Правильная посадка. Посадка гитариста и постановка рук на гитаре Положение гитары при игре

Посадка и постановка рук гитариста - это основа обучения игры на гитаре, фундамент исполнителя. Какая постановка рук для гитары правильная? Какая посадка?

Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).

Понятие «постановка»:

Удобная для игры посадка;

Правильное положение инструмента;

Правильное положение рук и их движение.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:

а) устойчивость инструмента;

б) свобода движений.

С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека. Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.

Важна «экономия действий». Не совсем расслабленно, но и не слишком напряженно, гитара не должна становиться тренажером для мышц. Нужно рассчитать оптимальную силу зажатия для себя. Но это все индивидуально, не нужно над этим слишком задумываться,правильная посадка это не цель, а средство к достижению качеств исполнителя.

При занятиях гитарой дома нужно использовать твердый стул , так же подойдет табуретка. Не диван, особенно мягкий, тело проваливается, спина изгибается, одно плечо может заваливаться выше другого, это недопустимо, так как может привести к проблемам со спиной в будущем.

Спина должна быть прямая . Обратные ситуации чреваты искривлением позвоночника, усталостью. Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее.

Плечи ровные , без перекосов. Иногда человек может завалиться в какую-то конкретную сторону для «псевдо» удобства при игре, для того чтобы быть поближе к грифу, это тоже может привести к заболеваниям спины, неровной осанке.

Локоть не должен прижиматься к корпусу гитары , он достаточно свободно «болтается» в почти расслабленном положении и занимается направлением руки.

При игре на классической гитаре используется классическая постановка с использованием подставки . Подставка ставится под определенную ногу, гриф гитары поднимается. Это положение помогает держать гриф в удобном месте для глаз, не перегружать спину.

Посадка (2 часть)

Постановка рук

Обозначения:



Правая рука на гитаре, правильная постановка

Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.

При игре правая рука ставится по принципу правила креста , то есть большой палец как-бы перекрещивается с указательным пальцем (образует крест).


Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.

Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев

Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.

Запястье поднято над декой, оно не должно лежать плашмя. Будут глушиться струны, и это достаточно неудобное положение.

Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.

При игре любых мелодий или гамм, чередуем пальцы i , m . Играть одним пальцем - моветон и путь в никуда в техническом плане. Потому что, рано или поздно вы столкнетесь с тем, что не сможете сыграть более быстрые и сложные произведения. А переучиваться будет очень не легко.

Положение правой руки – примерно возле конца розетки.



Левая рука на гитаре, правильная постановка

Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.

Обязательное расстояние между пальцами, ладонью и грифом (принцип яблока) , как будто между грифом и ладонью лежит воображаемый спичечный коробок.

Форма руки - округлая .

Между пальцами воздух, расстояние.

Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.

С обратной стороны грифа стоит, не лежит и не заваливается большой палец, примерно в районе первого и второго пальца с передней стороны грифа.

Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.

Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.

Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.


И помните! Если у вас закреплены неправильные (или не совсем правильные) навыки - никогда не поздно начать переобучение!

P.S. Посмотрите еще видео о постановке правой руки, поставить правильно правую руку - наиболее сложно и важно.

Длительность занятия - 2 минуты

Ты купил гитару, распаковал ее и готов начать занятия. В этой статье я объясняю тебе, как правильно держать гитару и медиатор .

Посадка гитариста

Существует 2 основные посадки гитариста: классическая посадка гитариста и современная. Обе эти посадки правильные и имеют свои преимущества и недостатки. Чуть ниже ты можешь сравнить их и выбрать ту, которая подходит тебе больше всего.

Правила оптимальной посадки

Держи спину максимально прямо

Твои плечи должны быть свободными и не напряженными

Предплечье и плечо обеих рук должны находиться приблизительно под прямым углом

Хват левой руки

Обращай внимание на то, чтобы большой палец левой руки находился приблизительно на высоте остальных пальцев, расположенных на грифе или даже немного ниже. (Это не аксиома, большой палец может быть и выше остальных при игре, к примеру, )

Свои пальцы ставь как можно ближе к соответствующим ладовым порожкам для того, чтобы избежать дребезжания или, наоборот, "поглощения" звука.

Правильный хват медиатора

Медиатор нужно держать между указательным и большим пальцем. При ударе о струну, медиатор немного сгибается.

Правильный хват медиатора положительно влияет на эффективность игры на гитаре.

P. S. Жду ваших комментариев, а также перепостов с помощью кнопок социальных сетей. Это всё позволяет моему любимому делу развиваться и дает стимул к созданию новых классных курсов для вас.

Два наиболее распространенных вида посадки — это классическая (чаще называемая академической) и современная эстрадная. Далее мы подробно рассмотрим каждую из них акцентируясь как на плюсах так и на минусах.

