Восточные духовные практики. Православный взгляд на йогу

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5 ), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

Дешане Жан-Мари. Христианская йога. - Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 - 39.

Кажется, только ленивый сегодня не занимается какими-либо восточными практиками. Но вовсе не потому, что это модно, а потому что это – отличный способ восполнить свои жизненные силы.

Текст: Любовь Астафьева

Восточные практики - самый быстрый и естественный способ на пути к здоровью, внутренней гармонии и молодости, они придают нам сил и восстанавливают энергетический баланс. В Индии жизненную энергию, от недостатка которой прежде всего страдает наше тело, называют «прана», в китайском даосизме – «ци». И именно восточные практики лучше всего способны наполнить вас этой энергией.

Йога

О йоге сегодня знают даже дети. Еще бы, это самая популярная восточная практика, родом из Индии. Существуют разные школы йоги – Хатха-йога, Айенгара, Аштанга… Есть для беременных и «горячая йога», Кундалини-йога и Флай-йога в гамаках. Почему она стала так популярна среди людей, весьма далеких от восточной культуры? Во-первых, это ряд гимнастических упражнений, развивающих гибкость и оздоравливающих тело в прямом смысле. Во-вторых, йога укрепляет дух и расширяет сознание. Задача йогина - находясь в асане (какой-либо позе), - заглянуть в свою сущность и навести там порядок. Люди, занимающиеся йогой, уверяют, что таким образом она восстанавливает и психологическое здоровье, «окрыляет».

Тай-цзи

Популярная китайская оздоровительная гимнастика основана на «боевой» основе, но внешне, скорее, похожа на танец. Эта энергетическая практика рекомендована тем, кто чувствует себя опустошенным, выжатым, как лимон. Тай-цзи учит взращивать в себе энергию и наполнять ею тело, оздоравливая его от макушки до пяток. Так же, как и йога, тай-цзи проповедует неразрывность физики тела от сознания.

Цигун

Эта древняя китайская гимнастка гораздо проще, чем тай-цзи или йога, с ней справится даже физически неподготовленный человек, но эффект от нее не менее мощный. В самом названии прочитывается энергия и жизненная сила «ци», и именно распределением энергии эта гимнастика и занимается. Она помогает брать энергию у природы и "двигать" ее по своему телу. Плавные и простые движения цигун – это еще и философская концепция, требующая концентрации. Практика цигун освобождает от телесных зажимов и энергетических блоков, что способствует духовному очищению и оздоровлению организма.

Медитация

На первый взгляд медитация кажется самой простой практикой – сиди себе и расслабляйся. Да, она действительно не требует физической подготовки, но вот внутренней работы требует еще какой. В буддизме медитация — неотъемлемая часть жизни тех, кто стремится к духовному просветлению. Практикуя медитацию, вы учитесь управлять своими эмоциями. Медитация снижает тревогу, помогает справляться со стрессом и депрессией, развивает альтруизм, делает нас более доброжелательными. Кроме этого, медитация улучшает наше здоровье: избавляет от хронических болей, болезней и нервных расстройств, зависимостей, замедляет старение организма.

Древняя женская храмовая практика

Древняя женская храмовая практика адресована женщине с целью вернуть ее женское начало, приобщаться к сакральным знаниям о своей природе, предназначении, быть посвященной в тайны женского пути. Она состоит из различных оздоровительных форм дыхания, упражнений и медитаций, ведущих к состоянию неизменного умиротворения. Храмовая практика связана еще и с лунными месячными циклами, следуя правилам которых, женщина гармонизирует свою энергию. В результате мы учимся управлять своими эмоциями, укрепляем здоровье и продляем молодость.

Танец Мандала

Танец Мандала - это практика, основанная на плавных танцевальных движениях, чем-то напоминающих "танец живота", способная раскрыть природную женственность. Эта техника сделает ваше тело гибким и пластичным, избавит вас от блоков и зажимов, впустит в ваше тело расслабленность и мягкость, наполнит вас радостью жизни, научит наслаждаться каждым ее мгновением. Танец Мандала – это красиво и полезно одновременно. Практикуя технику этого танца, вы уже через 3-4 недели станете грациозной, обретете плавную походку, станете увереннее в себе, научитесь расслаблять тело и сознание, избавитесь от стрессов и тревог, разбудите свою женственность.

