Организация занятий спортивных секций в школе. Организация спортивно-массовой работы в школе Организация спортивной работы в школе

Учебно-тренировочный процесс, это учебные и тренировочные занятия, проводимые в целях обучения и повышения спортивного мастерства спортсмена и подготовки его к выступлению на соревнованиях.

Организация учебно-тренировочного процесса:

Спортивная секция организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально;

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивных секций проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивных секций и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха;

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивных секций по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Для обеспечения кругло-годичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха занимающихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению мероприятия может производиться как и при проведении туристских походов;

Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.

Физическое воспитание студентов осуществляется на занятиях и во внеурочное время в спортивных секциях. Общее руководство секцией возлагается на преподавателей физической культуры в академии, преподавателей СГГА. Для проведения занятий они могут привлекать инструкторов-общественников из числа лучших спортсменов, физкультурный актив шефствующих и спортивных организаций.

Прежде чем создать секцию, преподаватель физического воспитания должен пробудить у студентов интерес к занятиям. Здесь полезны самые разнообразные средства: спортивная стенная печать, фотостенды, радиогазета, непосредственная агитация преподавателя или студентов.

В начале учебного года можно провести показательную игру ведущих команд ВУЗа или пригласить лучшие команды города, района. Организационным собраниям в группах предшествует общее собрание всех занимающихся в спортивной секции. О времени и месте общего собрания секции необходимо сообщить заранее. К занятиям в секции допускаются только успевающие студенты ВУЗа. На общем собрании избирается бюро секции. В бюро секции следует рекомендовать наиболее дисциплинированных, успевающих студентов, обладающих организаторскими способностями, пользующихся авторитетом у своих товарищей.

На заседании бюро секции избирается председатель и секретарь, а также распределяются обязанности между членами бюро. На членов бюро секции возлагаются обязанности: контроль за успеваемостью членов секции, их участие в общественной работе, уход за инвентарем и подготовка его к занятиям, организация и проведение соревнований коллектива физкультуры, подготовка документов па присвоение спортивных разрядов, агитация и пропаганда, комплектование сборных команд для участия в районных, городских и других соревнованиях.

В учебные группы ВУЗа в секции могут входить студенты различных курсов. Планирование учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях подразделяется на круглогодичное и многолетнее. В процессе работы, в зависимости от ее условий и сроков соревнований, в планы необходимо вносить соответствующие коррективы. При составлении последующих планов должна соблюдаться органическая связь с предыдущим. Все последующие планы должны включать относительно более трудный материал, чем материал предыдущего плана. При этом следует помнить, что трудность учебного материала повышается постепенно и заключается в нарастании требований к нагрузке занимающихся и сложности программного материала.

Успех работы секции во многом зависит от характера работы на занятиях, от личной заинтересованности всех занимающихся.

Секционные занятия имеют, прежде всего, спортивную направленность. Здесь предъявляется больше требований к функциональной и двигательной подготовке, чем на школьных уроках и учебных занятиях. Секционное занятие длится 1,5-2 часа и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть, которая длится 15-20 мин., предусматривает организацию занимающихся и функциональную подготовку их организма к предстоящей основной деятельности. Упражнения, используемые в начале занятия, должны быть подобраны в соответствии с особенностями предстоящей основной деятельности.

Назначение основной части - обучить занимающихся технике и тактике игровых приемов, развить их физические качества. Продолжительность основной части (70-90 мин.) зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола занимающихся, количества времени, отведенного на занятие в целом.

В заключительной части (5-10 мин.) организм занимающихся приводят в относительно спокойное состояние, подводят итоги занятия. занимающимся дают домашние задания.

Количество секционных занятий в неделю планируется в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировочного процесса, сложности изучаемого материала. Их должно быть не менее трех раз в неделю. Вместе с тем перерывы должны быть такими, чтобы результаты последующей тренировки накладывались на предыдущие и этим закреплялись бы функциональные сдвиги, происходящие в организме в результате предыдущих занятий.

