Регулировка лыжных креплений atomic. Как выбрать горнолыжные крепления

Как работают горнолыжные крепления? Как их настраивать и устанавливать? На что обращать внимание при покупке? Читайте эту статью, и вы больше никогда не купите горнолыжного кота в мешке.

Горнолыжные крепления созданы для того, чтобы как можно точнее передавать команды человека на лыжи посредством давления ног на ботинки. Тогда они едут туда, куда надо. Вместе с у них это здорово получается.

Одновременно крепления «следят» за безопасностью ног. Как только возникает опасность получения травмы, например, при падении, они тут же освобождают ноги из лыж.

Местами загорелые (из-за горнолыжных масок) лица экипажа нависли над схемами конструкций креплений. Капитан озадаченно сдвинул шлем на глаза, почесал затылок сломанным ски-стопом и пробурчал: «Эти чертовы крепления, будь они неладны, стали слишком сложными штуками, пора снаряжать экспедицию!
Эй, на берегу, кто хочет получше узнать про горнолыжные крепления? Давай на борт, мы уходим!»

Основные части горнолыжных креплений

Все горнолыжные крепления состоят из передней головки и задней пятки. На обеих частях есть механизмы регулировки усилий срабатывания DIN с цифровыми шкалами.

Значение усилия срабатывания (какой тяжелый для восприятия набор из трех слов!) – это цифра на шкале креплений, соответствующая определенной нагрузке, при которой нога (ботинок) освобождается из крепления. То есть крепление срабатывает. Чем выше это значение, тем больше сил надо приложить, чтобы крепление сработало.

Все крепления снабжены ски-стопами – лыжными тормозами, благодаря которым отстегнувшаяся лыжа (обычно) не уезжает далеко. Ски-стопы врезаются в склон, и она останавливается.

Многие модели оснащены платформой с «рельсами», по которым (при помощи специального механизма) передвигаются обе части крепления для регулировки под размер ботинка.

Это общая картинка, теперь давайте разберемся детально.

Как работают горнолыжные крепления

Передняя головка прижимает носок ботинка к лыже спереди. Когда нагрузки на ногу становятся травмоопасными, крепление высвобождает ботинок. Если нагрузки неопасные, то крепление смягчает их, давая возможность ботинку отклоняться от центрального положения.

Работа передней головки

Посмотрите, как работает передняя головка:

Помимо двигающихся черных «щечек», на видео изображена так называемая антифрикционная пластина, которая сдвигается влево/вправо при возникновении боковых нагрузок на ноги. О ней речь пойдет ниже.

На картинке ниже стрелками показаны направления нагрузок на ноги, при которые крепления срабатывают:


На картинке показаны три стрелки, но не хватает еще одной - вверх. Ниже, на примере креплений Tyrlia, показана работа передней головки современных креплений - она двигается не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, что позволяет освобождать ноги при падении назад.

Работа задней части креплений

Задняя часть (пятка) фиксирует ботинок сзади, в остальном выполняет те же функции, что и передняя.

Если крепление сработало, волноваться не надо, вы тут же пристегиваете лыжи обратно, предварительно отдышавшись и удостоверившись, что все части тела целы. Просто опустите пятку вниз, если она осталась застегнутой (сработала передняя головка) и снова вщелкните ботинок.

На трассе часто можно видеть новичков, которые безрезультатно пытаются вставить ботинок в крепление с поднятым задником. У них это впервые и им никто не объяснил, что надо сделать. Если вы заметите бедняг, не проезжайте мимо, ведь вы теперь знаете отгадку. Вам будут очень благодарны.

На картинке видно, что при падении задники на лыжах остались в верхнем положении, их необходимо будет опустить.


Другие технологии в креплениях

Помимо фиксации ботинка и точного срабатывания, крепления должны обладать дозированной эластичностью. То есть при неопасных нагрузках позволять ботинку немного смещаться относительно лыжи влево/вправо, каждый раз возвращая его в исходное положение (помните видео сверху?).

Но и это еще не все.

Зажатый в креплениях ботинок может помешать средней зоне лыжи прогибаться в точном соответствии с замыслом конструкторов. Поэтому в креплениях используются хитрые системы, которые и обеспечивают свободный прогиб лыжи.

