственно в ходе игры и характеризующая различные стороны соревновательной деятельности команды в целом, отдельных ее звеньев, линий и игроков. Разработка такой научно обоснованной системы анализа соревновательной деятельности представляет возможность глубокой и объективной оценки как структуры, так и содержания игры. Отсутствие объективной информации о количественных и качественных параметров атакующих и оборонительных действий команды, об их соотношении в зависимости от результата игры и активного противодействия со стороны противника, значительно снижают качество управления командой и в соревновательном, и в учебно-тренировочном процессе.

Особое внимание к изучению соревновательной деятельности в командных спортивных играх связано с целым рядом факторов. В числе важнейших из них можно назвать необходимость общей стратегии подготовки (выбора средств, методов и т.п.), объективизации спортивного результата команды, определения индивидуального вклада каждого из игроков, количественной оценки игровых действий, моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний, отдельных их фрагментов (Портнов Ю.М., 1996). Одной из наиболее важных причин, обуславливающих особую роль адекватной оценки соревновательной деятельности в командных игровых видах спорта, является отсутствие, какой-либо другой возможности, измерить вклад каждого спортсмена в общий результат выступления команды, что в свою очередь позволяет, более корректно, выявить причины успеха или поражения. Кроме того, различные параметры подготовленности, оказывающие влияние на те или иные компоненты соревновательной деятельности, нередко связаны между собой весьма слабо и требуют строго дифференцированной оценки и совершенствования. Поэтому только при условии выявления уровня отдельных составляющих можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности футболиста, разработать оптимальную для него модель и определить пути ее достижения (Шустин Б.Н., 1995).

Анализ специальной научной и научно-методической литературы показал наличие большого числа работ, посвященных различным аспектам контроля и оценки игрового процесса с позиций количественного и качественного анализа.

Результаты проведенных экспериментальных исследований, в основном, используются авторами в целях контроля уровня технико-тактической подготовленности спортсменов (Морозов Ю.А., Бесков К.И., 1977; Зонин Г.С., 1974; Скоморохов Е.В., 1980 и др.), для характеристики уровня специальной выносливости (Зонин Г.С., 1974; Скоморохов Е.В., 1980).

Наиболее согласованной представляется позиция различных авторов по общим принципиальным положениям контроля соревновательной деятельности спортивно-игровых команд. Так, в ходе измерения и оценки соревновательной деятельности практически во всех командных спортивных играх рассматриваются две основные группы показателей:

1) индивидуальные и коллективные технико-тактические действия;

2) двигательные перемещения спортсменов по полю (площадке).

Первая группа показателей в большей степени характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической подготовленности, их функциональных возможностей.

К основным информативным показателям первой группы относятся те, что характеризуют эффективность, объем и разносторонность (разнообразие) командных и индивидуальных технико-тактических действий. При этом объем отражает общее количество выполненных за время игры действий. Под эффективностью понимается соотношение результативных действий и их общего количества. Разносторонность определяется количеством различных вариантов исполнения игровых действий. Кроме вышеназванных показателей предлагается использовать и некоторые другие. В частности, показатели общей и результативной активности, отражающие соотношение, в первом случае, количества выполненных действий к чистому игровому времени, во втором - количества результативных действий к чистому игровому времени игры. В других исследованиях аналогичный показатель обозначается термином «плотность» технико-тактических действий. При анализе соревновательной деятельности двух противоборствующих команд предлагается рассчитывать коэффициент преимущества, как соотношение коэффициентов эффективности технико-тактических действий команд-соперников (Холодов Ж.К. и др., 1984). В работе Ю.М. Портнова (1996) говорится и о возможности расчета такого интегрального показателя игры, как полезность игрока, определяемого по соотношению коэффициентов эффективности, активности соревновательной деятельности и коэффициента надежности, эмпирически определяемого текущим состоянием игрока, степенью стабильности, безошибочности и управляемости его действий в зависимости от сложности и напряженности соревновательных ситуаций.

Объем регистрируемых показателей соревновательной деятельности определяется, в первую очередь, целью проводимого исследования: можно регистрировать возможно большее число информативных показателей, их определенную группу или какой-либо один компонент игровой деятельности, требующий углубленного анализа и оценки (Годик М.А., 1982).

Большое количество работ посвящено анализу результатов обследования двигательной активности спортсменов-игровиков в ходе матча, в частности, определению объема и интенсивности их двигательных перемещений. Получаемые таким образом данные дают возможность выявить закономерности, изучить структуру соревновательной деятельности, а также имеют большую практическую значимость, так как на их основе рассчитываются оптимальные соотношения нагрузки и отдыха в тренировочных занятиях, нормы тренировочных нагрузок для совершенствования отдельных двигательных компонентов соревновательной деятельности (Годик М.А., 1991).