Даосские женские практики

Тайные даосские практики - это древняя система самосовершенствования женщины, где сексуальная энергия не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Эти практики «тайные» не потому что о них никто не знает, а потому что они невидны, незаметны для посторонних глаз. Женщины, практикующие их, умеют управлять своей внутренней энергией в любых жизненных ситуациях - на работе, на прогулке, в постели. Кстати, о постели - это идеальная практика для тех, кто потерял интерес к сексу. Тайные даосские практики - это простые и удивительно эффективные техники, которые учат взаимодействовать с мужской энергией, управлять своим желанием, возбуждением и потоками оргазмической энергии.

Познакомиться с этими практиками вы можете на мастер-классах в Центре преображения женщины, а так же в рамках фестиваля «Радуга любви», который пройдет в Екатеринбурге с 22 по 24 апреля 2016 года. Один из семинаров фестиваля будет посвящен именно восточным практикам: «Женские практики, гармонизация Инь Ян». Записаться на участие в фестивале и ознакомиться с его расписанием, в котором вас ждем много интересных тем .

Сегодня часто можно услышать, что восточные духовные практики йоги, медитации и прочие способы «очистки энергетики» очень похожи на христианский опыт поста и молитвы. К сожалению, в наши дни широко распространена точка зрения, что «одно другому не мешает», и вполне допустимо быть «глубоко верующим» христианином и развивать свое тело и дух с помощью тех средств, которые нам предлагает другая культура. Тем не менее, между восточными способами духовного совершенствования и христианской аскетикой есть немало непреодолимых противоречий. Незнание о них может привести к нравственным и психическим расстройствам, а в конечном счете - к духовной гибели человека. Настоящая статья посвящена попытке ответить на вопрос, чем же отличается восточная духовность от той богатой православной аскетической традиции, корни которой мы видим в Священном Писании, а плоды - в сонме отцов-аскетов, своей жизнью и творениями показавших высоту христианского подвига.

На первый взгляд может показаться, что представители восточных культов мыслят в христианском ключе. Так, они утверждают, что «целью йоги...является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом». Звучат даже недвусмысленные призывы к тому, что мы называем обожением, как то: «человек должен стать божественным через осуществление божественного». Интересно, что индуизм, буддизм, а также другие, менее распространенные культы Востока, не предлагают четкого, богословски осмысленного, учения о Боге, о Его свойствах и пр. Та догматическая стройность, которая хранится в недрах Православной Церкви, на Востоке отсутствует. Но это даже не самое главное. Важно обратить внимание на ту основу, на которой зиждется стремление к Богу в христианской молитве и йоговской медитации.

Джон Уайт, автор книги «Что такое просветление», отмечает, что внутри каждого человека находится «желание разрешить загадку существования». С этой целью человек через самопознание погружается в самого себя. Что же он там находит? «Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами... Она - это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле».

Теперь посмотрим, что нашел в себе выдающийся духовный наставник XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов), всю жизнь свою посвятивший Богу (из них 30 лет в монашестве). «Что же вижу я в себе? - Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего». Обратимся к другому примеру. Вот что говорит о себе величайший из израильских царей - Давид, двор которого утопал в блеске золота: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37: 4-5); «... яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися» (Пс. 87: 3).