Классическая посадка при игре на гитаре

Данная посадка наиболее распространена в среде академических музыкантов и именно такой посадке учат в музыкальных школах. Основной целью классической посадки является уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке даже отпустив гриф левой рукой гитара должна устойчиво оставаться на месте.

Как мы видим достигнуть такой посадки без подручных средств не возможно. Для того что бы гитара упиралась в правое бедро, левая нога должна быть немного приподнята, буквально на 10-15см. Для этого используются специальные подставки. Однако если по каким то причинам найти такую подставку не получилось, ее можно спокойно заменить какой — нибудь коробкой.

Достоинства

  • Гитара фиксируется только ногами;
  • Гриф поднимается до такого уровня, что левая рука не искривляется в запястье, но при этом пальцы легко достают то самых толстых струн, что очень удобно не только для академических произведений, но и современной скоростной игры.

Недостатки

  • Как говорилось выше без дополнительных средств такая посадка невозможна, и как следствие не всегда уместна, в особенности если вы просто хотите играть любимые песни у костра;
  • В таком положении инструмента играть «боем» не совсем удобно, так как правая рука придерживает деку и как следствие экспрессивность исполнения страдает.

Эстрадная посадка при игре на гитаре

Не смотря на очевидные плюсы классической посадки в современной музыке она не прижилась, в основном из-за того, что в наше время гитарная музыка, как правило основана на пульсирующем ритме и груве, а академическая посадка не располагает к экспрессивной манере игры.


Как мы видим на фото только один музыкант (Джин Симонс) придерживается чего-то близкого к классической посадке.

Суть эстрадной посадки заключается в том что гитара лежит на правом бедре, при этом гриф уравновешивается левой рукой. В таком положении инструмента правая рука не напряжена, что позволяет без лишних усилий играть «боем». Больше всего она подходит поющим гитаристам.

Достоинства

  • Наиболее удобная посадка для игры ритмических партий с сохранением нужной динамики и экспрессии;
  • Оптимальное положение гитары при аккомпанементе собственному вокалу;
  • Кроме стула нет необходимости в дополнительных приспособлениях.

Недостатки

  • В следствии того, что точка опоры только одна и гитару невозможно зафиксировать лишь ногами, приходится постоянно придерживать гриф, что может быть неудобно в начальный период обучения

Игра на гитаре стоя

Отдельного упоминания заслуживает игра стоя. Многие начинающие музыканты, под влиянием кумиров спешат с игрой стоя и начинают практиковать такое положение инструмента, чуть ли не на следующий день занятий.

Делать так не стоит, в начале нужно сосредоточится на посадке сидя после чего со временем, не спеша переходить к положению стоя.


Заключение

И постепенно наращивая технические и теоретические навыки переходить к положению стоя, без которого как правило концертная деятельность мало возможна, если вы конечно не Роберт Фрипп, постоянно играющий все концерты сидя.

4 1

Всем привет сегодня вы научитесь основам звукоизвлечения, вы узнаете, как образуется звук и за счет чего это происходит. Я расскажу о том, как правильно сидеть, как правильно держать гитару, поговорим о постановке рук и перейдем к практике, выучим несколько основных переборов и ритмических рисунков.

Как сидеть?

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы сидя держать гитару, это правильно сесть, но что же такое правильно? Те или иные правила когда-то придумали определенные люди для других людей их эпохи. Поэтому много чего сейчас в Российской музыкальной образовательной системе устарело или не целесообразно применяется.

Итак, самое главное правило, это удобство и раскрепощенность . У вас ничего не должно быть пережато, держите гитару свободно, вы не должны быть в напряжении, чтобы вы могли спокойно двигаться и правильно играть.

Мы будем начинать, конечно же, с позиции сидя, это самая удобная позиция, положим гитару на правую ногу и тут есть нюанс, вы часто видели, что люди играющие сидя на гитаре кладут ногу на ногу, это, понятное дело, делается для того, чтобы держать гитару повыше, потому что так удобнее. Если вам так удобно, то можете также держать гитару.

В зависимости от того где вы будете сидеть, будет положение ваших ног. Выбирайте как вам удобно держать ! Когда мы правильно и удобно сели стоит переходить к постановке рук. Правую руку очень часто советуют округлять (особенно в муз. школах). Это правильно для классической гитары, для классической посадки и для классической музыки. Но это очень неудобно для остальных музыкальных направлений. Поэтому руку держим в средней позиции.

Постановка правой руки

Большой палец отвечает за 6.5.4 струны, указательный за 3. средний за 2. безымянный за 1. Запомните это как своеобразную молитву. 6.5.4 Струны дергаем большим пальцем, делая плавное движение вниз. 1.2.3 Струны дергаем предназначенными для каждой струны своим пальцем вверх. Посидите хотя бы минут 5 и подергайте все струны, привыкайте к тому, что все должно быть на своем месте. Найдите ту середину, когда струна звучит не совсем тихо и не совсем громко. Так, с техникой разобрались, давайте теперь поймем, как образуется определенный звук.