Одним из показателей, также характеризующих качественную сторону игровой деятельности команд, считается и чистое игровое время, то есть то время, в течение которого мяч находится в игре. Модельные показатели чистого и общего игрового времени игры также имеют большое значение при планировании тренировочного процесса, позволяя более корректно моделировать игровую деятельность по временным характеристикам, максимально приближая ее к условиям реальных соревнований (Холодов Ж.К. и др., 1984).

Необходимым условием эффективного управления тренировочным процессом и ходом игры в процессе соревнований является максимально объективная фиксация показателей соревновательной деятельности. Для повышения точности оценки выполнения технических приемов, тактических построений и двигательной активности футболистов в ходе матча применяют различные технические средства и специально разрабатываемые протоколы. В настоящее время применяются три основных метода регистрации технико-тактических действий: видеозапись, аудиорегистрация, графическая запись. Регистрация двигательных перемещений спортсменов до сих пор чаще всего проводится на основе визуальных педагогических наблюдений, в ходе которых на бланке вычерчиваются перемещения спортсменов (направление, длина отрезков), визуально определяется и скорость бега. Возможно также комбинированное применение визуальных наблюдений и хронометрирование. Основной недостаток названных методов заключается в длительной обработки данных и невозможности оперативного получения необходимой тренеру информации. Более перспективным признается автоматизированный контроль технико-тактических действий с использованием компьютерной, а перемещений спортсменов - ультразвуковой и телевизионной техники. Однако в силу ряда объективных причин автоматизированные системы регистрации соревновательной деятельности в спортивных играх не получили пока широкого распространения в нашей стране ни в сфере научных исследований, ни, тем более, в сфере практической деятельности по подготовке спортивного резерва.

Выделяя основные группы методов регистрации технико-тактических действий спортсменов-игровиков, специалисты в то же время отмечают, что применяемые частные методики зачастую не стандартизированы, и на практике тренерам нередко приходится использовать свои эмпирически подобранные формы ведения протоколов. Отсутствие же единых подходов к регистрации показателей игровой деятельности является существенным сдерживающим фактором для дальнейшей объективизации диагностики достигнутого уровня параметров игровой соревновательной деятельности и создания единого банка данных.

Немалую сложность в спортивных играх представляет и сама оценка, то есть унифицированная мера успеха (Годик М.А., 1988), зарегистрированных и рассчитанных показателей соревновательной деятельности: они не всегда информативны по отношению к результату (матча, соревнований) - могут отсутствовать статистически достоверные различия между отдельными показателями, в частности, в выигранных или проигранных матчах, при сравнении команд разной квалификации и т.д., ввиду того, что и результат, и показатели соревновательной деятельности складываются из соотношения сил игроков двух противоборствующих команд во множестве игровых эпизодов.

В некоторых работах предлагается использовать в качестве критерия мастерства командных действий не только взятие ворот соперника или пропущенный гол, но и количество проникающих атак, количество логически завершенных атак и т.д.

В ряде работ (Амалин М.Е., Шилов О.С., Мармаз С.В., 1983) делается попытка обосновать методику объективной оценки индивидуальных технико-тактических действий игрока, связав этот показатель с размерностью результата спортивной встречи двух противоборствующих команд. Авторы выделяют три варианта конечного результата при выполнении игрового действия: положительны(заканчивающийся в пользу своей команды), отрицательный (заканчивающийся в пользу команды соперника) и временно отложенный (когда игра продолжается). Последний вариант, в свою очередь, может иметь лучшие шансы для партнеров или для соперника.

П.В. Осташев (1982) предлагает подразделять игровую активность футболистов на три уровня: высокий, средний и низкий и, установив признаки перечисленных уровней в игровой деятельности, оценивать каждого спортсмена по уровню полезной активности с возможностью проследить динамику последней на всем протяжении многолетней подготовки. Кроме того, исходя из существующих различий в долях участия футболистов на разных стадиях игры, автор считает целесообразным раздельно оценивать полезную активность спортсменов в атаке, при переходе от атаки к обороне, в обороне и при переходе от обороны к атаке (высокая - 0,25 очка, средняя - 0,1 очка, низкая - 0,05 очка).