Познание себя в том виде, который предложил нам свт. Игнатий, существенно необходимо для здоровой духовной жизни, так как «горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель» (свт. Игнатий Брянчанинов, О чтении Евангелия / Аскетические опыты, Т. 1.). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - учит Спаситель, - Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Человек смотрит в себя, по неразумию своему надеясь найти свет. Но вместо света обнаруживает бездну ада, готовую поглотить его. Тогда в чувстве смирения и покаяния он обращает свой взор к Источнику света - к самому Богу. Он не боится быть отвергнутым, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11: 28-30). Здесь нет места для уныния и отчаяния (как может показаться людям, не имеющим опыта жизни в Церкви), но есть надежда и истинный свет, который даруется верой в искупительный подвиг Иисуса Христа. Каждый раскаявшийся грешник, погрязший в тине своих беззаконий, с подлинной радостью блудного сына находит рядом с собой Говорящего: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23-24). На следующей за покаянием и прощением ступени мы вдруг обнаруживаем, что Господь, обращаясь к грешнику, называет его «сыном» и приглашает на пир вечности в честь его возвращения. И только теперь уместно говорить о радости и свете, которыми может временами сопровождаться духовный опыт. Главным критерием, при помощи которого мы можем отличить истинную духовную радость от бесовской прелести, является смирение. Если радость о Боге сопровождается сокрушением и смирением сердца, если в нас нет возношения и тонкой гордости, то чувства наши от Бога. «В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении», - пишет преп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26:91). При этом важно уметь отличать истинное смирение от ложного, потому что враг рода человеческого часто под видом смирения влагает в душу яд тщеславия и гордости.

Пожалуй, именно слово «покаяние» отличает подлинно христианский духовный опыт от всевозможных восточных духовных практик. Йога предлагает раскрыть скрытые способности, прийти к гармонии с собой, миром и людьми, достигнуть физического и духовного совершенства. Внешне это звучит привлекательно и убедительно, но не нужно забывать смотреть глубже внешней оболочки. Внутри же вся восточная духовность основана на самосовершенствовании при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений, произнесении определенных слов (мантр) и пр. Как видим, в этом стремлении к совершенству нет ни слова о первоначальном человеческом несовершенстве. И, что самое страшное, нет ни слова о Боге, помощью Которого мы, грешные, осознав свою немощь, стремимся совлечь с себя плотские ризы ветхого человека и облечься в нового, преображенного благодатью Иисуса Христа.

Христианство же предлагает путь к истинному совершенству. Следуя за Христом, человек отрекается от того греха, с которым он сроднился. Утвердившись в смирении, сокрушив свое тело, ум и сердце покаянием, он с надеждой предстоит перед Богом, ожидая помилования. В ответ на искреннюю молитву Господь дарует освобождение от страстей и душевный мир. Человек постепенно преображается. В своем предельном выражении это преображение заключено в словах апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь при этом не идет о том, что Христос подавил человеческую личность и заменил ее Собой. В словах Апостола мы имеем пример встречи двух свободных личностей, при которой человек «становится по благодати тем, что Бог есть по Своей природе» (В. Лосский). Вот истинное обожение, основой которого является покаяние и сознание собственной духовной нищеты, а вершиной - возрастание в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), когда ум, чувства, желания, воля человека совпадают с умом, чувствами, желаниями и волей самого Бога. Лишь христианство в силах предложить такую глубину духовного восхождения.

Восточные духовные практики предлагают путь к обожению без покаяния. Но если под зданием духовной жизни не будет прочного камня смирения, то в основу нашего стремления горе непременно ляжет гордость и сладкая убежденность в собственном «совершенстве». Лукавый бес, искушая наших прародителей, предложил им вкусить запретный плод и стать, как боги. Господь наш Иисус Христос также говорил своим ученикам (напоминая им слова пророка Давида): «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34; Пс. 81: 6). Но если слова первого все человечество в лице Адама и Евы привели к падению, то слова Христа открыли нам путь к возрождению от смерти в жизнь вечную. Наверное, вся разница в том, что перед призывом Господа к обожению были уничтожающие всякую гордость и слепое самолюбие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), - и, - «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Даниил Салищев

Восточные практики могут нанести серьезный вред западному человеку, такой вывод можно сделать прочитав информацию ниже ↓

Найдя ключи здоровья физического тела в глубинах психики, древние мастера Востока достигали удивительных высот самосовершенствования. Знания о чудодейственных восточных практиках, способных исцелить, омолодить и продлить жизнь человека, веками скрывались хранителями духовных традиций. И только в конце 19 века за пределы Азии начинают выходить сначала философские концепции буддизма, даосизма и йоги, а уже позже, с середины 20 века, на Западе начинается настоящий взрыв популярности эзотерических практик — телесных и духовных. Интерес этот не угасает и по сей день.

