Что нужно для паркура. Различные методики обучения паркуру — советы и отзывы

История паркура довольно увлекательна. Первые трейсеры появились во Франции. Эти парни черпали вдохновение в армейских тренировках Иностранного Легиона, принятых еще в XIX веке - по сути, навыки паркура вполне способны заменить и современные занятия каким-либо единоборством.

Многие парни подсознательно тяготеют к паркуру. Есть что-то вдохновляющее в идее перемещаться сквозь любые пространства и любые препятствия так, как делали бы это наши далекие предки. Кроме того, паркур не оставляет никаких шансов вашим надоевшим вредным привычкам: курить и пить не захочется уже после первой тренировки. Вот, как и для чего нужно заниматься этим странным, но очень полезным спортом.

  • Внутренняя свобода

    Паркур дает вам уникальную возможность воскресить внутреннего ребенка. Мир вокруг превращается в гигантскую игровую площадку, становится интересно находить новые способы маневра через обыденную окружающую среду. Можете сколько угодно играть в ниндзя - и никто вам слова не скажет. Просто не догонит!


  • Спорт

    Трудно придумать более тяжелый фитнес. Бег, прыжки, лазание, раскачивание: паркур вполне можно воспринимать как тренировку каждой мышцы тела. К тому же, паркур улучшает и общую координацию организма. Эта непростая задача разовьет вас всесторонне, ведь кроме физического усилия придется прилагать и умственное.


    Социальность

    Никогда не умели заводить новых друзей? Паркур может решить и эту проблему. Спорт не конкурентен, а, скорее, социален. Тренировки часто проводятся в группах, где каждый участник с удовольствием помогает другим. Порог входа очень низок: вы можете не стесняться уровня подготовки - все остальные когда-то тоже ничего не умели.


    Самозащита

    Мы большие сторонники идеи, согласно которой каждый человек должен быть в состоянии спасти хотя бы собственную жизнь в случае чрезвычайных обстоятельств. Паркур действительно способен дать для этого необходимые навыки. Никто не ожидает, того, что ему придется убегать от опасности, перелезая через высокие препятствия. Но лучше уж быть готовым ко всему.


    Поиск единомышленников

    Лучший способ начать тренировки - найти местную группу энтузиастов. Поверьте, это будет несложно: в сети достаточно сообществ, посвященных паркуру. На первом же занятии вы сможете получить первоначальные представления об этом тяжелом спорте и поймете, куда двигаться дальше.


    Риски

    Стоит научиться объективно оценивать свои способности. Первая мысль, перед любым трюком, должна обязательно содержать связку «как это сделать, не навредив себе». Первые несколько месяцев нужно тренироваться только с партнером или в группе - так рядом будут подготовленные люди, которые, в случае чего, смогут оказать первую помощь.


    Торопливость

    Контролируйте свои пределы. Парни вокруг могут делать сумасшедшие трюки, перелетая через провалы между зданиями на огромной высоте - это не значит, что вы обязательно должны повторять их достижения прямо сейчас. Вашему телу потребуется некоторое время, чтобы адаптироваться к физическим требованиям паркура. Не двигайтесь дальше, пока не освоите азы. Воспринимайте каждый новый трюк очень серьезно: бахвальство вполне может стоить вам тяжелой травмы.


    Баланс

    Баланс жизненно важен. Этот навык придется развивать в первую очередь. Для этого потребуется немалая мышечная сила - не пренебрегайте занятиями в фитнес-клубе. Практикуйтесь на невысоких объектах, начиная с обыкновенных бордюров.


    Бег

    Вы должны уметь хорошо бегать. Старт в паркуре требует навыков и взрывного спринта, и выносливости стайера. Без дополнительных утренних пробежек будет сложновато войти в колею, да и о сигаретах придется забыть раз и навсегда.


    Прыжки

    Не просто прыжок - а четко выверенное движение, в результате которого вы сможете переместиться на длинное расстояние и приземлиться на ограниченной территории. Чтобы совершить подобное, придется развивать координацию всего тела, баланс и понимание собственных ограничений. Никогда не прыгайте на авось - так поступать просто глупо.