Но и на этом тонкости не заканчиваются.

В креплениях используются механизмы, которые не только позволяют лыже под ботинком прогибаться свободно, но и компенсируют неизбежное сближение пятки и передней головки при сильном прогибе. Мы хотим сказать, что связка лыжа-крепления-ботинок это «живой» механизм, а наглухо сколоченная и завинченная конструкция.

Вот о чем речь:

Видео: «умные» крепления знают, что это нормальная работа лыжи, и ботинки не «выстреливают».

Сегментация креплений

Если все так, то каждому горнолыжнику захочется иметь надежные, точные, навороченные и долговечные крепления. Но это будет дорого. Однако конструкторы нашли решение: не всем из нас необходимы сразу все функции в полном объеме.

У спортсменов требования одни, у активно катающихся – другие, у девушек-новичков – третьи, а у детей – четвертые. Разные нагрузки, условия эксплуатации, физическая форма лыжников, скорость спусков, наконец вес.

Соответственно, каждый бренд выпускает серии креплений для горнолыжников различного уровня и для разных вариантов катания. Честно оцените свой уровень владения лыжами и расскажите к продавцу – он подберет вам нужные крепления.

Производители горнолыжных креплений

Основными производителями горнолыжных креплений являются:

  • Vist (встречается редко)

Еще надо знать, что крепления под марками Elan, Head и Fischer выпускает упомянутая Tyrolia. А под марками Blizzard, K2, Nordica и Volkl – Marker.

Независимо от бренда все выпускаемые лидерами индустрии крепления обеспечивают надежное срабатывание. А для упрощения выбора подавляющее большинство лыж еще на фабрике комплектуются наиболее подходящими креплениями и продаются комплектами.

Если лыжи и крепления продаются отдельно, то в каталогах (а не прайс-листах магазинов) производители часто указывают, какие модели креплений лучше всего будут работать с конкретной моделью лыж.

Чтобы можно было отрегулировать крепления в соответствии с длиной подошвы ваших ботинок, крепления устанавливаются на специальные платформы-основания с системами регулировки.

Шкала усилий срабатывания DIN

Если вам необходимо купить крепления отдельно или выбрать из предлагаемых вариантов, главный параметр – усилие срабатывания (цифра на шкале), которое измеряется в единицах DIN .

Установленное усилие видно на шкалах, расположенных на передних головках и пятках креплений. Обычно нужное значение выбирается с помощью отвертки, но новичкам лучше это делать в магазине или в горнолыжной мастерской. И для этого потребуется хотя бы один ботинок, в котором вы будете кататься.


На данной картинке шкала DIN – 4–13.

Если вы новичок, то, завидев шкалы DIN 8-16, 10-18, вы должны от них отшатнуться, такие крепления для агрессивно катающихся. Когда придет время покупать такие, в уже будете многое знать о горнолыжном спорте.

Необходимое вам усилие DIN можно приблизительно определить по следующей методике. Разделите свой вес на десять. Например, ваш вес 80 кг, значит, начальная цифра 8. Отнимите примерно 20% (в нашем примере останется 6,5) и при помощи отвертки установите метки на всех четырех шкалах на эту цифру.

Для начинающих и пожилых лыжников нужно снизить усилие еще на 10% от полученного показателя – до 6. Если крепления будут отстегиваться при обычном катании, постепенно увеличивайте усилие одновременно на всех шкалах по ¼ деления.

Выбирайте крепления так, чтобы ваше значение DIN располагалось по центру шкалы, а не близко краю. Так будет правильно.

И учтите: даже если ваш вес переваливает за центнер, затягивать крепления на цифру «10» крайне не рекомендуется – слишком опасно. Не надо думать, что у вас железные ноги и они выдержат любые нагрузки.

Более точно можно установить усилие срабатывания по приведенной ниже таблице, в которой учитывается и еще один важный параметр – длина подошвы ботинка.


Запомните, что у горнолыжных ботинок разных производителей часто разная длина подошвы, даже при одинаковом размере ноги. Это значит, что если во время катания вы захотите поменяться лыжами с Машей, у которой тоже 35-й размер, то далеко не факт, что ваши ботинки подойдут к ее креплениям. В большинстве случаев крепления необходимо подгонять под новый размер. Иногда, может понадобиться отвертка, но не всегда:

И если вы все же поменялись лыжами, то обязательно проверьте значение DIN. Оно может не подходить под ваш стиль катания и вес – крепление сработает и освободит ботинок в самый неподходящий момент, а это угроза травмы. Тут уж без отвертки не обойтись.

