Гладиатор с мечом. Гладиаторские бои в Древнем Риме (22 фото)

На одной стене в Помпеях можно прочитать слова: «Целадус Фракиец – герой девушек, заставляющий биться сердца». Эти слова, дошедшие до нас через столетия, – немые свидетели того очарования, что до сих пор приковывает наше воображение. Послеполуденное солнце освещает арену амфитеатра, на которой сражается фракиец Целадус и другие гладиаторы. Они сражаются не с грозными легионерами и не с варварскими ордами. Они убивают друг друга для удовольствия публики.

В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы Древнего Рима позволяли им участвовать в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Но не все гладиаторы были рабами или преступниками. Среди них встречались и добровольцы, желавшие рисковать своей жизнью ради острых ощущений или славы. Их имена писали на стенах, о них вели разговоры почтенные граждане. В течение почти 600 лет арена была одним из популярнейших развлечений римского мира. Почти никто не выступал против этого зрелища. Все, от цезаря до последнего плебея, желали видеть кровопролитие.

Распространена мысль о том, что гладиаторские поединки были вызваны этрусскими похоронными ритуалами. Тем не менее известно, что на похоронах Брута Пера в 264 году до н.э. прошли три поединка гладиаторов. Это случай зафиксирован греко-сирийским историком Николаем из Дамаска, жившим в период императора Августа. В течение ста последующих лет обычай устраивать на похоронах сражения между рабами распространился. В 174 г. до н.э. Тит Фламинин провел мунеру – трехдневные бои, в ходе которых состоялись поединки 74 гладиаторов.

Мунеру старались проводить в декабре, одновременно с сатурналиями. Как известно, Сатурн был божеством, «отвечавшим» за самопожертвование. При этом мунеры были не просто номером в программе поминок. Практиковались также бои с животными – венационы. Различные дикие звери, доставленные со всех концов империи, умерщвлялись специально подготовленными бойцами – венаторами. Венация служила символом подчинения диких животных римской властью. Бои с участием львов, тигров и других опасных хищников показывали, что власть Рима охватывает не только людей, но и животных. Любая культура, не входящая в состав Рима, объявлялась варварской, единственное предназначение которой было ждать, пока ее не покорит Рим.

По мере того, как все больше и больше состоятельных людей убеждалось с то, что гладиаторские бои служат отличным способом увековечить память покойного, они все чаще и чаще включали в завещание требование провести такой бой на своих поминках. Вскоре простой бой нескольких пар гладиаторов приелся публике. Чтобы поразить впечатление людей, приходилось устраивать грандиозные зрелища по числу бойцов или по способу боя. Постепенно мунера стала более зрелищной и дорогостоящей. Бойцов стали оснащать доспехами, при этом доспехи по стилю часто копировали стиль какого-либо из покоренных Римом народов. Таким образом, мунера стала демонстрацией могущества Рима.

Со временем мунера настолько вошла в обычай, что человек, не завещавший устроить после своей смерти сражение, рисковал опорочить свое имя после смерти как скряга. Многие устраивали игры в честь своих покойных предков. Публика ожидала очередного боя после смерти кого-либо из состоятельных граждан. Светоний описывал случай, что в Полленции (современный Полленцо, недалеко от Турина) публика не давала похоронить одного бывшего центуриона, пока наследники не организовали сражение. Причем это был не простой беспорядок в городе, а самый настоящий мятеж, заставивший Тиберия ввести в город войска. Один покойник в своем завещании приказал устроить бой между своими бывшими гомосексуальными любовниками. Поскольку все любовники были молодыми мальчиками, было решено аннулировать это пункт завещания. Мунера в конечном счете превратилась в настоящие гладиаторские бои, обычно проводившиеся на специально построенных аренах. Первые арены строились в виде амфитеатров вокруг Форума Романума. Трибуны были деревянные, а сама арена засыпана песком. Песок на латыни будет гарена, отсюда и пошло название всего сооружения.

Построенный Флавием амфитеатр, получивший известность как Колизей, был первой каменной постройкой подобного рода. Пол арены сначала был песчаный, но затем его перестроили, организовав под ним сеть подземных ходов – гипогеев. В ходах располагались различные механические приспособления, облегчавшие быструю смену декораций на арене. С помощью этих ходов на сцену также выпускались звери и гладиаторы.

Войдя в амфитеатр, зрители могли приобрести различны сувениры. В качестве входных билетов служили костяные или глиняные пластинки-тессеры. Тессеры распространялись бесплатно за несколько недель до начала боев. Рассаживали публику по местам особые служители – локарии.

Для состоятельных граждан имелись сидячие трибуны. Для плебса имелись стоячие трибуны. В Колизее имелась и галерка, где собирались самые бедные зрители. Занять надлежащее своему статусу место было делом чести.