Паркур - экстремальный и травмоопасный вид спорта. Тем не менее, с каждым днём он набирает все больше поклонников, которые желают научиться выполнять сложные трюки.

Паркур считают городским спортом, направленным на преодоление препятствий. Стать паркуристом можно в специализированных спортивных школах, а начать тренировки — в домашних условиях.

Быстрая навигация по статье

Подготовка

Никто не становится паркуристом сразу, начиная с тройного сальто или прыжков с крыши на крышу. Прежде, чем научиться выполнять хотя бы самые простые трюки, необходимо основательно подготовиться:

Физическая форма

Паркурист обязан быть в очень хорошей физической форме:

  • Для начала стоит начать вести здоровый образ жизни: следить за своим питанием и избавиться от вредных привычек, если они есть;
  • Любые спортивные тренировки пойдут на пользу. В первый месяц подойдёт обычная ежедневная зарядка и прыжки на скакалке;
  • Важно равномерно развивать тело: упражнения должны быть комплексными, чтобы тренировать силу и выносливость всех групп мышц;
  • Когда общая физическая форма хорошо развита, можно переходить к специализированным тренировкам.

Общие упражнения

Занятие должно длиться не менее 1 часа:

  • Каждую тренировку стоит начинать с разминки и выполнения общего комплекса упражнений (на них затрачивается примерно половина времени, отведённого для занятий);
  • Среди опытных паркуристов важными этапами подготовки считаются бег и прыжки (в длину и высоту). Этим необходимо заниматься ежедневно, помимо остальных тренировок;
  • Обязательные упражнения — отжимания, подтягивания, приседания, а также прокачка мышц пресса.

Дополнительные упражнения

Тем не менее, трейсером может стать не каждый спортсмен:

  • Важно быстро и точно оценивать ситуацию. Тренируют внимание и реакцию разнообразные игры с мячом и бадминтон;
  • Нужно обладать хорошей координацией движений. Полезно будет балансировать на тонкой перекладине, научиться быстро выполнять прыжки с оборотом на 360 градусов, удерживать сложные позы с закрытыми глазами и т.д.;
  • Поскольку трюки в паркуре довольно сложны и чреваты травмами, первое время лучше заниматься с тренером в спортивном зале с соответствующим оборудованием (как минимум, матами). Растяжение связок или перелом выведут из физической формы на длительный период времени и не всегда можно полноценно восстановиться, поэтому к занятием следует относиться с предельной аккуратностью.

Я не буду обсасывать историю, философию паркура и прочее. Те, кому это нужно - найдут сами.

Решившие начать заниматься паркуром, задаются вопросом, с чего начать? А начать стоит даже не с простых элементов, нет, начать нужно с одежды. Правильный выбор одежды для трейсера очень важен. Лёгкие, продуваемые кроссовки, с мягкой, гнущейся, но толстой подошвой. Они должны быть свободны, но в то же время плотно лежать на ноге, иметь хорошее сцепление с поверхностью, амортизировать.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пробуйте тренироваться в каких-нибудь тапках, шлёпках, сандалиях им подобным, будет больно. Шорты или трико, не облегающее. Футболка или майка, опять же, свободные. Для тех, у кого длинные волосы - резинки или бандана. С одеждой закончили, дальше, вам понадобится рюкзак, в нём вода, желательно литра 2, эластичные бинты, на случай растяжения, фиксатор для бинта, перекись водорода. Всё, в принципе вы готовы для тренировки.

Следующее, что нужно сделать перед тренировкой - разминка. В принципе, можете её не делать, зато потом мучаться от частых растяжений и травм. Я думаю, каждый хоть раз делал зарядку? Так вот, разминка перед тренировкой - та же зарядка. Нужно размять все мышцы, особое внимание шее, плечам, локтям, кистям, спине, коленям, стопам. Так же, хорошая разминка - бег. Вообще бег для трейсера - это святое. Если вы плохо бегаете, не беда, тренировки и ещё раз тренировки. Хороший трейсер должен бежать на одном дыхании 3-5 километров. Плюс, потренируйте приземление с небольшой высоты (до полуметра), приземление на носочки, далее приседаете, но, сгибать колени более чем на 90 градусов не рекомендуется, наклоняетесь чуть вперед, встаёте. Либо приземляетесь в позу человека паука, согнутые колена разведены, опора на ноги и руки. Пальцы на руках вместе, не раздельно.