Но мало кому известно, что восточные практики глубокого погружения, при неправильном использовании, могут нанести западному человеку достаточно серьезный вред, вплоть до тяжелых, трудноизлечимых болезней. Чаще всего люди уходят в медитативные состояния из любопытства, из интереса узнать, что находится в пространстве, где нет мыслей. К сожалению, не все понимают, что тем самым они очень ощутимо вмешиваются в работу организма, нарушая его биохимические и энергетические процессы. Тем более, что начинается все, как правило, хорошо, а негативные последствия восточных практик, в виде слома иммунной системы, проявляются не сразу…

Ниже представлена запись реальной консультации по Skype с Виктором Федотовым, переведенная в текст. Прочитав ее, вы узнаете следующую информацию:

  • Высокая эффективность восточных практик — это польза или вред?
  • Физиологичны ли для европейского человека восточные практики?
  • Будьте осторожны: практики в группе!
  • Онкология как системное заболевание всей жизни человека
  • Важность психоэмоциональных практик в излечении сложных заболеваний
  • Гипноз и самогипноз – чему отдать предпочтение в процессе лечения
  • Зачем нужно знать свою историческую религиозную принадлежность
  • Вероятность рецидива после курса лечения онкологического заболевания
  • Особенности питания после химиотерапии.

Уважаемые читатели, будьте внимательны к своему здоровью — восточные практики как эффективны, так и опасны!

Данная консультация размещена с разрешения консультирующейся, её имя изменено для сохранения конфиденциальности.

Оксана: Виктор, здравствуйте!

Виктор Федотов: Здравствуйте! Я слушаю Ваши вопросы.

Оксана: Вопросы возникли следующие: случилась неожиданная болезнь (рак), непонятно по какой причине… операция, химиотерапия и все такое … и возникает большое количество вопросов, в том числе по питанию, потому что всей тематикой, про которую Вы рассказываете, я увлекалась еще до заболевания; вроде как с питанием разбиралась, и с образом жизни, и со всем остальным, но вот так все равно получилось.

И я хочу понять, в чем где-то может быть были ошибки, недоработки? И как мне сейчас соответственно поменять питание, восточные практики, возможно? Как-то надо перестроиться немножко.

Виктор Федотов: Да, я вас понимаю. Здесь ситуация с одной стороны простая, с другой стороны сложная. Простая она только в том варианте, что подавляющее большинство людей находится в той же самой позиции, что и вы. Но у каждого свой финиш, также как у каждого свой старт. И по пути от старта до финиша люди попадают в те или иные ситуации более-менее стандартные. Анализ похожих ситуаций говорит о том, что все-таки ошибки тоже стандартные. Наша школа появилась не по причине, что все этим занимаются или многие якобы занимаются, а по той причине, что перенасыщение интернета информацией вредит достаточно большому количеству людей, и нам бы не хотелось, чтобы наши друзья-знакомые-родственники попадали в такие ситуации. Как вы считаете, почему на Западе одни учения, а на Востоке другие? Люди западные, европейцы, занимаясь восточными практиками, начинают болеть, причем серьезно. И наоборот – восточного типа люди, начиная практиковать наши западные европейские разработки, тоже начинают болеть, причем серьезно. Есть такая поговорка «Где родился, там и пригодился». Те или иные практики исторически разрабатывались, они ведь не в одночасье появились. Заниматься практиками без корректировки, без изменения, без адаптации к современным условиям, и особенно без адаптации восточных практик на европейский манер и европейских практик на восточных манер – это достаточно опасно. Насколько это опасно? Может, я даже смягчаю.

Восточные практики. В чем опасность для западных людей?

Причина очень простая: восточные практики, которые предлагаются, они достаточно эффективные. Что такое эффективность? Это как сильнодействующее лекарство. Оно действует? Никто не спорит — действует, но как? Как оно изменяет ваш биохимизм, вашу энергетику? И как интенсивно? К чему это приводит при том образе жизни, который вы сейчас ведете? Восточные практики формировались при другом образе жизни. Как вы считаете, ваш образ жизни и тот образ жизни – какого-то индуса где-нибудь в горах – похожи чем-то?