Вы, наверное, заметили, что все струны отличаются по толщине и издают разные ноты. Можете натянуть резинку и попробовать её дернуть, она тоже издаст звук, только тихий . Во-первых, потому что натяжение недостаточно, во-вторых, потому, что сам звук расходится сразу во все стороны.

Так вот в гитаре натяжение довольно большое и есть деревянный корпус, где звук резонирует и выходит из резонаторного отверстия. Именно поэтому для акустической гитары важно, из какого дерева её делали и как сушили. Надеюсь, с этим все понятно.

Постановка левой руки

Переходим к левой руке. Возьмите гитару, упритесь большим пальцем в середину грифа сзади. Он будет давать сопротивление остальным пальцам. Остальная кисть должна быть свободна, нигде не должно быть зажатости. Теперь нам нужно зажать первую струну на 7 ладу. Итак, научимся вычислять, где какой лад находится.

Считаем от пера грифа по порядку, находим 7 лад и прижимаем указательным пальцем струну. Прижимаем подушечкой пальца, рядом с самим ладовым порожком, так будет легче и удобнее .

Пока оставим в покое левую руку . Итак, правой сыграем простой перебор, играем 6 большим пальцем, потом 3 указательным, далее 2 средним, 1 безымянным, потом снова 2 средним и 3 указательным, играйте это в очень медленном темпе и аккуратно, лучше медленнее, но верно, чем быстро и с ошибками. Когда это станет у вас хорошо получаться, подключим левую руку, зажмем нашу первую струну на 7 ладу, а правой рукой сыграем то же самое.

Потренируйтесь теперь играть так. Когда немного привыкните, перейдем дальше. Сдвинем наш указательный палец на 5 лад. Потом на 3 и потом на 2. Теперь давайте соединим все вместе. Обязательно посидите и поиграйте это в медленном темпе, это и есть репетиция, это и есть ваши первые упражнения. Самое сложное в первые 3–4 недели, далее продвигаться станет полегче. Итак, когда у вас, получится так играть, сменим рисунок правой руки.

То есть перебор, мы будем играть другой. А левой рукой делать все то же самое. Итак, играем 6. 3–2–3 1 3–2–3, этот перебор называют восьмерка (потому что тут восемь нот) Поиграйте, в медленном темпе не прижимая ничего левой рукой, а когда начнет получаться, подключайте левую руку . И выучим еще один перебор 6 1–2–3 1–2–3 1.

Бой

Далее, перейдем к ритмическому рисунку (в простонародье бой) . В бою есть два основных аспекта, это удар вниз и удар вверх, они чередуются и создают тот самый ритмический рисунок. Но для того чтобы их чередовать нужно научится правильно бить вниз и вверх по отдельности. Сложите пальцы в ОК и немного подвиньте большой палец, чтобы он давал сопротивление указательному. Бейте по струнам вниз указательным пальцем именно ногтем, так звук будет более четкий.

Следите за тем, чтобы удар был не слишком сильный и не слишком слабый. Удар вверх делается двумя способами либо подушечкой указательного пальца, Либо оставляем наши пальцы в таком же положении, как и при ударе вниз и делаем удар вверх ногтем большого пальца (кстати, посоветую отрастить небольшие ногти на правой руке, так будет удобнее).

Когда у вас хорошо получится делать как удар вниз, так и удар вверх, выучим наш первый ритмический рисунок .
Приглушите струны левой рукой, просто положив на них кисть, но не прижимая к самим ладам и играем вот так: Вниз-вниз вверх-вниз вниз. Обязательно тренируйтесь в медленном темпе, это не соревнование, это тренировка и наработка техники.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Хотя речь пойдет о посадке гитариста при игре на классической гитаре, следует заметить, что при игре стоя, причем как на акустической, так и на электрогитаре, расположение гитары примерно одинаково (разве, что гитара при игре стоя распологается несколько ниже). Поэтому, лучше привыкнуть играть именно в классической посадке, чтобы в дальнейшем, когда придется играть стоя, не было дискомфорта и Вы чувствовали себя свободно.

Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для женщин).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положение правой руки.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке.

Положение левой руки.

Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Пальцы должны стоять на струне, а не лежать. Локоть не прижимайте к туловищу и не отводите в сторону - это помешает зажимать струны.

Запомните ощущения в таком положении, отставьте гитару, а потом опять возьмите. Необходимо запомнить это положение и научиться не напрягаться. Если Вам сначала покажется неудобно - не беда, это дело привычки, а когда привыкните, по-другому держать гитару при игре уже не сможете.