В СГГА работает 12 спортивных секций по таким видам спорта как:

Волейбол;

Настольный теннис;

Баскетбол;

Мини-футбол;

Бадминтон;

Аэробика;

Тяжелая атлетика;

Легкая атлетика;

Стрельба;

Пауэрлифтинг.

Расписание занятий по всем видам спорта указано в приложении В.

Число занимающихся в спортивных секциях СГГА составляет приблизительно 160 человек, из них примерно 30 человек на высоко-профессиональном уровне. Так же Академии занимается около 15 мастеров спорта России по настольному теннису, аэробике, боксу, лыжным гонкам.

Студенты СГГА завоевывали различные награды на областных, федеральных и всероссийский соревнования например. В спортивном клубе СГГА присутствуют награды: бронзовые призеры всероссийской универсиады 2008 г., победители универсиады сибирский федеральный округ 2008, 2010 и 2012 годы, по настольному теннису, так же студенты участвуют в клубном чемпионате России по настольному теннису, чемпионы универсиады г. Новосибирска по пулевой стрельбе, сборная команды по боксу в городской универсиаде.

Преподаватели СГГА играют не малую роль в спортивной жизни Академии и тоже показывают неплохие результаты в прошедшей спартакиаде профессорско-преподавательского состава среди высших учебных заведений города Новосибирска по 9-ти видам спорта. Преподаватели нашей Академии успешно выступили в следующих соревнованиях:

Мини-футбол - 3 место;

Настольный теннис - 1 место;

Бадминтон - 3 место;

Пулевая стрельба - 4 место.

Ниже, на рисунке 5 представлен стенд с основными наградами академии.

Рисунок 5 - Награды студентов и преподавателей академии

Так же в СГГА проходят спортивно-массовые мероприятия по различным видам спорта.

Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.

Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультуры.

Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.

Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.

Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники и тактики.

В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными, официальными (тренировочными), классификационными.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.

Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями. В СГГА проходили соревнования по положению указанному в приложении А.

В СГГА используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный.

Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров - преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.

Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной и постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.

Основными задачами любых соревнований являются:

Содействие воспитанию спортсменов;

Демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам и противникам);

Совершенствование двигательных способностей.

Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в ВУЗе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.

Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в ВУЗе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.

Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.

Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.

Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.

Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований в году, что, естественно, удлиняет соревновательный период.

При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.

К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.

Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований - тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.

Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ГБОУ Гимназия №1506

Под спортивно - массовой работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.

Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.

Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни , создание единого социокультурного пространства на территории школы.

Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.

Цели организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

  1. Формирование нового качества воспитательно-образовательного пространства школы, в котором физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школьников выступает социальным процессом, базирующемся на принципах социального партнерства и объединяющем все здоровые интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные ресурсы.
  2. Пропаганда культуры досуга среди детей и подростков через организацию и участие в спортивно-массовых мероприятиях.
  3. Социализация детей и подростков на основе инициируемых в школьной среде экологичных моделей альтернативного поля устойчивой нравственной позиции и получения необходимого физического развития через приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
  4. Формирование образа школы как территории здоровья в общественном сознании.

Задачи организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

  • всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
  • пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
  • организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
  • создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления;
  • осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности :

  • мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;
  • пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
  • участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;
  • расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
  • воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
  • формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
  • формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;

Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:

  • уроки физической культуры;
  • лечебная физическая культура;
  • работа школьных спортивных секций и спортивных секций другой ведомственной принадлежности.
  • спортивно-массовые мероприятия различного уровня;

Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива в том числе и учителей физической культуры.

Материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы

  • В школе действует два спортзала, оборудован спортивный комплекс, который включает в себя поле для мини футбола, площадка для игры в волейбол и площадка с тренажёрами. Образовательным учреждением активно используется также материальная база бассейна "Полярная звезда". Уроки физической культуры полностью обеспечены необходимым оборудованием.

Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий

Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.

  • Ведется методическая работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов школы. 20 октября 20013 года в школе проведен муниципальный семинар учителей физической культуры "Уроки физической культуры без освобождённых", получивший высокую оценку коллег.