Оксана: Нет, конечно!

Виктор Федотов: Вот! Отсюда и первая ошибка. Все нужно проверять! Вторая ошибка в том, что мы очень много информации вокруг имеем, и человеку, сразу столкнувшемуся с проблемой, особенно как у вас, очень сложно, он сразу в растерянное состояние попадает. Ему очень сложно вычленить, а что же является правильным, что неправильным? Потому что много сейчас людей восточные практики практикуют и вроде они здоровыми выглядят в самом начале. Никто не знает, какие последствия будут потом, никто не отслеживал. Почему? Потому что где ж эти восточные практики были раньше? Почему их не было раньше, и вдруг они появились, и вдруг выясняется, что им тысячи лет? А почему наши предки не знали об этом ничего? Или может быть знали и не использовали? Тоже нужно это анализировать! Поэтому, когда начинают эксплуатировать все эти технологии, то риск очень большой. Причина простая: вы все равно влияете на свой организм, вы все равно что-то вызываете в организме – какие-то перестройки. И если вы достаточно серьезно и проникновенно занимаетесь практиками, то вы очень рискуете. Потому что чем сильнее вы внутри тела меняете что-то, тем сильнее вы заставляете организм тратить свои ресурсы. И организм, в наших условиях, с нашей иммунной системой может где-то что-то не успеть сделать.

Оксана: Так что лучше вообще ничего не практиковать?

Виктор Федотов: Лучше вообще ничего, чем что-то, но делать неправильно, которое потом даст вот эти результаты. Вам же не нравятся результаты, которые вы получили?

Оксана: Не нравятся.

Виктор Федотов: Значит, может лучше было бы не делать эти восточные практики, чтобы не получать такой результат… как вы считаете? А можно было бы заранее сказать о подобных результатах? Можно было бы! Но кто бы вам это заранее сказал? Ведь дело в том, что мы всегда живем по жизни весело. Мы идем в какой-то центр, и там друзья-подруги-знакомые тоже все занимаются, и там находится человек, который сказал, что он гуру, учитель. Ради бога, пускай будет! И вот он дает какие-то учения, какие-то восточные практики, и мы начинаем практиковать. Насколько для нас это интересно? Очень интересно! А насколько физиологично?

Ведь дело в том, что духовные практики практиковать в группе нельзя. В группе можно, если все занимаются не менее 10-15 лет ежедневно и уже имеют высокий уровень. Потому что когда человек расслабляется в медитации, у него раскрываются все каналы, душа освобождается… и что происходит? Обмен между участниками своими проблемами, своей энергетикой. И вот у кого мало энергии, тот засасывает из пространства больше энергии, и, естественно, может получать и программы болезней серьезных от других людей, которые уже болеют. Понимаете, какая вещь, да? Вещи эти заразные, онкология тоже. Это так же, как мысль; самой заразной является мысль. И поэтому я стараюсь дать вам конкретные идеи, которые реально в вас будут жить, и дадут вам программу действий.

Ведь если мы с вами говорим о питании, там должны быть принципы определенные. Если мы говорим о физических упражнениях, различных практиках, то там тоже принципы должны быть положены в основу. Так где же истина? А истина находится в теле; мы с вами говорили, что тело является основной правдой. Ведь за что вы не возьмитесь, везде может быть и так, и так, но конструкция вашего тела – она не обманет. Но, не зная конструкции, как мы можем что-то изменить? Я могу вам очень коротко повториться в вопросах, которые мы поднимаем на многих лекциях – последовательность знаний, которые, за что бы мы ни взялись, они все возвращаются опять в наше тело, в нашу конструкцию. Нельзя требовать от организма то, к чему он неприспособлен. Вот эта приспособленность нашего организма, она должна быть учтена. Приспособленность может быть как физического тела, приспособленность анатомии, приспособленность физиологии, приспособленность биохимических процессов, приспособленность энергетики, так и приспособленность нашей психики, нашего сознания – это самое главное. Все ошибки идут из невежества – это вы понимаете, т.е. белые пятна в познаниях нам нужно закрывать.