И так, вы размялись, хотите божить (:)), пришло время преодоления страха. Самое первое преодоление для трейсера - это преодоление страха перед элементом. Первый элемент, которому НУЖНО учиться - это ролл, это обычный перекат, страховка, совершаемая после какого-либо элемента. Я расскажу о технике ролла позже, по-моему мнению сначала он не нужен. Да, многие "старички" в паркуре будут против такого отношения, но, зачем нужен ролл, если не умеешь делать ни один элемент?.. Первый элемент, который стоит учиться, это ту хенд, один из самых лёгких. Лёгкий - не значит не практичный;)

[О технике безопасности и тренировках.

Никогда не пытайтесь выполнить сложный элемент наобум. Не пытайтесь взять большую высоту. Всегда разминайтесь. Продумывайте элемент в голове. Выполняйте подводящие упражнения. Уверенность - ключ к успеху.

Как показывает практика, есть два вида тренировки нового элемента: 1) Подводящие упражнения-пробные попытки-элемент. Это правильно. 2) "Ааааа, чо я лох чтоле?!"-падение-расстроство. Либо выполнение элемента. Не буду обманывать, некоторые элементы мы сделали так. НО делать так только в состоянии ража! Когда хлещет адреналин, притупляется страх и появляется уверенность успеха. Будьте осторожны.]

Ту хенд(Two Hand Vault).

Элемент, выполняемый с помощью двух рук. Толчок - либо с одной ноги, либо с двух. Мой вам совет, не пробуйте толкаться с одной, это требует знание элемента и лучшую координацию. Для начала выполняйте с места. Положить руки на препятствие, прыгнуть, пронести ноги сбоку, толкнуться руками или оставить их на препятствии, приземлиться. Всё просто.

Некоторые думают, что паркур – это способ передвигаться в пространстве. Некоторые думают, что это способ восприятия действительности. «Нет преград – повторяют они за отцом-основателем – Есть лишь препятствия, которые нужно преодолевать».

На самом деле трейсер преодолевает лишь себя . Свои страх, слабость, нетренированнось, внушенные с детства нормы, в том числе нормы культуры движения и социализации. Преодолевает внушаемую цивилизацией привычку к подчинению, правилам движения и ложно понятым нормам морали. Преодолевает изначально прививаемую «цивилизованному» человеку рознь к окружающему миру и «неконфликтность» к социуму.

Когда говорят, что человек «подчинил себе экологию, создав удобный для себя мир», многие не задумываются, что этот самый «удобный мир» городов с его улицами, по которым надо ходить, заборами, которые нельзя перепрыгивать, и деревьями, на которые нельзя лазить, с его ограничением скорости передвижения тоже подчинил себе человека.

Принимая условности современной городской цивилизации, мы отрекаемся от природы. А нужно ли это делать?

Именно поэтому «белый человек» всегда проигрывал в честной борьбе за жизнь в лесу всем до единого хищникам-животным и людям — индейцам, индусам, народам севера, охотникам-неграм, восточным бойцам-единоборщикам … то есть людям, не утратившим связи с природой , способным постоянно пребывать в осознавании своего тела, своего движения и положения тела в пространстве – даже во время быстрого перемещения. Подобное осознавание и умение пройти где угодно и выжить в любой ситуации изначально было присуще хорошим охотникам и воинам, в которых наша цивилизация, увы, уже не нуждается. Но это отнюдь не повод сесть в удобное креслице и растолстеть.