Важной особенностью футбола является наличие игровых амплуа. Проведенные в этом направлении исследования доказали влияние выполнения различных игровых функций, проявляющегося как в переработке информации, так и в развитии специальных физических качеств, при овладении технико-тактическими приемами. Поэтому каждому игроку, помимо общей игровой подготовленности, необходимо приобрести знания, качества и навыки, необходимые для выполнения определенных функций в команде. В то же время И.Н. Новокщенов (2000), проанализировав результаты комплексного тестирования физической работоспособности и уровня развития ведущих двигательных качеств у футболистов различных игровых амплуа 13-14, 15-16 и 17-20 лет, пришел к выводу, что игровая специализация влияет на структуру функциональной подготовленности спортсменов только на поздних этапах подготовки, начиная с 17-18 лет, когда игровые амплуа вполне четко определены. На начальных же этапах многолетней подготовки существенных

различий в структуре функциональной подготовленности у спортсменов различной игровой специализации практически не наблюдается, а намечаются лишь тенденции различий, обусловленные отбором и начальной ориентацией. Автор связывает это с тем, что на начальных этапах спортивного совершенствования в тренировке практически не производится дифференцировки нагрузок для спортсменов различного игрового амплуа ни по объему, ни по характеру.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы:

1. Оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

2. Оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований. 1 и 2 факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

3. «Применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

4. Эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

5. Мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.


6. Активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

7. Уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре. 6 и 7 факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

8 и 9 - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

10 и 11 - возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

12. Эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОЦЕНКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Г.Ф. ВАСИЛЬЕВ, А.А. НОВИКОВ, Е.Я. КРУПНИК, О.В. ТИУНОВА,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Впервые в боксе проведен ретроанализ результатов участия ведущих боксеров мира в Олимпийских играх современности, что позволило сделать прогноз на будущие Олимпиады. Определены основные манеры ведения поединков, как победителями Олимпиад, так и боксерами, проигравшими бой. Полученные цифровые показатели являются целевыми установками для планирования будущих победных боев.

Ключевые слова: спорт, прогноз, методика,

результат, бокс.

For the first time in boxing held Retro-analysis of the participation of the world"s leading boxers in the Olympic Games of modern times, which made it possible to make a prediction for the future of the Olympics. The basic manner of conducting duels as the winners of the Olympics and boxers lost the fight. These numerical values are the target settings for the planning of future winning fights.

Keywords: sport, prediction method, the result of boxing.

Введение

Спортивная деятельность боксера направлена на достижение победы в личном поединке с соперником или в соревновании в целом и обеспечивается соответствующим его квалификации уровнем технической, тактической, общей и специальной физической и психологической подготовленности . Имеют значение и генетические индивидуальные особенности спортсмена, и индивидуализированные способы подготовки.

Важны также индивидуальные особенности соперника, условия соревнований, жеребьевка и т.д. В видах единоборств результат не зависит от одного какого-либо ведущего качества, как, например, от силы - в тяжелой атлетике, от быстроты - в спринтерском беге и прыжках в длину, от выносливости - в стайерском беге и т.д. Победа в поединке боксеров зависит не только от уровня специальной физической, технической и психологической подготовленности спортсмена, но и от тактики поединка.

В зависимости от специфики соревнований тактика может быть индивидуальной (личной), но иногда учитываются интересы команды (при командных и лично-командных видах соревнований). В единоборствах выделяются отдельно тактика боя и турнирная тактика, так

как соревнования на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, России обычно состоят из нескольких поединков, от исхода которых зависит конечный результат.

Анализируя вопросы построения и совершенствования тактической подготовки в боксе, разные авторы по-разному определяют этот вид тренировочного процесса . Именно оценка соревновательной деятельности является основой совершенствования технико-тактической подготовки и прогнозирования результатов в предстоящих поединках. Первый и важнейший вопрос, встающий перед тренерским советом сборной команды России по боксу в начале 4-летнего олимпийского цикла, является вопрос - что ждет впереди? И действительно, было бы интересно заглянуть вперед и увидеть, хотя бы приблизительно, каким будет бокс финала следующей Олимпиады. Сегодня возможность такого «ясновидения» вполне по плечу современной спортивной науке в связи с имеющимися в каждой команде записями выступления атлетов на Олимпиадах. В боксерской науке уже достаточно продолжительное время применяется анализ видеозаписей боев с последующим расчетом коэффициентов атаки и защиты через просчет ударов, нанесенных боксерами, и ударов, дошедших до цели .

Основные стороны мастерства спортсмена постоянно приводятся в соответствие с особенностями технического арсенала единоборца как реализующего фактора, обеспечивающего результат в соревновательной деятельности .

Методика определения высокого или низкого уровня технико-тактического мастерства спортсмена-единоборца предопределяет, в основном, возможность программирования тренировочного процесса и, соответственно, прогнозирования соревновательного результата как конечного целевого результата тренировки. Лимитирующим фактором этого процесса является недостаточное знание резервных тактико-технических и физических возможностей спортсменов.