В туннелях, ведущих на трибуны, хозяйничали различные «предприниматели» от торговцев съестным до проституток. По мере продвижения программы возбуждение публики росло. Классические писатели описывают рев возбужденной толпы как «рев шторма». Среди зрителей на трибунах также толклись торговцы, предлагавшие еду, флаги и списки гладиаторов. По этим спискам заключались пари. Овидий говорит, что попросить почитать программку у соседки считалось благовидным предлогом для знакомства с девушкой. Впрочем, при Августе для женщин выделили отдельные места. Передние ряды занимали сенаторы, солдаты, женатые мужчины, а также ученики с учителями. Женщин отсадили на верхние ряды.

Форма амфитеатра отражала тепло внутрь и звук наружу. Любой звук, изданный гладиатором, отчетливо слышался на трибунах, даже на самых верхних рядах. Отсюда возникало правило, что гладиаторы не должны издавать лишних криков и молчать даже в случае ранения. Даже на самых плохих местах зрители отлично видели арену.

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Часто они сами были бывшими гладиаторами. Социальный статус ланист был низкий, их презирали за то, что они делают деньги на смерти других людей, сами оставаясь в полной безопасности. Если гладиаторов сравнивали с проститутками, то ланистов можно сравнить с сутенерами. Чтобы придать себе немного респектабельности, ланисты называли себя «негоциатор фамилие гладиаторе», что на современный язык можно перевести как «коммерческий директор гладиаторской труппы». Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: Ave Ceasar, morituri te salutant! – Идущие на смерь приветствуют тебя, Цезарь! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio, его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным, движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления» взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой. Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали плетьми.

Младшие гладиаторы вступали в бой парами, определенными по жребию. Публике демонстрировалось оружие гладиаторов, чтобы убедить всех в том, что оно боевое. Определившиеся пары расходились по арене под звуки труб и начинался бой. На арене кроме бойцов присутствовали доктора, которые отдавали команды бойцам, руководя ходом боев. Кроме того, наготове стояли рабы с плетками и палками, призванные «подбодрить» того из гладиаторов, кто почему-то отказывался сражаться в полную силу. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

Если какой-либо из гладиаторов получал тяжелую рану и не мог продолжать поединок, он поднимал руку, показывая капитуляцию. С этого момента его судьба зависела от мнения зрителей. Побежденного могли пощадить как достойного бойца, а могли обречь на смерть как труса и неумеху. До последнего времени считалось, что зрители высказывали свое отношение к побежденному с помощью большого пальца. Если палец направлен вверх – пощадить, если вниз – добить. Последние исследования показали, что все обстояло с точностью наоборот. Поднятый вверх палец означал «насади его на клинок», а опущенный – «оружие в землю». Учитывая тот факт, что первыми выступали не слишком умелые гладиаторы, судьба побежденных была предрешена. Трупы гладиаторов убирали с арены с помощью колесных тележек. Рабы снимали с убитых доспехи. У этих рабов был свой небольшой неофициальный «бизнес». Они собирали кровь убитых гладиаторов и продавали ее эпилептикам, как лучшее средство от их болезни. После поединка неопытных гладиаторов на арену выходили лучшие бойцы.

В зрелищных боях, когда люди дрались с зверями, поединок считался законченным только в случае убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком.

Гладиаторы находились на самой нижней ступени социальной лестницы, а после восстания Спартака отношение к гладиаторам стало особенно настороженным. Солдаты и охранники следили за гладиаторами, пресекая попытки неповиновения или самоубийства. Военнопленные, отправленные в гладиаторскую школу, носили рабские ошейники и кандалы, сковывавшие движения. Добровольцы в отличие от рабов цепей не носили. Свободные люди, в отличие от рабов, угрозу обществу не представляли. Вольноотпущенные рабы по своему статусу приближались к свободным гражданам. Петроний Арбитр в своем «Сатириконе» превозносит добродетели путешествующей группы гладиаторов, говоря: «Трехдневное представление – лучшее, что когда-либо я видел. Это были не простые рубаки, а в большинстве своем свободные люди».

Иногда на арену попадали и отпрыски благородных семейств. Петроний Арбитр упоминает женщину из сенаторской семьи, которая стала женщиной-гладиатором. Лукиан Самосатский, ненавидевший гладиаторские бои, рассказывает о Сисинние – мужчине, который решил вступить в гладиаторы, чтобы выиграть 10 000 драхм и заплатить выкуп за своего друга.

Некоторые люди шли в гладиаторы из желания получить острые ощущения. На эту приманку клевали даже императоры. Император Коммод (180-192 гг. н.э.) был любителем гладиаторских боев еще с детства. Это дало возможность политически противникам его отца – Марка Аврелия – говорить, что жена императора прижила юного наследника от гладиатора. Так или иначе, Коммод почти все свое время проводил с гладиаторами. Став взрослым, он стал участвовать в боях в качестве секутора. К моменту своей гибели Коммод сумел выиграть более 700 поединков, но современник Коммода Виктор отмечает, что противники императора были вооружены свинцовым оружием.

Основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Хаотический звон металла навевал тоску на зрителей, поэтому инструкторы обучали гладиаторов вести бой не только эффектно, но и эффективно. В римской армии было принято, чтобы новички упражнялись на деревянных столбах-палюсах высотой 1,7 м. В гладиаторских школах предпочитали использовать набитые соломой чучела, которые давали более наглядное представление о противнике. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с публикой, были жесты. Вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, он должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на арену, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов было модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные были жертвами гладиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине.

Побить этот рекорд удалось только вышеуказанному императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча - рудиса - в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками гладиаторских зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит Флавий на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину арены и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Жёсткие спортивные состязания были частью этрусского погребального обряда в качестве человеческих жертвоприношений.

Римляне приняли этрусский погребальный обряд и со временем изменили его, участников смертельной схватки перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы умершего, в поединке погибал слабый, а сильный боец оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 году до н. э. на Бычьем рынке , где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми», а официальное наименование - mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме . Отныне государство возлагало на своих магистратов заботу об устроении гладиаторских игр, и они стали любимейшим зрелищем, и в Риме, и в провинциях Римской империи. Цезарь в 65 году до н. э . устроил гладиаторские игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы, страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э . по предложению Цицерона был принят закон , запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова «άναβαται» - «поднятый, находящийся на возвышении»).Бойцы андабаты были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

Бестиарий были вооружены дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Велит — пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской римской армии.

Димахер (от греческого «διμάχαιρος» - «носящий два кинжала» ). Сражались они без шлема и щита двумя кинжалами в каждой руке. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

Галл. Бойцы были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Гопломах (от греческого «οπλομάχος» - «вооружённый боец»). Бойцы были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из плотной хлопковой или льняной ткани, набедренную повязку, пояс, поножи. Из доспехов надевали на предплечья (манику) правой руки, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, украшенный кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Из вооружения они носили очень маленький круглый щит, сделанный из одного листа толстой бронзы, образцы щитов сохранились в Помпеях. Бойцов выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

Лаквеарий — «боец с лассо». Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

Мирмиллон — «mormylos» - «морская рыба», бойцы н осили шлем со стилизованной рыбой на гребне, доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы. Мирмиллоны были вооружены мечем гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Пегниарии использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Провокатор — «соискатель». Бойцов изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

Ретиарий — «боец с сетью». Они п оявились на заре Римской империи. Бойцы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение и награждённый деревянным мечом — rudis, но решившие остаться гладиатором. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать по-настоящему захватывающую гладиаторскую игру.

Самниты — древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывает на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён , проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Секутор — это тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями.

Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Секуторы были экипированы латами и оружием, большими прямоугольными щитами и гладиусами. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие — два малых меча, имевшие одну рукоятку или, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили. В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки от плеча до локтя, состоявшая из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

Тертиарии также назывались «Suppositicius» - «заменяющие». В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием — «третьим».

Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Фракийцы носили большой шлем , закрывающий всю голову и украшенный грифоном на лбу или на передней части гребня Грифон был символом богини возмездия Немезиды. Фракийцы носили маленький круглый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч-секира — sicca, длиной около 34 см. Фракийцы сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Венаторы устраивали показательную охоту на диких животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Они выполняли трюки с животными — клали руку в пасть льва, ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке, заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Эквит («всадник»). На санскрите: – конь . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Римской империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

Эсседарий — «боец на колеснице», (от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э., возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии.

Прегенарии в ыступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Почему римские граждане становились гладиаторами?
Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались многих прав свободных граждан, в том числе и права на свою жизнь, которая зависела от исхода боя. Возможно, это освобождало гражданина от долгов, и давало возможность уйти от кредиторов, да ещё и заработать, если на арене понравишься публике во время гладиаторского боя. Видимо, для многих римских граждан гладиаторские бои были хорошей работой — «обут, одет, есть крыша над головой и живёшь на всём готовом».

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара, обеспечивая гладиаторов всем необходимым для подготовки и обеспечения профессиональных бойцов.

Хорошим стимулом для смелого, ловкого и воинственного гладиатора было высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на часть вознаграждения за победу на арене, им доставались монеты, которые зрители бросали на арену во время боя. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Император Тиберий предложил тысячу золотых монет одному из освобождённых рабов-гладиаторов, если тот вернется обратно на арену.

Утром перед состязанием гладиаторов проходила охота на диких зверей (венатио), днём проводилась казнь приговоренных к смерти преступников, их бросали на растерзание зверям. Перед поединком гладиаторы ужинали на публичных банкетах, совместно с местными жителями. Перед началом гладиаторских боев бойцы выходили на арену, устраивая своеобразный парад для предварительного настроя публики и демонстрации своей боевой формы, затем начинались бои гладиаторов.