Паркур для новичков

Итак, первое, с чего надо начинать трейсеру, который решил, что хочет научиться паркуру – со своей мотивации. Паркур предполагает психологию охотника, который, преследуя добычу, не останавливается перед препятствиями и не отказывается от цели. Пусть даже эта цель не догнать оленя, а пройти город насквозь по прямой линии. Из сознания должны уйти мысли «нельзя, невозможно, я не смогу, меня не поймут». Нельзя научиться паркуру в домашних условиях. И понтам тоже не место в голове трейсера.

Трейсер – человек свободный от всего, в том числе от необходимости поразить воображение окружающих или соответствовать их взглядам на то, как он должен (или не должен) себя вести. Это не циничное самопротивопоставление, это спокойное решение жить так, как нравится тебе и не мешать другим прожить свою жизнь так, как нравится им. Лучшие трейсеры редко привлекают к себе внимание.

Хороший охотник не будет постоянно ходить по городу и рассказывать всем, как он крут. Настоящий охотник охотится, настоящий трейсер идёт по городу, причем так быстро и технично, что горожанам вряд ли возможно видеть его дольше нескольких секунд.

Трейсер не воспринимает препятствие как препятствие, именно в этом его психологическое отличие. Пока человек видит «препятствие», воспринимает его как «препятствие», он несвободен. Есть такой замечательный советский фильм, «Чародеи». Там прозвучала чудная инструкция по прохождению стен насквозь: «вижу цель, верю в себя, и плюю на препятствие». Именно так нужно научиться делать паркур. Трейсер тоже проходит пространство насквозь , словно оно гомогенно и беспрепятственно по определению. Для этого нужны сила воли и ментальная мощь.

Итак, все, кто хочет понтов и немеркнущей славы в девичьих глазах – увы, не к нам. Не паркур делает человека крутым, а крутые люди приходят в этот спорт, чтобы стать еще круче. Мы получаем удовольствие от работы мышц, скорости, осознания своей неостановимости и вездеходности. Ну а девушки, как говорится – потом.

Паркур — спорт, требующий кроме специфического психологического настроя, еще и немалой физической подготовки. Это тот случай, когда моральная мощь, физическая сила, скорость реакции, координация движений и умение сделать точную оценку той единицы пространства, через которую ты сейчас перемещаешься, должны быть едины. Паркур — это исключительно двигательная импровизация, но импровизация на отлично развитых и доведенных до автоматизма навыках осознанного движения.

Если вы планируете отправиться в поход, но еще не приобрели спальный мешок, вам . Все о том, как правильно выбрать спальник.

А для горнолыжников у нас еще припасена статья о том где можно покататься в Белоруссии:

Как стать трейсером

Чтобы научиться заниматься паркуром, очевидно, нужны сухие, сильные и очень выносливые мышцы, гибкие суставы с мощным связочным аппаратом, ведь иногда весь вес тела приходится на одну опорную руку, а тело изгибается или изворачивается в прыжке, без опоры. Нужна мощная, развитая и способная к интервальным нагрузкам дыхалка, и привычные к долгому интервальному бегу ноги. Нужна цепкость пальцев, хорошая реакция и отличная координация движений.

Где научиться паркуру? Сейчас практически везде встречаются клубы паркура или хотя бы практикующие его ребята, поэтому новичку стоит поискать опытных бойцов в своем городе. Что называется, или ноги найдут, или гугль в помощь. В команде проще и безопаснее разучивать упражнения – опытные мастера и знают, как делать трюк, и подстрахуют, если что.

Заниматься можно на улице, в зале, в крайнем случае и дома. Даже если вы решили научиться паркуру самостоятельно, лучше разучивать упражнение в зале, потом учиться трюкам паркура на практике, на натуре.

Попытавшись сразу выполнить сложный прыжок или переворот, не имея развитых двигательных навыков и гибкости, новичок сильно рискует. Вряд ли можно ожидать от занятий паркуром чего либо, кроме вывихов, переломов и ушибов, если тело не развито физически, а ты сам очень смутно представляешь себе, куда какая нога или рука (и в какую секунду) должна лететь по время прыжка.

Какие виды спорта помогут быстро научиться паркуру?