Для решения этого вопроса необходимо в условиях соревновательной деятельности изучить основные характеристики этой самой деятельности. И желательно сделать это в ходе наиболее значимых международных соревнований, для которых характерна наиболее высокая степень всех сторон подготовки и наивысший уровень специальной физической подготовленности, обеспечивающей максимальную специальную работоспособность, которая в измеряемых видах спорта приводит к рекордному результату. Поэтому словосочетания «рекордный уровень результата» и «результат на уровне наивысшей специальной физической работоспособности» в спортивной практике фактически являются понятиями-синонимами, поскольку отражают одно и то же - уровень готовности спортсмена к проявлению своих максимальных специфических возможностей, которые в измеряемых видах спорта приводят к победе с рекордным показателем, а в видах спорта, где рекорд невозможно зафиксировать, - к окончательной победе, что на весах спортивной значимости оценивается одинаково - мировой или олимпийской медалью чемпиона.

Методы и организация исследования

По своей структуре форма оценки соревновательной деятельности боксеров имеет двойственную характеристику: 1) Оценку внешних факторов успешности вы-

ступлений (количество боев, успешность выступлений, количество поражений, комплексная оценка побед и поражений, качество побед и поражений и т.п.); 2) Оценку внутренней компоненты, связанной с успешностью или неуспешностью ведения конкретных боев и включающую подсчет количества ударов нанесенных, достигших цели, парированных, оценку скорости ударов, темпа ударов и т.п.

В основу оценки достижений боксеров в соревнованиях была положена классификация по уровню оцениваемого соревнования, согласно занятому месту, количеству проведенных боев и одержанных побед. Однако распределение мест участников какого-либо турнира не всегда соответствует подлинным возможностям спортсменов, особенно в боксе, где жеребьевка и олимпийский принцип выбывания после первого поражения могут вывести из соревнования на предварительных этапах претендентов на призовые места. Поэтому для объективной оценки требуется учитывать итог выступления боксеров во всех соревнованиях по критериям, позволяющим сравнивать достигнутые результаты. В качестве критериев оценки успешности выступления боксеров был взят балл за место, занятое спортсменом в соревнованиях, и за каждую одержанную в них победу. Величина оценки зависела от уровня соревнований.

Составляя балльную шкалу оценок, мы исходили из статистического анализа результатов чемпионатов России, Европы, мира, Олимпийских игр, международных турниров, который показал, что в среднем первое место на чемпионате Европы соответствует третьему месту на Олимпийских играх, первое место на чемпионате России -третьему месту на чемпионате Европы и т.д. По этому принципу была построена шкала оценок всех зачетных соревнований, при этом были использованы статистические данные нескольких лет.

В основу балльной оценки был положен принцип, принятый в спортивной практике при оценке любых соревнований, который предлагает давать за: 1 место -7 очков, 2 место - 5 очков и 3 место - 3,5 очка. В нашем случае дробное значение третьего места нами было округлено до 3-х целых единиц (табл. 1).

Таблица 1

Оценка выступления боксеров в соревнованиях

Основной состав СКР*

1 Олимпийские игры 21 19 17 15

2 Чемпионат мира 20 18 16 14

3 Кубок мира 19 17 15 13

4 Чемпионат Европы 18 16 14 12

5 Международный турнир 17 15 13 11

6 Чемпионат России 16 14 12 10

7 Кубок России 15 13 11 9

8 Всероссийский турнир 14 12 10 8

Окончание табл. 1

№ п/п Наименование соревнования Занятое в соревнованиях место Оценка каждой победы, баллы

Состав юниоров СКР

9 Первенство мира 13 11 9 7

10 Первенство Европы 12 10 8 6

11 Международный турнир 11 9 7 5

12 Первенство России 10 8 6 4

13 Всероссийский турнир 9 7 5 3

14 Первенство автономий 8 6 4 2

15 Первенство республик 7 5 3 1

* СКР - Сборная команда России.

Для оценки соревновательных достижений боксеров и их классификации в каждой весовой категории подсчи-тывались: 1) сумма баллов за занятые места во всероссийских и международных соревнованиях или за количество побед в них; 2) коэффициент успешности выступления как отношение суммы очков к общему количеству боев, в том числе и проигранных в зачетных соревнованиях.

Классификация спортсменов в каждой весовой категории позволяет находить математическое ожидание выигрыша для боксера в его возможном поединке с другим соперником, что является основанием для прогнозирования результатов выступления в будущем.