Количество поединков гладиаторов зависело от количества участвующих соперников. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый поединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Гладиаторский поединок представлял собой рукопашную схватку бойцов с разным оружием. После того как один из бойцов получал ранение или обессиливал, бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о своём желании сдаться и прекратить бой. Судья гладиаторского поединка обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения собравшейся публики — он мог пощадить (миссио) побеждённого или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам, но такое освобождение происходило нечасто, так как это приносило мумерарию только убытки. Мумерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что означало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

Мумерарий мог поднять большой палец вверх (поллиц версо) или направить его вниз — это означало решение судьбы побежденного. Публика тоже выражала свое мнение, показывая большой палец, поднятый вверх, что означал «миссио» (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Большой палец, опущенный вниз, означал, что победитель боя должен нанести побеждённому бойцу смертельный удар (coup de grace).

К гладиаторам мужчинам в Риме было двоякое отношение, их любили и презирали одновременно. Одни граждане Рима смотрели на воинственных гладиаторов, как на своих кумиров, другие — относились к ним с презрением, как к варварам.

Для знатного римлянина было позором участие в гладиаторских боях на арене, и считалось воинской доблестью участие в военных походах, сражениях и войнах.

Автократы — гладиаторы-добровольцы могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные студии для тренировок. Автократы выходили на гладиаторскую арену достаточно редко, два-три раза в год.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Воспитать, обучить воинскому искусству, и содержать такого бойца было очень дорого. Гораздо выгоднее было получать деньги от зрителей за выступление хорошего бойца-гладиатора, чем заплатить за его погребение.

Поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. В 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам.

Женщины на гладиаторской арене бились подобно мужчинам, и тренировались перед выступлением, подобно мужчинам-гладиаторам. Известно, что большая часть гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обречёнными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). К концу Римской республики около половины римских гладиаторов были добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во многих крупных городах страны.

Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Жизнь женщин-гладиаторов была, возможно, тяжелее, чем у мужчин, ежедневные физические тренировки готовили их к владению различными видами оружия во время гладиаторского боя. Некоторые римские женщины, попирая все рамки всех приличий, посещали специальные студии, иные же тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Римский историк Тацита с осуждение упоминает о женщинах с достаточно высоким социальным статусом, участвовавших в гладиаторских боях ради развлечения, и считает эти выступления на арене их позором. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене». В целом римское общество считало женские гладиаторские бои предосудительными и не достойными!

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказал о гладиаторских боях с участием женщин, при императоре Домициане, перещеголявшем в своих развлечениях Калигулу, Нерона и Гелиогабала. Дион Кассий (др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος,) писал, что эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов поздней ночью, в завершение всего гладиаторского представления.

Римский поэт Статий в поэме о гладиаторских боях при императоре Домициане сообщает, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
По свидетельству римского сенатора и историка Тацита (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, желавшие выступить на гладиаторской арене и получить лавры победительниц.

Римский поэт-сатирик Децем Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), обличая пороков римского общества, едко высмеял женщин-гладиаторов : и подробно описал гладиаторское представление:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приёмами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай её хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на её шею, сгибаемую тяжёлым шлемом.
Посмотри, как забинтованы её ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Совершенно очевидно, что женские гладиаторские бои вовсе не выдумка, а факт запечатлённый в античной литературе и истории! Археологические находки подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме, обнаружены надписи местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, барельеф из Геликарнасса , на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. На них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почётное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio) от публики, наблюдающей за ходом боя.


Легенда и Ахиллии.

Ахиллия из Пергама, римской провинции в Малой Азии, была дочерью ‘кастора’ Пергама. Годы ее жизни пришлись на правление императора Марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда её жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

В отличие от своих знатных сверстниц, Ахиллия была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристым характером. Поскольку в обязанности её отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама, его дочь была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и жестокие поединки. Ахиллия не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и не пропускали гладиаторские бои. Ахиллия стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора Партакоса. В людуме она встретила известного учёного врачевателя Клавдия Галена, который изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах, позднее он стал личным врачом императора Аврелия. Галену было около тридцати лет, и он влюбился в привлекательную юную девушку. Гален не отговаривал Ахиллию от занятий по гладиаторскому искусству, а наоборот обучил ее основам человеческой анатомии, показывая самые уязвимые и болезненные для ударов точки тела. Поскольку Ахиллия от рождения была левшой, Партакос научил её использовать это преимущество в бою с правшами.
Эти знания помогли ей Ахиллии совершенствоваться в искусстве вооруженного единоборства, она готовилась по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Ахиллия овладела основами гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвовала в женском гладиаторском поединке. Её умение превзошло все ожидания, она была сильной и красивой девушкой.