Организация учебного процесса

Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников.

Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.

В школе организована работа с детьми с различными нарушениями здоровья. Поскольку в специальную группу входят дети разного возраста и диапазон их заболеваний разнообразен, учителя физкультуры используют, в основном, индивидуальную работу с каждым учеником СМГ.

Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На базе школы были созданы и работают спортивные кружки: футбол, аэробика, оздоровительная гимнастика, шахматы, большой теннис, бальные танцы В рамках этого направления ребята принимают активное участие в районных, окружных, городских соревнования.

В школе проводятся Дни здоровья, предметные недели посвящённые физической культуре, туристические слеты, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Ежегодно учащиеся старших классов в рамках Спартакиады допризывной молодёжи принимают участие в военно-полевых сборах.

Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников.

В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями, расположенными в микрорайоне образовательного учреждения. Воспитанники старших групп дошкольных учреждений приходят в школу на занятия в группу «Раннего развития» , знакомятся с будущими учителями, занимаются в школьном спортивном зале.

Школьное методическое объединение учителей физической культуры

Тема методического объединения: Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей, обеспечивающего достижение нового качества образования.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Задачи:

  • Повышение компетентности педагогических кадров.
  • Создание системы поиска и развития одарённых детей.
  • Сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ученика.
  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Обобщение и распределение положительного педагогического опыта педагогов.

Состав МО учителей физической культуры

Ф.И.О.

Число и год рождения

Образование

ВУЗ (год окончания)

Курсы повышения квалификации

Методическая
тема

Зуева Лариса Александровна

АРМГИФК, 1986

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физических качеств посредством дыхательных техник

Скрипник Наталья Валерьевна

РГУФКС и Т,

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физ.качеств посредством оздорровительной аэробики.

Викторов Даниил Андреевич

Высшее ГБОУ ВПОТВГУ, 2006

Совершенствование физ. Качеств посредством игры футбол

Новикова Юлия Святославовна

ГБОУ СПОСПТ «Спорт», 2010

МИФК и С, 2014

Совершенствование физ. качеств у старшекласниц посредством оздоровительной аэробики.

Информация об учебных программах и их методическом обеспечении по предмету

Предмет - физическая культура 1-11 класс

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 кл. «Просвещение», Москва, 2011 г., В.И.Лях и Н.А.Зданевич
  2. Рабочие программы согласованы на ШМО и утверждены завучем и директором
  3. Учебники:
  • «Мой друг - физкультура!» 1 - 4 кл. В.И.Лях, «Просвещение». Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 5 - 7 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 8 - 9 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 10 - 11 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.

План работы МО на 2014-2015 учебный год

Тема заседаний

Вопросы для обсуждения

Ответственный

Дата

Заседание № 1 «Планирование и организация методической работы на год».

Цель: откорректировать и утвердить деятельность МО учителей физкультуры; выработать единые представления о перспективах работы над метод. темой.

  1. Утвердить план работы МО на новый учебный год.
  2. Обсуждение и утверждение рабочих программ на 2014-2015 уч.г.
  3. Утверждение календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год.
  4. Корректировка и утверждение работы по темам самообразования
  5. Изучение нормативно-правовых актов и документов.(Положение о проведении предметных олимпиад)

Учителя физической культуры.

сентябрь

Заседание № 2

«ФГОС на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Цель: повышение проф. мастерства и обеспечение условий роста профессионализма

  1. Конструирование технологической карты урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Баскетбол по новому согласно требованиям ФГОС.
  3. Адаптированная программа для начальной школы «Основы безопасности дорожного движения».
  4. Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
  5. Итоги проведения I тура предметных олимпиад (анализ)
  6. Итоги I четверти

Учителя физической культуры.

Заседание № 3

«Повышение качества знаний учащихся в результате активного использования в процессе обучения методов и технологий, способствующих формированию положительной мотивации учащихся»

  1. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.
  2. Психофизиологические закономерности восприятия информации учащихся.
  3. Игра - путь к физическому развитию.
  4. Итоги II четверти
  5. Итоги районного тура олимпиад
  6. Утверждение плана работы предметной декады
  7. Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования.