Постоянно проводимые исследования на основных международных соревнованиях типа чемпионатов Европы, мира и Олимпийских Игр позволили разработать систему автоматизированного анализа соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев . Причем основным критерием отбора и расчета ведущих компонентов двигательной деятельности является их информативность, достоверность и воспроизводимость в условиях тренировочной деятельности, что имеет особенную значимость в случае разработки удачного варианта прогнозирования соревновательного результата и последующего переноса его в особенности процесса подготовки.

Наши многолетние исследования в этой области позволили выделить и обосновать методами статистического анализа значимость следующих шести элементов соревновательной деятельности (СД): надежность защиты (НЗ), эффективность атаки (ЭА), интервал атаки (ИА), длительность атаки (ДА), общее количество боевых действий (КУ), количество успешных боевых действий (УУ). В данной аббревиатуре КУ означает общее количество ударов, нанесенных боксером, УУ -количество успешных ударов, достигших цели.

В боевых ударных единоборствах, где поединок может закончиться после нанесения одного решающего удара, значение надежности защиты подчеркивается изначальным определением бокса как «благородного искусства самозащиты». И здесь необходимо подчеркнуть, что надежная защита напрямую связана с успешными атакующими действиями, что в практике трактуется как «нападение - лучшая защита». Показатель надежности

защиты определяется отношением количества ударов, нанесенных противником, к количеству ударов, не дошедших до цели. Эффективность атаки определяется отношением количества ударов, нанесенных боксером, к количеству ударов, достигших цели.

В научной практике аппроксимирование (описание приблизительной диаграммы рассеивания) производится с помощью математического выражения следующего вида:

V = a + Ь X х,

где а и Ь - реальные значения показателей боевых действий в индивидуальном выражении между Олимпиадами;

х - величина динамики (уменьшающаяся либо возрастающая) в зависимости от вектора этой динамики.

Это математическое выражение называется уравнением регрессии и используется в науке с целью прогнозирования результата спортсменов.

В процессе видеоанализа финальных боев боксеров нами фиксировались следующие первичные показатели: количество боевых эпизодов, время боевых эпизодов, общее количество нанесенных ударов, количество ударов, достигших цели, и скорость атакующих действий.

Для каждого из участников финальных боев были рассчитаны: длительность интервала атаки, эффективность ударов, коэффициент эффективности атаки, коэффициент надежности защиты. При расчете интервала атаки общее время атаки было разделено на количество боевых эпизодов. Коэффициент эффективности атаки рассчитывался делением количества ударов, достигших цели, на общее количество нанесенных ударов и затем полученное число умножалось на 100. Надежность защиты определялась через количество ударов, нанесенных соперником, и количество ударов, достигших цели. Из общего количества ударов вычитались удары, достигшие цели, и полученное число делилось на количество ударов, достигших цели. Таким образом, мы получали реальное представление о том, сколько надо нанести ударов, чтобы один из них дошел до цели, что и определяет эффективность ударов.

Результаты исследования

Полученный в результате видеоанализа и последующей математической обработки материал позволил сделать достаточно аргументированный прогноз на идентичные показатели для финальных боев в Рио-де-Жанейро, который представлен в табл. 2, 3, 4.

Результаты видеоанализа

Последующей математической обработке были подвергнуты индивидуальные показатели эффективности атак и надежности защит у победителей и проигравших в финалах Олимпиад, которые представлены в табл 5.

Таблица 2

финальных боев Олимпиад

Олимпийские игры в: Показатели боев по формуле: 4 раунда по 2 минуты

Барселоне 59 158 238 9 1,5

Атланте 58 136 200 12 1,47

Сиднее 43 90 207 25 2,4

Афинах 40 80 210 30 2,6

Пекине 36 70 215 35 3,0

Лондоне 32 66 213 40 3,4

Обозначения показателей боев: 1 - количество боевых эпизодов. 2 - время боевых эпизодов. 3 - общее количество нанесенных ударов. 4 - количество ударов, дошедших до цели. 5 - скорость атакующих действий.

Таблица 3

Результаты видеоанализа финальных боев Олимпийских игр в период с 1992 по 2012 год

Олимпийские Игры в: Показатели действий за один раунд

Барселоне 15 40 60 2

Атланте 14 34 50 3

Сиднее 11 22 52 6

Афинах 10 20 52 8

Пекине 8 18 50 10

Лондоне 7 16 48 12

Таблица 4

Производные показатели эффективности боев Олимпийских игр в период с 1992 по 2012 г. с прогнозом на Олимпийские игры 2016 г. в Рио-де-Жанейро