Соперницу для Ахиллии нашли быстро, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что её прозвали «Амазония». Вскоре Ахилии и Амазонии пришлось встретиться на гладиаторской арене. Хорошо знакомая с основами гладиаторского искусства, После интенсивных тренировок Ахиллия сразилась с дикой и свирепой сарматской воительницей Амазонией, дравшейся, как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Гладиаторская карьера Ахиллии закончилась так же внезапно, как и началась,

Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью, любила гладиаторские бои и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, Фаустина совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе на юге от Пергама, она увидела поединок Ахиллии и Анахиты. Грозная и непобедимая Анахита ловким ударом поразила Ахиллию, и та запросила ‘миссио’ (пощады). Публика была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались воинственные женщины гладиаторы и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих двух женщинах-воительницах.

Барельеф сражающихся женщин гладиаторов сохранил этот поединок на века «потомству в пример».

Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство.

2017-11-12

Популярная теория о возникновении гладиаторского боя гласит, что он пришел из Этрурии. Но исторические документы, к примеру, фрески, доказывают обратное. Гладиаторский бой изначально имел сакральное обрядовое значение, и зародился в Кампании. Обычай трактуется по-разному. Некоторые историки считают, что проводился обряд умерщвления врага над гробом знатного воина, чтобы умилостивить богов. В результате отмирания традиции ритуал превратился в бои двух пленных соперников. Меч назвался gladius, откуда впоследствии и пошло название участников схватки.

Разновидность гладиаторов

Гладиаторы подразделялись на несколько типов, каждый из которых первоначально соответствовал одному народу, который был враждебен Риму. Наибольшее количество сведений о ретиариях. Ретиарий вооружен привязанной к запястью сетью и массивным трезубцем, называвшимся фусцина. Кроме того, у ретиария обычно был кинжал.

Иной тип гладиаторов — мирмиллон — практически полная противоположность ретиарию. Вооруженный тяжелым щитом-скутумом и гладиусом, мирмиллон был грозным соперником. Оружие мирмиллона — меч гладиус обычно привязывался к руке, чтобы не выронить во время боя. Воин со средним щитом, имеющим чудовищный вес — гопломах был вооружен коротким кинжалом. Щит выступал не только защитой, но и мог использоваться для нападения, так что необходимость в большом количестве вооружения отпадала.

Следующий тип гладиатора — провокатор. Его вооружение составлял меч с прямым клинком, наподобие легионерского. Чаще всего гладиаторы данного типа сражались друг против друга, и в исключительных случаях их противником был боец другого типа.

Интересно вооружение эквитов. Эквит — легковооруженный всадник. С начала боя их орудием были копья с наконечником в виде листа. Если эквит был выбит из седла или его копье ломалось, бой продолжался с помощью короткого меча.

Менее известными являются такие виды гладиаторов как андабат (воин в глухом шлеме без прорезей для глаз), велит, сагиттарий и самнит. Немногочисленные исторические источники сообщают о том, что сагиттарий сражался мощным луком, состоящим из нескольких частей. Лакверарий был схож с ретиарием, с тем отличием, что вместо сети у него было лассо и короткое копье.

Разновидность оружия

Несмотря на достаточно разнообразное вооружение гладиаторов, самым известным остался меч-гладиус. Его лезвие достигало в длину 70 см при ширине около 5 см. Рубяще-колющее действие клинка было обусловлено продольным ребром жесткости и ярко выраженным острием. После начала правления Августа меч данного типа был забыт. На мену ему пришел гладиус «Майнц», который активно использовался до середины I в.н.э. Массивный меч весил примерно 1,5 кг, а его длина достигала 70-75 см. Более позднее вооружение — гладиус помпейского вида. Облегченный длиной 45 см и расположенными под 45 градусов гранями.

Кинжалы гладиаторов имели вид клинка с широким ромбовидного сечения лезвием. Рукоять изготавливалась из кости. Длина кинжала часто достигала 30 см. Меньше сведений дошло о тонких кинжалах с изогнутым клинком. Длинные и тонкие, они имели равномерный изгиб по всей длине.

Таким же распространенным как гладиус, было гладиаторское копье. Длина оружия достигала 2,3 м. Чаще всего копьями пользовались эквиты и венаторы (воины, сражавшиеся с дикими животными). Несмотря на многие находки трехлопастных наконецников, историки предполагают, что навершие гладиаторского копья имело скругленную форму листа либо ланцета. Трехлопастный наконечник скорее всего являлся частью сломанного трезубца ретиария.

Говоря о вооружении гладиаторов, нельзя обойти вниманием учебные мечи, имеющие большое значение и символы победы — рудисы. Рудис был символом победы и единственным шансом сохранить жизнь. Заслужившие признание толпы самые смелые и сильные гладиаторы могла получить освобождение, получив деревянный меч. Освобожденные воины назывались рудиариями.