Учителя физической культуры.

Заседание № 4

«Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу»

  1. Спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности.
  2. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование у школьников практических умений и навыков по физической культуре.
  4. Итоги предметной декады (анализ)
  5. Безопосность как форма поведения ученика в повседневной жизни.
  6. Итоги работы за первое полугодие

Учителя физической культуры.

Заседание № 5

«Анализ результативности МО за год»

  1. Анализ работы МО за 2014-2015уч.г.
  2. Подведение итогов года по успеваемости учащихся и выполнению программы.
  3. Сравнительный анализ тестирования физической подготовленности (мониторинг).
  4. Анализ (итоги) районной спартакиады школьников.
  5. Обсуждение перспективного плана работы МО.
  6. Обзор новинок методической литературы.
  7. Разное

Учителя физической культуры.

План внутришкольного соуправления и контроля

I четверть

  • Согласование плана работы МО.
  • Утверждение рабочих программ, кружков, секций
  • Проверка учебно-методической базы учителей
  • Формирование групп для занятий в кружках и секциях
  • Проведение мониторинга физического развития
  • Проведение школьных предметных олимпиад
  • Охрана здоровья на уроках физичкой культуры (проверка журналов по т/б)
  • Проверка уровня физической подготовленности учащихся в 5 - 8 классах на начало учебного года

II четверть

  • Участие в муниципальном туре предметных олимпиад
  • Контроль за документацией по спортивно-массовой работе.
  • Обеспечение техники безопасности на уроках физической культуры

III четверть

  • Анализ посещаемости обучающимися занятий по физической культуре (9-11)
  • Ведение журналов кружковой работы
  • Предметная декада
  • Контроль за выполнением программ, учебных планов, своевременность и объективность выставления оценок, качество заполнения журналов

IV четверть

  • Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (5-8 кл.)
  • Уровень физической подготовленности учащихся на конец года (мониторинг физической подготовленности)
  • Эффективность приемов и методов организации учебной деятельности на уроках физической культуры (2 - 4 кл.)
  • Контроль выполнения программ, учебных планов.
  • Проверка готовности экзаменнационных материалов
  • Годовая аттестация учащихся
  • Анализ результативности работы ШМО

Работа между заседаниями

  1. Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
  2. Ремонт оборудования школьной спортивной площадки.
  3. Взаимопосещение уроков.
  4. Изучение научно-методических журналов и дополнительной литературы по предметам.
  5. Приобретение новинок методической литературы.
  6. Пополнение методических копилок.
  7. Организация и проведение внеклассных мероприятий.
  8. Участие в конкурсах, выставках соревнованиях.
  9. Помощь коллегам (по мере необходимости).
  10. Приобретение нового и списание старого оборудования.
  11. Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом через газеты, уголки, выступления.
  12. Оформление и обновление спортивных уголков и стендов.
  13. Работа над пополнением и развитием кабинета физической культуры.
  14. Выступление на родительских собраниях и индивидуальные беседы с родителями.
  15. Выпуск предметных газет.

Работа с одаренными и мотивированными детьми

  1. Работа кружков и секций.
  2. Подготовка и участие в выставках, соревнованиях.
  3. Работа в научном обществе школьников
  4. Рецензирование докладов и рефератов.
  5. Применение докладов, рефератов, а также стендового материала на уроках, классных часах, в методических уголках, на родительских собраниях, в подготовке к экзаменам.
  6. Участие в школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской олимпиаде школьников
  7. Участие в школьном и муниципальном этапах районных предметных олимпиад, а также всероссийского и международного уровне.
  8. Подготовка и проведение декады физической культуры.

Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

физкультурно-спортивной

деятельности

предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

описывает

деятельность

следующих

направлениях:

школьник,

(воспитатель,

учитель),

специалисты

валеолог,

физическому

воспитанию,

медицинский

работник,

психолог),

родители,

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

Опишем данную модель.

Целями

Сохранение

укрепление

здоровья

обучающихся,

воспитание

потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дополнительное

образование

обучающихся

физической

культуры и спорта.

Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

Воспитание

потребности

самостоятельно

заниматься

физкультурой,

использовать

различные

спортивные

организации

своего отдыха.

Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

здорового образа жизни.

Внедрение

физкультурно-спортивной

деятельности

должны быть направлены на решение задач:

создание

содействующих

сохранению

укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

физической культуры и спорта;

обеспечение

взаимодействия

учебного

внеучебного

процессов

физического

воспитания

освоения

ценностей

физической

культуры,

удовлетворения

потребностей

обучающихся

занятиях

физическими

упражнениями, спортом;

Цель : сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Рис.1 Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

формирование

физической

культуры

личности

обучающегося

учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

4) дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и

5) проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения

обучающихся средствами физической культуры и спорта;

постоянное

улучшение

организации

спортивно-

массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным

оборудованием и инвентарем.

Реализация модели должна быть подчинена определенным функциям.

Функциями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

Воспитательная – воспитание бережного отношения к здоровью;

Обучающая – обучение нормам здорового образа жизни;

Развивающая – развитие задатков и склонностей к различным видам

спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.

практико-ориентированной

деятельности

педагогического

коллектива

позволил

определить

основные принципы отбора содержания

образования

функционировании

физкультурно-спортивной

деятельности в школе:

системности

рассматривать

самостоятельное

элементы

которого

находятся

взаимозависимости,

здоровьесберегающего

образовательного пространства.

партнерства

обеспечивает

становление

детско-взрослой

общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и

задач образовательного учреждения.

дополнительности

позволяет

образовательном

учреждении

образования,

обеспечивающее

обучение

дошкольников

школьников

здорового

формированию культуры здоровья.

создания

обучении,

развитии,

воспитании

стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что

обеспечивает единство школы и семьи.

принципы

основание

представить

целостную

здоровье,

культуре

здоровья,

осуществления

здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и

средствам деятельности человека по его укреплению, что должно стать базой

для реализации модели физкультурно-спортивной деятельности в школе.

Организация физкультурно-спортивной работы включает в себя шесть

основных направлений. Рассмотрим каждое из них.

Современный

урок

физической

культуры .

Качественное

проведение уроков физкультуры в школе должно реализовывать решение

следующих задач:

1. Укрепление здоровья, улучшение осанки;

2. Содействие гармоническому физическому развитию;

3. Овладение школой движений;

Развитие

координационных

(точности

воспроизведения

дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров

движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы,

согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных

способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и

инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

Приобщение

самостоятельным

занятиям

физиче ским

упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на

формирования

интересов

определенным

двигательной

активности

выполнения

предрасположенности

7. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения

товарищам,

честности,

отзывчивости,

смелости

выполнения

физических упражнений;

Содействие

развитию

психических

процессов

(представления,

памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

2) Массовая физкультурно-спортивная работа.

важнейших

совершенствования

у ч е б н о -

воспитательного

процесса

является

организация

двигательного

школьников,

обеспечивает

активный

удовлетворяет

естественную потребность в движениях. Спортивные соревнования должны

способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно

подростков

взрослых.

Увеличить

занимающихся

физкультурой

возможно

расширение

спортивных

проводимых

соревнований,

привлечение

соревнованиям

разного возраста, а также родителей, и активное участие в соревнованиях

болельщиков. Подвижные игры - необходимая, жизненно-важная разрядка,

удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении,

жажду деятельности, соревнования.

Спортивные игры - важное средство развития ловкости, быстроты,

силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения

ориентироваться

ситуации.

деятельность

участников

соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и

смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача

опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить

свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

3) Пропаганда здорового образа жизни.

Основная

сведения

здоровье

драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил,

времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен

знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и

укрепления здоровья.

4) Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового

поколения.

Вспомним

известного

педагога

В.Сухомлинского:

«Наиболее

полноценное

воспитание,

известно,

школьно-семейное».

необходимо

вовлечение

родителей

обеспечению

здоровья обучающихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех

этапах ученической жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в

первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей

необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в

взаимодействии

воспитывать

детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной,

творческой и здоровой их жизни.