Олимпийские игры в: Интервал атаки Эффективность ударов

Барселоне 2,6 1/30

Атланте 2,3 1/16

Сиднее 2,1 1/9

Афинах 1,8 1/5

Пекине 1,6 1/3

Лондоне 1,5 1/2

Прогноз в Рио-де-Жанейро 1,4 1/1

Таблица 5

Эффективность атак и надежность защит у боксеров, одержавших победы в финальных боях и потерпевших в них поражения

№ п/п Город и год проведения Олимпийских игр Коэффициент атак Надежность защит

Победитель Проигравший Победитель Проигравший

1 Барселона - 1992 4,2 1,9 51,9 24,3

2 Атланта - 1996 7,5 3,4 35,6 14,6

3 Сидней - 2000 12,3 7,5 15,7 9,2

4 Афины - 2004 15,1 9,7 13,3 8,1

5 Пекин - 2008 15,3 9,9 14,6 8,7

6 Лондон - 2012 15,2 9,5 13,8 8,4

7 Прогноз в Рио-де-Жанейро - 2016 15,1 9,4 13,7 8,3

Обсуждение

Анализируя таблицы, видно, что и эффективность атак, и надежность защит у победителей примерно в 2 раза выше, чем у проигравших на всех Олимпиадах. В то же время, динамика эффективности атак от Олимпиады к Олимпиаде возрастает и у победителей, и у проигравших, а надежность защит при этом соответственно уменьшается, что также необходимо иметь в виду тренерскому совету. В то же время надо также иметь в виду, каким образом меняется от Олимпиады к Олимпиаде темп выполнения атакующих действий, которые в табл. 1 отражены показателями 5. Изменение регламента соревнований на последних двух Олимпиадах привело к значительному росту скорости нанесения атакующих ударов.

Следующий вид анализа касался так называемого «рисунка» боя, т.е. того, как строят свои бои в финале победители Олимпиад. Было проанализировано изменение показателя общего количества ударов, наносимых в раун-

дах, и по этим показателям формировали сам рисунок боя. В результате проведенного анализа выяснилось, что из общего числа чемпионов на представленных Олимпиадах 42% наращивали количество ударов во 2 и 3 раундах, а в 4 раунде снижали темп, видимо, «сделав свое дело»; 33% -делали бурный старт, во 2 и 3 раундах снижали темп и только в 4 раунде снова его увеличивали; 25% -увеличивали количество ударов от раунда к раунду. Не вызывает сомнения, что и эти показатели необходимо учитывать тренерам сборной команды, если они хотят готовить чемпионов, формируя, соответственно, рисунок ведения боя в 42%, как превалирующий.

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить, что проведенный нами анализ и прогноз сделаны в боксе впервые и, возможно, недостаточно точны, ведь жизнь иногда опровергает самые смелые прогнозы. И тем не менее дальнейшее проведение работы в этом направлении позволит делать все более точные варианты анализа и достаточно близко подойти к реальному прогнозу.

Литература

1. Тиунова, О.В. Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии / О.В. Тиунова, А.Е. Злобин // Вестник спортивной науки». - 2008. - № 3. - С. 16-20.

2. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства. - М., ВНИИФК, 2003. - С. 208.

3. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология - теория, методология, практика. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 408.

4. Новиков, А.А. Стратегия и тактика управления спортивной подготовкой в единоборствах с помощью современной системы научно-методического обеспечения / А.А. Новиков, Г.Ф. Васильев, А.О. Новиков, Р.С. Соляник, Е.Я. Крупник // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 19-23.

5. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: ФиС, 1986. - С. 190.

6. Васильев, Г.Ф., Савин, Г.И. Что предстоит молодежной команде в будущем? / Г.Ф. Васильев, Г.И. Савин // Бокс: Альманах. - М.: Терра спорт, 1999. - С. 49-51.

7. Худадов, Н.А. Прогнозирование олимпийского результата в боксе / Н.А. Худадов, Г.Ф. Васильев // Сборник научных трудов ВНИИФК за 2000 г. - М.: ВНИИФК, 2001. - С. 266-268.

8. Ванаев, Г.В. Индивидуализация тренировочной нагрузки в процессе подготовки боксеров высокого класса с учетом их личностных и психофизиологических особенностей / автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1979. - С. 18.

1. Tiunova, O.V. Marketing mobile technologies applied to the problems of sports psychology / O.V. Tiunova, A.E. Zlobin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. -No. 3. - Pp. 16-20.

3. Kuramshin, Y.F. Sport recordology - theory, methodology, practice. - M.: Soviet Sport, 2005. -P. 408.

4. Novikov, A.A. Strategy and tactics of management of sports training in the martial arts with the help of a modern system of scientific and methodological support / A.A. Novikov, G.F. Vasil"ev, A.O. Novikov, R.S. Solyanik, E.Ya. Krupnik // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. -No. 1. - Pp. 19-23.