Начинать изучение любых наук нужно откуда? Правильно! Принцип зеркала: подходим к зеркалу, и видим что? То, с кого или чего нужно начинать. И естественно, по мере того как вы познаете себя, для вас раскрываются ошибки в вашей жизни, в вашей практике. Поэтому без знания конструкции своего организма делать глубокие восточные практики — опасно для жизни. Вы уже отсюда понимаете, что вы питались вот так и считали это нормальным, а, оказывается, получается, что надо не так. И это вы сами к этому выводу придете, вас не нужно будет ничему учить, потому что вы уже будете это знать. Другое дело, что когда человек уже реально столкнулся с проблемой и познавать уже некогда, нет времени у вас познавать все это детально, надо здесь и сейчас бороться с болезнью, то болезнь, которая у вас … можно сказать так – она не сегодня родилась и не вчера. И это болезнь не какого-то конкретного органа, если вы говорите об онкологии, – это системное заболевание, это заболевание, так скажем, всей жизни человека. Это касается всего организма, касается полностью всего существа человека с его психикой, с его знаниями, с его анатомией и физиологией.

Касается ли эта болезнь кармических вещей, наработанных, может быть, не одно поколение? Возможно, касается. Понимаете? Онкология прорастает корнями через все слои существа человека. Что мы знаем — мы можем обговаривать-обсуждать, но что-то мы можем и не знать. Дело в том, что организм это знает. Мы, как социальные существа, имеющие какое-то образование, мы можем не знать этих вещей. Но организм знает. Но почему он не защитил вас от вашего заболевания? Очевидно, вы так помешали чем-то организму, так вмешались в его конструкцию, в его поведение, в его биохимизм, что иммунная система, которая призвана защищать – она где-то сломалась.

Так что же сейчас делать в данный момент? После того, как делалась химиотерапия, после того, как делались хирургические вмешательства и.т.д.? Освободились ли вы от проблемы? Освобождение от проблемы достаточно затрудненная вещь в том плане, что вы же себя не изменили никак? Вам дали время – выигрыш времени, т.е. вы выиграли какое-то небольшое время. Проблема не устраняется оперативным путем, проблема находится на по левом уровне в пространстве. Но ее можно убрать, если вы будете работать со своим сознанием. Поэтому мы можем говорить, что для физического тела нужны минералы, витамины, микроэлементы – взять можно из трав различных, из каких-то лекарств, можно из Индии выписать, можно наши применять – много всего, но … А дальше-то что? Для энергетики что-то нужно, потому что нужен потенциал, где его брать? Известно, что тело наше из материального субстрата берет очень мало энергии. На превращении материи пищи в энергию, организм тратит энергии больше, чем из нее получается – это давно известно. Нам нужны еще какие-то виды питания – какие? Праническое питание – это же тоже питание?

Теперь, вода: та вода, которую мы используем и которая должна быть – это большая разница. Вода определяется по светимости капли. Светимость капли можно экстрасенсорно определить, развив в себе чувствительность. И просто разные пробы воды сделать и принести к тому, кто может почувствовать энергетику воды — экстрасенсы, особо чувствительные люди, которые могут это почувствовать. Можно пойти к специалисту, который работает с приборами газоразрядной визуализации – ГРВ. Они могут посмотреть светимость капли воды. Можно прямо при них сделать разную обработку воды и проверить: сделали омагничивание – проверили: нет, не годится. Взяли ту же воду, перелили 30 раз – не годится, 50 раз перелили – о, годится! Пьем эту воду. Сделали обработку вихревую, посмотрели – тоже меняется структура воды. Добавили туда, допустим, на стакан воды каплю лимонного сока, посмотрели светимость, добавили соды немножко – посмотрели. Разнообразное воздействие на воду может показать, когда светимость возрастает. Когда вы нашли эту воду – ею и пользуйтесь.

Следующий момент – психологические вещи. Для человека, который имеет проблемы, психологический аспект очень важен. У вас должна быть программа психологической поддержки. Кто ее будет делать? Вы же сами и будете делать. Вы сами себя день и ночь постоянно мотивируете на жизнь. Постоянно мотивируете на то, что это – проблема, но она вполне разрешимая. Т.е. нужно себя мотивировать на позитив.