Примерные диапазоны усилий

  • Для самых маленьких детей – 0,5-2,5 DIN
  • Детские – 0,75-4,5 DIN
  • Юниорские – 2-6 (2,5-7) DIN
  • Простые модели – 2,5-9 DIN
  • Универсальные модели – 3-10 (3,5-11) DIN
  • Для экспертов и райдеров – 4-12 (6-14) DIN
  • Для спортсменов – шкала до 16 DIN и выше

Как выбрать горнолыжные крепления

Поскольку не всем горнолыжникам необходимы самые сложные, самые мощные, а значит, и самые дорогие крепления, производители выпускают несколько групп продукции. Каждая – с набором механизмов и технологий, которые максимально подходят определенной группе катающихся.

Бюджетные крепления – для начинающих



Достаточно легкие бюджетные модели выпускаются для тех, кто катается на низкой и средней скоростях. Такая конструкция спасает от травм при падениях, которые характерны для начинающих горнолыжников: они падают назад или назад-набок, в этом случае возникает опасная скручивающая нагрузка на ногу. Ботинок освобождается из передней головки, перемещаясь вбок или вбок-вверх по специальной скользкой антифрикционной пластине.

Крепления для опытных райдеров

Несколько сложнее и мощнее крепления для более опытных горнолыжников. Это наиболее массовая группа креплений, в более прочную конструкцию которой уже входят механизмы, срабатывающие и при падениях вперед – например, в мягком рыхлом снегу или на леденистой трассе.

В таких креплениях уже меньше пластика и больше металла, что делает их более надежными по сравнению с предыдущей категорией.


Крепления для спортсменов

Еще сложнее и мощнее крепления для фрирайдеров и профессиональных спортсменов. В них используется металлическая рама или вообще вся конструкция полностью сделана из металла. Применяются более сложные антифрикционные механизмы в передней головке и системы гашения вибраций и амортизации ударов.



Отдельная группа креплений – для детей и юниоров. В зависимости от специализации и веса юного лыжника используются различные материалы и конструкции, которые, как и у взрослых, могут быть простыми и сложными. Иногда это рассчитанные на меньшие нагрузки версии мощных моделей для взрослых.

Разумеется, такие крепления отличаются и размерами, ведь детские ботинки меньше, чем взрослые.


Внимательно и вдумчиво читайте описания креплений на сайте производителей. Такие слова как «агрессивные», «спортивные», «гоночные (рейсовые)» будут означать, что перед вами не модели для начинающих.

Крепления для ски-тура (бонус)

Есть целый класс горнолыжных креплений для ски-тура, который представлен двумя видами конструкций. Первый - это пиновые крепления, и они к нашему обзору имеют мало отношения, так как требуют специальных ботинок. Если вы о них ничего не знаете, то посмотрите видео - для расширения горнолыжного кругозора. Лично я всегда смотрю на такие разработки с благоговением!

А вот о втором виде знать точно надо - это рамные крепления. Если не погружаться в детали (мы и так уже погрузились глубоко!), то это обычные крепления (описанные выше), но посаженные на специальную раму (отсюда название).

Такие крепления подходят как для ходьбы на лыжах вверх, так и скатывания. Эти характеристики важны для тех, кто катается вне трасс и вдали от подъемников.

На этом 2-минутном видео показана разница между пиновыми и рамными креплениями:

Это вам для информации. Покупать такие крепления на начальном сроке катания нецелесообразно - дорого.

Установка креплений

Установка горнолыжных креплений – слишком важный процесс, чтобы выполнять его самостоятельно, особенно если вы новичок.

Лучше доверить это специалистам, ведь речь идет о здоровье ваших ног. Не забудьте прихватить один ботинок – он понадобится при установке креплений.

К вашему сведению, каждый серьезный магазин предлагает бесплатную установку креплений сразу после покупки комплекта (лыжи + крепления). Помните об этом.

Всплываем!