Бодибилдинг (точнее, бодифитнес)

Безусловно, понадобится тренажерка и работа на силовых тренажерах. Но программа занятий нужна особая. Трейсеру ни к чему рыхлая, тяжелая и объемная мускулатура бодибилдера. К тому же такая гипертрофированная мускулатура еще и «медленная», сам процесс тренировки заставляет прирастать именно медленные волокна. Ни к чему и классический пауэрлифтинг с его гиперразвитой грудной клеткой и мускулатурой торса и рук, позволяющей один раз отжать от груди два своих веса.

Вполне достаточно, если трейсер будет работать в зале со штангой своего веса, но работать на выносливость, например 5-6 подходов по 15-20 повторений. Вообще все тренировки «на железе» должны строиться на принципе прироста полусухой массы и развития выносливости , за одну тренировку тренируют все тело, при этом на одну группу мышц должно быть сделано не меньше четырех разных упражнений, чтобы заставить мышцу работать под разными углами и нагрузками до полного изнеможения. Тренировка не из легких и занимает около двух часов.

Это позволит, во-первых, получить сухое и легкое тело без жирка, которое мышцы будут легко перемещать в пространстве, во-вторых, даст полноценное развитие всех пучков каждой мышцы и всех мышц-ассистентов, в-третьих, позволит избежать часто возникающей у качков неуклюжести и амплитудной силы, когда мышца может работать в полную силу только в одном, привычном для неё положении. Тренировка на полусухую массу дает просто звериную выносливость на трассе. Важно и то, что хорошо прокачанное тело меньше травмируется.

Особое внимание надо обратить на упражнения на силу пальцевого хвата и развитие сухожилий запястья и голеностопа, на упражнения со своим весом – отжимания, подтягивания с разным положением рук, на паравертебральные (глубокие мышцы спины, «столбы» вдоль позвоночника) и мощную работу на пресс, особенно косые мышцы живота. Важно прокачать бицепс бедра , без него паркур — не паркур, а слёзы.

Такие тренировочные программы составляют обычно для туристов, альпинистов и скалолазов.

Танцы или восточные единоборства

Эти два вида искусства (или спорта) объединены здесь исключительно по их влиянию на наши двигательные и аналитические навыки. И единоборства и парные танцы учат работать в тесном контакте с партнером, постоянно приноравливаться к неизвестной величине – его более-менее непредсказуемым движениям, синхронно с ним координировать свои движения, не теряя при этом своей линии движения и контроля за окружающим.

Спарринг или танец дают так же выносливость, терпение и умение наблюдать и выбирать наиболее выигрышную линию движения в реальном времени. Иными словами, партнер в спарринге тренирует у трейсера чувство контакта с препятствиями на трассе, даёт навык точной оценки быстро меняющихся условий пространства, особенностей препятствий и умение мгновенно приспособиться к ним, выбрав правильное движение.

Очень важны для паркура регулярное и рациональное питание и режим сна . Невозможно держать мускулатуру в рабочем состоянии, питаясь чипсами, да и то урывками, и хронически недосыпая. Желательно также избавиться от привычки к алкоголю и курению. Что называется, ничего личного, одна наука: никотин вызывает спазм гладкой мускулатуры. Выкурив перед выходом на трассу или тренировкой сигарету, человек на час-полтора обеспечивает себе стойкий спазм (сужение) сосудов, через которые во время бега сердце будет героически пытаться протолкнуть кровь. Иными словами, получаем кислородную недостаточность и перегрузку сердечной мышцы на пустом месте.

После тренировки мышцы еще в течение часа требуют повышенное количество кислорода, чтобы отдохнуть и восстановить повреждения. Сигарета сразу после тренировки лишит их этого шанса. Что касается алкоголя, нужно помнить, что он дает нагрузку на печень, которая и так будет разгребать гору шлака после гонки. Если на печень наплевать, подумайте о том, что 100 граммов водки на сутки прекращает в организме выработку тестостерона. А там, где нет тестостерона, нет мышц и куража.

Да и собственно, для счастья нужен паркур, а не суррогаты.

Предлагаем посмотреть видео о том как правильно учиться паркуру

Стоит ли разрешать паркур для детей?