Организация

дополнительного

образования

р а м к а х

физкультурно-спортивной деятельности в школе, в том числе:

1. Организация работы школьных спортивных секций:

По баскетболу для девочек 5-9 классов;

По футболу для мальчиков 5-9 классов;

По теннису для мальчиков 7-9 классов;

По волейболу для мальчиков 8-9 классов.

2. Организация работы спортивных секций:

По волейболу для девочек 8-9 классов;

По туризму для обучающихся 4-5 классов;

По художественной гимнастике для обучающихся 1-2 классов.

Просветительно-воспитательная

работа

у ч а щ и м и с я,

направленная на формирование ЗОЖ: проведение лекций, классных часов,

консультаций

проблемам

сохранения

здоровья,

профилактики

вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация,

консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы

работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие

1. Модель физкультурно-спортивной деятельности школы, позволяет

системно

управлять

контролировать

физкультурно-спортивную

деятельность.

Здоровьесберегающие

технологии

являются

прогрессивным

инструментом

совершенствования

учебно-воспитательного

процесса,

содействующего

повышению

эффективности

физкультурно-спортивной

деятельности школы.

3. Наиболее важно для реализации модели необходимо соблюдение

четырёх позиций жизни участников образовательного процесса:

поощрительные взаимоотношения;

высокая степень участия преподавательского состава;

ясность и прозрачность;

стимулирование.

Совершенствование

механизма

созданию

психолого-

педагогических

социальных

обеспечивающих

повышение

количества

участников

образовательного

процесса

сохранению

укреплению здоровья.

  • 14.Физическое воспитание учащейся молодёжи с ослабленным здоровьем. Характеристика одной программ по физическому воспитанию учащихся отнесённых к смг.
  • 2.Подготовительная:
  • 3.Специальная медицинская
  • 15. Физическое воспитание в вузах. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 16.Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 17. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
  • 18. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста.
  • 20.Сущность и содержание «Международной хартии физического воспитания и спорта» и «Спортивные хартии Европы».
  • Раздел 1. Цель хартии: - позволить каждому индивиду заниматься спортом;
  • 22.Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.
  • 23-24.Профессионально-педагогическая деятельность учителя фк и тренера по спорту. Пути повышения профессионального мастерства.
  • 26. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.
  • 27. Организация и проведение соревнований по избранному виду спорта. Судейская коллегия данных соревнований. Положение о соревнованиях.
  • 29. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.
  • 30. Физическое образование. Процесс формирования двигательных умений и навыков.
  • II. Методы сопряженного воздействия.
  • III. Методы развития физических качеств:
  • 46. Контроль в системе управления тренировочным процессом.
  • 47. Отбор и ориентация в спорте.
  • 48. Спортивная форма и закономерности ее развития, периодизация спортивной тренировки.
  • 49. Гетерохронность в развитии двигательных способностей.
  • 50.Силовые способности и методика их воспитания.
  • 51.Выносливость и методика ее воспитания.
  • 52. Гибкость и методика ее воспитания.
  • 53. Скоростные способности и методика их воспитания.
  • 54.Координационные способности (ловкость) и методика их воспитания.
  • 55. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  • 56.Закономерности (принципы) спорт тренировки.
  • 58.Организация и содержание работы дюсш.
  • 59. Структура и содержание урока физической культуры.
  • 60. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.
  • 61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и ф-и форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.
  • 62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.
  • 63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.
  • 64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.
  • 65. Среднегорье: физические факторы среднегорье. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.
  • 66. Строение и функции коры головного мозга. Рефлекторный принцип как основа высшей нервной деятельности. Свойства темперамента человека и спортивная деятельность.
  • 67.Сенсорные системы: строение и функции анализаторов. Управление движениями.
  • 68. Автономная (вегетативная) нс: симпатический, парасимпатический и энтеральный отделы. Рефлекторная регуляция вегетативных функций.
  • 69. Структурные элементы человеческого организма. Рост и развитие. Акселерация и ретардация. Возраст и спортивные результаты.
  • 70. Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях (мышечная работа, высотная гипоксия).
  • 71. Обмен веществ: основной обмен. Суточный расход энергии, и методы исследования. Расход энергии при спортивной деятельности.
  • 72.Терморегуляция: температурный гомеостаз. Терморегуляция в условиях повышенной и пониженной температуры. Температура тела при мышечной нагрузки.
  • 73. Физиологические основы здоровья: гипердинамия и гиподинамия. Возраст и начало занятий спортом. Физиологическое обоснование оздоровительной тренировки.
  • 74. Биологические ритмы: классификация биоритмов. Биоритмы и построение тренировочного процесса.
  • 76. Питание и мышечная деятельность: основные принципы питания. Питание при занятиях различными видами спорта. Питание в условиях соревнований.
  • 77.Фармакология в спорте: допинги последнего поколения. Фармакологические препараты и их возможное использование в коррекции спортивной деятельности.
  • 78. Классификация фу: позы и мышечная деятельность. Классификация фу на основе критерия «способ выполнения упражнений» с учетом фактора энергообеспечения.
  • 79. Телосложение и спорт: тотальные размеры и пропорции тела. Морфофункциональный профиль спортсмена высокого класса.
  • 80. Мышечная ткань: строение мышцы, как органа. Энергетика мышечного сокращения. Пано, как показатель развития энергетики мышц в онтогенезе.
  • 1. Строение мышцы
  • 2. Виды мышц
  • 3. Строение скелетной мышцы
  • 4. Анаэробное энергообразование
  • 81. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: понятие адаптации. Этапность адаптивных процессов. Цена адаптации к большим мышечным нагрузкам.
  • 82. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: спортивная тренировка как процесс направленной адаптации. Биологические принципы спортивной тренировки.
  • 85. Физиология стареющего организма.
  • 86. Гормональный профиль мужского и женского организма. Половые особенности при мышечной деятельности.
  • 87. Восстановительные процессы при спортивной деятельности: неравномерность, гетерохронность и фазность, как закономерности восстановительных процессов. Медико-биологические ср-ва восстановления.
  • Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе. Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующие органы заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, его устав, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Права на образовательную деятельность возникают по мере получения лицензии.

    Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления ФКиС. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 место на первенствах, чемпионатах России, Европы, Мира, Олимпийских играх.

    Финансирование и материальные средства спортивной школы являются ее собственностью.

    Основные задачи: спортивная школа призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию ЗОЖ, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня высоких результатов.

    На этапе начальной подготовки ставятся задачи: развитие массового спорта, привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

    На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного результата, профилактика вредных привычек и правонарушений.

    На этапах спортивного совершенствования и ВСМ ставятся задачи: привлечение к спорту высших достижений оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких результатов, позволяющих войти в состав команд России.

    Этапы многолетней подготовки:

    Спортивно-оздоровительный – ДЮКФП (ДЮСШ) охватывает 10-12% детей 6-16 лет

    Начальной подготовки – ДЮСШ (ДЮСФП, СДЮШОР)

    Учебно-тренировочный – ДЮСШ, СДЮШОР (ДЮКФП)

    Спортивного совершенствования – СДЮШОР, ШВСМ (ДЮСШ) 0,2% 16-25 лет

    Высшего спортивного мастерства - СДЮШОР, ШВСМ

    Критерии оценки деятельности:

    Спортивно-оздоровительный: стабильность состава занимающихся, посещаемость тренировочных занятий. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.

    Начальной подготовки: стабильность состава занимающихся. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.

    Учебно-тренировочный: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Освоение объемов тренировочных нагрузок, освоение теоретического раздела программы.

    Спортивного совершенствования: уровень физического развития и функционального состояния занимающихся. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Динамика спортивно-технических показателей. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

    Высшего спортивного мастерства: стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

    Организация учебно-тренировочного процесса: спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

    Условия зачисления в спортивную школу:

    На начальный этап подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

    На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по ОФП и специальной подготовке.

  • Краткая характеристика:

    • - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
    • - психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
    • - дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

    Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

    Основные задачи спортивных секций

    Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.

