Йога учение древней индии. Философия йоги – драгоценные знания о том, как жить осознанно и эффективно

Йога

Йога-- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога -- это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги -- изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога -- это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  • 1. Яма -- принципы взаимодействия с внешней средой
  • 2. Нияма -- принципы взаимодействия с внутренней средой
  • 3. Асана -- объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • 4. Пранаяма -- контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • 5. Пратьяхара -- отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • 6. Дхарана -- целенаправленная сосредоточенность ума
  • 7. Дхьяна -- медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • 8. Самадхи -- умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • · Карма-йога -- «йога деятельности»
  • · Бхакти-йога -- «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • · Джнана-йога -- «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же -- осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша -- освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога -- это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Патанджали (II - I вв. до н.э.). В своём труде «Йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая признаётся сейчас большинством исследователей как классическая. В учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей...

Йога


Гортензия Асрян

Учение йоги было известно уже 2,5 тысячи лет до н.э. При раскопках древней культуры Мохеджо-Даро найдены изображения йогов в характерных позах. При том эзотерическую историю йоги ведут от Индии вглубь веков к Древнему Египту, а от него - к ещё более древним легендарным цивилизациям - Атлантиде, Арктиде и др.

В ведический период (с XV по VI вв. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады . Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Однако, йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признаётся всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II - I вв. до н.э.). В своём труде «Йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая признаётся сейчас большинством исследователей как классическая. В учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и природой;

2) нияма - предписания образа жизни;

3) асана - разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма - дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара - контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана - концентрация мысли;

7) дхьяна - медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи - изменённое, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путём, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что учение охватывает три больших пласта развития человека. Во-первых, этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармоничный характер.

Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние, когда человек чувствует и осознаёт себя нераздельным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние - космическое сознание.

Состояние самадхи испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, учёные, писатели и поэты. Однако самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для них самих. Йога же учит сознательному достижению подобного состояния.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги был практически закрыт для продвижения по нему людей. В мире господствовала Кали-юга, чёрный период, который должен был длиться около четырёх с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей.

В результате образовались следующие направления: хатха-йога , направленная на развитие физических и физиологических функций организма; раджа-йога , рассматривающая развитие высших психических функций человека; карма-йога , связанная с гармоничным развитием социальных, общественных отношений человека; бхакти-йога , связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу; джнани-йога , связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога. В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддийской философией и распространилась в форме чань- или дзен-буддизма. В результате миссионерской деятельности гуру Вивекананды в конце XIX века йога становится популярной в США и других странах.

Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша - системы, утверждающей необходимость синтетического использования йогических методов в условиях динамичной социальной жизни.

Согласно учению йоги, наше тело живёт за счёт положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. Физические упражнения представляют собой «азбуку» йоги: лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела может быть достигнуто духовное совершенствование.

Основу физических упражнений составляют асаны - специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 84 000 000 асан! Из них лишь менее сотни используются в настоящее время и только два-три десятка считаются наиболее важными для здоровья.

Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состояниями покоя тела в сочетании с правильным дыханием. Они дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект, воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную, нервную, эндокринную системы и весь двигательный аппарат.

Повторю, что основной целью йоги является культивирование здорового образа жизни и развитие естественных качеств организма в целом. В настоящее время древнее учение йоги становится предметом всё более глубокого и пристального изучения.

П онятию «йога» около двух тысяч лет. Однако явление, которое оно означает, сильно трансформировалось за свою долгую историю. Зародившись как философское учение, в современном мире йога стала в первую очередь практикой оздоровления и физического совершенствования . Итак, вот краткая история йоги.

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности. Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы). В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения). На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Гордость нации

Именно ряд активистов устроил переворот в йоге и её тотальный «ребрендинг», в корне изменив негативное и скептическое отношение к практике и её адептам.

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги. За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге. Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре. Его правители играли важную роль в национальном движении. В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге. Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

Кришнамачарья активно популяризировал , однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна. Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги. С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Пранаяма для космонавтов: йога в СССР

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги - кто они?», вышедшего в 1970 году.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.

Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах, священных текстах Индии (II тыс. до н.э.).Патанджали выступил систематизатором этого учения.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме.

Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.