Надеемся, нам удалось рассеять тот мистический туман вокруг горнолыжных креплений, в котором мы начинали наше путешествие. И теперь вы знаете, как купить то, что вам действительно нужно и подходит, а не то, что вам пытаются впихнуть нерадивые продавцы в непутевых магазинах.

Помните: у большинства из нас нет необходимости в мощных и дорогих креплениях, ведь в основной массе мы – любители.

Надеюсь, ты их уже приобрел и теперь читаешь эту статью. После покупки лыжного снаряжения, нередко возникает вопрос, как настроить усилие выстегивания ботинок при падении на склоне. Не задавался таким вопросом и крепко спал по ночам, просматривая во снах, как ты профессионально карвишь? Немного расстрою тебя и расскажу о том, к чему может привести неправильная настройка креплений при выстегивании ботинок. Но прежде чем перейти к объяснению фатальных ошибок неправильной настройки креплений, расскажу вкратце, собственно для чего эти крепления вообще нужны и как они работают.

Для чего нужны крепления на лыжах

Если ты интересовался историей горнолыжного спорта, то наверняка видел лыжи похожие на две прямоугольные, деревянные доски, которые прикреплялись с помощью ремешков или веревок, оставляя ногу болтаться и свободно ходить, слабо фиксируя пятку и носок. Проблема заключалась в том, что при падении нога никак не могла высвободиться из лыж и приводила либо к растяжениям, либо к ломанию костей (колени, лодыжки и так далее). Наши деды платили за удовольствие радикальным риском и помогали освоить новые технологии для будущих поколений. В настоящее время современная молодежь и люди постарше имеют возможность лицезреть лыжи, которые имеют с двух сторон две выступающие пластмассины к которым и крепится горнолыжный ботинок. Сие и есть гениальное решение сложной задачи по сохранению твоих ног и коленей в целости и сохранности. Как только ты начинаешь падать и кувыркаться, крепления лыж срабатывают и отстегивают твои ботинки, давая тебе возможность продолжить падение без опасения свернуть ноги и что-нибудь сломать. Горнолыжный спорт стал более безопасным, но риск получить травму есть всегда, помните об этом.

Совет: Только пожалуйста, не бери лыжи от неизвестного дяди Ляо с узкими глазами, который собирал лыжи и крепления на коленке, иначе рекомендации по настройке выстегивания креплений тебе не помогут. Есть хорошие китайские фирменные лыжи, да, но брать самый дешевый хлам в неспециализированных магазинах крайне не рекомендую. Нормальные, самые дешевые лыжи для начинающих с креплениями начинаются от 35 000 тенге и выше.

К чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания креплений

Предупреждение: В этой статье я не рассказываю, как установить отдельно купленные лыжные крепления на лыжи, я лишь даю рекомендации одобренные изготовителем заводом, как настроить усилие выстегивания из ботинок, не более. Тему настройки креплений по подошве размера ботинка и установке я разберу в следующих статьях. Поэтому если хочешь продолжить узнавать новое о своих любимых лыжах, подписывайся на наш блог через RSS или через социальные сети (в верхнем правом углу сайта иконки с нашими группами).


Так к чему приводит неправильная настройка усилия выстегивания креплений при падении? Да, собственно к тому же, что и в архаичные времена существования лыж, к растяжению связок или ломанию костей ног или коленей. Чем сильнее затянуты крепления выстегивания ботинок, тем выше вероятность не срабатывания крепления и получения травмы. Как правило, высокий DIN (усилие срабатывания крепления) ставят себе профессиональные спортсмены, уверенные в своем уровне катания. Хочу добавить, что на современных лыжах с креплениями, которые имеют заводской дефект или неправильно настроены, ногу сломать гораздо легче, потому что ботинок зажат как в тиски и не имеет возможности сдвинутся больше чем на несколько миллиметров. Древние лыжи не имели возможности отстегиваться, но они и не крепились так жестко, как современные лыжи. Осознавая этот факт, нужно понимать, как важно купить хорошие лыжи с правильными креплениями и как их настроить по регламенту.