    Основные задачи секций:

    • - приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
    • - содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
    • - готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
    • - содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

    Распределение секций по возрастной группе

    В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6-7, 8-9, 10-11, 12-13, 14-15, 16-17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям:

    с 6-летнего возраста -- к занятиям по спортивной гимнастике (девочки), художественной гимнастике, фигурному катанию;

    с 7-летнего возраста -- к занятиям по фристайлу, шахматам и шашкам, теннису настольному и большому, синхронному плаванию, прыжкам на батуде, в воду, плаванию, спортивной гимнастике (мальчики), акробатике, воднолыжному спорту;

    с 8-летнего возраста -- к занятиям по бадминтону, баскетболу, футболу, горнолыжному спорту, спортивному ориентированию;

    с 9-летнего возраста -- к занятиям по водному поло, волейболу, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту (биатлону), лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам с трамплина, парусному спорту, регби, ручному мячу, хоккею на траве, с мячом, с шайбой;

    с 10-летнего возраста -- к занятиям по скалолазанию, фехтованию, тяжелой атлетике, санному спорту, современному пятиборью, стрельбе пулевой, гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, велоспорту, борьбе вольной, классической, дзюдо, самбо, боксу;

    с 11 лет -- к занятиям по конному спорту, стрельбе из лука, стрельбе стендовой;

    с 17 лет -- к занятиям бобслеем.

    Для учащихся 8-9 и 10-11 лет занятия проводятся два раза в неделю по 45 мин, для остальных возрастных групп -- три раза в неделю по 90 мин. Проводят занятия в спортивных секциях учителя физической культуры, военные руководители (по военно-прикладным видам спорта), учителя других предметов, имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентные в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми. Такие секции существуют практически во всех общеобразовательных школах.

    Занятия в кружке или секции -- это:

    • - смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок -- творческой. В кружках прикладного творчества -- двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок -- все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
    • - смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, -- разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;
    • - смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
    • - смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь -- занимайся за столом, хочешь -- удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится. Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

    способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

    Занятия в кружке, секции -- это общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений. Кроме того, для всех детей группа в кружке -- модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

    формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

    • - запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
    • - запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
    • - запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.); организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться. Для ребенка семи-девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

    Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:

    • - первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
    • - второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически -- в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

    Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

    Методы спортивной тренировки

    В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

    В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

    • 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
    • 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

    К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

    К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

    • 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
    • 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
    • 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
    • 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

    К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

    Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений и целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

    При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

    При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облетающие освоение двигательных действий.

    Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов -- непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

    При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном -- варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

    Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м, как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

    Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

    В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий -- свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий -- с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий -- на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 к 23 мин.

    Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м -- в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с максимальной скоростью, отдых -- 3-5 мин, 30 м -- с ходу с максимальной скоростью, медленный бег -- 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание инстанции 200 м с результатами -- 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

    В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

    Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

    В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной, тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

    Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

    Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

    Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

    Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

    При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

    Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

    В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

    • - соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге ш короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
    • - соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
    • - проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) относительно небольшими паузами отдыха против нескольк соперников;
    • - соревнования в играх и единоборствах с «неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

    Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

    • - планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;
    • - уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;
    • - упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;
    • - использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;
    • - уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;
    • - применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество -- он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

    Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

    Дозирование физических нагрузок

    Дозировать нагрузки - значит делить их на пропорции, определяя размеры однократного многократного использования. Показателями величины нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы.

    Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиения у учащихся, их объективные ощущения трудностей в работе и внешние проявления реакций на нагрузку.

    Относительно выбора нагрузок необходимо отметить следующее:

    • 1. Тренирующее воздействие нагрузки должно быть пропорционально ее интенсивности и длительности.
    • 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от занятия к занятию. Если этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно снижаться.
    • 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности, а затем за счет интенсивности.
    • 4. В серии занятий можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно.
    • 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способностям детей к адаптации. Слабые нагрузки малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постепенно наблюдая за реакцией школьников.