5. Balandin, V.I. Forecasting in the sport / V.I. Balandin, Yu.M. Bludov, V.A. Plahtienko. - M.: FiS, 1986. - P. 190.

6. Vasil"ev, G.F. What will the youth team in the future? / G.F. Vasil"ev, G.I. Savin // Boxing: Almanac. - M.: Terra Sports, 1999. - Pp. 49-51.

7. Hudadov, N.A. Prediction of outcome in Olympic boxing / N.A. Hudadov, G.F. Vasil"ev // Collection of scientific works VNIIFK for 2000 y. - M.: VNIIFK, 2001. - Pp. 266-268.

8. Vanayev, G.V. Customization of training load in preparation of high-class boxers taking into account their personal and psycho-physiological characteristics / author. Diss. ... Cand. Ped. Science. - M., 1979. - P. 18.

9. Polozov, AA. Ranking in the sport yesterday, today and tomorrow. - M.: Soviet Sport, 2007. - P. 314.

Спортивная борьба в пауэрлифтинге проводится с косвенным влиянием со стороны соперника. Чтобы победить равного по силам соперника или показать свои наилучшие результаты, атлету нужно наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении подходы к штанге и возможно лучше распределить свои силы. Намеченному тактическому плану должны соответствовать организация тренировок и «схема» выступлений на соревнованиях. Организационные мероприятия проводятся заблаговременно, и непос­редственно перед соревнованиями, и на самом соревновании.

Мероприятия, проводимые задолго до соревнования, преследуют, в частности, цель так организовать тренировку, чтобы атлет заранее мог адаптироваться к специфическим условиям соревнования. Для этого необходимо установить, когда, где и в какое время суток оно будет проводиться. Чтобы составить себе представление о продолжительности соревнований, внести коррективы в расстановку атлетов по весовым категориям, оптимально спланировать начальные веса, важно знать, сколько тяжелоатлетов участвует в каждой весовой категории и кто именно.

В мероприятиях, проводимых непосредственно перед соревнованиям, уточняются сведения о сопернике. О его результатах в приседаниях и жиме лёжа на тренировках. О состоянии спортивной формы, о результатах, показанных на последних соревнованиях, о его весе сейчас и весе при достижении лучших результатов. О степени легкости подъема: штанги на соревновательных тренировках, о зависимости достижений в жиме лёжа и становой тяги, об его вероятной тактической установке. Все это подлежит оценке.

Предварительный план тактических действий - расчет подходов, определение размеров весовых надбавок основывается на ряде очень значимых многогранных, и сочетающихся между собой факторов Физической, спортивно-технической и психической работоспособности атлета. Тщательно наблюдая за ним в процессе тренировки и контролируя его достижения, тренер должен перед соревнованиями иметь четкое представление о возможностях своего подопечного.

План расчета подходов надо составлять заблаговременно и достаточно точно, чтобы непосредственно перед началом соревнований не возникли сомнения. Возможны коррективы плана в процессе соревнований, нередко они зависят от факторов, связанных как с соперниками, так и с самим спортсменом.

Важную тактическую задачу спортсмену приходится решать во время взвешивания перед соревнованиями. Атлет, у которого меньше вес на взвешивании, будет победителем в случае одинаковой с соперниками суммы троеборья. Поэтому он может добиться победы, дублируя подходы соперника.

Иногда атлеты настолько свыкаются с намеченным планом выступления, что потом не решаются даже на крайне необходимые поправки и изменения в ходе соревнований. Важно всегда быть готовым к возможным тактическим коррективам, если этого потребуют обстановка, самочувствие.

В ходе разминки перед соревнованием тренеру особенно важно определить работоспособность, координационные возможности, общее самочувствие, психологическую готовность спортсменов. Тренер должен не только уловить технические ошибки атлета, но и определить, насколько он в состоянии управлять своими эмоциями, как относится к предстоящему выступлению: хочет соревноваться или готовится к выходу на помост как к неприятной необходимости.

Первый подход (к начальному весу) в приседаниях, жиме лёжа, становой тяги очень ответствен, к нему нужно относиться с полной сосредоточенностью. Удачный подъем штанги в первом подходе дает возможность избежать нулевой оценки, прочувствовать вес, настроиться, приобрести уверенность в успешности следующих подходов. Благодаря этому возможные сомнения, тревога уступают место соревновательному энтузиазму, необходимой мобилизационной готовности.