Как настроить усилие выстегивания креплений

Важно: По идее при покупке лыж с креплениями, продавец должен вам настроить бесплатно или за небольшое вознаграждение усилие выстегивания креплений. Однако часто продавцы или забывают, или являются дилетантами студентами, подрабатывающими в межсезонье не зная, что делать. Поэтому требуйте настроить крепления под ваш вес и горнолыжные ботинки (берите их с собой при покупке), чтобы обезопасить себя от серьезных травм. Но если вам все-таки забыли настроить или вы не уверены в квалификации продавца, то рекомендации, которые я даю ниже, вам пригодятся и вы сможете перенастроить и избежать неверной настройки креплений.

Вот мы и добрались до вопроса как настроить усилие выстегивания креплений. Ниже вы видите фотографию, как выглядят современные крепления (они могут немного отличаться).


На современных лыжных креплениях, как правило, настраивается носок и пятка выстегивания горнолыжного ботинка. Завод изготовитель большинства креплений рекомендует такие настройки, берем свой вес, делим его на 10 и выставляем усилие выстегивания на 1-2 DIN’a меньше, в зависимости от вашего опыта катания на лыжах. Теперь объясню на пальцах. Допустим мой вес 71 кг. Я его округляю до 70 и делю на 10. Моя цифра при делении равняется 7. Исходя из этих данных, я должен отнять 2, если я совсем зеленый новичок или 1, если катаюсь более уверенно. Так как мы говорим о новичках, нам лучше поставить на 2 DIN’a меньше, то есть 7-2=5 DIN. Получается, что на носке и пятке я должен выставить 5-6 DIN не больше. Если будут ложные срабатывания, усилие крепления можно всегда подтянуть. А вот перетянув можно легко получить травму.

Совет: Рекомендую выставлять пятку и носок с одинаковыми значениями, то есть 5 DIN спереди и сзади. И еще по мере наращивания скилла (навыка) катания на лыжах, можно повышать DIN ровно до своего веса. Например, 70/10=7 мой вес=7 DIN. Спортсмены ставят DIN даже выше своего веса, но если вы им являетесь, то вряд ли мои советы будут полезны для вас.

А теперь давайте перейдем к самой лыже и настройке носка и пятки. Как мы уже вычислили мой DIN равняется 5 или 6. Я беру отвертку (крестовая или с плоским концом) и настраиваю для начала носок (передняя часть крепления). Для этого я кручу специальный болт и выставляю нужное значение. Смотрите фотографию.


Чтобы настроить заднюю часть крепления (пятка), нам нужно встегнуть ботинок в лыжу, либо поднять заднюю заглушку руками. Смотрите фотографии.


Выполнив данное действие, мы увидим на пятке шкалу с DIN’aми, где нам нужно выставить сходные значения что и на носке, то есть 5 или 6 DIN (не забывайте что это мой вес, у вас должны быть другие значения). Беру отвертку и повторяю операцию по настройке усилия выстегивания крепления на пятке.


Настроив все по регламенту можно похвалить себя и отправляться на склон кататься. Теперь риск получить серьезную травму в несколько раз ниже и если вы обладаете техникой катания и хорошо работающими креплениями при выстегивании ботинок, риск сводится к небольшим растяжениям и синякам. Однако не стоит расслабляться, это лишь винтик всего механизма, не более.

Вывод

Собирая знания по крупицам и следуя основным правилам написанным кровью и свернутыми шеями, можно избежать солидных травм и получать удовольствие от адреналина впрыскиваемым мозгом на белоснежном, манящем склоне. Чем разумнее вы будете подходить к экстремальным видам спорта, тем выше шанс сохранить свое и чужое здоровье получая удовольствие от горных лыж. Панацеи от падений и травм нет, но соблюдение основ безопасности, помогут избежать крайне тяжелых травм и летального исхода.

Хорошего вам зимнего сезона и покатушек!

С каждым годом популярность горных лыж, как активного вида спорта, растет с геометрической прогрессией. Как любой активный отдых, катание на горных лыжах сопряжено с высоким риском получения травмы. Правильно настроенный инвентарь — залог комфортного и безопасного катания.

Для регулировки горнолыжных креплений нам понадобится:

Отвертка с плоским наконечником

Плоская поверхность для удобной работы

1.Начнем регулировку креплений с настройки усилия, которое оказывает ботинок и вес лыжника на крепление. Если при спуске это усилие превышено, то срабатывает так называемый «отстрел» крепления. Сделано это для предотвращения несчастных случаев при падении.