Несмотря на многочисленные раскопки, до нас дошли только самые распространенные виды гладиаторского оружия.

Самнит: Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рим. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, напречник и, поножа на левой ноге.


Скиссор (scissor, "тот, кто режет", "режущий") - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, одевал на левую руку железный полый стержень с крюком и цепью, или острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать еще и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками . О скиссорах, как уверяют многие ресурсы, совсем ничего неизвестно, однако, это не так и сегодня можно уверенно представить как выглядел этот гладиатор, а выглядел он воистину устрашающе.

(Scissores carvers): Вооружались двумя большими мечами.



Пельтасты - легковооруженные гладиаторы (разновидность велита) , часто использовались как застрельщики, метавшие дротики. Вооружение пельтастов состояло из нескольких дротиков, часто с «метательными ремнями», которые позволяли увеличить плечо приложения силы при метании. Как основное средство защиты пельтасты использовали плетёный щит в форме полумесяца, который назывался пелта.

фракийский пельтаст спартанский пельтаст


Провокатор («соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, большой пояс с железной пряжкой , длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и гладкооверхий шлем с козырьком, округлыми вырезами для глаз, закрытыми сеткой и с перьями на каждой стороне. В ожесточённых боях они были , защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный , иногда заокругленный щит.



Андабат (от греческого слова “andibatus” - "находящийся на возвышении" Названы так потому, что сражались верхом на лошади. Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия и шлемы с забралами, или шлем с металлической маской иногда бармицей, закрывавшей лицо. Катафракты носили пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Парфянские катафрактарии II в. н. э. использовали комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. Возможно, в таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга.



Бестиарий и Венатор (Бойцы со зверями) Вооруженные копьем или ножом, эти гладиаторы выходили на бой с опасными животными. Позднее, Бестиарии получали специальную подготовку для битвы против конкретных видов зверей. Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату).

Laquerii (Лаквеарий) ("боец с лассо"): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети. Оружие: аркан (лассо) и короткий нож. Одежда лаквеария - это легкая бронь на груди легкие сапоги и легкие поручи, широкий кожаный пояс с металлическими пластинами, защищающий живот. Наплечник закрывающий левое плечо, руку до локтя и достаточно высоко поднимающийся над плечом так, что можно было движением плеча прикрыть голову от удара.

Ну и конечно всем нам известны и любимы: секутор, димахер, мурмилион, фракиец, гопломах, велит, эквит, саггитарий и эсседарий.

Димахер-это как извесно два меча, он хорошь в атаке, слаб в защите, двумя мечаме очень трудно блокировать удары, без щита, он очень слабый против сильных ударов, да же есле он блокирует удары он быстро падает. Димахера надо ставить обезательно на атаку, ни 1% ни должно остаться, ни какого расстояния, только максимум атака!он должен очень быстро давить пративника своей атакой, не дать продохнуть противнику, и при удачном раскладе событий он выиграет, ну покрайней мере у него будет больше на это шансов.

Гопломах-У него большой щит, есть уникальная поза, он умеет садиться и в этом положение его достать очень трудно, пока он сидит гопа достать невозмажно. Но Гопломах, будет садиться только когда он на защите, чем больше процент защиты, тем чаще он сидит. Делее он должен редка открывать (тоесть вставать из за щита и ударять по противнику), но сильно!

Ретиарий (лат. retiarius - боец с сетью) - один из видов гладиаторов.

Вооружение этого гладиатора - сеть, которой он должен был опутать противника, и трезубец. Сражался ретиарий почти обнажённым в широком поясе и наплечнике, который закрывал плечо и левую часть груди. Ретарий-сильнейший вид в игре гладиаторы, и довольно опасно для соперника, потому что когда он кидает сетку и попадает он после нескольких ударов по сопернику обретает преимущество. Однако у него есть и недостатки, у него нет щита, а это является затруднением в защите от ударов, и ему трудно бокировать их. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.




Секутор-основной противник ретиария, назван так из-за умения не давать ретиарию отбежать на безопасное расстояние. Вооружен мечом и небольшим щитом. Гладкий округлый шлем не цепляется за сеть и дает секутору возможность выскользнуть, даже если сеть накрыла его. Секутор также хорош и против других типов гладиаторов, любящих атаковать издалека.

Велит-происходит от одноименного рода войск в римской армии. Вооружен тремя метательными дротиками, маленьким щитом и мечом. Он опасен на расстоянии, но слабо защищен вблизи, поэтому обычно старается держать дистанцию, если в запасе еще есть дротики.

Мурмилон-происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который назывался галлом (как представитель пленных из Галлии) и в давние времена дрался с самнитом и фракийцем.На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». . Он сражается босиком, вооружен большим галльским щитом и мечом, а его шлем украшен фигуркой рыбы.