Во втором подходе ставится задача развить успех и, как правило, показать наилучший по уровню готовности атлета спортивный результат. В зависимости от удачи первого подхода, легкости выполнения упражнения, самочувствия атлета, варианта надбавки веса и действий противников вес штанги во втором подходе может увеличиваться на 2,5, 5, 7,5, 10 кг и более.

Увеличение веса штанги для второго, подхода на 2,5 кг практикуется редко, обычно в тех случаях, когда начальный вес поднят с очень большим трудом или· для выигрыша соревнований можно ограничиться минимальной надбавкой. Как правило, атлеты набавляют по 5 кг. Увеличение веса штанги на 7,5 кг осуществляется, когда атлет уверен в успешном подъеме штанги и в то же время такой надбавки достаточно для победы или она заставит соперника идти на сомнительный для него вес.

Вес штанги во втором подходе на 10 кг увеличивают чаще всего тогда, когда начальный вес поднят безупречно и с исключительной легкостью. Кроме того, в случае неожиданного срыва при следующем подходе он не сможет повлиять на занятое место. Такая надбавка веса может быть целесообразна и в ситуациях, когда для победы необходим риск.

В третьей попытке атлеты пытаются увеличить свой предельный результат или компенсируют неудачу второго подхода (с тем же весом штанги), а иногда для проверки своих возможностей пытаются поднять рекордный для себя вес. Надбавка веса штанги для третьего подхода чаще всего 2,5 кг, реже 5 кг и в исключительных случаях больше.

Успешное выступление команды в соревнованиях зависит от качества выступления каждого зачетного участника. Нередко тактические просчеты приводят к нулевым оценкам. Поэтому в ответственных командных соревнованиях завышения начальных весов недопустимы. Прежде всего, необходимо следить за весовым режимом участников: учитывать, при каком лишнем (сверх нормы) весе были показаны предельные результаты на тренировках.

Важно знать, как велико влияние сгонки веса на результат. Исследования и обобщение опыта выступлений в соревнованиях показывают, что сгонка веса тела спортсмена на 2 кг приводит к снижению результата до 2,5 кг при сгонке веса на 2- 3 кг - уже до 5 кг. При сгонке веса на 3- 4 кг результаты уменьшаются на 5 кг и более. При уменьшении веса на 4- 5 кг результаты снижаются на 7,5 кг.

В ответственных командных соревнованиях тактический план обсуждается совместно с тренером и командой. Здесь необходимо, действовать, прежде всего, в интересах коллектива. Поэтому начальный вес на таких соревнованиях должен быть на 7,5 - 10 кг. А иногда, и на 15 кг меньше предельного результата на данном этапе подготовки спортсмена. Очень осторожно определяется начальный вес для атлетов, сгоняющих вес, и для атлетов, перешедших в следующую весовую категорию. Новый предельный результат, впервые показанный на пред соревновательных тренировках, еще не дает основания считать, что он будет, достигнут и в соревновательной обстановке. Таким: атлетам опасно начинать соревнования с веса штанги, который еще ни разу не был поднят на соревнованиях.

Учитывая техническую подготовленность атлета, стабильность его техники выполнения и влияние на этого спортсмена соревновательной обстановки, заявляют тот начальный вес, с которым он может справиться достаточно уверенно. Если спортсмен перевозбужден на соревновании, то возрастает вероятность ошибок в его выступлении. К такому же результату приводит и небрежное отношение к технике выполнения классических упражнений на тренировках.

К тактическим действиям в условиях напряженной борьбы с равноценными соперниками относится дезинформация противника о планируемом начальном весе штанги. Заявив при взвешивании очень малый или чрезмерно большой вес, атлет окончательно заявляет нужный вес непосредственно перед вызовом на помост, что нередко заставляет соперника ломать свой тактический план.

Иногда атлет, удовлетворенный успехом в первом подходе, снижает свою активность, требовательность к себе, что может привести к неудаче в последующих подходах. Необходимо поддерживать мобилизационную готовность до конца соревнований.

Успех тактических действий во многом зависит от точности определения предельных результатов в упражнениях в данный момент, от выбора целесообразной степени риска, от выдержки спортсмена, а также от веса тела, от жеребьёвки, от ряда факторов подготовки атлета к данному соревнованию.

Список литературы

1.БалькоП.А . Алгоритмы анализа и управления временной структурой и структурой соревновательной деятельности в пауэрлифтинге/ П.А. Балько//Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008 № 3(37) . – С 16-18

2. Глядя С. А.,и др. , Стань сильным.Книга 1 /С.А.Глядя., М. А Старов., Ю. В Батыгин // Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга. –Укр.:1997. 33с.

3.ХолоповВ.А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов. автореф. дис. канд. Пед. наук: 13.00.04 / В.А.Холопов. – Москва., 2008.