2.Перед регулировкой крепления, необходимо рассмотреть шкалу спереди и сзади каждого крепления. Настройка этой шкалы отвечает за регулировку силы отстрела. Каждое деление на шкале обычно равно 10кг (т.е. значение 4 равно 40кг.). Рекомендуется установить значение на вес, которое будет меньше фактического веса лыжника на 15-20кг.

Настраивается крепление вращением винта расположенного спереди крепления. Вот так:

Часто винт очень тугой, так что смело крутите его в нужном направлении. Но не забывайте поглядывать на показания бегунка, чтобы не переборщить с нужными натсройками!

Задняя часть креплений выглядит следующим образом:

Шкала настроек не всегда видна сразу. Она может располагаться под прижимной частью крепления! (Как указано на картинке №3)

4.Так же очень важно учитывать не только вес лыжника, но и уровень его физической подготовки. Тут формула весьма простая, чем выше уровень подготовки, тем большей может быть сила допустимого усилия.

5.После настройки креплений, необходимо обязательно проверить их в условиях приближенным к реальным. Самый простой способ встать на лыжи и сделать имитацию падения вперед, если все регулировки были выставлены верно, то должен сработать отстрел ботинка от креплений. На самом склоне можно пробовать различные нагрузки на крепления на небольших скоростях и регулировать усилие по вашим потребностям.

И не забывайте, что главная задача любого лыжника или сноубордиста — научиться уверено держаться на склоне и обезопасить себя и окружающих от нежелательных травм!

После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания. Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении . Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении. В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке. Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок. Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок. Не вынимая ботинок из крепления , отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически. Не вынимая ботинок из крепления , отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически. Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.

Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка. Таблицу с такими параметрами используют в прокатах.

Вес, кг Рост, см < 250 мм 251 - 270 мм 271 - 290 мм 291 - 310 мм 311 - 330 мм > 331 мм
10 - 13 0,75 0,75
14 - 17 1 1 0,75
18 - 21 1,5 1,25 1
22 - 25 1,75 1,5 1,5 1,25
26 - 30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31 - 35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36 - 41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42 - 48 < 148 3,5 3 3 2,75 2,5
49 - 57 149 - 157 4,5 4 3,5 3,5 3
58 - 66 158 - 166 5,5 5 4,5 4 3,5
67 - 78 167 - 178 6,5 6 5,5 5 4,5
79 - 94 179 - 194 7,5 7 6,5 6 5,5
> 95 > 195 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9.5

Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь: 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений . 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные. 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений , устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску. По таблице выберите соответствующую Вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю. По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку. Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.

Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.

Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:

1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;

2. Запастись необходимым инструментом:

  • сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
  • рулетка;
  • отвертка;
  • шуруповерт;
  • карандаш либо маркер;
  • сверло;
  • шурупы.

Этапы и виды установки

Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция - это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.

  • По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
  • Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
  • Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
  • Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
  • Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.

Можно выделить два вида установки крепежей:

  1. С использованием сверлений;
  2. С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.

Поговорим про каждый способ подробнее.

С использованием сверлений

Установка креплений с использованием сверлений - это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:

  • Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
  • Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.

Минусы этого вида установки:

  • Наличие инструмента для монтажа;
  • Опыт и навыки в данном виде работ;
  • Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.

Важно: При переустановке крепежей с использованием сверлений, количество отверстий от шурупов в лыже увеличивается. Это плохо отражается на прочности инвентаря. Переустановка данным способом не желательна.

Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:

  • Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
  • Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
  • Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
  • Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
  • Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.

Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;

  • Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.

Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ

Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:

  • Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
  • Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
  • Возможность сместить центр ботинка.

К минусам можно отнести:

  • Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
  • Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
  • Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.

Правила настройки крепления

После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:

  • Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
  • Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
  • Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.

Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.

Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:

  • Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
  • Манера езды (спокойная либо агрессивная);
  • Состояние и сложность лыжной трассы.

Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:

Вес/кг Рост/ см Размер подошвы ботинка/ мм
255 и менее 250-270 271-290 291-310 311-330 331 и более
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 148 и менее 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
95 и более 195 и более 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.

Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.

  • Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
  • В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.

При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:

  • Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
  • Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
  • Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:

Тоже интересно