Фракиец-происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который и тогда назывался фракийцем (как представитель пленных из Фракии) и в давние времена дрался с галлом и самнитом. Однако теперь в роли фракийца часто выступают греки. Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.



Сагиттарий: Sagittarius (от лат. sagitta - "стрела") Изначально конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.




Praegenarii - технически не являлись гладиаторами хотя иногда и принимали участие в гладиаторских боях, но не дрались на смерть. Они открывали представление музыкальными номерами и клоунадами. Их цель состояла в том, чтобы развлечь толпу, чтобы не убить друг друга. Praegenarii использовал деревянный меч, rudis. Но они также использовали и другое оружие, используемое реальными гладиаторами, такими как лассо, гладиус, сабля, тризубец и сеть. Бронежилет и шлем, который носит этот тип гладиатора были такими же как и у других типов гладиаторов, которых они пародировали: Praegenarii были клоунами. Они приняли бронежилет и шлемы гладиаторов, но их единственная цель состояла в том, чтобы развлечь толпу. Сделать смех и обеспечить хорошую разминку к главному шоу. Если император был не доволен выступлением, или ему не нравилась манера подачи прегнария, то их как посмешище выставляли на несмертельный бой против гладиаторов.

В течении столетий рассказы о гладиаторских сражениях вызывают у людей восхищение. И неудивительно, ведь эти бесстрашные войны сражались за право жить. Для наиболее красочного представления могучих воинов делили на виды и каждый из них использовался в различных боях и был по-своему вооружен.

Бестиарии никогда не боролись с гладиаторами других классов, они боролись с экзотическими животными. Специально для боев привозили различных опасных зверей. Бестиарии делились на два типа. "Damnatio ad bestias" – переданные зверям. К ним относили проговоренных к казни граждан низшего сословия. И этот поединок больше походил на простую травлю зверями. Второй тип назывался "venatio", что переводится как охотник. Охотники были вооружены палицей, копьем или дротиками, выходили на арену с почти обнаженным телом без какой – либо брони. Также охотники занимались тренировкой агрессивных животных и часто показывали на зрителям настоящие представления, засовывая руки и голову в пасть хищника.


отличались холоднокровием и мужеством в любой безнадежной ситуации. Выходили на арену вооруженными только облегченными копьями против противников с тяжелым оружием. С помощью неожиданной атаки и виртуозной обороны велиты показывали самые красочные и яркие победы, получив славу холоднокровных бойцов, способных на самые результативные действия в ходе жестоких побоищ на арене.


Мощные и смелые имели славу элиты мира гладиаторов. Эти грозные войны одним ударом разрубали человека пополам. Отличались большим напором и выдержкой, часто тяжело раненый гопломах – победитель, не уходил с поля боя долгое время, слушая восторженные крики зрителей. Мощные гопломахи бесстрашно могли сражаться в одиночку с несколькими соперниками. Гопломахи выходили вооруженными мечами – гладиусами или тяжелыми двузубыми топорами, для защиты пользовались массивными щитами. На голове носили большой шлем, украшенный рогами или перьями.


относились к конному виду гладиаторов, начинали поединок на конях и с копьями длинной 2 – 2,5 метра, но заканчивали бой они всегда пешими с помощью мечей. На арене они носили шлем с широкими полями, а также круглый щит среднего размера изготовленный из кожи. Этот вид считался легковооруженным, так как вес обмундирования был не более 12 кг. Эквиты всегда бились только с эквитами и не выставлялись против гладиаторов других видов.


бились на арене без доспехов в эффектной маске на лице. Обладая большой ловкостью и быстротой, они наносили множество режущих и колотых ран, выматывая противников своей недоступностью. Вооружившись двумя тонкими и легкими мечами димахеры с легкостью сражались с оппонентами с тяжелым оружием. Были случаи, когда некоторые освобожденные императором димахеры впоследствии становились отличными актерами.


Главной отличительной способностью легниариев было отточенное до совершенства умение сосредоточить всю свою силу в одном ключевом ударе. Эти умелые бойцы редко участвовали в боях насмерть, а выступали на ристалище ради показа восхитительного зрелища. Основным вооружением был посох или кнут, однако иногда вооружались длинным бичом для смертельного поединка со страшными животными. Одним сильным и четким ударом этого бича легниарий с легкостью ломал позвоночник огромному зверю или своему сопернику.


вооружались щитами и мечами-гладиусами и выступали всегда в паре, против особенно сильных соперников. На голове носили приметные шлемы, украшенные восхитительными гребнями с яркими полосами. Гребни помогали бойцам не терять друг друга из виду, чтобы вовремя прикрыть своего товарища. Часто в случае смерти своего напарника, другой боец, не уходя с арены совершал самоубийство. Такая верность считалась подтверждением крепкой мужской дружбы.