Если пустить дело на самотек и просто запретить ребенку делать то, что ему нравится, то, скорее всего, он самостоятельно начнет тренировки, без присмотра настоящих трейсеров. Часто такие занятия приводят к травмам и даже инвалидности или смерти от переоценки собственных возможностей. Из каждых десяти человек, желающих узнать, как научиться паркуру, только двое выбирают такой образ жизни. А из выбывших двое или трое имеют тяжелые травмы.

До возраста в 15-16 лет можно предложить другие виды спорта, которые поспособствуют развитию мышечного корсета, помогут разработать гибкость суставов и эластичность связок:

  • Непрофессиональная гимнастика.
  • Легкая атлетика.
  • Скалолазание.
  • Спортивные единоборства.

Паркур для начинающих должен формироваться со знающими наставниками, которые помогут, поддержат, предостерегут в случае необходимости.

Новичком считается тот, кто занимается паркуром меньше года. Главное правило паркура – не навредить здоровью.

Чтобы предупредить растяжение связок, разрушение суставов, нужно нарастить мышцы на руках, ногах, корпусе. Нельзя торопиться, паркур не терпит спешки. Вредно и опасно переходить к изучению следующего упражнения, не доведя предыдущее до автоматизма.

Техника безопасности

  1. Новичкам не следует прыгать с высоты больше 1,5 метра. С каждым прыжком неподготовленные суставы получают микротравму. Через несколько месяцев может произойти разрушение сустава, особенно коленного.
  2. Ноги должны быть полусогнутыми с углом не меньше 90° в коленном суставе при падении вниз. Категорически запрещается скручивать под нагрузкой суставы стопы и колена.
  3. Прыжки с поддержкой – манки – рекомендуется тренировать на высоте опоры не меньше уровня пояса начинающего.
  4. Правая и левая сторона тела должны двигаться синхронно на тренировках паркура. Особенное значение это имеет при приземлении, чтобы нагрузка на ноги трейсера распределялась равномерно.
  5. Перед тем, как сделать паркур и в конце тренировки нужно выполнять разминку, причем необходимо затрачивать равное количество времени на разминочные и силовые упражнения.
  6. Сложные элементы паркура делайте только тогда, когда вы физически и морально к этому готовы и полностью уверены в правильности выполнения.

Как научиться паркуру?

Более опытный трейсер подскажет вам, как научиться паркуру с нуля. Лучше иметь персонального учителя, возможно обучение в команде.

Уроки паркура для начинающих должны включать следующие базовые упражнения:

  • Тренировка вестибулярного аппарата, координация движения.
  • Бег трусцой на 1 км. Позднее преодоление, ежедневно 5 км с ускорением.
  • Круговые вращения всех суставов с целью развития их гибкости и растяжения связок.
  • Прыжки с разбега, с места, по пересеченной местности.
  • Тренировки правильных приземлений и падений, доведенных до автоматизма.

Лучше всего тренироваться на улице. В отличие от спортзала, здесь паркурщики учатся падать и вставать без мягкости матов.

Что должен уметь новичок для занятий паркуром:

  • Не менее 15 отжиманий.
  • 5 подтягиваний.
  • В прыжке вверх нужно доставать коленями грудную клетку, пятками ягодицы.
  • Пробежать расстояние 1 км без сбоя дыхания.
  • Категорически не курить, не употреблять наркотики, не пить напитки, содержащие даже небольшое количество алкоголя.

Паркур имеет много общего с боевыми искусствами:

  • Требуется преданность делу.
  • Обязательная взаимопомощь, дисциплина.
  • Побеждаются свои страхи.
  • Развивается выносливость.

Следует помнить, что когда человек выбирает занятия паркуром, он выбирает другое мышление, другой образ жизни. Паркур – это свобода перемещения по городу отличным от общепринятого способом.

Возможности тела и мозга человека до сих пор мало изучены. И, возможно, занятия паркуром – только ступенька, которая поможет лучше понять себя и развить собственные способности, достичь гармонии между телом и душой.