Ретиарии являются самыми старым видом гладиаторов. Благодаря большой боевой результативности эти натренированные войны благополучно противостояли тяжеловооруженным секуторам и фракийцам. Поначалу ретиарии выходили на бой оснащенными кинжалом, трезубцом и сетью, позже им разрешили надевать впечатляющий шлем и щитки для защиты шеи. Но именно сеть и трезубец остались неизменной особенностью этих смелый воинов. Брошенная опытной рукой сеть на некоторое время запутывала оппонента в тяжелом вооружении, который пытаясь выпутаться представлял собой легкую цель для огромного трезубца.


вооружались огромным щитом и мечом, одевались в тяжелые доспехи и шлем округлой формы закрывающий лицо с двумя маленькими щелями для глаз. Обычно гладиаторы этого вида выставлялись против ретиариев. В начале боя ретиарий отходил на неопасное расстояние, а секутор преследовал его, стараясь не попасться в сеть и под удар трезубца. Нося тяжелую броню и оружие эти смелые войны быстро уставали.


Фракийцы благодаря своей смелости и безграничной отваге стали легендой гладиаторских сражений. Выходили сражаться в тяжелом шлеме с заточенными рогами, острым фракийским мечом и крепким щитом из бронзы. Такое обмундирование превращало бойца в опасное оружие против конных и пеших врагов. При потере меча фракийцы моментально снимали с себя шлем и использовали его как оружие во время ближнего боя. Многие именитые фракийцы получали привилегию носить красочный посох во время выхода всех гладиаторов перед началом сражений.


Сагиттарии были конными гладиаторами мастерски владевшими луком. Стремительные сагиттарии обычно выходили в конце массовых боев, убивали выживших бойцов, при этом успевали до смерти биться друг против друга. Были ситуации, когда эти бесшабашные храбрецы стреляли в ложу императора, в предвкушении убить правителя, забравшего у них свободу. Попытки всегда заканчивались неудачей, но воспоминания об этих исключительных подвигах давала гладиаторам надежду и однажды вылилось в прославленное восстание Спартака.


были наиболее опасными гладиаторами - одиночками Рима, своими особыми заточенными щитами и гладиусами, они наносили соперникам режущие раны. Совершенное владение любым холодным оружием, а также хорошая физическая подготовка позволяли войнам наносить удары своим соперникам в любом положении. Сикссоры бились и с конными гладиаторами, они ударяли лошадь и убивали гладиусом всадников, которые были повалены собственной лошадью.


выходили на поединок только против провокаторов. Они могли сами вызвать на бой соперника с целью укрепить свое положение, повергнув более популярного соперника или же, чтобы уладить конфликты двух гладиаторских школ, соперничавших между собой. Провокаторы вооружались в одежду римских легионеров, носили щит прямоугольной формы, кирасу и шлем.


Самниты подобно ретиариям были ранним видом гладиаторов. Это были военнопленные из региона Самний. Римские солдаты, разгромив самнитов заставили их участвовать в потешных боях, позднее превратившихся в гладиаторские сражения. Самниты одевали воинскую форму и бились при содействии меча и прямоугольного щита. Их врагами стали захваченные в плен солдаты из поверженных Римом территорий. Позднее, когда Самний превратился в провинцию Римской империи, самнитов перестали относить к отдельному виду и присоединили к гопломахам и мурмиллонам, которые сражались похожим оружием.


почти не одевали на себя броню и выходили сражаться с оголенным туловищем и не используя шлем, чтобы было видно, что дерется женщина. Вооружались легкими мечами и небольшими щитами. Драки с участием женщин-гладиаторов были редки, и принимались публикой как новинка. Женщины состязались друг с другом и в редких случаях с карликами, чем вызвали потрясение толпы. Женские гладиаторские бои всегда сопровождалось скандалами и вскоре были запрещены.

Навмахиарии считались гладиаторской элитой и принимали участие в морских баталиях. По причине того, что не все арены можно было заполнить водой, такие представления были очень редки. Навмахиарии выходили, вооружившись тяжелыми копьями, короткими мечами и абордажными крюками. В битвах на воде обычно реконструировали разные исторические сражения, но исход битвы не всегда соответствовал действительности.

Рудиариями были опытнейшие войны, заслужившие свободу за свои заслуги, но решившие остаться в гладиаторском ремесле. В качестве символа свободы они получали деревянный меч. Рудиарии могли стать тренерами, судьями или остаться бойцами. Публика обожала их, так каждый выход рудиария обещал настоящее шоу.

Прегенарии выходили перед началом состязаний для разогрева толпы. Сражались деревянными мечами без какой – либо брони.

Тертиарии – выставлялись на замену ранее заявленного гладиатора, в случаях если тот не смог выйти. Так же иногда на арене было трое гладиаторов. Первые двое сражались друг против друга, а третий сражался с победителем.

Все эти бесстрашные войны безусловно заслужили уважения и легенды о них не умрут еще долгое время.